Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России. Народничество

 1. Вступление

Из кри­зис­ных яв­ле­ний XIX века вы­рас­та­ет уни­каль­ный твор­че­ский по­тен­ци­ал века ХХ. На ру­бе­же веков на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся в своем по­ис­ке новых путей раз­ви­тия куль­ту­ры и по­ис­ке новых ху­до­же­ствен­ных форм, чем под­твер­жда­ет­ся на­ци­о­наль­ная осо­бен­ность рус­ской куль­ту­ры и пер­спек­ти­ва ее раз­ви­тия. Это по­вли­я­ло на са­мо­ощу­ще­ние твор­че­ской лич­но­сти: фи­ло­со­фов, по­этов, ху­дож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров, те­ат­раль­ных де­я­те­лей.

Хро­но­ло­ги­че­ски 20 век – это пе­ри­од с 1 ян­ва­ря 1901 года по 31 де­каб­ря 2000 года. Но по­ня­тие эпохи не сов­па­да­ет с хро­но­ло­ги­че­ски­ми гра­ни­ца­ми.

Эпоха - это общ­ность ми­ро­воз­зре­ния, об­ра­за жизни, идей, пред­став­ле­ния о мире. По­след­ние годы 19 сто­ле­тия стали по­во­рот­ны­ми для рус­ской и за­пад­ной куль­тур, в на­ча­ле 20 века из­ме­ни­лись бук­валь­но все сто­ро­ны рос­сий­ской жизни, на­чи­ная от эко­но­ми­ки, по­ли­ти­ки и науки, и за­кан­чи­вая тех­но­ло­ги­ей, куль­ту­рой и ис­кус­ством. Новая ста­дия ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го раз­ви­тия была неве­ро­ят­но ди­на­мич­на и, в то же время, крайне дра­ма­тич­на. Можно ска­зать, что Рос­сия в пе­ре­лом­ное время опе­ре­жа­ла дру­гие стра­ны по тем­пам и глу­бине пе­ре­мен, а также по ко­лос­саль­но­сти внут­рен­них кон­флик­тов.

 2. Точки зрения современников и историков о начале

Со­вре­мен­ни­ки утвер­жда­ют, что 20 век на­чи­на­ет­ся с 1-го ян­ва­ря 1901­го­да и вос­при­ни­ма­ет­ся, как зна­чи­тель­ная пе­ре­лом­ная веха.

Мак­сим Горь­кий в одном из писем сво­е­му другу пишет сле­ду­ю­щее: «Новый век будет во­ис­ти­ну веком ду­хов­но­го об­нов­ле­ния, мно­же­ство по­гиб­нет людей, в конце кон­цов одо­ле­ет, спра­вед­ли­вость, где по­бе­дят луч­шие стрем­ле­ния че­ло­ве­ка.»

 Мак­сим Горь­кий

Рис. 1. Мак­сим Горь­кий

Ал. Блок в одной из своих ста­тей го­во­рит: «Я поз­во­ляю себе…ука­зать на то, что уже ян­варь 1901 года стоял под зна­ком со­вер­шен­но иным, чем де­кабрь 1900 года, что самое на­ча­ло сто­ле­тия было ис­пол­не­но су­ще­ствен­ны­ми пред­чув­стви­я­ми…»( «гря­дет ми­ро­вой пе­ре­во­рот»)( 1921)

Ощу­ще­ние пе­ре­во­ро­та – общее на­стро­е­ние ру­бе­жа веков.

Дру­гая точка зре­ния.

Л. Тол­стой в ста­тье «Конец света»(1905) писал: «Век и конец века на еван­гель­ском языке  не озна­ча­ет конца и на­ча­ло сто­ле­тия, но озна­ча­ет конец од­но­го ми­ро­воз­зре­ния, одной веры, од­но­го спо­со­ба об­ще­ния людей, и на­ча­ла дру­гой веры, дру­го­го ми­ро­воз­зре­ния, дру­го­го спо­со­ба об­ще­ния людей. Вре­мен­ные ис­то­ри­че­ские при­зна­ки или тот тол­чок, ко­то­рый дол­жен на­чать пе­ре­во­рот, это толь­ко что окон­чив­ша­я­ся рус­ско-япон­ская война и од­но­вре­мен­но с ней вспых­нув­шая и  ни­ко­гда пре­жде не по­яв­ляв­ше­е­ся ре­во­лю­ци­он­ное дви­же­ние среди рус­ско­го на­ро­да».

Здесь видно, что ру­бе­жом между ста­рым и новым ста­но­вит­ся 1905 год, ко­то­рый ощу­ща­ет­ся как ка­кая-то точка ки­пе­ния, как дра­ма­ти­че­ский мо­мент на­пря­же­ния: вос­ста­ние и по­ра­же­ние в Рус­ско-япон­ской войне.

Су­ще­ство­ва­ла еще одна  точка зре­ния, что на­сто­я­щее на­ча­ло 20 века - это 1914 год, на­ча­ло Пер­вой  ми­ро­вой войны. Все, что было до Пер­вой ми­ро­вой войны,  ка­за­лось не таким страш­ным, не таким ка­та­стро­фи­че­ским. Пер­вая ми­ро­вая война про­из­ве­ла  из­ме­не­ния в со­зна­нии людей.

Га­зо­вая атака в Пер­вой ми­ро­вой войне ( В 1915 году про­тив рус­ских войск Гер­ма­ния про­из­ве­ла 3 га­зо­вые атаки, в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­гиб­ло 25.000 че­ло­век).   3. Атмосфера эпохи

Рис. 2. Га­зо­вая атака в Пер­вой ми­ро­вой войне ( В 1915 году про­тив рус­ских войск Гер­ма­ния про­из­ве­ла 3 га­зо­вые атаки, в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­гиб­ло 25.000 че­ло­век).

 3. Атмосфера эпохи

Че­ло­век в по­все­днев­ной жизни мало за­ви­сит от ка­та­клиз­мов, чем от того, что мы на­зы­ва­ем ис­то­ри­ей по­все­днев­но­сти. В этот пе­ри­од про­ис­хо­дит из­ме­не­ние вре­ме­ни и про­стран­ства, по­то­му что по­яв­ля­ют­ся новые тех­ни­че­ские изоб­ре­те­ния, ко­то­рые ме­ня­ют  по­все­днев­ную жизнь че­ло­ве­ка:

Вхож­де­ние элек­три­че­ства резко из­ме­ни­ли жизнь людей. Осве­ще­ние улиц во всех ро­ман­ти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях мы чи­та­ем о ко­леб­лю­щем­ся свете фо­на­рей, о том, какое ми­сти­че­ское ощу­ще­ние они со­зда­ют. Одно из ярких впе­чат­ле­ний – это элек­три­че­ское осве­ще­ние ком­па­ни­ей Си­менс Нев­ско­го про­спек­та. 

Осве­ще­ние ком­па­ни­ей Си­менс Нев­ско­го про­спек­та.

Рис. 3. Осве­ще­ние ком­па­ни­ей Си­менс Нев­ско­го про­спек­та.

Из­ме­ни­лась квар­ти­ра, дом. По­яв­ля­ют­ся  трам­ваи,  те­ле­гра­фы, те­ле­фо­ны, ав­то­мо­би­ли,  са­мо­ле­ты, ди­ри­жаб­ли, под­вод­ные лодки и т.п. Мир ста­но­вить­ся опас­нее, но удоб­нее.

Фо­то­гра­фия  трам­вая на ру­бе­же веков.

Рис. 4. Фо­то­гра­фия  трам­вая на ру­бе­же веков.

В со­зна­нии че­ло­ве­ка вхо­дит опас­ность. Одна из тем того вре­ме­ни – это тема пу­те­ше­ствия на ав­то­мо­би­ле и ощу­ще­ние ка­та­стро­фы.

Ди­ри­жабль.

Рис. 5.  Ди­ри­жабль.

Са­мо­лет «Рус­ский ви­тязь»

Рис. 6. Са­мо­лет «Рус­ский ви­тязь»

Ав­то­мо­биль

Рис. 7.  Ав­то­мо­биль

Наука и ком­форт для 20 века были на­сто­я­щи­ми от­кры­ти­я­ми. Каж­дое изоб­ре­те­ние – на­сто­я­щим ис­кус­ством, сим­вол того, что это по­бе­да че­ло­ве­че­ско­го духа над чем-то.

 4. Образы технического и научного прогресса в литературе.

Но самое уди­ви­тель­ное про­ро­че­ство Ан­дрей Белый сде­лал в 1921 году. И тут в нем опять ска­зал­ся не лирик, а физик. Он на­пи­сал об опы­тах Марии Кюри с ра­ди­ем, ко­то­ро­го тогда в мире были счи­тан­ные грам­мы: «Мир — рвал­ся в опы­тах Кюри  Атом­ной, лоп­нув­шею бом­бой..»(поэма «Когда мы по­бе­дим»(1921),

Боль­шое ко­ли­че­ство сти­хо­тво­ре­ний, про­за­и­че­ских про­из­ве­де­ний, поэм, где об­ра­зы те­ле­фо­на, ве­ло­си­пе­да, са­мо­ле­та, те­ле­гра­фа – это вы­со­кие по­э­ти­че­ские про­из­ве­де­ния, им по­свя­ща­ют свои про­из­ве­де­ния поэты и пи­са­те­ли того вре­ме­ни.

Алек­сандр Блок

Рис. 8. Алек­сандр Блок

Ал. Блок в своем сти­хо­тво­ре­нии « Авиа­тор» (1912) рас­ска­зы­ва­ет об ава­рии са­мо­ле­та: 

Иль отра­вил твой мозг несчаст­ный

Гря­ду­щих войн ужас­ный вид:

Ноч­ной летун, во мгле ненаст­ной

Земле несу­щий ди­на­мит?

Здесь поэт за­ост­ря­ет ощу­ще­ние опас­но­сти, ко­то­рая несет с собой тех­ни­ка, свя­за­на еще и с тем, что все тех­ни­че­ские изоб­ре­те­ния те­перь на­чи­на­ют ис­поль­зо­вать­ся на войне, бурно раз­ви­ва­ет­ся про­мыш­лен­ность, льют­ся пушки, стро­ят­ся бом­бар­ди­ров­щи­ки, под­вод­ные лодки и танки.

Под­вод­ная лодка «Дель­фин»

Рис. 9. Под­вод­ная лодка «Дель­фин»

(Под­лод­ки Рос­сия на­ча­ла про­ек­ти­ро­вать в 1900 году и к Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 года в ВМФ их было без ма­ло­го 52 штуки)

Ощу­ще­ние войны в этот пе­ри­од очень силь­ное. Че­ло­век чув­ству­ет себя уяз­ви­мым. На­уч­ные от­кры­тия ста­но­вят­ся пред­ме­том осмыс­ле­ния фи­ло­со­фов и по­э­ти­че­ских вы­ска­зы­ва­ний. Все это на­ве­ва­ет на че­ло­ве­ка страш­ные об­ра­зы, опас­ность в мире.

Но самое уди­ви­тель­ное про­ро­че­ство Ан­дрей Белый сде­лал в 1921 году. И тут в нем опять ска­зал­ся не лирик, а физик. Он на­пи­сал об опы­тах Марии Кюри с ра­ди­ем, ко­то­ро­го тогда в мире были счи­тан­ные грам­мы: «Мир — рвал­ся в опы­тах Кюри  Атом­ной, лоп­нув­шею бом­бой..» (поэма «Когда мы по­бе­дим»(1921))

Ос­нов­ной темой сти­хов А. Бе­ло­го ста­но­вит­ся Рос­сия, сто­я­щая в цен­тре ми­ро­во­го ре­во­лю­ци­он­но­го цик­ло­на. В дей­ствии сти­хий­ных сил он видит про­ро­че­ское пред­на­зна­че­ние, ко­то­ро­му суж­де­но ока­зать вли­я­ние на ход ми­ро­вой ис­то­рии, он на­зы­ва­ет Рос­сию «мес­си­ей гря­ду­ще­го дня». 

Ан­дрей Белый

Рис. 10. Ан­дрей Белый

Пьер и Мария Кюри

Рис. 11. Пьер и Мария Кюри

Мир в на­ча­ле сто­ле­тия ста­но­вит­ся непред­ска­зу­е­мым, опас­ным. Но наука де­ла­ет жизнь че­ло­ве­ка удоб­нее. По­яв­ля­ет­ся пер­вая пласт­мас­са, пер­вый син­те­ти­че­ский ка­у­чук и т.п. Ре­кла­ма в раз­ных в ил­лю­стри­ро­ван­ных жур­на­лах   на­ча­ла эпохи («Нива», «Ого­нек»)

Ре­кла­ма на­ча­ла века

Рис. 12. Ре­кла­ма на­ча­ла века

Ре­кла­ма на­ча­ла века(2)

Рис. 13. Ре­кла­ма на­ча­ла века(2)

Ил­лю­стри­ро­ван­ный жур­нал «Нива»

Рис. 14. Ил­лю­стри­ро­ван­ный жур­нал «Нива»

(В жур­на­ле « Нива» пе­ча­та­лись такие ав­то­ры как: А. К. Тол­стой, Ф. И. Тют­чев,  Л. Н. Тол­стой, Н. С. Лес­ков, А. А. Фет, А. Н. Май­ков, А. П. Чехов, Яков По­лон­ский, Вла­ди­мир Со­ло­вьёв,  Д.Н. Ма­мин-Си­би­ряк, А. А. Блок, С. А. Есе­нин, Л. Н. Ан­дре­ев, Мак­сим Горь­кий и мно­гие дру­гие).

Такое изоб­ре­те­ние, как цел­лю­лоз­ная плен­ка, при­ве­ло к тому, что ро­ди­лось ки­но­ис­кус­ство (бла­го­да­ря бра­тьям  Лю­мье­рам).

Фо­то­гра­фия бра­тьев Лю­мье­ров

Рис. 15. Фо­то­гра­фия бра­тьев Лю­мье­ров

Мир раз­ви­ва­ет­ся быст­рее. По­яв­ля­ет­ся опас­ность и ощу­ще­ние того, что че­ло­век может все, будет по­сто­ян­но встре­чать­ся в ли­те­ра­ту­ре этого пе­ри­о­да.

 5. Открытия в медицине. Психоанализ

Ле­че­ние ду­шев­но­боль­ных людей рань­ше срав­ни­ва­лось с тю­рем­ным за­клю­че­ни­ем. На ру­бе­же веков это от­но­ше­ние на­чи­на­ет ме­нять­ся. По­яв­ля­ют­ся пер­вое пред­став­ле­ние о че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке и пер­вые врачи  в этой об­ла­сти, ко­то­рые по-на­сто­я­ще­му на­чи­на­ют ле­чить таких людей. От­кры­ва­ют­ся пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские  ин­сти­ту­ты под ру­ко­вод­ством Бех­те­ро­ва и Чел­па­но­ва.

В на­ча­ле века ме­ня­ет­ся пред­став­ле­ние о стро­е­нии ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, жи­вот­ных. В это время по­лу­ча­ют Но­бе­лев­скую пре­мию фи­зио­ло­ги Пав­лов и Меч­ни­ков.

Ака­де­мик Пав­лов

Рис. 16. Ака­де­мик Пав­лов

Ака­де­мик Меч­ни­ков

Рис. 17. Ака­де­мик Меч­ни­ков

Па­рал­лель­но раз­ви­ва­ет­ся на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии и кли­ни­че­ской  пси­хи­ат­рии. Ста­но­вить­ся мод­ным одно из вли­я­тель­ных на­прав­ле­ний пси­хи­ат­рии – это пси­хо­ана­лиз, ко­то­рый свя­зан с име­нем ав­стрий­ско­го врача З. Фрей­да.

Невоз­мож­но пе­ре­оце­нить вклад Фрей­да в науку о при­ро­де че­ло­ве­ка. Ему уда­лось впер­вые объ­яс­нить че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние в пси­хо­ло­ги­че­ских по­ня­ти­ях и ка­те­го­ри­ях и про­де­мон­стри­ро­вать, что по­ве­де­ние это при опре­де­лен­ных об­сто­я­тель­ствах можно из­ме­нить. Он на прак­ти­ке сбли­зил по­ня­тия ле­че­ния и ис­сле­до­ва­ния. Его вы­во­ды и прин­ци­пы вы­зва­ли к жизни первую все­объ­ем­лю­щую тео­рию лич­но­сти, ос­но­ван­ную на на­блю­де­нии, а не на умо­зри­тель­ных пред­по­ло­же­ни­ях.

Чехов А.П.

Рис. 18. Чехов А.П.

Ле­че­ние ду­шев­но­боль­ных людей рань­ше срав­ни­ва­лось с тю­рем­ным за­клю­че­ни­ем. На ру­бе­же веков это от­но­ше­ние на­чи­на­ет ме­нять­ся. По­яв­ля­ют­ся пер­вое пред­став­ле­ние о че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке и пер­вые врачи  в этой об­ла­сти, ко­то­рые по-на­сто­я­ще­му на­чи­на­ют ле­чить таких людей. От­кры­ва­ют­ся пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские  ин­сти­ту­ты под ру­ко­вод­ством Бех­те­ро­ва и Чел­па­но­ва.

Порт­рет Бех­те­ро­ва

Рис. 19. Порт­рет Бех­те­ро­ва

Порт­рет Чел­па­но­ва

Рис. 20. Порт­рет Чел­па­но­ва

Вхо­дят в моду за­ня­тие физ­куль­ту­рой, ги­ги­е­на, люди на­чи­на­ют сле­дить за своим здо­ро­вьем. Много  вос­по­ми­на­ний и сти­хо­тво­ре­ний освя­ще­ны спор­ту. Мас­со­вое увле­че­ние тен­ни­сом, фут­бо­лом, фи­гур­ным ка­та­ни­ем, бок­сом, борь­бой и ака­де­ми­че­ской греб­лей.

Ка­та­ние на конь­ках

Рис. 21. Ка­та­ние на конь­ках

 6. Философия и политика. Народничество

В пуб­ли­ка­ци­ях от­ра­жа­лись ост­рые бы­то­вые и об­ще­ствен­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти, об­ли­ча­лись по­ли­ти­че­ские, во­ен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­ные неуда­чи цар­ско­го пра­ви­тель­ства, об­на­жа­лись непри­гляд­но­сти ар­мей­ско­го быта. Од­на­ко ве­ду­щее место в прозе «Рус­ско­го бо­гат­ства» за­ни­ма­ли про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых отоб­ра­жа­лись тра­ге­дии кре­стьян­ско­го быта, где отоб­ра­жа­лись неуро­жаи, голод, без­зе­ме­лье, ра­зо­ре­ние кре­стьян­ских семей.

Ми­хай­лов­ский тя­же­ло вос­при­нял из­ве­стие о на­ча­ле рус­ско-япон­ской войны. Про­чи­тав о на­па­де­нии на крей­сер «Варяг» в га­зе­те, он ска­зал, что эта война для этого по­ко­ле­ния  будет таким же тя­же­лым по­зо­ром, как и Крым­ская война ни­ко­ла­ев­ско­го вре­ме­ни. 

Время это очень пест­рое. Самые ос­нов­ные вли­я­тель­ные идео­ло­гии в ли­те­ра­ту­ре этого вре­ме­ни: на­род­ни­че­ство, марк­сизм, ниц­ше­ан­ство и тол­стов­ство.

На­род­ни­че­ство имело боль­шое вли­я­ние в конце 19 века.  Все осво­бо­ди­тель­ное дви­же­ние этого– это на­род­ни­че­ство: осво­бож­де­ние кре­стьян. Идеи на­род­ни­че­ско­го дви­же­ния: «вхож­де­ние в народ» (70-е годы); «тео­рия малых дел» (80-е), когда ин­тел­ли­ген­ция была при­зва­на ра­бо­тать в зем­ских учре­жде­ни­ях  (ор­га­ны  мест­но­го са­мо­управ­ле­ния) и по­мо­га­ла  кре­стья­ни­ну де­лать жизнь лучше.

Жур­нал «Рус­ское бо­гат­ство» — один из круп­ней­ших еже­ме­сяч­ных жур­на­лов вто­рой по­ло­ви­ны XIX века,  (1875 по 1918гг) -  от­ра­зил в своей ис­то­рии слож­ный, под­час про­ти­во­ре­чи­вый путь раз­ви­тия рус­ской об­ще­ствен­ной мысли в конце XIX — на­ча­ле XX веков.

Проза «Рус­ско­го бо­гат­ства» была раз­но­об­раз­ной. В целом жур­нал под­дер­жи­вал ре­а­ли­сти­че­ское на­прав­ле­ние де­мо­кра­ти­че­ской жур­на­ли­сти­ки. В нем со­труд­ни­ча­ли мно­гие пи­са­те­ли-ре­а­ли­сты: Г. И. Успен­ский, К. М. Ста­ню­ко­вич, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, А. И. Куп­рин, М.Горь­кий; за­ри­сов­ки из быта ссыль­ных в Си­би­ри, очер­ки и рас­ска­зы о жизни го­род­ских ре­мес­лен­ни­ков и оби­та­те­лей ра­бо­чих квар­та­лов С.Ел­па­тьев­ско­го. Этот жур­нал  по­сле­до­ва­тель­но под­дер­жи­вал тра­ди­цию рус­ско­го ре­а­лиз­ма и не пе­ча­тал всех мод­ных мо­дер­нист­ских ав­то­ров.

Ру­ко­во­дил этим жур­на­лом зна­ме­ни­тый пуб­ли­цист, эко­но­мист и про­ни­ца­тель­ный ли­те­ра­тур­ный кри­тик  Н. Ми­хай­лов­ский.

Порт­рет Ми­хай­лов­ко­го

Рис. 22. Порт­рет Ми­хай­лов­ко­го

В пуб­ли­ка­ци­ях от­ра­жа­лись ост­рые бы­то­вые и об­ще­ствен­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти, об­ли­ча­лись по­ли­ти­че­ские, во­ен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­ные неуда­чи цар­ско­го пра­ви­тель­ства, об­на­жа­лись непри­гляд­но­сти ар­мей­ско­го быта. Од­на­ко ве­ду­щее место в прозе «Рус­ско­го бо­гат­ства» за­ни­ма­ли про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых отоб­ра­жа­лись тра­ге­дии кре­стьян­ско­го быта, где отоб­ра­жа­лись неуро­жаи, голод, без­зе­ме­лье, ра­зо­ре­ние кре­стьян­ских семей.

Ми­хай­лов­ский тя­же­ло вос­при­нял из­ве­стие о на­ча­ле рус­ско-япон­ской войны. Про­чи­тав о на­па­де­нии на крей­сер «Варяг» в га­зе­те, он ска­зал, что эта война для этого по­ко­ле­ния  будет таким же тя­же­лым по­зо­ром, как и Крым­ская война ни­ко­ла­ев­ско­го вре­ме­ни. 

Об­лож­ка  жур­на­ла «Рус­ское бо­гат­ство»

Рис. 23. Об­лож­ка  жур­на­ла «Рус­ское бо­гат­ство»

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 21:17