Марксизм, ницшеанство, толстовство

 1. Вступление

В на­ча­ле века раз­ви­ва­ет­ся ка­пи­та­лизм. По­яв­ля­ет­ся новый фи­гу­рант ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са - ра­бо­чий класс.

Огром­ное ко­ли­че­ство ра­бо­чих кон­цен­три­ру­ет­ся в го­ро­дах. Чис­лен­ность ра­бо­че­го клас­са рас­тет в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии. А если рас­тет ра­бо­чий класс, то и рас­тет и идея, ко­то­рая свя­за­на с его ролью в ис­то­ри­че­ском про­цес­се.

 2. Философия Карла Маркса

В Рос­сии по­яв­ля­ют­ся пер­вые марк­си­сты, и к концу XIX века это одно из самых вли­я­тель­ных на­прав­ле­ний об­ще­ствен­ной мысли.

Порт­рет К. Марк­са

Рис. 1. Порт­рет К. Марк­са

Ис­то­рия рус­ско­го марк­сиз­ма на­чи­на­ет­ся 1883 году, когда в Же­не­ве Г. Пле­ха­нов со­зда­ет груп­пу «Осво­бож­де­ния труда» и на­чи­на­ет пе­ре­во­дить труд К. Марк­са на рус­ский язык.

Порт­рет  Ге­ор­гия  Пле­ха­но­ва

Рис. 2. Порт­рет  Ге­ор­гия  Пле­ха­но­ва

Ти­туль­ный лист «Ком­му­ни­сти­че­ско­го ма­ни­фе­ста»(1848)

Рис. 3. Ти­туль­ный лист «Ком­му­ни­сти­че­ско­го ма­ни­фе­ста»(1848)

Ма­ни­фест был на­пи­сан про­стым и до­ступ­ным язы­ком, где го­во­рит­ся о том, что бур­жу­а­зия долж­на усту­пить место  вдох­нов­лен­но­му ком­му­ни­ста­ми про­ле­та­ри­а­ту, ко­то­рый дол­жен пре­кра­тить де­ле­ние людей на угне­та­те­лей и угне­тен­ных, уста­но­вить ра­вен­ство и спра­вед­ли­вость. Для ком­му­ни­стов очень важно, что спра­вед­ли­вость и сча­стье на­пря­мую свя­за­но с ра­вен­ством.   

Для ли­те­ра­ту­ры ста­но­вит­ся глав­ным сле­ду­ю­щее:

1) глав­ный герой – это ра­бо­чий че­ло­век;

2) в новом мире нель­зя ис­поль­зо­вать из про­шло­го, по­то­му что ста­рый мир ос­но­ван  на  на­си­лии од­но­го че­ло­ве­ка над дру­гим, а нужно со­здать но­во­го че­ло­ве­ка, новое ис­кус­ство и т.п.

Ма­ни­фест по­вли­ял на на­стро­е­ние эпохи, пред­ве­щал гря­ду­щие пе­ре­ме­ны. Глав­ным  спо­со­бом  рож­де­ния этого мира ста­но­ви­лась ре­во­лю­ция.

«Ком­му­ни­сти­че­ская ре­во­лю­ция есть самый ре­ши­тель­ный раз­рыв с уна­сле­до­ван­ны­ми от про­шло­го от­но­ше­ни­я­ми  соб­ствен­но­сти. Неуди­ви­тель­но, что в ходе сво­е­го раз­ви­тия она самым ре­ши­тель­ным  об­ра­зом по­ры­ва­ет с иде­я­ми, уна­сле­до­ван­ны­ми из про­шло­го, на место ста­ро­го бур­жу­аз­но­го об­ще­ства с его клас­са­ми и клас­са­ми про­ти­во­по­лож­но­стя­ми  при­хо­дит ас­со­ци­а­ция, в ко­то­рой сво­бод­ное раз­ви­тие каж­до­го яв­ля­ет­ся усло­ви­ем сво­бод­но­го раз­ви­тия всех… Ком­му­ни­сты счи­та­ют  пре­зрен­ным делом скры­вать свои взгля­ды и на­ме­ре­ния. Они от­кры­то за­яв­ля­ют, что  их цели могут быть до­стиг­ну­ты лишь путем на­силь­ствен­но­го нис­про­вер­же­ния всего су­ще­ству­ю­ще­го об­ще­ствен­но­го строя. Пусть гос­под­ству­ю­щие клас­сы со­дро­га­ют­ся перед ком­му­ни­сти­че­ской ре­во­лю­ци­ей, про­ле­та­ри­ям нече­го в ней те­рять, кроме своих цепей. При­об­ре­тут же они весь мир.  Про­ле­та­рии всех стран со­еди­няй­тесь»

Спо­соб до­сти­же­ния все­об­ще­го сча­стья – это ре­во­лю­ция, бунт.

В 90-х годах марк­си­стов ста­но­вить­ся боль­ше. По­яв­ля­ют­ся раз­лич­ные груп­пы, среди ко­то­рых есть  неле­галь­ные( бу­ду­щие боль­ше­ви­ки).

В ли­те­ра­ту­ре по­яв­ля­ют­ся новые герои – это ра­бо­чие, бур­жуа. По­яв­ля­ет­ся целое на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся про­ле­тар­ская ли­те­ра­ту­ра и про­ле­тар­ская по­э­зия, где изоб­ра­жа­ет­ся жизнь фаб­рик и за­во­дов.

Фото. Эжен Потье. 1870 г.

Рис. 4. Фото. Эжен Потье. 1870 г.

Самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние( 1902 г.)- это «Ин­тер­на­ци­о­нал», стро­ки ко­то­ро­го вдох­нов­ля­ли огром­ное ко­ли­че­ство людей. Текст был на­пи­сан Э. Потье, пе­ре­ве­ден А.Коцем.

Вста­вай, про­кля­тьем за­клей­мен­ный

Весь мир го­лод­ных и рабов

Кипит наш разум воз­му­щён­ный

И в смерт­ный бой вести готов.

Весь мир на­си­лья мы раз­ро­ем

До ос­но­ва­нья, а затем

Мы наш мы новый мир по­стро­им,

Кто был никем, тот ста­нет всем!

Здесь очень много об­ра­зов, ко­то­рые потом разо­льют­ся по ли­те­ра­ту­ре ру­бе­жа веков. Все эти идеи затем будут встре­чать­ся в по­э­зии мо­дер­низ­ма, ста­нет до­ми­ни­ру­ю­щим на­стро­е­ни­ем ру­бе­жа веков.

До­воль­но кровь со­сать, вам­пи­ры,

Тюрь­мой, на­ло­гом, ни­ще­той!

У вас — вся власть, все блага мира,

А наше право — звук пу­стой!

Мы жизнь по­стро­им по иному —

И вот наш ло­зунг бо­е­вой:

ВСЯ ВЛАСТЬ НА­РО­ДУ ТРУ­ДО­ВО­МУ!

А дар­мо­едов всех долой

Ощу­ще­ние того, что ре­во­лю­ция вот-вот взо­рвет­ся, до­бав­ля­ло остро­ты ощу­ще­ний че­ло­ве­ку, ко­то­рый жил на ру­бе­же веков.

 3. Философия Фридриха Ницше

Фри­дрих Ницше - это че­ло­век, ко­то­рый тоже опре­де­лил на­стро­е­ние конца XIX – на­ча­ла ХХ веков.

Порт­рет Фри­дри­ха Ницше

Рис. 5. Порт­рет Фри­дри­ха Ницше

Ницше был немец­ким фи­ло­со­фом.

Об­лож­ка трак­та­та "Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра"

Рис. 6. Об­лож­ка трак­та­та "Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра"

Трак­тат Ницше "Так го­во­рил За­ра­ту­ст­ра" - это по­э­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное в  прозе, со слож­ны­ми пе­ре­пле­те­ни­я­ми ме­та­фор. А. Белый го­во­рил о трак­та­те, что у этой прозы непо­вто­ри­мые ритм и немец­кий язык. При пе­ре­во­де его идеи при­об­ре­ли  от­чет­ли­во рус­ский при­вкус: слово «сверх­че­ло­век» озна­ча­ет «самый луч­ший че­ло­век».

Герой трак­та­та (гл. 3) встре­ча­ет дру­гих людей и на­чи­на­ет их учить:

«Я учу вас о сверх­че­ло­ве­ке. Че­ло­век есть нечто, что

долж­но пре­взой­ти. Что сде­ла­ли вы, чтобы пре­взой­ти его?

Все су­ще­ства до сих пор со­зда­ва­ли что-ни­будь выше себя; а

вы хо­ти­те быть от­ли­вом этой ве­ли­кой волны и ско­рее вер­нуть­ся к

со­сто­я­нию зверя, чем пре­взой­ти че­ло­ве­ка?

Что такое обе­зья­на в  от­но­ше­нии  че­ло­ве­ка? По­сме­ши­ще или

му­чи­тель­ный позор. И тем же самым дол­жен быть че­ло­век для

сверх­че­ло­ве­ка: по­сме­ши­щем или му­чи­тель­ным по­зо­ром.

Вы со­вер­ши­ли путь от червя к че­ло­ве­ку, но мно­гое в вас еще

оста­лось от червя, Неко­гда были вы обе­зья­ной, и даже те­перь еще

че­ло­век боль­ше обе­зья­ны, чем иная из обе­зьян.

Даже муд­рей­ший среди вас есть толь­ко раз­лад и по­месь

рас­те­ния и при­зра­ка. Но разве я велю вам стать при­зра­ком или

рас­те­ни­ем?

Смот­ри­те, я учу вас о сверх­че­ло­ве­ке!

Сверх­че­ло­век - смысл земли. Пусть же ваша воля го­во­рит:

да будет сверх­че­ло­век смыс­лом земли!

Че­ло­век - это канат, на­тя­ну­тый между жи­вот­ным и

сверх­че­ло­ве­ком, - канат над про­па­стью…

В че­ло­ве­ке важно то, что он мост, а не цель: в че­ло­ве­ке

можно лю­бить толь­ко то, что он пе­ре­ход и ги­бель.

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы по­гиб­нуть,

ибо идут они по мосту.»

Че­ло­век вос­при­ни­ма­ет­ся не как венец тво­ре­ния, а как некое про­ме­жу­точ­ное зве­ном между чер­вем и сверх­че­ло­ве­ком.

"Что  такое  лю­бовь?  Что такое тво­ре­ние? Устрем­ле­ние? Что такое звез­да?" - так во­про­ша­ет по­след­ний че­ло­век и мор­га­ет.

Земля стала ма­лень­кой, и по ней пры­га­ет по­след­ний че­ло­век, де­ла­ю­щий все ма­лень­ким. Его род неис­тре­бим, как зем­ля­ная блоха; по­след­ний че­ло­век живет доль­ше всех.

"Сча­стье най­де­но  нами", - го­во­рят  по­след­ние  люди,  и мор­га­ют.

Они  по­ки­ну­ли  стра­ны,  где  было  хо­лод­но  жить:  ибо  им необ­хо­ди­мо тепло. Также любят они со­се­да и жмут­ся к  нему:  ибо им необ­хо­ди­мо тепло.

За­хво­рать  или  быть  недо­вер­чи­вым счи­та­ет­ся у них гре­хом: ибо ходят они осмот­ри­тель­но. Одни  безум­цы  еще  спо­ты­ка­ют­ся  о камни или о людей!

От  вре­ме­ни  до вре­ме­ни немно­го яду: это вы­зы­ва­ет при­ят­ные сны. А в конце по­боль­ше яду, чтобы при­ят­но уме­реть.

Они  еще  тру­дят­ся,  ибо  труд  --  раз­вле­че­ние.  Но  они за­бо­тят­ся, чтобы раз­вле­че­ние не утом­ля­ло их.

Не  будет более ни бед­ных, ни бо­га­тых: то и дру­гое слиш­ком хло­пот­но. И кто за­хо­тел бы еще управ­лять? И  кто  по­ви­но­вать­ся? То и дру­гое слиш­ком хло­пот­но.

Нет пас­ту­ха, одно лишь стадо! Каж­дый же­ла­ет ра­вен­ства, все равны:  кто чув­ству­ет иначе, тот доб­ро­воль­но идет в су­ма­сшед­ший дом.(  гл.5)

Образ мор­га­ю­щих людей, ко­то­рые не по­ни­ма­ют ни­че­го вы­со­ко­го, этот образ будет  встре­чать­ся и у дру­гих ав­то­ров. Образ мел­ко­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый де­ла­ет все мел­ким, про­ти­во­по­став­лен бу­ду­ще­му сверх­че­ло­ве­ку, ко­то­рый, на­ко­нец,  вы­явит все вы­со­кое, что в этом че­ло­ве­ке есть. Это и есть нео­ро­ман­тизм.

Герои Ницше вы­сту­па­ли в раз­ных об­ра­зах: орла, змеи, льва, вер­блю­да, цвет­ка, ка­на­та.

Эм­бле­ма жур­нал «Мир Ис­кус­ства»

Рис. 7.Эм­бле­ма жур­нал «Мир Ис­кус­ства»

По-раз­но­му вос­при­ни­ма­ли идео­ло­гию Ницше. Для неко­то­рых эта книга по­мо­га­ет вер­нуть­ся в хри­сти­ан­ство, когда люди чув­ство­ва­ли иную при­ро­ду в себе. Дру­гие, на­о­бо­рот, видят в ней  анти хри­сти­ан­ство (сверх­че­ло­век горд, пре­зи­ра­ет мор­га­ю­щих людей). А кто-то  видит в ней  твор­че­ство, где сверх­че­ло­век - это поэт, и он  не дол­жен об­ра­щать вни­ма­ние на мне­ние толпы, он верен толь­ко сво­е­му та­лан­ту, сво­е­му чув­ству. 

Ниц­ше­ан­ство – хо­лод­ное и вы­со­кое ис­кус­ство, ко­то­рое за­ни­ма­ет­ся толь­ко веч­но­стью, внизу кипит су­ет­ная жизнь, ко­то­рая не долж­на ме­шать твор­че­ству ви­деть кос­мос.

 4. Философия Льва Толстого

Лев Тол­стой был вли­я­тель­ным мыс­ли­те­лем на­ча­ла ХХ века.

Лю­би­мые герои Тол­сто­го – это те герои, ко­то­рые ищут ис­ти­ну. Тол­стой сам всю свою жизнь искал ис­ти­ну, и в конце жизни эти по­ис­ки ста­но­вят­ся глав­ным. Он опре­де­лил свое на­зна­че­ние – это тол­ко­ва­ние хри­сти­ан­ства и его книги.

Порт­рет Льва Тол­сто­го

Рис. 8. Порт­рет Льва Тол­сто­го

Тол­стов­ство – про­те­стант­ское дви­же­ние, ко­то­рое воз­ник­ло как от­ри­ца­ние офи­ци­аль­ной док­три­ны пра­во­слав­ной церк­ви. В книге «В чем моя вера?» он рас­ска­зы­ва­ет, что в труд­ные за­пу­тан­ные си­ту­а­ции он читал Еван­ге­лие, после каж­до­го про­чте­ния ему ста­но­ви­лось по­нят­но, что эту книгу нужно вос­при­ни­мать бук­валь­но: « Я понял, что Хри­стос го­во­рит то самое, что го­во­рит». (Не от­ве­чать на­си­ли­ем на на­си­лие).

Тол­стов­ское уче­ние – это пря­мое вос­при­я­тие биб­лии ка ру­ко­вод­ство к прак­ти­че­ско­му дей­ствию. Тол­стой от­вер­га­ет  хри­сти­ан­ские ми­сти­ку, та­ин­ства, дог­ма­ты, оби­ход и при­зы­ва­ет к пря­мо­му чте­нию того, что го­во­рил Хри­стос.

Тол­стой на­чи­на­ет про­по­ве­до­вать, что любое  го­су­дар­ство – на­си­лие, че­ло­век дол­жен остать­ся один на один со своей со­ве­стью.

Порт­рет Петра Сто­лы­пи­на

Рис. 9. Порт­рет Петра Сто­лы­пи­на

На­чи­на­ют воз­ни­кать  во всем мире тол­стов­ские ком­му­ны,  тол­стов­цы ста­но­вят­ся го­су­дар­ствен­ны­ми «пре­ступ­ни­ка­ми»: они от­ка­зы­ва­ют­ся идти на во­ин­скую служ­бу, упла­чи­вать на­ло­ги, хо­дить в цер­ковь, ис­по­ве­до­вать­ся.  Это мощ­ное про­тестное дви­же­ние на­чи­на­ет се­рьез­но бес­по­ко­ить го­су­дар­ство и пра­во­слав­ную цер­ковь.

В 1901­го­ду Свя­тей­ший Синод вы­но­сит опре­де­ле­ние и тол­ко­ва­ние к этому опре­де­ле­нию об от­лу­че­нии Льва Тол­сто­го от церк­ви, где го­во­рит­ся о том, что Тол­стой про­по­ве­до­вал от­ка­зы от цер­ков­но­го пре­да­ния, та­инств и дог­ма­тов, что он  вышел за пре­де­лы пра­во­слав­ной церк­ви,  цер­ковь пре­ста­ет счи­тать  Тол­сто­го своим чле­ном.

От­лу­че­ние Тол­сто­го от церк­ви про­из­ве­ло об­ще­ствен­ный ре­зо­нанс. Об­ще­ство рас­ко­ло­лось на две части: были люди, ко­то­рые  под­дер­жа­ли Синод, были и те, ко­то­рые вста­ли на сто­ро­ну Тол­сто­го.

«То,  что  я  от­рек­ся  от  церк­ви,  на­зы­ва­ю­щей  себя  пра­во­слав­ной,  это

со­вер­шен­но  спра­вед­ли­во. Но от­рек­ся  я от  нее  не  по­то­му, что я вос­стал на

гос­по­да, а на­про­тив, толь­ко по­то­му, что всеми си­ла­ми души желал слу­жить ему.

Пре­жде  чем  от­речь­ся  от церк­ви  и  еди­не­ния  с на­ро­дом,  ко­то­рое  мне было

невы­ра­зи­мо до­ро­го,  я, по неко­то­рым при­зна­кам усо­мнив­шись в  право­те церк­ви,

по­свя­тил несколь­ко лет  на  то, чтобы ис­сле­до­вать тео­ре­ти­че­ски и прак­ти­че­ски

уче­ние церк­ви:  тео­ре­ти­че­ски  - я пе­ре­чи­тал  все, что мог, об уче­нии церк­ви,

изу­чил и  кри­ти­че­ски  разо­брал  дог­ма­ти­че­ское  бо­го­сло­вие; прак­ти­че­ски  же -

стро­го  сле­до­вал,  в  про­дол­же­ние  более  года,  всем  пред­пи­са­ни­ям  церк­ви,

со­блю­дая все посты и по­се­щая все цер­ков­ные служ­бы. И я убе­дил­ся, что  уче­ние

церк­ви есть тео­ре­ти­че­ски  ко­вар­ная и  вред­ная ложь, прак­ти­че­ски  же со­бра­ние

самых  гру­бых  суе­ве­рий  и  кол­дов­ства,  скры­ва­ю­щее  со­вер­шен­но  весь  смысл

хри­сти­ан­ско­го уче­ния….

Потом  ска­за­но,  что  я  от­вер­гаю  бога,  во  свя­той  тро­и­це  сла­ви­ма­го

со­зда­те­ля  и  про­мыс­ли­те­ля  все­лен­ной,  от­ри­цаю  гос­по­да  Иису­са  Хри­ста,

бо­го­че­ло­ве­ка, ис­ку­пи­те­ля  и спа­си­те­ля мира, по­стра­дав­ше­го нас ради че­ло­ве­ков

и на­ше­го ради спа­се­ния и вос­крес­ше­го из мерт­вых, от­ри­цаю бес­се­мен­ное за­ча­тие

по че­ло­ве­че­ству  Хри­ста  гос­по­да  и дев­ство  до  рож­де­ства  и  по  рож­де­стве

пре­чи­стой бо­го­ро­ди­цы.  То,  что  я  от­вер­гаю непо­нят­ную тро­и­цу и  не име­ю­щую

ни­ка­ко­го смыс­ла в наше время басню о па­де­нии пер­во­го че­ло­ве­ка, ко­щун­ствен­ную

ис­то­рию о боге, ро­див­шем­ся от девы, ис­куп­ля­ю­щем род че­ло­ве­че­ский, со­вер­шен­но

спра­вед­ли­во. Бога же - духа,  бога - лю­бовь, еди­но­го бога - на­ча­ло всего, не

толь­ко не  от­вер­гаю, но  ни­че­го не при­знаю дей­стви­тель­но су­ще­ству­ю­щим, кроме

бога, и весь смысл  жизни вижу толь­ко  в ис­пол­не­нии воли бога,  вы­ра­жен­ной в

хри­сти­ан­ском уче­нии,» - писал Лев Тол­стой в своем от­вет­ном пись­ме.

Тол­стой не толь­ко пе­ре­смат­ри­ва­ет  дог­ма­ты хри­сти­ан­ства, но и при­зы­ва­ет своих сто­рон­ни­ков к дей­ствию, при­зы­ва­ет го­су­дар­ство и об­ще­ство оста­но­вить на­си­лие: вы­сту­па­ет  про­тив же­сто­кой сто­лы­пин­ской ре­фор­мы.

Тол­стой при­зы­ва­ет не про­ти­вить­ся злому на­си­ли­ем, не умно­жать  на­си­лие в этом мире.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 21:26