Наклонение глагола

1. Учеб­ное на­блю­де­ние

Рас­смот­рим раз­ные формы гла­го­лов и по­про­бу­ем опре­де­лить, когда эти дей­ствия со­вер­ша­ют­ся:

хо­ди­ла

хо­дишь

будет хо­дить

ходил бы

ходи

Итак, хо­ди­ла. Что де­ла­ла? – дей­ствие со­вер­ша­ет­ся в про­шлом.

Хо­дишь. Сей­час. Что де­ла­ешь? – это на­сто­я­щее время. Дей­ствие со­вер­ша­ет­ся сей­час, в мо­мент, когда мы это слово про­из­но­сим.

Будет хо­дить. Он будет хо­дить в бу­ду­щем, после того как мы про­из­не­сем эти слова. Т. е. дей­ствие толь­ко будет со­вер­шать­ся.

Ходил бы. Когда со­вер­ша­ет­ся это дей­ствие? Ходил бы ты к нам по­ча­ще. А со­вер­ша­ет­ся ли дан­ное дей­ствие во­об­ще? Нет! Кто-то толь­ко же­ла­ет, чтобы оно со­вер­ша­лось. И время мы тут опре­де­лить не можем!

Ходи! Когда со­вер­ша­ет­ся дей­ствие? В на­сто­я­щем вре­ме­ни? В про­шед­шем? В бу­ду­щем? А ни в одном из вре­мен! Дей­ствие пред­став­ле­но как прось­ба, при­каз. И опять-та­ки неиз­вест­но, со­вер­шит­ся оно или нет.

2. Три на­кло­не­ния гла­го­ла

С по­мо­щью на­кло­не­ния вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ние дей­ствия к дей­стви­тель­но­сти. В рус­ском языке гла­гол имеет три на­кло­не­ния.

Изъ­яви­тель­ное на­кло­не­ние: дей­ствие пред­став­ле­но как со­вер­ша­ю­ще­е­ся в ре­аль­но­сти в на­сто­я­щем, про­шед­шем или бу­ду­щем вре­ме­ни: читаю, читал, буду чи­тать.

Услов­ное (со­сла­га­тель­ное) на­кло­не­ние стоит вне вре­ме­ни, оно обо­зна­ча­ет же­ла­е­мое, воз­мож­ное дей­ствие, т. е. дей­ствие, ко­то­рое не про­ис­хо­ди­ло, не про­ис­хо­дит, но может про­изой­ти при опре­де­лен­ных усло­ви­ях: читал бы, чи­та­ла бы, чи­та­ли бы.

По­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние тоже стоит вне вре­ме­ни, и гла­го­лы в этом на­кло­не­нии обо­зна­ча­ют дей­ствие, ко­то­рое в со­от­вет­ствии с при­ка­зом, по­же­ла­ни­ем или прось­бой го­во­ря­ще­го может про­изой­ти (а может и не про­изой­ти): читай, чи­тай­те.

На­кло­не­ние гла­го­ла – непо­сто­ян­ный при­знак.

3. Гла­го­лы в услов­ном (со­сла­га­тель­ном) на­кло­не­нии

Об­ра­зо­ва­ние форм услов­но­го (со­сла­га­тель­но­го) на­кло­не­ния

Взял

Взяла              + БЫ (Б)

Взяло

Взяли

 

Услов­ное на­кло­не­ние – ана­ли­ти­че­ская форма.

Гла­го­лы в услов­ном на­кло­не­нии из­ме­ня­ют­ся по чис­лам, а в един­ствен­ном числе – по родам.

Время и лицо у гла­го­лов в со­сла­га­тель­ном на­кло­не­нии не вы­де­ля­ют­ся!

От­тен­ки зна­че­ний услов­но­го на­кло­не­ния:

Если бы ты при­ш­ла рань­ше, мы сде­ла­ли бы все к сроку. (усло­вие, воз­мож­ное дей­ствие)

Я бы сей­час с удо­воль­стви­ем съела мо­ро­же­ное. (же­ла­тель­ность)

Как бы гроза не на­ча­лась… (опа­се­ние, со­мне­ние)

4. Гла­го­лы в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии

Зна­че­ние форм по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния:

1.      При­ка­за­ние: Стой на месте! (вни­ма­ние: Сто­ять! – это не по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние, а неопре­де­лен­ная форма гла­го­ла)

2.      Прось­ба: При­хо­ди к нам по­ча­ще.

3.      Про­стое по­буж­де­ние По­слу­шай­те вни­ма­тель­но, что я вам сей­час скажу.

4.      Раз­ре­ше­ние, поз­во­ле­ние: Ну, ладно, сходи по­гу­ляй.

5.      Предо­сте­ре­же­ние: Смот­ри, не зевай, а то все про­пу­стишь!

6.      Моль­ба: По­ми­луй!

7.      Иро­ни­че­ское по­буж­де­ние: Держи кар­ман шире!

Об­ра­зо­ва­ние форм по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния:

– Суф­фикс и + (те): при­хо­ди, при­хо­ди­те, учись, учи­тесь

– Пусть (пус­кай), да, да­вай­те + форма на­сто­я­ще­го/бу­ду­ще­го вре­ме­ни: да­вай­те по­смот­рим, да здрав­ству­ет, пусть при­хо­дит.

Гла­гол в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и по лицам и не из­ме­ня­ет­ся по вре­ме­нам и родам.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

Прячь­тесь

Прячь­те

От­режь­те

Ешьте

Мяг­кий знак перед -те со­хра­ня­ет­ся!

Вопросы к конспектам

1. Сгруп­пи­руй­те гла­го­лы по на­кло­не­ни­ям:

ска­жи­те, ска­зал бы, вы­брось­те, по­про­сил бы, брошу, по­ра­бо­тал, по­ра­бо­тай, вы­здо­рав­ли­ваю, вижу, ехал бы, лечу, буду ша­гать, рас­се­ял, дыши, по­ху­дей-ка, при­ля­гу, ляг.

2. Как из­ме­нить на­кло­не­ние гла­го­лов, не из­ме­няя ни одной буквы?

хо­ди­те, дер­жи­те, но­си­те, оста­но­ви­те.

3. Об­ра­зуй­те по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние гла­го­лов:

вы­ле­зать, ехать, лечь.

4. В на­зва­нии какой ста­рин­ной дет­ской иг­руш­ки по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние гла­го­ла пи­шет­ся слит­но с ча­сти­цей -ка?

5. При­ве­ди­те при­ме­ры упо­треб­ле­ния услов­но­го на­кло­не­ния в зна­че­нии по­ве­ли­тель­но­го.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 02:58