Иван Бунин. «Антоновские яблоки», «Деревня»

 1. Вступление

Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью ран­не­го про­за­и­че­ско­го твор­че­ства И. Бу­ни­на яв­ля­ет­ся на­ли­чие ли­ри­че­ско­го сю­же­та, в ко­то­ром важны не со­бы­тия, а впе­чат­ле­ния, ас­со­ци­а­ции, осо­бый эле­ги­че­ский на­строй. Из­вест­но, что И.А. Бунин начал свой путь в ли­те­ра­ту­ре как поэт и, как пра­ви­ло, четко не раз­гра­ни­чи­вал по­э­ти­че­ское и про­за­и­че­ское твор­че­ство, неред­ко ис­поль­зо­вал в прозе от­дель­ные об­ра­зы, взя­тые из соб­ствен­ной ли­ри­ки. В этой связи в его твор­че­стве на­хо­дит яркое от­ра­же­ние такое ха­рак­тер­ное для ли­те­ра­ту­ры XX века яв­ле­ние, как сти­хо­про­за.

Рас­сказ «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки» в целом можно рас­смат­ри­вать как сти­хо­тво­ре­ние в прозе. Изоб­ра­же­на крат­кая и неве­ро­ят­но по­э­ти­че­ская пора — бабье лето, когда эле­ги­че­ские раз­ду­мья сами собой сла­га­ют­ся в душе. За де­таль­ной пей­заж­ной за­ри­сов­кой уга­ды­ва­ет­ся по­э­тич­ная душа ав­то­ра, че­ло­ве­ка тон­ко­го, об­ра­зо­ван­но­го, глу­бо­ко лю­бя­ще­го жизнь род­ной при­ро­ды. Ему близ­ка на­род­ная муд­рость, так как он часто об­ра­ща­ет­ся к при­ме­там: «Осень и зима хо­ро­шо живут, коли на Лав­рен­тия вода тиха и дож­дик».

Жур­нал «Жизнь»

Рис. 1. Жур­нал «Жизнь»

Рас­сказ «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки» был опуб­ли­ко­ван  в 1900 году в жур­на­ле «Жизнь». «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки» имел под­за­го­ло­вок «Кар­ти­ны из книги «Эпи­та­фии» ( над­гроб­ная речь) (книги такой Бунин не со­здал, но кар­ти­ны для нее писал).

Мотив смер­ти уси­ли­ва­ет пе­ре­жи­ва­ния ли­ри­че­ско­го героя. Од­на­ко пре­крас­ный миг оста­ет­ся в па­мя­ти.

Кра­со­та и смерть, лю­бовь и раз­лу­ка – вот веч­ные темы, лич­ност­ное и про­свет­лен­ное вы­ра­же­ние в по­э­зии.

Жанр опре­де­ля­ли по-раз­но­му, и сквоз­ная тема – это те­че­ние вре­ме­ни. 

Рас­сказ на­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся мно­го­то­чи­ем. Это зна­чит, что в нем ни­че­го не на­чи­на­ет­ся и ни­че­го не за­кан­чи­ва­ет­ся. Жизнь че­ло­ве­ка ко­неч­на, но жизнь бес­ко­неч­на.

Рас­сказ раз­де­лен  на 4 фраг­мен­та, у каж­до­го из них  своя тема и своя ин­то­на­ция.

Так знать и лю­бить при­ро­ду, как умеет   Бунин, - мало кто умеет. Бла­го­да­ря этой    любви поэт смот­рит зорко и да­ле­ко, и   кра­соч­ные и слу­хо­вые впе­чат­ле­ния его бо­га­ты. Мир его – по пре­иму­ще­ству мир  зри­тель­ных и слу­хо­вых впе­чат­ле­ний  и свя­зан­ных с ними пе­ре­жи­ва­ний.

Дво­рян­ских гнезд за­вет­ные аллеи. Эти слова из сти­хо­тво­ре­ния К. Баль­мон­та «Па­мя­ти Тур­ге­не­ва» как нель­зя лучше пе­ре­да­ют на­стро­е­ние рас­ска­за «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки». Ви­ди­мо, не слу­чай­но, что на стра­ни­цах од­но­го из пер­вых своих рас­ска­зов, сама дата со­зда­ния ко­то­ро­го чрез­вы­чай­но сим­во­лич­на, И.А. Бунин вос­со­зда­ет мир рус­ской усадь­бы. Имен­но в нем, по мысли пи­са­те­ля, объ­еди­ня­ет­ся про­шлое и на­сто­я­щее, ис­то­рия куль­ту­ры зо­ло­то­го века и ее судь­ба на ру­бе­же сто­ле­тий, се­мей­ные тра­ди­ции дво­рян­ско­го рода и ин­ди­ви­ду­аль­ная че­ло­ве­че­ская жизнь. Грусть об ухо­дя­щих в про­шлое дво­рян­ских гнез­дах – лейт­мо­тив не толь­ко этого рас­ска­за, но и мно­го­чис­лен­ных сти­хо­тво­ре­ний, таких как «Вы­со­кий белый зал, где чер­ная рояль…», «В го­сти­ную сквозь сад и пыль­ные гар­ди­ны…», «Тихой ночью позд­ний месяц вышел…». Од­на­ко лейт­мо­тив упад­ка и раз­ру­ше­ния пре­одо­ле­ва­ет­ся в них «не темой осво­бож­де­ния от про­шло­го, а на про­тив, по­э­ти­за­ци­ей этого про­шло­го, жи­ву­ще­го в па­мя­ти куль­ту­ры… Сти­хо­тво­ре­ние Бу­ни­на об усадь­бе свой­ствен­ны жи­во­пис­ность и в то же время вдох­но­вен­ная эмо­ци­о­наль­ность, воз­вы­шен­ность и по­э­тич­ность чув­ства. Усадь­ба ста­но­вит­ся для ли­ри­че­ско­го героя неотъ­ем­ле­мой ча­стью его ин­ди­ви­ду­аль­ной жизни и в то же время сим­во­лом ро­ди­ны, кор­ней рода» (Л. Ершов).

Пер­вое, на что об­ра­ща­ешь вни­ма­ние при чте­нии рас­ска­за, - это на от­сут­ствие сю­же­та в при­выч­ном по­ни­ма­нии, т.е. от­сут­ствии со­бы­тий­ной ди­на­ми­ки. Пер­вые же слова про­из­ве­де­ния «…Вспо­ми­на­ет­ся мне ран­няя по­го­жая осень» по­гру­жа­ют нас в мир вос­по­ми­на­ний героя, и сюжет на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся как цепь ощу­ще­ний, свя­зан­ных с ними. За­па­хом ан­то­нов­ских яблок, ко­то­рый будит в душе рас­сказ­чи­ка самые раз­лич­ные ас­со­ци­а­ции. Ме­ня­ют­ся за­па­хи – ме­ня­ет­ся сама жизнь, но смена ее укла­да пе­ре­да­на пи­са­те­лем как смена лич­ных ощу­ще­ний героя, смена его ми­ро­вос­при­я­тия. Вся земля со­чит­ся пло­да­ми. Но по­ни­ма­ем, что – это уни­вер­саль­ное сча­стье. Это дет­ское вос­при­я­тие сча­стья.

Об­ра­тим вни­ма­ние на кар­ти­ны осени, дан­ные в раз­ных гла­вах через вос­при­я­тие героя.

В пер­вой главе речь идет о силь­ной эмо­ции: «В тем­но­те, в глу­бине сада – ска­зоч­ная кар­ти­на: точно в угол­ке ада, пы­ла­ет ша­ла­ша баг­ро­вое пламя, окру­жен­ное мра­ком, и чьи – то чер­ные, точно вы­ре­зан­ные из чер­но­го де­ре­ва си­лу­эты дви­га­ют­ся во­круг ко­ст­ра, меж тем как ги­гант­ские тени от них ходят по яб­ло­ням». Как хо­ро­шо жить на свете!

Во вто­рой главе тон уже по­сле­до­ва­тель­ный, речь идет о на­ро­де, ко­то­рый пе­ре­да­ет уклад жизни, эпи­че­ское на­стро­е­ние: «Мел­кая листва почти вся об­ле­те­ла с при­бреж­ных лозин, и сучья скво­зят на би­рю­зо­вом небе. Вода под ло­зи­на­ми стала про­зрач­ная, ле­дя­ная и как будто тя­же­лая… Когда, бы­ва­ло, едешь сол­неч­ным утром по де­ревне, все ду­ма­ешь о том, что хо­ро­шо ко­сить, мо­ло­тить, спать на гумне в оме­тах, а в празд­ник встать вме­сте с солн­цем…». 

Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу И. А. Бу­ни­на «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки»

Рис. 2.  Ил­лю­стра­ция к рас­ска­зу И. А. Бу­ни­на «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки»

Время идет по кругу, как будто ни­че­го не про­ис­хо­дит. Автор пе­ре­да­ет сво­и­ми сло­ва­ми мысли ге­ро­ев.

 2. Поэтика. Мысли о деревне

Бунин фор­му­ли­ру­ет идею эпоса.  Мысли о де­ревне. Идил­ли­че­ская ин­то­на­ция  утвер­жда­ет­ся, но автор  для кон­тра­ста упо­ми­на­ет о кре­пост­ном праве.

В тре­тьей главе речь идет о пе­ри­о­де рас­цве­та по­мест­ной куль­ту­ры. Позд­няя осень. Кар­ти­ны при­ро­ды «Ветер по целым дням рвал и тре­пал де­ре­вья, дожди по­ли­ва­ли их с утра до ночи… ветер не уни­мал­ся. Он вол­но­вал сад, рвал непре­рыв­но бе­гу­щую из трубу люд­скую струю дыма и снова на­го­нял зло­ве­щие космы пе­пель­ных об­ла­ков. Они бе­жа­ли низко и быст­ро – и скоро, точно дым, за­ту­ма­ни­ва­ли солн­це. По­га­сал его блеск, за­кры­ва­лось око­шеч­ко в го­лу­бое небо, а в саду ста­но­ви­лось пу­стын­но и скуч­но, и все чаще на­чи­нал сеять дождь…».

Яб­ло­не­вый сад

Рис. 3. Яб­ло­не­вый сад

И в чет­вер­той же главе: «Дни си­не­ва­тые, пас­мур­ные… Целый день я ски­та­юсь по пу­стым рав­ни­нам…»..Оди­но­кое ски­та­ние по уже зим­не­му лесу. Тихая грусть.

Опи­са­ние осени пе­ре­да­но рас­сказ­чи­ком через цвет­ко­вое и зву­ко­вое ее вос­при­я­тие. Осен­ний пей­заж от главы к главе ме­ня­ет­ся: мерк­нут крас­ки, мень­ше ста­но­вит­ся сол­неч­но­го света. По су­ще­ству, в рас­ска­зе опи­са­на осень не од­но­го года, а несколь­ких, и это по­сто­ян­но под­чер­ки­ва­ет­ся в тек­сте: «Вспо­ми­на­ет­ся мне уро­жай­ный год»; «Эти были так недав­но, а меж тем ка­жет­ся, что с тех пор про­шло чуть не целое сто­ле­тие».

Кар­тин­ки – вос­по­ми­на­ния воз­ни­ка­ют в со­зна­нии рас­сказ­чи­ка и со­зда­ют ил­лю­зию дей­ствия. Од­на­ко и сам рас­сказ­чик пре­бы­ва­ет как будто в раз­ных воз­раст­ных ипо­ста­сях: от главы к главе он слов­но ста­но­вит­ся стар­ше и смот­рит на мир то гла­за­ми ре­бен­ка, под­рост­ка и юноши, а то и гла­за­ми че­ло­ве­ка, пе­ре­шаг­нув­ше­го зре­лый воз­раст. Но время как будто не власт­но над ним, да и течет оно в рас­ска­зе как-то очень стран­но. С одной сто­ро­ны, оно вроде бы идет впе­ред, но в вос­по­ми­на­ни­ях рас­сказ­чик все время об­ра­ща­ет­ся назад. Все со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в про­шлом, вос­при­ни­ма­ют­ся и пе­ре­жи­ва­ют­ся им как сию­ми­нут­ные, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся на его гла­зах. Такая от­но­си­тель­ность вре­ме­ни яв­ля­ет­ся одной из черт бу­нин­ской черт.

И.А. Бу­ни­ну неве­ро­ят­но дорог на­ци­о­наль­ный ко­ло­рит. С какой тща­тель­но­стью, на­при­мер, опи­сы­ва­ет он празд­нич­ный дух са­до­вой яр­мар­ки. Со­зда­ние им фи­гу­ры людей из на­ро­да по­ра­жа­ют вы­со­кой сте­пе­нью ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции. Чего стоит толь­ко одна важ­ная, как хол­мо­гор­ская ко­ро­ва, мо­ло­дая ста­ро­сти­ха или кар­та­вый, шуст­рый по­лу­и­ди­от, иг­ра­ю­щий на туль­ской гар­мо­ни­ке.

Для де­таль­но­го вос­со­зда­ния ат­мо­сфе­ры ран­ней по­го­жей осени в яб­ло­не­вом саду И.А. Бунин ши­ро­ко ис­поль­зу­ет целые ряды ху­до­же­ствен­ных опре­де­ле­ний: «Помню ран­нее, све­жее, тихое утро... Помню боль­шой, весь зо­ло­той, под­сох­ший и по­ре­дев­ший сад, помню кле­но­вые аллеи, тон­кий аро­мат опав­шей лист­вы...» Чтобы пол­нее, ре­льеф­нее от­ра­зить окру­жа­ю­щую ат­мо­сфе­ру, пе­ре­дать каж­дый звук (скрип телег, кво­хта­нье дроз­дов, треск съе­да­е­мых му­жи­ка­ми яблок) и аро­мат (запах ан­то­нов­ских яблок, меда и осен­ней све­же­сти).

Запах яблок — по­вто­ря­ю­ща­я­ся де­таль рас­ска­за. И.А. Бунин опи­сы­ва­ет сад с ан­то­нов­ски­ми яб­ло­ка­ми в раз­ное время суток. При этом ве­чер­ний пей­заж ока­зы­ва­ет­ся ни­чуть не бед­нее, чем утрен­ний. Его укра­ша­ет брил­ли­ан­то­вое со­звез­дие Сто­жар, Млеч­ный Путь, бе­ле­ю­щий над го­ло­вой, па­да­ю­щие звез­ды.

 3. Тема памяти

По­мест­ные биб­лио­те­ки хра­нят па­мять о пред­ках.

Цен­траль­ная тема рас­ска­за — тема ра­зо­ре­ния дво­рян­ских гнезд. С болью пишет автор о том, что ис­че­за­ет запах ан­то­нов­ских яблок, рас­па­да­ет­ся ве­ка­ми скла­ды­вав­ший­ся уклад. Лю­бо­ва­ние про­шлым, ухо­дя­щим при­вно­сит в про­из­ве­де­ние эле­ги­че­скую то­наль­ность. От­дель­ны­ми де­та­ля­ми под­чер­ки­ва­ет Бунин со­ци­аль­ный ас­пект от­но­ше­ний между лю­дь­ми. Об этом сви­де­тель­ству­ет и лек­си­ка («ме­ща­нин», «бар­чук»). Несмот­ря на эле­ги­че­скую то­наль­ность в рас­ска­зе при­сут­ству­ют и оп­ти­ми­сти­че­ские ноты. «Как хо­лод­но, ро­си­сто и как хо­ро­шо жить на свете!» — под­чер­ки­ва­ет И.А. Бунин. В рас­ска­зе про­яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ная для пи­са­те­ля иде­а­ли­за­ция об­ра­за на­ро­да. Осо­бен­но бли­зок он ав­то­ру в празд­нич­ные дни, когда все при­бра­ны и до­воль­ны. «Ста­ри­ки и ста­ру­хи жили в Вы­сел­ках очень по­дол­гу, — пер­вый при­знак бо­га­той де­рев­ни, — и были все вы­со­кие, боль­шие и белые, как лунь. Толь­ко и слы­шишь, бы­ва­ло: «Да, — вот Ага­фья во­семь­де­сят три го­доч­ка от­ма­ха­ла!» — так через диа­ло­ги пе­ре­да­ет И.А. Бунин свое вос­хи­ще­ние укла­дом про­стой де­ре­вен­ской жизни. Автор по­э­ти­зи­ру­ет обы­ден­ные цен­но­сти: ра­бо­ту на земле, чи­стую ру­ба­ху и обед с го­ря­чей ба­ра­ни­ной на де­ре­вян­ных та­рел­ках.

Не усколь­за­ют от взгля­да ав­то­ра и со­ци­аль­но-клас­со­вые раз­но­гла­сия. Не слу­чай­но ста­рик Пан­крат стоит перед ба­ри­ном вы­тя­нув­шись, ви­но­ва­то и крот­ко улы­ба­ет­ся. Имен­но в этом про­из­ве­де­нии вы­ска­зы­ва­ет И.А. Бунин важ­ную для него мысль о том, что склад сред­ней дво­рян­ской жизни был бли­зок к кре­стьян­ской. Ав­тор-по­вест­во­ва­тель прямо со­зна­ет­ся в том, что кре­пост­но­го права не знал и не видел, но чув­ство­вал его, вспо­ми­ная, как кла­ня­лись гос­по­дам быв­шие дво­ро­вые.

Со­ци­аль­ный ас­пект под­черк­нут и в ин­те­рье­ре дома. Ла­кей­ская, люд­ская, зала, го­сти­ная — все эти на­зва­ния сви­де­тель­ству­ют о по­ни­ма­нии ав­то­ром клас­со­вых про­ти­во­ре­чий в об­ще­стве. Од­на­ко вме­сте с тем в рас­ска­зе при­сут­ству­ет и лю­бо­ва­ние утон­чен­ным дво­рян­ским бытом. Пи­са­тель, на­при­мер, под­чер­ки­ва­ет арк­сто­кра­ти­че­ски-кра­си­вые го­лов­ки в ста­рин­ных при­чес­ках, с порт­ре­тов опус­ка­ю­щие свои длин­ные рес­ни­цы на пе­чаль­ные и неж­ные глаза.

 4. Заключение

Таким об­ра­зом, рас­сказ И.А. Бу­ни­на «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки» дорог чи­та­те­лю тем, что во­пло­ща­ет кра­со­ту род­ной при­ро­ды, кар­ти­ны рус­ской жизни и учить лю­бить Рос­сию так силь­но, как любил ее по­тря­са­ю­щий глу­би­ной ли­ри­че­ско­го вы­ра­же­ния пат­ри­о­ти­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния рус­ский пи­са­тель.

До­пол­ни­тель­но

И.А. Бунин «Де­рев­ня»

Рис. 4 И.А. Бунин «Де­рев­ня»

За­мы­сел по­ве­сти «Де­рев­ня» воз­ник у Бу­ни­на в ре­зуль­та­те раз­ду­мы­ва­ний о со­бы­ти­ях 1905 года и то, как это отоб­ра­зи­лось на жизни в рус­ской де­ревне. Это при­ве­ло к тому, что ли­рич­но­му и ма­сте­ру тон­кой и неж­ной по­э­зии Бу­ни­ну при­ш­лось изоб­ра­жать про­ис­хо­дя­щее в де­ревне в стро­гом стиле и су­гу­бо объ­ек­тив­ной ма­не­ре.

Толь­ко так он смог бы до­сту­чать­ся до черст­вых и уже, ка­за­лось бы, небью­щих­ся сер­дец людей, ко­то­рые иг­но­ри­ро­ва­ли то, что пе­ре­жи­ва­ют ты­ся­чи обез­до­лен­ных людей. При этом Бунин не про­сто ри­су­ет су­ро­вую кар­ти­ну дей­стви­тель­но­сти, он рас­кры­ва­ет лич­но­сти людей, ко­то­рые были клю­че­вы­ми фи­гу­ра­ми этой кар­ти­ны.

По­это­му по­весть «Де­рев­ня» счи­та­ет­ся, пре­жде всего, пси­хо­ло­ги­че­ским ро­ма­ном, так как Бунин уде­ля­ет много вни­ма­ния глу­бин­ным порт­ре­там людей, их чув­ствам, пе­ре­жи­ва­ни­ям, мыс­лям.

В том, чтобы изоб­ра­зить это наи­бо­лее ис­кус­но, Бу­ни­ну по­мо­га­ет его ху­до­же­ствен­ная вы­ра­зи­тель­ность, ко­то­рая за­клю­че­на и в его де­ре­вен­ской ли­ри­ке, по­свя­щен­ной кра­со­те при­ро­ды и тем уди­ви­тель­ным ощу­ще­ни­ям, ко­то­рые она вы­зы­ва­ет у че­ло­ве­ка. 

Тща­тель­но опи­сан­ный Бу­ни­ным быт и по­все­днев­ное су­ще­ство­ва­ние кре­стьян и де­таль­но по­ка­зан­ные об­ра­зы людей сви­де­тель­ству­ет о глав­ном за­мыс­ле по­ве­сти.

Пи­са­тель пре­сле­ду­ет цель не про­сто ре­а­ли­стич­но по­ка­зать дей­стви­тель­ность, но и при­ве­сти чи­та­те­ля к ло­ги­че­ской мысли о бу­ду­щем рус­ско­го на­ро­да и в част­но­сти – о судь­бе рус­ской де­ревне и тех людей, ко­то­рые всю свою жизнь по­свя­ща­ют ей.

И имен­но здесь про­яв­ля­ет­ся на­столь­ко близ­кий Бу­ни­ну ли­ризм, он мягко зву­чит в то­наль­но­сти всего по­вест­во­ва­ния, в тех уди­ви­тель­ных кар­ти­нах при­ро­ды, ко­то­рым пи­са­тель уде­ля­ет столь­ко вни­ма­ния, в ярких и слож­ных чув­ствах ге­ро­ев и их про­ник­но­вен­ных сло­вах.

Два глав­ных героя по­ве­сти – бра­тья Кра­со­вы – пред­став­ляю собой тща­тель­но про­ду­ман­ные об­ра­зы, про­ти­во­по­лож­ность ко­то­рых по­мо­га­ет пи­са­те­лю пол­но­цен­но об­ри­со­вать кар­ти­ну дей­стви­тель­ность.

Кузь­ма, по­эт-са­мо­уч­ка, явно бли­зок к самой лич­но­сти Бу­ни­на, в его дей­стви­ях и мыс­лях чув­ству­ет­ся лич­ное от­но­ше­ние пи­са­те­ля к про­ис­хо­дя­ще­му и его оцен­ки.

На при­ме­ре Кузь­мы автор по­ка­зы­ва­ет черты новой на­род­ной пси­хи­ки, сам Кузь­ма раз­ду­мы­ва­ет о том, что рус­ский народ – ле­ни­вый и дикий, что при­чи­ны такой же­сто­кой жизни кре­стьян со­сто­ит не толь­ко в слож­ных об­сто­я­тель­ствах, но и в их же соб­ствен­ных пред­став­ле­ни­ях и пси­хо­ло­гии.

В про­ти­во­по­лож­ность по­эту-са­мо­уч­ке Бунин де­ла­ет образ его брата Ти­хо­на эго­и­стич­ным и рас­чет­ли­вым. По­сте­пен­но он пре­умно­жа­ет свой ка­пи­тал, и на своем пути к бла­го­по­лу­чию и вла­сти, не оста­нав­ли­ва­ет­ся ни перед чем.

Но несмот­ря на вы­бран­ный им путь, он все же чув­ству­ет пу­сто­ту и от­ча­я­ние, ко­то­рые на­пря­мую свя­за­ны со взгля­дом в бу­ду­щее его ро­ди­ны, ри­су­ю­щее кар­ти­ны еще более раз­ру­ши­тель­ной ре­во­лю­ции.

На при­ме­ре глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных ге­ро­ев Бунин рас­кры­ва­ет перед чи­та­те­ля­ми те ост­рые со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия, в ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся рус­ская дей­стви­тель­ность.

Те, кто яв­ля­ет­ся де­ре­вен­ский «бун­тов­щи­ка­ми» - глу­пые и пу­стые люди, вы­рос­шие в бес­куль­ту­рье и гру­бо­сти, и их про­тест – всего лишь неле­пая по­пыт­ка что-то из­ме­нить. Но они не в силах из­ме­нить соб­ствен­ное со­зна­ние и пси­хо­ло­гию, ос­нов­ной ко­то­рой все равно оста­ет­ся кос­ность и бес­про­свет­ность.

Пси­хо­ло­ги­че­ская по­весть Ивана Алек­се­е­ви­ча Бу­ни­на «Де­рев­ня» при­зна­на одним из самых вы­да­ю­щих­ся и прав­ди­вых про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века.

Имен­но в этой по­ве­сти пи­са­тель на­чи­на­ет рас­кры­вать в себе та­лант ре­а­ли­стич­но­го про­за­и­ка, при этом раз­но­об­ра­зие его ху­до­же­ствен­ный при­е­мов для отоб­ра­же­ния про­стой кре­стьян­ской жизни Рос­сии тесно пе­ре­кли­ка­ет­ся с те­ма­ми и ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­стью его ли­ри­ки.

Ос­нов­ой «Де­рев­ни» слу­жит трез­вый, бес­по­щад­ный в своей ис­тине ре­а­лизм, с по­мо­щью ко­то­ро­го Бунин рас­кры­ва­ет перед чи­та­те­ля­ми пол­но­цен­ную кар­ти­ну кре­стьян­ской жизни.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать рас­ска­зы Бу­ни­на.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 23:38