Исторические особенности, жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы

 1. Приветствие, введение о том, о чём будет урок

Мы при­сту­па­ем к теме «Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра». Се­год­ня мы по­го­во­рим о по­яв­ле­нии древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры и о тех самых пер­вых па­мят­ни­ках, ко­то­рые в связи с этим по­яви­лись.

 2. Основание появления древнерусской литературы

В пер­вом ли­те­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии каж­дой на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры есть своя за­гад­ка. При­ме­ни­тель­но к древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ре – это двой­ная за­гад­ка. И пер­вая её часть свя­за­на с тем, что в Древ­ней Руси по­яви­лось хри­сти­ан­ство. Вто­рая часть за­гад­ки свя­за­на с тем, что на Руси по­яви­лась пись­мен­ность. Су­ще­ству­ет офи­ци­аль­ная вер­сия, при­ня­тая всеми учё­ны­ми, бо­го­сло­ва­ми до конца XIX века, ко­то­рая потом стала по­ти­хонь­ку рас­сы­пать­ся. В этой офи­ци­аль­ной вер­сии со­вер­шен­но чётко свя­зы­ва­лось по­яв­ле­ния пись­мен­но­сти с по­яв­ле­ни­ем хри­сти­ан­ства.

В 862 году свя­ти­те­ли Ки­рилл и Ме­фо­дий, бра­тья, мис­си­о­не­ры, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­ство и од­но­вре­мен­но пись­мен­ность, изоб­ре­ли ки­рил­ли­цу, на­зван­ную по имени од­но­го из бра­тьев, это шифр, при по­мо­щи ко­то­ро­го за­пи­сы­ва­ли слова, есте­ствен­но давно су­ще­ство­вав­ше­го языка. Вто­рая дата, ко­то­рая в связи с этим упо­ми­на­лась, 988 год, когда Вла­ди­мир, Князь Ки­ев­ский,  кре­стил Русь. Вот мы за­по­ми­на­ем две даты – 862 и 988 года.

По мере того, как мы зна­ко­мим­ся с ис­точ­ни­ка­ми, ока­зы­ва­ет­ся, что эти даты не очень точ­ные и не вполне до­сто­вер­ны. Дело в том, что Ки­рилл и Ме­фо­дий не могли изоб­ре­сти пись­мен­ность од­но­вре­мен­но. Есте­ствен­но, они поль­зо­ва­лись теми су­ще­ству­ю­щи­ми ис­точ­ни­ка­ми пись­мен­но­сти, ко­то­рые были, по-ви­ди­мо­му, в их рас­по­ря­же­нии. Это были пись­ме­на и на пер­га­мен­те, и на бе­ре­сте, рас­про­стра­нён­ные, на­при­мер, в Нов­го­ро­де.

Ки­рил­ли­ца

Рис. 1. Ки­рил­ли­ца

И на­пи­са­ние этих букв, а уж ко­неч­но и зву­ча­ние слов, и спо­со­бы пе­ре­да­чи мыс­лей и чувств, при по­мо­щи этих букв и слов, уже су­ще­ство­ва­ли. Ки­рилл и Ме­фо­дий упо­ря­до­чи­ли и уза­ко­ни­ли при­ме­не­ние той пись­мен­но­сти, ко­то­рая в мо­мент их «при­хо­да» на Русь, уже су­ще­ство­ва­ла. И это за­гад­ка, ко­то­рая тре­бу­ет очень дли­тель­ной и слож­ной раз­гад­ки, и, по-ви­ди­мо­му, окон­ча­тель­ной раз­гад­ки мы не най­дём ни­ко­гда.

Что ка­са­ет­ся хри­сти­ан­ства на Руси, то здесь есть точ­ные и со­вер­шен­но до­сто­вер­ные факты о том, что князь Вла­ди­мир, кре­стив­ший своих две­на­дцать сы­но­вей и мно­гих дру­гих ки­ев­лян в это время, был уже хри­сти­а­ни­ном, он при­нял хри­сти­ан­ство рань­ше. Более того, хри­сти­ан­ство при­ня­ла его ба­буш­ка, ки­ев­ская кня­ги­ня Ольга, и при­ня­ла она его в тот год, когда князь Вла­ди­мир толь­ко ро­дил­ся, в 960 году.

Кре­ще­ние Руси кня­зем Вла­ди­ми­ром

Рис. 2. Кре­ще­ние Руси кня­зем Вла­ди­ми­ром

Кня­ги­ня Ольга офи­ци­аль­но при­ня­ла хри­сти­ан­ство в Ви­зан­тий­ском Хер­со­не­се, это был бли­жай­ший город Ви­зан­тий­ской им­пе­рии, ко­то­рый ближе всего на­хо­дил­ся гео­гра­фи­че­ски к то­гдаш­ней Рос­сии, Крым. Кня­ги­ня Ольга, по-ви­ди­мо­му, тайно кре­сти­лась ещё рань­ше, а в 960 году офи­ци­аль­но при­ня­ла обряд кре­ще­ния и вошла в тот хри­сти­ан­ский храм, куда некре­ще­ным вхо­дить было за­пре­ще­но. По­это­му по­нят­но, что хри­сти­ан­ство при­шло на Русь го­раз­до рань­ше 988 года, при­шло и как ре­ли­гия, и как куль­ту­ра из Ви­зан­тии.

 3. Первые летописи

Пер­вое про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное ки­рил­ли­цей, по­яви­лось го­раз­до позже. Пре­жде всего, Еван­ге­лие. Есть давно во­шед­шие в на­уч­ный оби­ход тек­сты Остро­ми­ро­ва Еван­ге­лия XXI века, оно да­ти­ру­ет­ся 1050-ми го­да­ми. Также так на­зы­ва­е­мый сбор­ник 1073 – 1076 годов, это были книги пе­ре­вод­ные, ав­то­ры ко­то­рых были из­вест­ны как свя­тые апо­сто­лы, а пе­ре­пис­чи­ки своё имя не упо­ми­на­ли. По­яви­лось пер­вое имя пе­ре­пис­чи­ка чер­но­риз­ца, то есть мо­на­ха, жив­ше­го в Киеве.  И книга, ко­то­рая на­зва­на им самим «По­ве­стью вре­мен­ных лет» или «На­чаль­ный ле­то­пи­сью Ра», носит до­ста­точ­но опре­де­лён­ное и хо­ро­шо из­вест­ное на­зва­ние – «По­весть вре­мен­ных лет чер­но­риз­ца Фе­до­се­е­ва мо­на­сты­ря Пе­чер­ско­го, от­ку­да есть и пошла рус­ская земля, и кто в ней почал пер­вее кня­жить». По­нят­но, что до нас дошло не со­всем то, что писал этот монах. Много раз пе­ре­пи­сы­ва­лись раз­ны­ми пе­ре­пис­чи­ка­ми эти тек­сты.

Пер­вый текст ле­то­пи­си – это текст, свя­зан­ный с цер­ко­вью, куль­ту­рой и по­ли­ти­кой. Ле­то­пи­сец-мо­нах, жив­ший в мо­на­сты­ре, а мо­на­стырь не был от­де­лён от го­су­дар­ства, поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ством Ки­ев­ско­го князя. И по­это­му то, что де­ла­ет ле­то­пи­сец, свя­за­но с тем, чтобы про­сла­вить князя, утвер­дить кня­же­ство ки­ев­ско­го, а не толь­ко про­сто за­пи­сы­вать со­бы­тия. Далее ле­то­пи­сец ста­вит перед собой за­да­чу – утвер­дить веру хри­сти­ан­ства, про­тив ко­то­рой су­ще­ство­вал опре­де­лён­ный на­строй того ки­ев­ско­го на­се­ле­ния, ко­то­рое кре­стил Вла­ди­мир, и это кре­ще­ние встре­ти­ло со­про­тив­ле­ние. По­это­му самые пер­вые ле­то­пи­си есть про­из­ве­де­ния и ду­хов­ной, и свет­ской ли­те­ра­ту­ры, про­из­ве­де­ния и по­ли­ти­че­ские, и ли­те­ра­тур­ные, и ис­то­ри­че­ские.

 4. Жития святых

Мы видим, что ли­те­ра­ту­ра ду­хов­ная, то есть свя­зан­ная с де­я­тель­но­стью церк­ви, и ли­те­ра­ту­ра свет­ская, то есть не свя­зан­ная с цер­ко­вью, со­еди­ня­ют­ся во­еди­но в пер­вых ли­те­ра­тур­ных ис­точ­ни­ках, ко­то­рые до нас дошли. Это в пол­ной мере и от­но­сит­ся к та­ко­му жанру цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры, как  жития. Жития Свя­тых – это книги, ко­то­рые од­но­вре­мен­но слу­жи­ли для укреп­ле­ния и уси­ле­ния веры, и для про­слав­ле­ния кня­же­ской вла­сти. Жития свя­тых, есте­ствен­но по­яви­лись го­раз­до рань­ше, они воз­ник­ли ещё в гре­че­ской ли­те­ра­ту­ре, и пер­вы­ми про­из­ве­де­ни­я­ми этого жанра были про­из­ве­де­ния, сна­ча­ла рас­ска­зы­ва­ю­щие о жизни са­мо­го Иису­са Хри­ста, а затем рас­ска­зы­ва­ю­щие о жизни его апо­сто­лов. Две­на­дцать из­вест­ных апо­сто­лов, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных всеми цер­ков­ны­ми кон­фес­си­я­ми, вы­ра­бо­та­ли аб­со­лют­но точ­ный и неру­ши­мый шаб­лон ли­те­ра­ту­ры, по ко­то­ро­му рас­ска­зы­ва­лась жизнь свя­то­го, шаг за шагом в со­от­вет­ствии с одним общим сю­жет­ным пла­ном. Свя­той дол­жен был ро­дить­ся у греш­ных ро­ди­те­лей, они могли быть либо языч­ни­ка­ми, либо недо­ста­точ­но бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми. Дол­жен был быть кон­фликт отцов и детей в пер­вой главе жития. Далее, в дет­стве бу­ду­щий свя­той дол­жен был про­яв­лять ка­кие-то осо­бые спо­соб­но­сти, ка­кие-то осо­бые та­лан­ты, от­ли­ча­ю­щи­е­ся от всех дру­гих детей. Сле­ду­ю­щий мо­мент, свя­той дол­жен был обя­за­тель­но пе­ре­тер­петь некие му­че­ния в борь­бе за веру и за оте­че­ство, а может быть из-за сво­е­го князя, сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Эти му­че­ния долж­ны были за­кон­чить­ся его тра­ги­че­ской ги­бе­лью, свя­той дол­жен был по­стра­дать и уме­реть му­чи­тель­ной смер­тью. Эта осо­бен­ность впо­след­ствии смяг­ча­лась, но она очень чётко про­сле­жи­ва­ет­ся в ос­нов­ных ис­точ­ни­ках этой самой жи­тий­ной, или как го­во­рят учё­ные, агио­гра­фи­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра была в этом смыс­ле очень чёт­кой и по­сле­до­ва­тель­ной про­дол­жа­тель­ни­цей всей ми­ро­вой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Осо­бен­ность за­клю­ча­лась в том, что автор жития был обя­за­тель­но мо­на­хом мо­на­сты­ря, на­хо­див­ший­ся под по­кро­ви­тель­ством князя. И заказ на житие он по­лу­чал не толь­ко с целью укреп­ле­ния веры, но и с целью укреп­ле­ния го­су­дар­ствен­но­сти. По­это­му ка­но­ни­зи­ро­вать, объ­явить свя­тым тре­бо­ва­лось обя­за­тель­но отца, либо деда, князя, либо ко­го-то из зна­ме­ни­тых людей, жив­ших на этой земле. Житие имело не толь­ко ли­те­ра­тур­ную и ре­ли­ги­оз­ную, а и по­ли­ти­че­скую цель. Су­ще­ство­ва­ло твёр­дое убеж­де­ние в том, что без свя­тых не стоит ни один город. Сред­не­ве­ко­вые го­ро­да-кре­по­сти, го­ро­да-го­су­дар­ства обя­за­тель­но долж­ны были иметь сво­е­го свя­то­го по­кро­ви­те­ля, а если его не было, то его нужно было найти, ка­но­ни­зи­ро­вать, при­знать свя­тым и тогда ре­ша­лась по­ли­ти­че­ская за­да­ча, за­да­ча укреп­ле­ния вла­сти.

В этом смыс­ле, житие яв­ля­ет­ся пря­мым пред­ше­ствен­ни­ком бу­ду­щих по­ве­стей рус­ской ли­те­ра­ту­ры, вплоть до се­го­дняш­не­го дня. Можно пе­ре­чис­лять их огром­ное ко­ли­че­ство, до­ста­точ­но вспом­нить трёх рус­ских пи­са­те­лей, у ко­то­рых была одна и та же фа­ми­лия. Был Лев Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой, ко­то­рый по ка­но­ну жития изоб­ра­зил жизнь Пла­то­на Ка­ра­та­е­ва в «Войне и мир», был Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич Тол­стой, ко­то­рый на­пи­сал рас­сказ «Рус­ский ха­рак­тер», в точ­но­сти вы­пол­нив по жи­тий­но­му ка­но­ну. А есть тре­тья пи­са­тель­ни­ца, но­ся­щая ту же фа­ми­лию – Та­тья­на Тол­стая, у ко­то­рой тоже в её новых кни­гах можно об­на­ру­жить связь с этим самым жи­тий­ным ка­но­ном, ко­то­рый дал ос­но­ву од­но­го из самых ак­тив­ных жан­ров со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. По­то­му что, рас­ска­зы­вая о жизни ка­ко­го-то че­ло­ве­ка, мы неиз­беж­но стал­ки­ва­ем­ся с теми сю­жет­ны­ми мо­мен­та­ми, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли в древ­ней жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ре, это дет­ство, юно­ше­ство, взрос­ле­ние че­ло­ве­ка, по­дви­ги, ко­то­рые он со­вер­шил.

Ни­ку­да не деть­ся от той по­дроб­но­сти жития, ко­то­рая свя­за­на с чу­де­са­ми. Для того, чтобы свя­той был ка­но­ни­зи­ро­ван­ным, он обя­за­тель­но дол­жен был со­вер­шать чу­де­са, ко­то­рые могли про­ис­хо­дить при его жизни или после смер­ти, при уча­стии его мощей, либо ка­кой-то одеж­ды свя­то­го, либо ка­ко­го-то ат­ри­бу­та, ко­то­рый со­хра­ня­ет­ся после смер­ти свя­то­го и во­круг ко­то­ро­го про­ис­хо­дят чу­де­са. Су­ще­ство­ва­ли тра­ди­ции, в со­от­вет­ствии с ко­то­ры­ми свя­тым мог при­зна­вать­ся толь­ко тот че­ло­век, во­круг ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ли чу­де­са. В тра­ди­ции ка­то­ли­че­ской церк­ви су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная ко­мис­сия, ко­то­рая ис­сле­ду­ет чу­де­са, про­ис­хо­див­шие при жизни или после смер­ти че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го со­би­ра­ют­ся ка­но­ни­зи­ро­вать. При­бли­зи­тель­но то же самое су­ще­ству­ет и в рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. И эта тра­ди­ция чудес, со­вер­ша­е­мых в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях бла­го­да­ря осо­бым свой­ствам ха­рак­те­ра опре­де­лён­но­го героя, пол­но­стью пе­ре­ш­ла из жи­тий­ных в со­вре­мен­ную ли­те­ра­ту­ру.

 5. «Слово о законе и благодати»

На­ко­нец, па­мят­ник, до­шед­ший до нас в до­ста­точ­но це­лост­ном и ис­прав­ном виде – самый древ­ний текст рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Это не ле­то­пись, это не житие, это – слово. Это речь, про­из­не­сен­ная Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том Ил­ла­ри­о­ном, по-ви­ди­мо­му, около 1049 года, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Слово о за­коне и бла­го­да­ти». Это тор­же­ствен­ная речь, од­но­вре­мен­но и про­по­ведь свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Слово о за­коне и бла­го­да­ти

Рис. 3. Слово о за­коне и бла­го­да­ти

Мит­ро­по­лит од­но­вре­мен­но за­ин­те­ре­со­ван в по­кро­ви­тель­стве князя, и эта речь, по-ви­ди­мо­му, по­слу­жи­ла тому, что у него с кня­зем сло­жи­лись осо­бые до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния. Яро­слав Муд­рый вошёл в ис­то­рию как один из про­све­щён­ных, один из самых зна­чи­тель­ных ки­ев­ских кня­зей. Пер­вая и самая зна­чи­тель­ная часть всего тек­ста это то, что сей­час счи­та­ет­ся его на­зва­ни­ем. Эта речь слу­жи­ла об­раз­цом, ко­то­рый по­вто­рял­ся на про­тя­же­нии рус­ской ис­то­рии много веков. «О За­коне, через Мо­и­сея дан­ном, и о Бла­го­да­ти и Ис­тине через Иису­са Хри­ста яв­лен­ной, и как Закон ото­шел, а Бла­го­дать и Ис­ти­на всю землю на­пол­ни­ли, и вера на все на­ро­ды рас­про­стра­ни­лась, и до на­ше­го на­ро­да рус­ско­го дошла. И по­хва­ла князю на­ше­му Вла­ди­ми­ру, ко­то­рым мы кре­ще­ны были. И мо­лит­ва к Богу от всей земли нашей».

В сущ­но­сти, за­го­ло­вок, ко­то­рый со­хра­нил­ся в этом па­мят­ни­ке, по­вто­ря­ет в точ­но­сти те прин­ци­пы, ко­то­ры­ми ру­ко­вод­ству­ют­ся со­вре­мен­ные жур­на­ли­сты. Их учат сна­ча­ла в пер­вых трёх строч­ках дать глав­ную ин­фор­ма­цию, а потом по­дроб­но рас­ска­зать это всё уже дру­ги­ми сло­ва­ми. Можно ска­зать, что в за­го­лов­ке речи мит­ро­по­ли­та Ил­ла­ри­о­на есть некая про­грам­ма всей древ­ней рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Она свя­за­на с тем, что за­ко­ну, то есть древ­ней ре­ли­гии, из ко­то­рой за­им­ство­ва­на пер­вая часть Биб­лии – Вет­хий завет , про­ти­во­по­став­ля­ет­ся хри­сти­ан­ская вера, на ко­то­рой ос­но­ва­на вто­рая часть Биб­лии – Новый завет. И несмот­ря на то, что закон от­ми­ра­ет, на смену ему идёт бла­го­сло­ве­ние, или бла­го­дать, вы­ра­жен­ная хри­сти­ан­ской ре­ли­ги­ей. Это не толь­ко факт ре­ли­ги­оз­ной жизни, но и так же факт по­ли­ти­че­ской жизни, по­то­му что со сме­ной веры ме­ня­ют­ся и ос­но­вы го­су­дар­ствен­но­сти, и ос­но­вы вза­и­мо­дей­ствия людей, и ос­но­вы по­ли­ти­че­ской жизни, и ос­но­вы всего то, что про­дол­жа­ет оста­вать­ся сутью про­ис­хо­дя­щих в ли­те­ра­ту­ре и около её со­бы­тий. И, по-ви­ди­мо­му, людям, жив­шим в XI, XII, XIII и в сле­ду­ю­щих веках, вот эти речи мит­ро­по­ли­та Ил­ла­ри­о­на были из­вест­ны. По­то­му что даже в рас­коп­ках ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да на­хо­дят бе­ре­стя­ные гра­мо­ты, по ко­то­рым можно убе­дить­ся, что и дети, и взрос­лые, и ав­то­ры этих тек­стов осо­зна­ва­ли себя в пол­ной мере лю­дь­ми, при­над­ле­жа­щих к этой ре­ли­гии, земле и этой си­сте­ме от­но­ше­ний, при ко­то­рой они умели стро­ить своё бу­ду­щее. Умели через слово, через за­пись пе­ре­да­вать пред­став­ле­ние о том, какой им хо­чет­ся ви­деть бу­ду­щую свою жизнь. И в этом смыс­ле все древ­не­рус­ские па­мят­ни­ки, о ко­то­рых мы го­во­рим, и ле­то­пи­си, и жития, и слова, про­из­ве­де­ния ора­тор­ской ли­те­ра­ту­ры, в пол­ной мере живые и дей­ствен­ные про­из­ве­де­ния в том смыс­ле, что их не про­сто можно чи­тать, а, бла­го­да­ря им, можно от­кры­вать что-то новое, что-то до сих пор неиз­ве­дан­ное в нашей по­все­днев­ной жизни.

 

6. Завершение урока

О том, какие были сле­ду­ю­щие шаги древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, мы про­дол­жим и, по-ви­ди­мо­му, за­вер­шим раз­го­во­ры о древ­ней ли­те­ра­ту­ре на сле­ду­ю­щих уро­ках, а пока урок окон­чен.

Вопросы к конспектам

1. Чем вы­зва­но по­яв­ле­ние древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры?

2. По­че­му мо­на­сты­ри на­хо­ди­лись под по­кро­ви­тель­ство мо­на­сты­рей?

3. Какие жанры древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры су­ще­ство­ва­ли и какие из них зна­ко­мы Вам по преды­ду­щим клас­сам?

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 17:41