Вид глагола
1. Определяем вид глагола
Вид глагола определяется по вопросу.
Вопросы совершенного вида:
что сделать?
что сделал?
что сделает?
что сделаем?
и др.
Вопросы несовершенного вида:
что делать?
что делал?
что делает?
что будем делать?
и др.
Если в вопросе есть с, то вид совершенный, если приставки с нет, то и вид несовершенный.
Обратите внимание, что буква с в вопросе либо отсутствует, либо сохраняется вовсех формах глагола, то есть вид – это постоянный признак глагола, и он не меняется при изменении времени, например.
2. Суффиксы и приставки в образовании видовых форм глаголов
Обратите внимание на некоторые закономерности:
1. Непроизводные глаголы чаще всего относятся к несовершенному виду (пить, лететь, смотреть) Но: дать, бросить – сов. в.
2. Несов. в.+ приставка = сов. в.
мотать – на-мотать
махать – по-махать
смотреть – по-смотреть
Но: ходить – приходить
3. Сов. в. + ыва/ива = несов. в.:
намотать – намат-ыва-ть
помахать – помах-ива-ть
просмотреть – просматр-ива-ть
4. Несов. в. + НУ = сов. в.
кидать – ки-ну-ть
стучать – стук-ну-ть
3. Двувидовые глаголы
Рассмотрите следующие примеры:
Ранить
Солдата ранили (что сделали?) – сов. в.
Твои слова меня ранят (что делают?) – несов. в.
Велеть
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (что делают?) – несов. в.
Не прикажете ли, я велю подать коврик? (что сделаю?) – сов. в.
Обычно глаголам свойственно все же иметь один вид: либо совершенный, либо несовершенный. Но есть двувидовые глаголы. Они в зависимости от контекста могут быть и совершенного, и несовершенного вида. Таких глаголов немного, например:атаковать, организовать, телеграфировать, венчать, крестить, обещать, велеть, женить, казнить, ранить.
4. Значение категории вида
Глаголы несовершенного вида обозначают действие длящееся (пою, рисую) или повторяющееся (прыгал, кричал, толкал).
А глаголы совершенного вида обозначают действие, которое закончилось, завершилось, свершилось (спел, нарисовал, прыгнул, крикнул, толкнул), а также действие, которое началось или начнется, и его начало – это своеобразная граница, через которую действие переступает, свершается (заиграл, запел).
5. Чередование гласных в корне слова
Если от глагола совершенного вида мы образуем глагол несовершенного вида, то мы можем увидеть не совсем обычное поведение корня:
О-позд-а-ть – о-пазд-ывать
Говор-и-ть – раз-говар-ива-ть
От-толк-ну-ть – от-талк-ива-ть
Вы-про-вод-и-ть – вы-про-важ-ива-ть
Когда вы изучали правописание безударной гласной корня, то запоминали, что безударную гласную в корне нельзя проверять глаголом несовершенного вида.
Вопросы к конспектам
Упражнение 1.
Измените вид выделенных глаголов. Как от этого изменится смысл предложения?
1. Он ложился спать, когда я поздно вечером зашёл к нему.
2. Корабль уже возвращался в порт.
3. Наступила долгая полярная ночь.
4. Мы спешно собирали свои вещи.
5. Студенты разъезжались на практику.
6. Снег таял, дороги стали непроезжими.
7. Когда мы подошли к стадиону, я вспомнил, что забыл билет дома.
Упражнение 2.
Определите вид глаголов; укажите, какое значение имеют глаголы совершенного и несовершенного вида.
1. Вы выступали вчера на собрании?
2. Вдруг загремел гром.
3. Я читал вашу статью.
4. Вы звонили мне?
5. Он перевёл за вечер пять страниц.
6. Он изучал немецкий язык самостоятельно.
7. В метро я увидел знакомого и подошел к нему.
8. Ты уже завтракал? – Да, позавтракал.
9. Ты решал задачи? – Да, я решил все задачи и отдал тетрадь преподавателю.
10. Он показал лучший результат и пришёл к финишу первым.
11. Он долго готовился к экзамену.
12. Дедушка постоянно терял свои очки и находил их где-нибудь в квартире. Однажды он потерял их на улице и не нашёл.
13. Он долго смотрел на меня и вспоминал, где мы могли встречаться. Наконец, он вспомнил, что мы вместе ехали на конференцию.