Переходные и непереходные глаголы
Глагол — одна из самых «живых» частей речи. Он обозначает действие и помогает сделать нашу речь динамичной и выразительной. Но не все глаголы одинаково «ведут себя» в предложении. Одни требуют дополнения, другие — нет. Именно по этому признаку глаголы делятся на переходные и непереходные.
Что такое переходные глаголы
Переходные глаголы — это глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, то есть действие направлено на объект. К таким глаголам можно поставить вопрос что? или кого? от глагола к существительному.
Примеры:
-
читать книгу (чтение направлено на предмет — книгу);
-
строить дом;
-
кормить кошку;
-
решать задачу;
-
слушать музыку.
Во всех этих случаях действие направлено на объект, поэтому глаголы читать, строить, кормить, решать, слушать — переходные.
Как распознать переходный глагол
Чтобы определить, является ли глагол переходным, нужно:
-
Найти глагол в предложении.
-
Поставить от него вопрос кого? или что?
-
Если вопрос можно задать к существительному в винительном падеже без предлога, значит глагол переходный.
Пример:
-
Мальчик рисует (что?) картину. — действие направлено на объект → переходный.
-
Девочка гладит (кого?) кошку. — тоже переходный глагол.
Особенности переходных глаголов
-
Переходные глаголы управляют дополнением — словом, которое обозначает предмет, на который направлено действие.
читать книгу, мыть руки, смотреть фильм. -
Отрицательная форма таких глаголов может требовать родительного падежа:
читать книгу — не читать книги; слушать музыку — не слушать музыки. -
Некоторые переходные глаголы могут сочетаться не только с винительным, но и с другими падежами — это не отменяет их переходности, если действие направлено на объект:
ждать друга (родительный), просить помощи (родительный), достигать цели (родительный).
Что такое непереходные глаголы
Непереходные глаголы — это глаголы, которые не обозначают действие, переходящее на объект, а выражают состояние, движение или действие, не направленное на другой предмет.
От непереходных глаголов нельзя задать вопрос кого? или что? к существительному без предлога.
Примеры:
-
спать;
-
сидеть;
-
стоять;
-
бежать;
-
отдыхать;
-
лететь;
-
улыбаться.
Сравните:
-
Мальчик спит. — нельзя спросить спит кого? что? → непереходный.
-
Птица летит. — нельзя спросить летит кого? что? → непереходный.
Различие между переходными и непереходными глаголами
| Признак | Переходные | Непереходные |
|---|---|---|
| Направленность действия | На предмет | Без предмета |
| Можно задать вопрос «кого? что?» | Да | Нет |
| Есть дополнение без предлога | Да | Нет |
| Примеры | читать книгу, строить дом, кормить кошку | спать, бежать, отдыхать, сидеть |
Глаголы, которые могут быть и переходными, и непереходными
Иногда один и тот же глагол может употребляться в обоих значениях — всё зависит от смысла и контекста.
Примеры:
-
Мальчик поёт песню. (что? — песню → переходный)
-
Мальчик поёт громко. (нет объекта → непереходный)
Ещё пример:
-
Собака кусает человека. (кого? — человека → переходный)
-
Собака кусается. (возвратная форма, действие не направлено на объект → непереходный)
Возвратные глаголы
Многие глаголы с частицей -ся (-сь) являются непереходными, потому что действие не направлено на другой предмет.
Примеры:
-
смеяться, улыбаться, купаться, двигаться, радоваться.
Нельзя сказать смеяться кого? что?, поэтому такие глаголы непереходные.
Однако встречаются исключения — например, бояться кого? чего?, где действие всё же направлено на объект, но выражается через родительный падеж.
Зачем нужно различать переходные и непереходные глаголы
Знание этого признака помогает:
-
правильно выбирать падеж существительных, которые зависят от глагола;
-
грамотно строить предложения;
-
понимать, направлено ли действие на объект или нет.
Примеры:
-
Я люблю музыку. — переходный глагол (люблю что? музыку).
-
Я думаю. — непереходный (нет объекта).