Союз как часть речи
1. Введение
Прочитайте отрывок их стихотворения Ф. И. Тютчева:
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит:
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Для того чтобы показать картины весны, в данном предложении используются союзы а, и.
Рис.1. Что вы должны знать и уметь?
2. Определение союза
Союз – это служебная часть речи, соединяющая однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного.
Необходимо отличать союзы от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы (члены предложения) и не простые предложения, а слова, т.е. указывают на связь слов в предложении.
союз предл.
Сравните: синие и желтые цветы – растут (на чём?) на лугу.
3. Союзы
сочинительные подчинительные
и, да, а, но, или, когда, прежде чем, чтобы, что,
либо, тоже, также, так как, потому что, словно, если,
то…то, либо … либо раз, хотя
и др. и др.
4. Классификация союзов по строению
· простые: но, однако;
· составные: так как, в то время как.
Разновидностями составных союзов являются:
· повторяющиеся: и … и, или … или;
· двойные: если …, то; как…, так и.
Вопросы к конспектам
Задание №1. Прочитайте два текста.
1) Путники направились знакомыми улицами к дворцу Гудвина. По дороге Фарамант не утерпел, сообщил кое-кому из жителей о гибели страшной Бастинды. Весть быстро распространилась по городу, скоро за Элли, ее друзьями до самого дворца шла большая толпа почтительных зевак.
2) Путники направились знакомыми улицами к дворцу Гудвина. По дороге Фарамант не утерпел и сообщил кое-кому из жителей о гибели страшной Бастинды. Весть быстро распространилась по городу, и скоро за Элли и ее друзьями до самого города шла большая толпа почтительных зевак.
(А. Волков)
· Каково грамматическое различие этих текстов?
· Какой текст более удобен для чтения? Почему?
· Выпишите слова или грамматические основы, соединенные союзом и. В каких отношениях между собой они находятся?
· С какой целью используются союзы?
Задание №2. Прочитайте два предложения.
1) Я вдруг сделалась бы королевой, обязательно приказала бы: в каждом городе и в каждой деревне был волшебник, он совершал для детей всякие чудеса.
2) Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник, чтобы он совершал для детей всякие чудеса.
(А. Волков)
· Насколько грамотна первая запись? Какие речевые недочеты вы можете в ней отметить?
· Какова роль союзов если,..то и чтобы? На какие отношения между простыми предложениями они указывают? (Подсказка: попробуйте задать вопрос от одного простого предложения к другому.)
· Обозначьте все грамматические основы второго предложения.