Вид глагола

1. Опре­де­ля­ем вид гла­го­ла

Вид гла­го­ла опре­де­ля­ет­ся по во­про­су.

Во­про­сы совер­шен­но­го вида:

что сде­лать?

что сделал?

что сде­ла­ет?

что сде­ла­ем?

и др.

Во­про­сы несо­вер­шен­но­го вида:

что де­лать?

что делал?

что де­ла­ет?

что будем де­лать?

и др.

Если в во­про­се есть с, то вид совер­шен­ный, если при­став­ки с нет, то и вид несо­вер­шен­ный.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что буква с в во­про­се либо от­сут­ству­ет, либо со­хра­ня­ет­ся вовсех фор­мах гла­го­ла, то есть вид – это по­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла, и он не ме­ня­ет­ся при из­ме­не­нии вре­ме­ни, на­при­мер.

2. Суф­фик­сы и при­став­ки в об­ра­зо­ва­нии ви­до­вых форм гла­го­лов

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на неко­то­рые за­ко­но­мер­но­сти:

1. Непро­из­вод­ные гла­го­лы чаще всего от­но­сят­ся к несо­вер­шен­но­му виду (пить, ле­теть, смот­реть) Но: дать, бро­сить – сов. в.

2. Несов. в.+ при­став­ка = сов. в.

мо­тать – на-мо­тать

ма­хать – по-ма­хать

смот­реть – по-смот­реть

Но: хо­дить – прихо­дить

3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:

на­мо­тать – на­мат-ыва-ть

по­ма­хать – по­мах-ива-ть

про­смот­реть – про­сматр-ива-ть

4. Несов. в. + НУ = сов. в.

ки­дать – ки-ну-ть

сту­чать – стук-ну-ть

3. Дву­ви­до­вые гла­го­лы

Рас­смот­ри­те сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

Ра­нить

Сол­да­та ра­ни­ли (что сде­ла­ли?) – сов. в.

Твои слова меня ранят (что де­ла­ют?) – несов. в.

Ве­леть

Пушки с при­ста­ни палят, ко­раб­лю при­стать велят. (что де­ла­ют?) – несов. в.

Не при­ка­же­те ли, я велю по­дать ков­рик? (что сде­лаю?) – сов. в.

Обыч­но гла­го­лам свой­ствен­но все же иметь один вид: либо со­вер­шен­ный, либо несо­вер­шен­ный. Но есть дву­ви­до­вые гла­го­лы. Они в за­ви­си­мо­сти от кон­тек­ста могут быть и со­вер­шен­но­го, и несо­вер­шен­но­го вида. Таких гла­го­лов немно­го, на­при­мер:ата­ко­вать, ор­га­ни­зо­вать, те­ле­гра­фи­ро­вать, вен­чать, кре­стить, обе­щать, ве­леть, же­нить, каз­нить, ра­нить.

4. Зна­че­ние ка­те­го­рии вида

Гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие для­ще­е­ся (пою, рисую) или по­вто­ря­ю­ще­е­ся (пры­гал, кри­чал, тол­кал).

А гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дей­ствие, ко­то­рое за­кон­чи­лось, за­вер­ши­лось, свер­ши­лось (спел, на­ри­со­вал, прыг­нул, крик­нул, толк­нул), а также дей­ствие, ко­то­рое на­ча­лось или нач­нет­ся, и его на­ча­ло – это свое­об­раз­ная гра­ни­ца, через ко­то­рую дей­ствие пе­ре­сту­па­ет, свер­ша­ет­ся (за­иг­рал, запел).

5. Че­ре­до­ва­ние глас­ных в корне слова

Если от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида мы об­ра­зу­ем гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, то мы можем уви­деть не со­всем обыч­ное по­ве­де­ние корня:

О-позд-а-ть – о-пазд-ывать

Говор-и-ть – раз-говар-ива-ть

От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть

Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть

Когда вы изу­ча­ли пра­во­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной корня, то за­по­ми­на­ли, что без­удар­ную глас­ную в корне нель­зя про­ве­рять гла­го­лом несо­вер­шен­но­го вида.

Вопросы к конспектам

Упраж­не­ние 1.

Из­ме­ни­те вид вы­де­лен­ных гла­го­лов. Как от этого из­ме­нит­ся смысл пред­ло­же­ния?

1. Он ло­жил­ся спать, когда я позд­но ве­че­ром зашёл к нему.

2. Ко­рабль уже воз­вра­щал­ся в порт.

3. На­сту­пи­ла дол­гая по­ляр­ная ночь.

4. Мы спеш­но со­би­ра­ли свои вещи.

5. Сту­ден­ты разъ­ез­жа­лись на прак­ти­ку.

6. Снег таял, до­ро­ги стали непро­ез­жи­ми.

7. Когда мы по­до­шли к ста­ди­о­ну, я вспом­нил, что забыл билет дома.

Упраж­не­ние 2.

Опре­де­ли­те вид гла­го­лов; ука­жи­те, какое зна­че­ние имеют гла­го­лы со­вер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

1. Вы вы­сту­па­ли вчера на со­бра­нии?

2. Вдруг за­гре­мел гром.

3. Я читал вашу ста­тью.

4. Вы зво­ни­ли мне?

5. Он пе­ре­вёл за вечер пять стра­ниц.

6. Он изу­чал немец­кий язык са­мо­сто­я­тель­но.

7. В метро я уви­дел зна­ко­мо­го и по­до­шел к нему.

8. Ты уже зав­тра­кал? – Да, по­зав­тра­кал.

9. Ты решал за­да­чи? – Да, я решил все за­да­чи и отдал тет­радь пре­по­да­ва­те­лю.

10. Он по­ка­зал луч­ший ре­зуль­тат и при­шёл к фи­ни­шу пер­вым.

11. Он долго го­то­вил­ся к эк­за­ме­ну.

12. Де­душ­ка по­сто­ян­но терял свои очки и на­хо­дил их где-ни­будь в квар­ти­ре. Од­на­ж­ды он по­те­рял их на улице и не нашёл.

13. Он долго смот­рел на меня и вспо­ми­нал, где мы могли встре­чать­ся. На­ко­нец, он вспом­нил, что мы вме­сте ехали на кон­фе­рен­цию.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:12