Иван Бунин. Обзор жизни и творчества

 1. Детство и юность И.А. Бунина

Ро­дил­ся 10 (22) 1870 ок­тяб­ря в Во­ро­не­же в ста­рин­ной, обед­нев­шей дво­рян­ской семье. «Род этот, – писал Бунин в «Ав­то­био­гра­фи­че­ской за­мет­ке»(1915), – дал за­ме­ча­тель­ную жен­щи­ну на­ча­ла про­шло­го века, по­этес­су А.П. Бу­ни­ну, и поэта В.А. Жу­ков­ско­го (неза­кон­но­го сына А.И. Бу­ни­на). Отец бу­ду­ще­го пи­са­те­ля, су­ма­сброд­ный по­ме­щик Ор­лов­ской и Туль­ской гу­бер­ний, ра­зо­рив­ший­ся из-за при­стра­стия к вину и кар­там, в юно­сти участ­во­вал в Крым­ской войне 1853–1856 и там встре­чал­ся с Л. Тол­стым. Мать, глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ная и об­ла­дав­шая груст­ной по­э­ти­че­ской душой, про­ис­хо­ди­ла, по се­мей­ным пре­да­ни­ям, из кня­же­ско­го рода. 

Когда Бу­ни­ну едва ми­ну­ло три года, семья была вы­нуж­де­на пе­ре­ехать из Во­ро­не­жа в Елец­кий уезд. Среди пер­вых дет­ских впе­чат­ле­ний – рас­ска­зы ма­те­ри, дво­ро­вых, стран­ни­ков, сти­хия фольк­лор­ной сказ­ки, песни и ле­ген­ды, живая плоть ис­кон­ной рус­ской речи, кров­ная связь с при­ро­дой и сред­не­рус­ским ланд­шаф­том и, на­ко­нец, самое прон­зи­тель­ное – смерть млад­шей сест­рен­ки, про­бив­шая пока неосо­знан­ную брешь в до­се­ле ясном и неомра­чен­ном вос­при­я­тии ши­ро­кой жизни во­круг. Из этих впе­чат­ле­ний вы­рас­та­ют все ос­нов­ные темы бу­ду­ще­го твор­че­ства.

В 1881 Бунин по­сту­пил в пер­вый класс Елец­кой гим­на­зии. От­чис­лен был  в 1886 за неяв­ку с ка­ни­кул. Даль­ней­шая судь­ба во мно­гом от­ме­че­на двумя важ­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми: бу­дучи дво­ря­ни­ном, он не по­лу­чил даже гим­на­зи­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, а после ухода из-под ро­ди­тель­ско­го крова ни­ко­гда не имел соб­ствен­но­го дома и про­вел всю жизнь в оте­лях, чужих домах и съем­ных квар­ти­рах.

Годы жизни в Ельце – мы­ка­нье по углам по­лу­ни­ще­го дво­ря­ни­на, уве­рен­но­го в своей ис­клю­чи­тель­но­сти. Но имен­но Ельцу бу­ду­щая проза Бу­ни­на обя­за­на зна­ни­ем ме­щан­ско­го быта, гне­ту­щей, но и свое­об­раз­ной по­э­зи­ей рус­ско­го за­хо­лу­стья. 

Бунин ведет днев­ни­ки, куда за­пи­сы­ва­ет  свои на­блю­де­ния. Для Бу­ни­на яв­ля­ет­ся  впе­чат­ле­ние. Пи­са­тель пы­та­ет­ся за­фик­си­ро­вать все то, что со­зда­ет образ (форму, цвет, запах, раз­мер) Для Бу­ни­на очень важно найти точ­ное един­ствен­ное слово, ко­то­рое пе­ре­да­ет этот цвет, эту форму и т.п. Он не тер­пел при­бли­зи­тель­но­сти.      

По­э­зия Бу­ни­на точна, се­рьез­на, была от­ме­че­на Пуш­кин­ски­ми пре­ми­я­ми.

Порт­рет мо­ло­до­го Бу­ни­на

Рис. 1. Порт­рет мо­ло­до­го Бу­ни­на

Осо­бое вли­я­ние на ста­нов­ле­ние лич­но­сти Бу­ни­на ока­зал его стар­ший брат Юлий, на­род­ник-пуб­ли­цист. Под его ру­ко­вод­ством Бунин изу­чил гим­на­зи­че­скую про­грам­му. В 1889 пе­ре­ез­жа­ет к брату в Харь­ков и по­па­да­ет в на­род­ни­че­скую среду, ко­то­рую потом сар­ка­сти­че­ски опи­сал в ро­мане «Жизнь Ар­се­нье­ва» (1927–1933). В том же году Бунин при­ни­ма­ет пред­ло­же­ние по­сту­пить на служ­бу в га­зе­ту «Ор­лов­ский вест­ник» и зна­ко­мит­ся в ре­дак­ции с кор­рек­то­ром Вар­ва­рой Па­щен­ко.  

Пер­вые стихи начал пи­сать 7–8 лет, под­ра­жая Пуш­ки­ну и Лер­мон­то­ву. Пе­чат­ный дебют Бу­ни­на-по­эта со­сто­ял­ся в 1887, когда сто­лич­ная га­зе­та «Ро­ди­на» опуб­ли­ко­ва­ла его сти­хо­тво­ре­ние «Над мо­ги­лой Над­со­на». В 1891 вы­хо­дит пер­вая по­э­ти­че­ская книга: Сти­хо­тво­ре­ния 1887–1891 гг., – до­воль­но сла­бая, от нее пи­са­тель впо­след­ствии от­кре­щи­вал­ся. Там царят «над­со­нов­ские» темы и ин­то­на­ции: «граж­дан­ская скорбь», се­то­ва­ния «из­му­чен­но­го тя­го­та­ми поэта» на увя­за­ю­щую «без борь­бы и труда» жизнь. Од­на­ко уже в этих сти­хах «над­со­нов­ское» со­сед­ству­ет с иным – «фе­тов­ским», с вос­пе­ва­ни­ем «чи­стой кра­со­ты» оду­хо­тво­рен­но­го пей­за­жа.

И.А. Бунин .1893 г.

Рис. 2. И.А. Бунин .1893 г.

С тол­стов­ским на­сле­ди­ем прозу Бу­ни­на свя­зы­вал во­прос о род­стве че­ло­ве­ка с при­ро­дой, вле­че­ние к веч­ным за­гад­кам су­ще­ство­ва­ния, к че­ло­ве­ку перед лицом смер­ти, ин­те­рес к древ­не­му Во­сто­ку и его фи­ло­со­фии, кар­ти­ны стра­стей, яркая чув­ствен­ная сти­хия и пла­стич­ность сло­вес­но­го жи­во­пи­са­ния. От Че­хо­ва проза Бу­ни­на уна­сле­до­ва­ла ла­ко­нич­ность пись­ма, уме­ние раз­ли­чить дра­ма­ти­че­ское в мел­ком и буд­нич­ном, мак­си­маль­ную смыс­ло­вую на­сы­щен­ность по ви­ди­мо­сти незна­чи­тель­ной об­раз­ной де­та­ли, ко­то­рая может стать на­ме­ком не толь­ко на ха­рак­тер, но и на судь­бу героя. 

 

2. Вхождение в литературную среду

В 1895 году  в Пе­тер­бур­ге, а затем и в Москве Бунин вхо­дит в ли­те­ра­тур­ную среду, зна­ко­мит­ся с Че­хо­вым, Н.К. Ми­хай­лов­ским, сбли­жа­ет­ся с В.Я. Брю­со­вым, К.Д. Баль­мон­том, Ф. Со­ло­гу­бом.   В 1901 из­да­ет в сим­во­лист­ском из­да­тель­стве «Скор­пи­он» сбор­ник ли­ри­ки «Ли­сто­пад», од­на­ко на этом бли­зо­сти пи­са­те­ля к мо­дер­нист­ским кру­гам при­шел конец. В даль­ней­шем бу­нин­ские суж­де­ния о мо­дер­низ­ме были неиз­мен­но рез­ки­ми. Пи­са­тель осо­зна­ет себя по­след­ним клас­си­ком, от­ста­и­ва­ю­щим за­ве­ты ве­ли­кой ли­те­ра­ту­ры перед лицом «вар­вар­ских» со­блаз­нов «се­реб­ря­но­го века».

В 1913 на юби­лее га­зе­ты «Рус­ские ве­до­мо­сти» Бунин ска­зал: «Мы пе­ре­жи­ли и де­ка­данс, и сим­во­лизм, и на­ту­ра­лизм, и бо­го­бор­че­ство, и ми­фо­твор­че­ство, и ка­кой-то ми­сти­че­ский анар­хизм, и Ди­о­ни­са, и Апол­ло­на, и „про­ле­ты в веч­ность", и са­дизм, и при­я­тие мира, и непри­я­тие мира, и ак­ме­изм... Это ли не Валь­пур­ги­е­ва ночь!».

И.А. Бунин.  На­ча­ло. 1900-х гг.

Рис. 3. И.А. Бунин.  На­ча­ло. 1900-х гг.

В 1893—1894 годах Бунин на­хо­дил­ся под силь­ным вли­я­ни­ем нрав­ствен­но-ре­ли­ги­оз­ных про­из­ве­де­ний Л.Н. Тол­сто­го. Он по­се­щал ко­ло­нии тол­стов­цев в По­ста­ве и все­рьёз по­ду­мы­вал об опро­ще­нии. Но в на­ча­ле 1894 года в Москве со­сто­я­лась встре­ча Бу­ни­на с Л.Н. Тол­стым, о ко­то­рой мо­ло­дой пи­са­тель давно меч­тал. И Тол­стой убе­дил его от­ка­зать­ся от опро­ще­ния. Для Бу­ни­на Лев Ни­ко­ла­е­вич на всю жизнь остал­ся выс­шим во­пло­ще­ни­ем ху­до­же­ствен­ной мощи и нрав­ствен­но­го до­сто­ин­ства, ему по­свя­ще­на книга «Осво­бож­де­ние Тол­сто­го», вы­шед­шая в Па­ри­же в 1937 году. В ин­тер­вью га­зе­те «Голос Моск­вы» в 1912 году И. Бунин так рас­ска­зал об эво­лю­ции своих идей­но-по­ли­ти­че­ских взгля­дов: «Про­шёл я не очень дол­гое на­род­ни­че­ство, затем тол­стов­ство, те­перь тя­го­тею боль­ше всего к со­ци­ал-де­мо­кра­там, хотя сто­ро­нюсь вся­кой пар­тий­но­сти».

Л.Н. Тол­стой и И.А.Бунин

Рис. 4. Л.Н. Тол­стой и И.А.Бунин

 3. Творчество Бунина

1890 -е–1900-е – время на­пря­жен­ной ра­бо­ты и бур­но­го роста по­пу­ляр­но­сти Бу­ни­на. Вы­хо­дят книга « На край света и дру­гие рас­ска­зы» (1897) и сти­хо­твор­ный сбор­ник «Под от­кры­тым небом» (1898). Са­мо­сто­я­тель­но вы­учив ан­глий­ский язык, Бунин пе­ре­во­дит и из­да­ет в 1896 поэму аме­ри­кан­ско­го пи­са­те­ля Г. Лонг­фел­ло «Песнь о Гай­а­ва­те». Эта ра­бо­та сразу была оце­не­на как одна из луч­ших в рус­ской пе­ре­вод­че­ской тра­ди­ции, и за нее в 1903 Рос­сий­ская ака­де­мия наук при­суж­да­ет Бу­ни­ну Пуш­кин­скую пре­мию. А уже в 1902–1909 из­да­тель­ство «Зна­ние» вы­пус­ка­ет его пер­вое со­бра­ние со­чи­не­ний в 5 томах.

И.А. и В.Н. Бу­ни­ны

Рис. 5. И.А. и В.Н. Бу­ни­ны

В но­яб­ре 1906 Бунин зна­ко­мит­ся с В.Н. Му­ром­це­вой (1881–1961), став­шей его женой, самым близ­ким че­ло­ве­ком, а после смер­ти мужа – его био­гра­фом, из­да­те­лем и ком­мен­та­то­ром. Вес­ной 1907 Бунин с су­пру­гой от­прав­ля­ют­ся в пер­вое «за­вет­ное стран­ствие» – в Еги­пет, Сирию, Па­ле­сти­ну, стре­мясь найти «осво­бож­де­ние от вре­ме­ни, от зем­но­го тле­ния... в этих по­гиб­ших цар­ствах Во­сто­ка и Юга, в об­ла­сти мерт­вых, за­бы­тых стран, их руин и некро­по­лей». ( За­пи­си 1907). Впе­чат­ле­ния от пу­те­ше­ствий раз­ных лет сло­жи­лись в книгу «Тень птицы» (Париж, 1931).

К этому вре­ме­ни в со­зна­нии чи­та­те­лей и кри­ти­ков Бунин – один из пер­вых пи­са­те­лей Рос­сии. В 1909 ему при­суж­да­ет­ся вто­рая Пуш­кин­ская пре­мия и его из­би­ра­ют по­чет­ным ака­де­ми­ком Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

Хотя его по­пу­ляр­ность у мас­со­во­го чи­та­те­ля на­ча­ла XX в. никак не могла со­пер­ни­чать со сла­вой Л. Ан­дре­ева или М. Горь­ко­го, в пер­вой по­ло­вине 1910-х Бунин среди ли­те­ра­тур­ной элиты за­во­е­вы­ва­ет ре­пу­та­цию едва ли не ве­ду­ще­го со­вре­мен­но­го про­за­и­ка:  в 1910 вы­хо­дит по­весть «Де­рев­ня»,

в 1912 – сбор­ник «Су­хо­дол»: по­ве­сти и рас­ска­зы 1911–1912,

в 1913 – книга «Иоанн Ры­да­лец»: рас­ска­зы и стихи 1912–1913,

в 1916 – «Гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко»: про­из­ве­де­ния 1915–1916.

Эти книги – без­услов­ные ше­дев­ры до­ре­во­лю­ци­он­ной прозы Бу­ни­на. И уже в 1915 из­да­тель­ство А.Ф. Марк­са вы­пу­сти­ло вто­рое со­бра­ние со­чи­не­ний пи­са­те­ля – в 6 томах.

Темы про­из­ве­де­ний Бу­ни­на – темы  вре­ме­ни, па­мя­ти и за­бве­ния, про­стран­ства.

Все герои пы­та­ют­ся по­нять жизнь, есть вы­со­кая тоска, ко­то­рая не дает им за­те­рять­ся. Они по­ни­ма­ют, что все нуж­да­ет­ся в осмыс­ле­нии.   

Кри­ти­ки упре­ка­ет Бунин в том, что он  пишет ни о чем, нет идеи рас­ска­за, к чему все эти на­блю­де­ния.  Самый близ­кий для Бу­ни­на в дан­ный мо­мент пи­са­тель – это Чехов.

 4. Бунин и события в России

Пер­вая ми­ро­вая война была вос­при­ня­та Бу­ни­ным как ве­ли­чай­шее по­тря­се­ние и пред­зна­ме­но­ва­ние кру­ше­ния Рос­сии. С рез­кой враж­деб­но­стью встре­тил он и Фев­раль­скую ре­во­лю­цию, и Ок­тябрь­скую, за­пе­чат­лев свои впе­чат­ле­ния от этих со­бы­тий в днев­ни­ке-пам­фле­те «Ока­ян­ные дни»(опубл. в 1935, Бер­лин). Пи­са­тель вду­мы­ва­ет­ся здесь в на­ци­о­наль­ные ис­то­ки рус­ской ка­та­стро­фы, впи­ва­ет­ся взгля­дом в боль­ше­ви­ков – «де­мо­нов» XX века, с неисто­во­стью че­ло­ве­ка, более всего пре­зи­ра­ю­ще­го любую фальшь и позу, от­вер­га­ет ин­тел­ли­гент­скую «ли­те­ра­тур­ность» в вос­при­я­тии про­ис­хо­дя­ще­го: «Те­перь стала ре­аль­но­стью дей­стви­тель­ность, по­рож­ден­ная ис­кон­ной на Руси жаж­дой бес­фор­мен­но­сти (здесь и далее в цит. – кур­сив Бу­ни­на) ...я – толь­ко ста­ра­юсь ужа­сать­ся,  а по-на­сто­я­ще­му не могу. На­сто­я­щей вос­при­им­чи­во­сти все-та­ки не хва­та­ет. В этом и весь ад­ский сек­рет боль­ше­ви­ков – убить вос­при­им­чи­вость... Да, мы надо всем, даже над тем неска­зан­ным, что тво­рит­ся сей­час, муд­рим, фи­ло­соф­ству­ем…»

 5. Эмиграция

И.А. Бунин Париж. 1928.

Рис. 6. И.А. Бунин Париж. 1928.

В ян­ва­ре 1920 Бунин на­все­гда по­ки­да­ет Рос­сию и по­се­ля­ет­ся в Па­ри­же, про­во­дя еже­год­но лето на юге Фран­ции в го­ро­де Грасе. Ни­ко­гда до ре­во­лю­ции не раз­ме­ни­ва­ясь на пуб­ли­ци­сти­ку, в эми­грант­ский пе­ри­од ак­тив­но вклю­ча­ет­ся в жизнь рус­ско­го Па­ри­жа: воз­глав­ля­ет с 1920 Союз рус­ских ли­те­ра­то­ров и жур­на­ли­стов, вы­сту­па­ет с воз­зва­ни­я­ми и об­ра­ще­ни­я­ми, ведет в га­зе­те «Воз­рож­де­ние» в 1925–1 9 27 ре­гу­ляр­ную по­ли­ти­ко-ли­те­ра­тур­ную руб­ри­ку, со­зда­ет в Грасе по­до­бие ли­те­ра­тур­ной ака­де­мии, куда вошли мо­ло­дые пи­са­те­ли Н. Рощин, Л. Зуров, Г. Куз­не­цо­ва.

С «по­след­ней лю­бо­вью» к Г. Куз­не­цо­вой, пе­ре­пис­чи­це ро­ма­на «Жизнь Ар­се­нье­ва», – лю­бо­вью од­но­вре­мен­но свет­лой и му­чи­тель­ной, а в конце кон­цов дра­ма­тич­ной, – свя­за­ны для Бу­ни­на вто­рая по­ло­ви­на 1920-х – на­ча­ло 1930-х.

То­ми­тель­ная боль раз­лу­ки с Ро­ди­ной и упря­мое неже­ла­ние сми­рить­ся с неиз­беж­но­стью этой раз­лу­ки па­ра­док­саль­ным об­ра­зом при­во­дят к рас­цве­ту твор­че­ства Бу­ни­на пе­ри­о­да эми­гра­ции. Его ма­стер­ство до­сти­га­ет пре­дель­ной фи­ли­гран­но­сти. Почти все про­из­ве­де­ния этих лет – о былой Рос­сии. Вме­сто вяз­ко­го но­сталь­ги­че­ско­го елея и «ре­сто­ран­ных» сто­нов о «Москве зла­то­гла­вой» со «зво­на­ми ко­ло­ко­лов» – иное ощу­ще­ние мира. В нем тра­гич­но­сти бытия че­ло­ве­ка и его об­ре­чен­но­сти может про­ти­во­стать лишь неуни­что­жи­мый опыт лич­ной па­мя­ти, рус­ских об­ра­зов и рус­ско­го языка. В эми­гра­ции Бу­ни­ным на­пи­са­но де­сять новых книг прозы, в том числе «Роза Иери­хо­на» (1924), «Сол­неч­ный удар» (1927), «Божье древо» (1931), по­весть «Ми­ти­на лю­бовь» (1925). В 1943 (пол­ное из­да­ние – 1946) пи­са­тель из­да­ет вер­шин­ную книгу своей малой прозы, сбор­ник рас­ска­зов «Тем­ные аллеи» . «Все рас­ска­зы этой книги толь­ко о любви, о ее „тем­ных" и чаще всего очень мрач­ных и же­сто­ких ал­ле­ях», – ска­зал Бунин в одном из писем Н.А. Тэффи.

Це­ре­мо­ния вру­че­ния Но­бе­лев­ской пре­мии

Рис. 7.  Це­ре­мо­ния вру­че­ния Но­бе­лев­ской пре­мии

В 1933 Бунин стал пер­вым рус­ским ла­у­ре­а­том Но­бе­лев­ской пре­мии по ли­те­ра­ту­ре – «за прав­ди­вый ар­ти­сти­че­ский та­лант, с ко­то­рым он вос­со­здал в прозе ти­пич­ный рус­ский ха­рак­тер». Среди но­ми­нан­тов на пре­мию того года фи­гу­ри­ро­ва­ли также М. Горь­кий и Д. Ме­реж­ков­ский. Во мно­гом чашу весов в поль­зу Бу­ни­на скло­ни­ло по­яв­ле­ние к тому вре­ме­ни в пе­ча­ти пер­вых 4 книг «Жизни Ар­се­нье­ва». 

Бунин  пишет вос­по­ми­на­ния о Тол­стом, о Че­хо­ве, ко­то­рые знали цену слову.

Годы Вто­рой ми­ро­вой войны Бу­ни­ны про­во­дят в Грасе, ис­пы­ты­вая край­нюю нужду. После 1917 Бунин все­гда оста­вал­ся непри­ми­ри­мым про­тив­ни­ком со­вет­ской вла­сти, но в пе­ри­од войны так и не под­дал­ся – в от­ли­чие от мно­гих име­ни­тых рус­ских эми­гран­тов, – со­блаз­ну при­вет­ство­вать на­ци­стов как «един­ствен­ную по­ли­ти­че­скую силу, спо­соб­ную при­не­сти Рос­сии сво­бо­ду». И все же волна про­со­вет­ско­го эн­ту­зи­аз­ма, охва­тив­шая после по­бе­ды боль­шую часть рус­ской эми­гра­ции во Фран­ции, от­ча­сти на­кры­ла и обыч­но непод­власт­но­го ил­лю­зи­ям Бу­ни­на. Вер­нув­шись после войны в Париж, он по­се­тил со­вет­ское по­соль­ство, дал ин­тер­вью про­мос­ков­ской га­зе­те «Со­вет­ский пат­ри­от» и вышел из со­ста­ва Па­риж­ско­го Союза рус­ских пи­са­те­лей и жур­на­ли­стов, когда тот при­нял ре­ше­ние об ис­клю­че­нии из своих рядов всех, кто, вняв за­ман­чи­вым обе­ща­ни­ям посла СССР во Фран­ции Н.Бо­го­мо­ло­ва, при­нял со­вет­ское граж­дан­ство. Во мно­гом бла­го­да­ря этим шагам стало воз­мож­ным по­сте­пен­ное воз­вра­ще­ние книг «бе­ло­эми­гран­та» Бу­ни­на на Ро­ди­ну еще в 1950-е годы.  

По­след­ние годы жизни Бу­ни­на, внут­ренне оди­но­ко­го, желч­но­го и при­страст­но­го че­ло­ве­ка, были про­ник­ну­ты же­ла­ни­ем неце­ре­мон­но от­сечь и осу­дить все, что ему пред­став­ля­ет­ся чуж­дым, а по­то­му лжи­вым и пош­лым. Так, в ито­го­вой книге «Вос­по­ми­на­ния» (1950) оцен­ки очень мно­гих со­рат­ни­ков по перу, по до­ре­во­лю­ци­он­ным «тру­дам и дням» и буд­ням эми­гра­ции тен­ден­ци­оз­ны и пред­взя­ты.

Умер Бу­нин8 но­яб­ря 1953 в Па­ри­же и по­хо­ро­нен на рус­ском клад­би­ще Сент-Же­не­вьев-де-Буа под Па­ри­жем.

 6. Заключение

Труд­ные годы, годы нужды и ис­ка­ний про­шли, ли­те­ра­тур­ная судь­ба Бу­ни­на скла­ды­ва­лась счаст­ли­во, кри­ти­ка от­но­си­лась к нему ува­жи­тель­но, его име­но­ва­ли “пев­цом осени, гру­сти и дво­рян­ских гнезд”, от­да­ва­ли долж­ное пре­крас­но­му рус­ско­му языку его рас­ска­зов.

Его про­из­ве­де­ния на темы со­вре­мен­ной ему рус­ской жизни, при всей их непо­сред­ствен­ной ху­до­же­ствен­но-впе­чат­ля­ю­щей силе, не так-то легки для обоб­щен­но-тео­ре­ти­че­ско­го по­ни­ма­ния: “Ан­то­нов­ские яб­ло­ки”, “Зо­ло­тое дно”, “Де­рев­ня”, “Су­хо­дол”, “Ноч­ной раз­го­вор”, “Ве­се­лый двор”, “Худая трава” и дру­гие. Это от­но­сит­ся и к про­из­ве­де­ни­ям, от­ра­жа­ю­щим мно­го­чис­лен­ные по­езд­ки пи­са­те­ля по свету, его кри­ти­че­ские раз­ду­мья о судь­бах бур­жу­аз­ной ци­ви­ли­за­ции: “Бра­тья”, “Гос­по­дин из Сан-Фран­цис­ко”, “Сны Чанга”.

Вопросы к конспектам

Со­ста­вить по­дроб­ный план урока.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 23:19