А.А. Блок. Первый том лирики. «Распутья»

 1. Вступление

«Рас­пу­тья» – цикл, за­вер­ша­ю­щий пер­вый том, ко­то­ро­му ха­рак­тер­на дра­ма­ти­че­ская на­пря­жен­ность. Тема Пре­крас­ной Дамы про­дол­жа­ет зву­чать и в этом цикле, но здесь воз­ни­ка­ет и нечто новое: ка­че­ствен­но иная связь с «по­все­днев­но­стью», вни­ма­ние к люд­ско­му герою, со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка. «Рас­пу­тья» на­ме­ча­ют воз­мож­ность гря­ду­щих пе­ре­мен в твор­че­стве поэта, ко­то­рые от­чет­ли­во про­явят себя уже во вто­ром томе. Стихи о Пре­крас­ной Даме» – цен­траль­ный цикл пер­во­го тома. Это и есть то «мгно­ве­ние слиш­ком яр­ко­го света», о ко­то­ром Блок писал А. Бе­ло­му. Мно­го­пла­нов облик ге­ро­и­ни. С одной сто­ро­ны, это вполне ре­аль­ная, «зем­ная» жен­щи­на. Герой видит ее «каж­дый день из­да­ле­ка». С дру­гой сто­ро­ны, пе­ред­ним небес­ный, ми­сти­че­ский образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно ска­зать и о герое цикла.

 

 2. Мотив пути

А. Блок

Рис. 1  А. Блок

«Ли­ри­че­ская уеди­нен­ность», «оди­но­че­ство» Блока, в ат­мо­сфе­ре кото­рых со­зда­ва­лись «Стихи о Пре­крас­ной Даме», по­сте­пен­но от­сту­па­ют перед яв­ле­ни­я­ми ре­аль­но­сти. В «Рас­пу­тьях» (1902-1904), по­яв­ля­ют­ся новые темы, новые об­ра­зы, непри­выч­ные для ро­мантического оре­о­ла поэта, выбор пути. 

Циклы "Сти­хов о Пре­крас­ной Даме" за­вер­ша­ют­ся сло­ва­ми ве­ли­чай­ше­го тор­же­ства: ока­за­лось, что воз­люб­лен­ная поэта не от­верг­ла его мо­ле­ний, от­ве­ти­ла на его при­зы­вы; те­перь сбы­лись самые пыл­кие ча­я­ния, и от­ныне он - "недвиж­ный страж" - на­все­гда за­слу­жил во­жде­лен­ный "венец тру­дов - пре­вы­ше всех на­град":

Я скрыл лицо, и про­хо­ди­ли годы.

Я пре­бы­вал в Слу­же­ньи много лет.

И вот за­жглись лучом ве­чер­ним своды,

Она дала мне Цар­ствен­ный Ответ.

Тема пути ста­но­вит­ся у Блока сквоз­ная, «путь как от­ра­же­ние под­зем­но­го роста души».

Блок в пись­ме А. Бе­ло­му писал, что «таков  путь, и все стихи вме­сте – это три­ло­гия во­че­ло­ве­че­ния». На этом пути могут быть оста­нов­ки, от­кло­не­ния. Сбор­ник «Рас­пу­тье» - это про­дол­же­ние дви­же­ния впе­ред, но дви­же­ния неуве­рен­но­го, сде­лать выбор очень слож­но. Этот цикл сти­хов счи­та­ет­ся самым  кри­зис­ным в твор­че­стве Блока.

Также сквоз­ной темой яв­ля­ет­ся и разо­ча­ро­ва­ние. 

 

Про­сы­па­юсь я - и в поле ту­ман­но,

Но с моей вышки - на солн­це укажу.

И про­буж­де­ние мое без­же­лан­но,

Как де­вуш­ка, ко­то­рой я служу.

 

Когда я в су­мер­ки про­хо­дил по до­ро­ге,

За­при­ме­тил­ся в окош­ке крас­ный ого­нек.

Ро­зо­вая де­вуш­ка вста­ла на по­ро­ге

И ска­за­ла мне, что я кра­сив и высок.

 

В этом вся моя сказ­ка, доб­рые люди.

Мне боль­ше не надо от вас ни­че­го:

Я ни­ко­гда не меч­тал о чуде -

И вы успо­кой­тесь - и за­будь­те про него.

 По­яв­ля­ет­ся чер­ный двой­ник, вы­рвал­ся на сво­бо­ду, он сме­ет­ся надо всеми.

Паяс

Рис. 2. Паяс

Это новый герой, ко­то­рый про­би­ва­ет­ся в по­ту­сто­рон­ний мир.

 

3. Современность в стихах Блока

Со­вре­мен­ность ли­ше­на кра­со­ты. Нужно найти слова, чтобы пе­ре­дать этот мир. Зло и мно­го­ли­ко, и без­ли­ко.

Рав­но­душ­ные лица толпы,

Лю­бо­пыт­ных со­се­дей набег…

И кру­гом про­топ­та­ли тропы,

Осквер­нив це­ло­муд­рен­ный снег.

Но, ло­жась в сне­го­вую по­стель,

Услы­хал за­клю­чен­ный в гробу,

Как вдали за­пе­ва­ла ме­тель,

К небе­сам поды­мая трубу.

«Целый год не дро­жа­ло окно…», 1903

Блок пы­та­ет­ся уло­вить внут­рен­нюю сущ­ность со­вре­мен­но­сти.

В новых его сти­хах явно чув­ству­ет­ся тре­во­га, рас­те­рян­ность, ибо поэт и сам не знает, как со­че­тать ту мечту о сли­я­нии с воз­люб­лен­ной, какая ка­за­лась до­то­ле ми­сти­че­ской и недо­сти­жи­мой, с по­все­днев­ной жиз­нью, как со­че­тать "зем­ное" чув­ство с "небес­ным"; эта про­ти­во­ре­чи­вость и опре­де­ля­ет их ха­рак­тер.

От­ныне жизнь пред­ста­ва­ла перед по­этом со всеми сво­и­ми са­мы­ми ост­ры­ми и непри­ми­ри­мы­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, в угрю­мых, горь­ких и гроз­ных чер­тах; гро­хот кру­ше­ния со­здан­ных им в своей мечте "ве­ли­ко­леп­ных миров" - ве­ли­ко­леп­ных, но всего толь­ко во­об­ра­жа­е­мых, не вы­дер­жав­ших ис­пы­та­ния жиз­нью, ее су­ро­вых опы­тов, ее бурь и тре­вог, и слы­шит­ся нам в ли­ри­ке Блока на сле­ду­ю­щем этапе его твор­че­ско­го раз­ви­тия и внут­рен­не­го ста­нов­ле­ния, его "три­ло­гии во­че­ло­ве­че­ния".

Блок с дав­них лет - еще перед ре­во­лю­ци­ей - знал, что "везде небла­го­по­луч­но, что ка­та­стро­фа близ­ка, что ужас при две­рях..." (как ска­жет он впо­след­ствии в ста­тье "Па­мя­ти Лео­ни­да Ан­дре­ева"), - и ожи­да­ние при­бли­жа­ю­щей­ся ка­та­стро­фы, от ко­то­рой нигде не найти спа­се­ния, ста­но­вит­ся от­ныне все более углуб­ля­ю­щим­ся па­фо­сом ли­ри­ки Блока. Она ста­но­вит­ся чут­ким сей­смо­гра­фом неких гроз­ных - пока еще под­зем­ных - толч­ков, ле­то­пи­сью по­все­днев­ных тра­ге­дий, от­зву­ком го­род­ской хро­ни­ки, под­час пош­лой, жал­кой, вме­сте с тем необы­чай­но важ­ной, пе­ре­кли­ка­ю­щей­ся в ушах поэта с древни­ми про­ро­че­ства­ми биб­лии и "от­кро­ве­ни­я­ми" со­вре­мен­ных ми­сти­ков. В 1903 году, в пол­ном со­гла­сии с их "уче­ни­ем", Блок утвер­ждал в одном из писем к Ан­дрею Бе­ло­му, что "...ве­ли­чай­шим по­ня­ти­ем, ко­то­рое мы можем вме­стить, яв­ля­ет­ся Конец Мира..." - и мотив "конца мира" на­чи­на­ет зву­чать в иных сти­хах Блока все более на­стой­чи­во и неот­вяз­но. В улич­ных кри­ках, гулах, гро­хо­тах ему слы­ша­лось эхо тех ар­хан­гель­ских труб, при звуке ко­то­рых долж­ны пасть стены огром­но­го со­вре­мен­но­го го­ро­да, где жен­щи­ны бро­са­ют­ся из окон, где про­ис­хо­дит жал­кая и от­вра­ти­тель­ная "игра ве­чер­них со­дро­га­ний", где пла­чет ре­бе­нок, до ко­то­ро­го ни­ко­му нет дела.

 4. Анализ стихотворений

Мы шли на Лидо в час рас­све­та

Под сетью тон­ко­го дождя.

Ты ото­шла, не дав от­ве­та,

А я уснул, к вол­нам сойдя.

Я чутко спал, рас­ки­нув руки,

И слы­шал мер­ный плеск волны.

Ма­ни­ли страст­ной дро­жью звуки,

В кол­ду­нью-пти­цу влюб­ле­ны.

И чай­ка-пти­ца, чай­ка-де­ва

Всё опус­ка­лась и плыла

В вол­нах влюб­лен­но­го на­пе­ва,

Ко­то­рым ты во мне жила.

1903 

В этом сти­хо­тво­ре­нии про­смат­ри­ва­ет­ся сюжет любви, со­еди­не­ние с по­э­зи­ей, влюб­лен­ность живет в герое. Ис­то­рия зем­ной, вполне ре­аль­ной любви пре­об­ра­жа­ет­ся в ро­ман­ти­ко-сим­во­ли­че­ский ми­сти­ко-фи­ло­соф­ский миф.

Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию А. Блока «Фаб­ри­ка»

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к сти­хо­тво­ре­нию А. Блока «Фаб­ри­ка»

«Фаб­ри­ка»

В со­сед­нем доме окна жолты.

По ве­че­рам — по ве­че­рам

Скри­пят за­дум­чи­вые болты,

Под­хо­дят люди к во­ро­там.

И глухо за­пер­ты во­ро­та,

А на стене — а на стене

Недвиж­ный кто-то, чер­ный кто-то

Людей счи­та­ет в ти­шине.

Я слышу всё с моей вер­ши­ны:

Он мед­ным го­ло­сом зовет

Со­гнуть из­му­чен­ные спины

Внизу со­брав­ший­ся народ.

 

Они вой­дут и раз­бре­дут­ся,

На­ва­лят на спины кули.

И в жел­тых окнах за­сме­ют­ся,

Что этих нищих про­ве­ли.

1903

На пер­вый взгляд, оно опи­сы­ва­ет ничем не при­ме­ча­тель­ные будни обыч­ных ра­бо­тяг, ко­то­рые вы­нуж­де­ны за­ра­ба­ты­вать себе на жизнь тяж­ким тру­дом. Од­на­ко не стоит за­бы­вать, что Рос­сия начал 20 века по­хо­ди­ла на бур­ля­щий котел, и очень мно­гие слои об­ще­ства, вклю­чая и неко­то­рых ари­сто­кра­тов, меч­та­ли о пе­ре­ме­нах. Ре­во­лю­ци­он­ные идеи уже но­си­лись в воз­ду­хе и, есте­ствен­но, пле­ни­ли мо­ло­до­го поэта, ко­то­рый очень скоро стал одним из сто­рон­ни­ков свер­же­ния су­ще­ству­ю­ще­го строя.

Сти­хо­тво­ре­ние «Фаб­ри­ка» стало оли­це­тво­ре­ни­ем того бед­ствен­но­го по­ло­же­ния, в ко­то­ром ве­ка­ми на­хо­ди­лось самое низ­шее со­сло­вие цар­ской Рос­сии – ра­бо­чие и кре­стьяне. Само про­из­ве­де­ние по­стро­е­но на кон­тра­сте цве­тов, где чер­ный отож­деств­ля­ет бес­про­свет­ный мрак и ужас жизни для тру­дя­щих­ся фаб­ри­ки, а жел­тый сим­во­ли­зи­ру­ет тепло, сы­тость и до­ста­ток, в ко­то­ром пре­бы­ва­ют вла­дель­цы пред­при­я­тия. Чер­ное – это грязь, страх и безыс­ход­ность, жел­тое – звон зо­ло­тых монет, ко­то­рый доз­во­ле­но слы­шать лишь из­бран­ным.

Идея этого про­из­ве­де­ния про­ста и до­ступ­на, она за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­ка­зать, что рядом со­сед­ству­ет два со­вер­шен­но раз­ных мира, ко­то­рые прак­ти­че­ски ни­ко­гда не пе­ре­се­ка­ют­ся. Хотя на­се­ля­ю­щие их люди пре­крас­но осве­дом­ле­ны о су­ще­ство­ва­нии друг друга. Од­на­ко в пер­вом слу­чае ра­бо­чие не смеют вос­ста­вать про­тив су­ще­ству­ю­ще­го по­ряд­ка и вы­нуж­де­ны без­ро­пот­но под­чи­нять­ся своим хо­зя­е­вам. Они вы­нуж­де­ны «со­гнуть из­му­чен­ные спины», чтобы хоть что-то за­ра­бо­тать себе на про­пи­та­ние, но вряд ли еще осо­зна­ют, что по­лу­ча­ют лишь ни­чтож­ные крохи с бар­ско­го стола. В то же время пра­вя­щая элита очень хо­ро­шо пред­став­ля­ет, как имен­но дол­жен опла­чи­вать­ся труд ра­бо­чих, и ра­ду­ет­ся тому, что пока еще есть воз­мож­ность об­ма­ны­вать «этих нищих», по­пут­но на­би­вая соб­ствен­ные кар­ма­ны день­га­ми.

В сти­хо­тво­ре­нии «Фаб­ри­ка» чи­та­ют­ся боль, от­ча­я­ние и невоз­мож­ность что-ли­бо ис­пра­вить.  

Облик го­ро­да встре­ча­ет­ся во мно­гих  позд­них сти­хо­тво­ре­ни­ях  Блока. Это дру­гой город, где есть внут­рен­няя кра­со­та. Э том цикле много раз­бро­сов, автор не же­ла­ет все увя­зы­вать в одно целое. Блоку это нужно, чтобы пре­дать свое смя­те­ние.

«Из газет»

Вста­ла в си­я­ньи. Кре­сти­ла детей.

И дети уви­де­ли ра­дост­ный сон.

По­ло­жи­ла, до полу кло­нясь го­ло­вой,

По­след­ний зем­ной по­клон.

 

Коля проснул­ся. Ра­дост­но вздох­нул,

Го­лу­бо­му сну еще рад наяву.

Про­ка­тил­ся и замер стек­лян­ный гул:

Зве­ня­щая дверь хлоп­ну­ла внизу.

 

Про­шли часы. При­хо­дил че­ло­век

С оло­вян­ной бля­хой на теп­лой шапке.

Сту­чал и до­жи­дал­ся у двери че­ло­век.

Никто не от­крыл. Иг­ра­ли в прят­ки.

Были ве­се­лые мо­роз­ные Свят­ки.

Пря­та­ли мамин крас­ный пла­ток.

В плат­ке ухо­ди­ла она по утрам.

Се­год­ня оста­ви­ла дома пла­ток:

Дети пря­та­ли его по углам.

Под­кра­лись су­мер­ки. Дет­ские тени

За­пры­га­ли на стене при свете фо­на­рей.

Кто-то шел по лест­ни­це, счи­тая сту­пе­ни.

Со­счи­тал. И за­пла­кал. И по­сту­чал у две­рей.

Дети при­слу­ша­лись. От­во­ри­ли двери.

Тол­стая со­сед­ка при­нес­ла им щей.

Ска­за­ла: "Ку­шай­те". Вста­ла на ко­ле­ни

И, кла­ня­ясь, как мама, кре­сти­ла детей.

Ма­моч­ке не боль­но, ро­зо­вые детки.

Ма­моч­ка сама на рель­сы легла.

Доб­ро­му че­ло­ве­ку, тол­стой со­сед­ке,

Спа­си­бо, спа­си­бо. Мама не могла...

Ма­моч­ке хо­ро­шо. Мама умер­ла.

«Из газет» — груст­ная и по-бло­ков­ски недо­ска­зан­ная по­весть о жен­щине, слом­лен­ной жиз­нью и лег­шей на рель­сы.

Со­ци­аль­ное зло рань­ше мо­дер­ни­стов не ин­те­ре­со­ва­ла. Блок же на­хо­дит новые ин­то­на­ции по­все­днев­но­сти, от­кры­ва­ет ми­сти­ку по­все­днев­но­сти.

Немно­го позд­нее в сти­хо­тво­ре­нии «Хо­лод­ный день», об­ра­щен­ном к жене, поэт очень точно ска­жет об этом пути своей ли­ри­ки: от воз­вы­шен­ной мечты о нездеш­них мирах — к жизни, к ее скор­бям и за­бо­там.

Мы встре­ти­лись с тобою в храме

И жили в ра­дост­ном саду,

Но вот зло­вон­ны­ми дво­ра­ми

Пошли к про­кля­тью и труду.

Мы ми­но­ва­ли все во­ро­та

И в каж­дом ви­де­ли окне,

Как тя­же­ло лежит ра­бо­та

На каж­дой со­гну­той спине.

 5. Заключение

В жизнь втор­га­ет­ся что-то новое, для этого "но­во­го" нужны новые слова, ритмы, и поэт искал их на своих "рас­пу­тьях".

Жизнь пред­ста­ва­ла со сво­и­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, невзго­да­ми, в угрю­мых и гроз­ных чер­тах, со­всем не по­хо­жих на ил­лю­зии его "ве­ли­ко­леп­ных миров", не вы­дер­жав­ших ис­пы­та­ния жиз­нью.  

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ния Блока.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 15:41