Особенности русского реализма конца XIX - начала XX в. Натурализм. "Знаньевский" реализм

 Вступление

Ре­а­лиз­мом в рус­ской ли­те­ра­ту­ре на­зы­ва­лось ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние, ко­то­рое сфор­ми­ро­ва­лось в се­ре­дине XIX века. Оно пред­по­ла­га­ло, что ли­те­ра­ту­ра долж­на ис­сле­до­вать и от­ра­жать ре­аль­ную че­ло­ве­че­скую жизнь.

1. В се­ре­дине XIX века ли­те­ра­ту­ра ис­сле­ду­ет об­ще­ство, от­кли­ка­ет­ся на ка­кие-то про­цес­сы, ко­то­рые в об­ще­стве есть, де­мон­стри­ру­ет среду, в ко­то­рой вырос че­ло­век.

 Концепция В. Белинского и «натуральная школа»

Порт­рет В. Бе­лин­ско­го

Рис. 1. Порт­рет В. Бе­лин­ско­го

Клю­че­вым со­бы­ти­ем для рус­ско­го ре­а­лиз­ма се­ре­ди­ны XIX века стал выход в 40-х годах двух ли­те­ра­тур­ных сбор­ни­ков – это сбор­ник «Фи­зио­ло­гия Пе­тер­бур­га» и «Пе­тер­бург­ский сбор­ник». Оба они вышли с пре­ди­сло­ви­ем Бе­лин­ско­го (рис. 1), где он пишет о том, что Рос­сия раз­об­ще­на, в ней много со­сло­вий, ко­то­рые живут своей соб­ствен­ной жиз­нью, друг о друге ни­че­го не знают. Люди раз­ных со­сло­вий по-раз­но­му го­во­рят и оде­ва­ют­ся, верят в бога и за­ра­ба­ты­ва­ют себе на жизнь. За­да­ча ли­те­ра­ту­ры, по мне­нию Бе­лин­ско­го, – по­зна­ко­мить Рос­сию с Рос­си­ей, сло­мать тер­ри­то­ри­аль­ные пе­ре­го­род­ки.

Кон­цеп­ции ре­а­лиз­ма Бе­лин­ско­го пред­сто­я­ло пе­ре­жить много тя­же­лых ис­пы­та­ний. С 1848 по 1856 год было даже за­пре­ще­но упо­ми­нать его имя в пе­ча­ти. В биб­лио­те­ках изы­ма­лись но­ме­ра «Оте­че­ствен­ных за­пи­сок» и «Со­вре­мен­ни­ка» с его ста­тья­ми. На­ча­лись глу­бо­кие из­ме­не­ния в самом ла­ге­ре про­грес­сив­ных пи­са­те­лей. «На­ту­раль­ная школа» 40-х годов, вклю­чав­шая в себя раз­но­об­раз­ных пи­са­те­лей – Некра­со­ва и А. Май­ко­ва, До­сто­ев­ско­го и Дру­жи­ни­на, Гер­це­на и В. Даля – была воз­мож­на на ос­но­ве еди­но­го ан­ти­кре­пост­ни­че­ско­го фрон­та. Но уже к концу 40-х годов в нем уси­ли­лись де­мо­кра­ти­че­ские и ли­бе­раль­ные тен­ден­ции.

Ав­то­ры вы­сту­па­ли про­тив «тен­ден­ци­оз­но­го» ис­кус­ства, за «чи­стую ху­до­же­ствен­ность», за «веч­ное» ис­кус­ство. На почве «чи­сто­го ис­кус­ства» объ­еди­ни­лись в свое­об­раз­ный «три­ум­ви­рат» Бот­кин, Дру­жи­нин и Ан­нен­ков. Они тре­ти­ро­ва­ли ис­тин­ных уче­ни­ков Бе­лин­ско­го, таких как Чер­ны­шев­ский, и в этом по­лу­ча­ли под­держ­ку со сто­ро­ны Тур­ге­не­ва, Гри­го­ро­ви­ча, Гон­ча­ро­ва.

Эти лица не про­сто вы­сту­па­ли за бес­цель­ность и апо­ли­тич­ность ис­кус­ства. Они оспа­ри­ва­ли ту за­ост­рен­ную тен­ден­ци­оз­ность, ко­то­рую хо­те­ли при­дать ис­кус­ству де­мо­кра­ты. Их устра­и­вал уста­рев­ший уро­вень тен­ден­ци­оз­но­сти, хотя они и с ним едва при­ми­ря­лись при жизни Бе­лин­ско­го. Их по­зи­ция была ти­пич­но ли­бе­раль­ной, и они позд­нее были со­вер­шен­но до­воль­ны той куцей «глас­но­стью», ко­то­рая уста­но­ви­лась в ре­зуль­та­те цар­ской ре­фор­мы. Горь­кий ука­зы­вал на объ­ек­тив­но ре­ак­ци­он­ный смысл ли­бе­ра­лиз­ма в усло­ви­ях под­го­тов­ки де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции в Рос­сии: «Ли­бе­ра­лы 1860-х годов и Чер­ны­шев­ский, – писал он в 1911 году, – суть пред­ста­ви­те­ли двух ис­то­ри­че­ских тен­ден­ций, двух ис­то­ри­че­ских сил, ко­то­рые с тех пор и вплоть до на­ше­го вре­ме­ни опре­де­ля­ют исход борь­бы за новую Рос­сию».

 «Натуральная школа»

Ли­те­ра­ту­ра се­ре­ди­ны XIX века раз­ви­ва­лась под вли­я­ни­ем кон­цеп­ции В. Бе­лин­ско­го и по­лу­чи­ла на­зва­ние «на­ту­раль­ная школа».

Эмиль Золя (рис. 2) в своей ра­бо­те «Экс­пе­ри­мен­таль­ный роман» объ­яс­нил, что за­да­ча ли­те­ра­ту­ры – это ис­сле­до­ва­ние опре­де­лен­но­го пе­ри­о­да жизни своих ге­ро­ев.

Эмиль Золя

Рис. 2. Эмиль Золя

В своих пред­став­ле­ни­ях о че­ло­ве­ке Э. Золя опи­рал­ся на ис­сле­до­ва­ние зна­ме­ни­то­го фран­цуз­ско­го фи­зио­ло­га К. Бер­на­ра (рис. 3), ко­то­рый рас­смат­ри­вал че­ло­ве­ка как био­ло­ги­че­ское су­ще­ство. Эмиль Золя счи­тал, что в ос­но­ве всех по­ступ­ков че­ло­ве­ка лежат кровь и нервы, то есть био­ло­ги­че­ские мо­ти­вы по­ве­де­ния опре­де­ля­ют жизнь че­ло­ве­ка.

Порт­рет Клода Бер­на­ра

Рис. 3. Порт­рет Клода Бер­на­ра

 «Знаньевский» реализм

По­сле­до­ва­те­лей Э. Золя на­зы­ва­ли со­ци­ал-дар­ви­ни­ста­ми. Для них важна кон­цеп­ция Дар­ви­на: любая особь био­ло­ги­че­ская фор­ми­ру­ет­ся, при­спо­соб­ля­ясь к среде и бо­рясь за вы­жи­ва­ние. Воля к жизни, борь­ба за вы­жи­ва­ние и среда – все эти прин­ци­пы будут встре­чать­ся в ли­те­ра­ту­ре ру­бе­жа веков.

В рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­яви­лись под­ра­жа­те­ли Золя. Для рус­ско­го ре­а­лиз­ма-на­ту­ра­лиз­ма глав­ным было фо­то­гра­фи­че­ски от­ра­жать дей­стви­тель­ность.

 

Для пи­са­те­лей-на­ту­ра­ли­стов конца XIX века было свой­ствен­но: новый взгляд на со­сло­вия со сто­ро­ны, ре­а­ли­сти­че­ская по­да­ча в духе пси­хо­ло­ги­че­ско­го ро­ма­на.

Одним из самых ярких ма­ни­фе­стов ли­те­ра­ту­ры этого вре­ме­ни стала ста­тья кри­ти­ка А. Су­во­ри­на (рис. 4) «Наша по­э­зия и бел­ле­три­сти­ка», ко­то­рая от­ве­ча­ла на во­про­сы «Есть ли у нас ли­те­ра­ту­ра?», « Как пи­сать?» и « Что нужно ав­то­ру?». Он жа­лу­ет­ся на то, что новые люди из про­из­ве­де­ний этого вре­ме­ни – пред­ста­ви­те­ли раз­ных со­сло­вий – за­ни­ма­ют­ся ста­ры­ми, при­выч­ны­ми для ли­те­ра­тур­ных ге­ро­ев за­ня­ти­я­ми (влюб­ля­ют­ся, же­нят­ся, раз­во­дят­ся), а пи­са­те­ли по­че­му-то не рас­ска­зы­ва­ют о про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти ге­ро­ев. Пи­са­те­лям о за­ня­ти­ях новых ге­ро­ев не из­вест­но. Самая глав­ная про­бле­ма, с ко­то­рой стал­ки­ва­ют­ся пи­са­те­ли, – незна­ние ма­те­ри­а­ла, о ко­то­ром они пишут.

Порт­рет Су­во­ри­на

Рис. 4. Порт­рет Су­во­ри­на

«Бел­ле­трист дол­жен знать боль­ше или дол­жен из­брать себе ка­кой-ни­будь один угол как спе­ци­а­лист и ста­рать­ся сде­лать­ся если не ма­сте­ром, то хо­ро­шим ра­бот­ни­ком», – писал Су­во­рин.

В конце 80-х годов по­яв­ля­ет­ся новая волна в ли­те­ра­ту­ре – это М. Горь­кий, марк­си­сты, новое пред­став­ле­ние о том, что такое со­ци­аль­ность.

 Издания общества товарищества «Знание»

 

Сбор­ник то­ва­ри­ще­ства « Зна­ние»

Рис. 5. Сбор­ник то­ва­ри­ще­ства « Зна­ние»

«Зна­ние» (рис. 5), кни­го­из­да­тель­ское то­ва­ри­ще­ство в Пе­тер­бур­ге, в 1898–1913 ор­га­ни­зо­ван­ное де­я­те­ля­ми Ко­ми­те­та гра­мот­но­сти (К. П. Пят­ниц­кий и др.) с куль­тур­но-про­све­ти­тель­ски­ми це­ля­ми. Пер­во­на­чаль­но из­да­тель­ство вы­пус­ка­ло пре­иму­ще­ствен­но на­уч­но-по­пу­ляр­ные книги по есте­ство­зна­нию, ис­то­рии, на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию, ис­кус­ству. В 1900 в «Зна­ние» вошёл М. Горь­кий; в конце 1902 он воз­гла­вил из­да­тель­ство после его ре­ор­га­ни­за­ции. Горь­кий объ­еди­нил во­круг «Зна­ния» пи­са­те­лей-ре­а­ли­стов, от­ра­жав­ших в своих про­из­ве­де­ни­ях оп­по­зи­ци­он­ные на­стро­е­ния рус­ско­го об­ще­ства. Вы­пу­стив за ко­рот­кое время со­бра­ния со­чи­не­ний М. Горь­ко­го (9 тт.), А. Се­ра­фи­мо­ви­ча, А.И. Куп­ри­на, В.В. Ве­ре­са­е­ва, Ски­таль­ца (С. Г. Пет­ро­ва), Н.Д. Те­ле­шо­ва, С.А. Най­де­но­ва и др., «Зна­ние» при­об­ре­ло из­вест­ность как из­да­тель­ство, ори­ен­ти­ру­ю­ще­е­ся на ши­ро­кие де­мо­кра­ти­че­ские круги чи­та­те­лей. В 1904 из­да­тель­ство при­сту­пи­ло к вы­пус­ку «Сбор­ни­ков то­ва­ри­ще­ства «Зна­ние» (до 1913 вышло 40 книг). Они вклю­ча­ли про­из­ве­де­ния М. Горь­ко­го, А.П. Че­хо­ва, А.И. Куп­ри­на, А. Се­ра­фи­мо­ви­ча, Л.Н. Ан­дре­ева, И.А. Бу­ни­на, В.В. Ве­ре­са­е­ва и др. Пе­ча­та­лись также пе­ре­во­ды.

На фоне кри­ти­че­ско­го ре­а­лиз­ма боль­шин­ства «зна­ньев­цев» вы­де­ля­лись, с одной сто­ро­ны, Горь­кий и Се­ра­фи­мо­вич, пред­ста­ви­те­ли со­ци­а­ли­сти­че­ско­го ре­а­лиз­ма, с дру­гой – Ан­дре­ев и неко­то­рые др., под­вер­жен­ные вли­я­ни­ям де­ка­дан­са. После ре­во­лю­ции 1905–07 гг. это раз­ме­же­ва­ние уси­ли­лось. С 1911 ос­нов­ное ре­дак­ти­ро­ва­ние сбор­ни­ков «Зна­ния» пе­ре­шло к В.С. Ми­ро­лю­бо­ву.

На­ря­ду с вы­пус­ком со­бра­ний со­чи­не­ний мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров и сбор­ни­ков то­ва­ри­ще­ством «Зна­ние» из­да­ва­лась т. н. «Де­шё­вая биб­лио­те­ка», в ко­то­рой пе­ча­та­лись неболь­шие про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей-«зна­ньев­цев». Кроме того, по за­да­нию боль­ше­ви­ков, Горь­кий осу­ществ­лял из­да­ние серии со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских бро­шюр, в том числе про­из­ве­де­ний К. Марк­са, Ф. Эн­гель­са, П. Ла­фар­га, А. Бе­бе­ля и др. Всего в «Де­шё­вой биб­лио­те­ке» вышло более 300 на­зва­ний (общий тираж – около 4 млн экз.).

В годы ре­ак­ции, на­сту­пив­шей после ре­во­лю­ции 1905–07 гг., мно­гие участ­ни­ки то­ва­ри­ще­ства «Зна­ние» по­ки­ну­ли кни­го­из­да­тель­ство. Горь­кий, вы­нуж­ден­ный в эти годы жить за гра­ни­цей, в 1912 по­рвал с из­да­тель­ством. В пись­мах М. Горь­ко­го все боль­ше го­во­рит­ся о свое­вре­мен­но­сти ли­те­ра­ту­ры и ее по­лез­но­сти, то есть необ­хо­ди­мо­сти раз­ви­вать чи­та­те­ля и при­ви­вать ему пра­виль­ное ми­ро­воз­зре­ние.

В это время ха­рак­тер­но де­ле­ние на своих и чужих не толь­ко пи­са­те­лей, но и чи­та­те­лей. Глав­ный чи­та­тель для Горь­ко­го и зна­ньев­цев – это новый чи­та­тель (ра­бо­чий че­ло­век, про­ле­та­ри­ат, ко­то­рый не при­вык еще чи­тать книж­ки), и по­это­му пи­са­те­лю нужно пи­сать про­сто и ясно. Пи­са­тель дол­жен быть учи­те­лем и во­ждем для чи­та­те­ля.

Зна­ньев­ская кон­цеп­ция в ли­те­ра­ту­ре ляжет в ос­но­ву кон­цеп­ции ли­те­ра­ту­ры со­вет­ской.

 Русская провинция в литературе

Так как из­ло­жен­ное в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии долж­но быть ясно и по­нят­но, глав­ным тро­пом для зна­ньев­ской ли­те­ра­ту­ры ста­но­вит­ся ал­ле­го­рия (ино­ска­за­ние, от­вле­чен­ное по­ня­тие ил­лю­стри­ру­ет­ся кон­крет­ным пред­ме­том или об­ра­зом).

Для каж­до­го по­ня­тия: «доб­лесть», «вера», «ми­ло­сер­дие» – су­ще­ство­ва­ли устой­чи­вые об­ра­зы, ко­то­рые по­ни­ма­лись чи­та­те­ля­ми. В дан­ный пе­ри­од ли­те­ра­ту­ры вос­тре­бо­ва­ны такие по­ня­тия, как «за­стой» и «ре­во­лю­ция», мир «ста­рый» и «новый». В каж­дой из по­ве­стей то­ва­ри­ще­ства раз­ме­щен клю­че­вой об­раз-ал­ле­го­рия.

Еще одна важ­ная черта ре­а­лиз­ма конца XIX века – это по­яв­ле­ние пи­са­те­лей из про­вин­ции: Ма­мин-Си­би­ряк, Шиш­ков, При­швин, Бунин, Шме­лев, Куп­рин и мно­гие дру­гие. Рус­ская про­вин­ция пред­ста­ет неве­до­мым, непо­нят­ным, нуж­да­ю­щим­ся в изу­че­нии. Рос­сий­ское за­хо­лу­стье этого вре­ме­ни пред­ста­ет в двух ипо­ста­сях:

1. нечто непо­движ­ное, чуж­да­ю­ще­е­ся вся­ко­го дви­же­ния (кон­сер­ва­тив­ное);

2. нечто такое, что хра­нит тра­ди­ции, важ­ные жиз­нен­ные цен­но­сти.

По­весть «Де­рев­ня» Бу­ни­на, « Уезд­ное» За­мя­ти­на, роман « Мел­кий бес» Ф. Со­ло­гу­ба, рас­ска­зы Зай­це­ва и Шме­ле­ва и дру­гие про­из­ве­де­ния, ко­то­рые рас­ска­зы­ва­ют о про­вин­ци­аль­ной жизни того вре­ме­ни.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 21:29