"Мещанин во дворянстве" Мольера как классическая комедия
Введение
Сегодня поговорим о комедии Мольера (рис. 1) «Мещанин во дворянстве». В декабре 1669 года ко двору французского короля Людовика XIV прибыло турецкое посольство. Король и двор готовились к этому визиту очень основательно и приняли турецкого посла с необычайной роскошью. Но турецкий посол имел дерзость сказать, что у турецкого султана кони выглядят красивее, чем французский король. Людовик был очень задет этим визитом. Мольер взялся сочинить «турецкие сцены» и вставить их в комедию.
Рис. 1. Жан Батист Мольер
В 1670 году спектакль уже игрался на сцене, и Мольер исполнял роль Журдена. В центре пьесы ограниченный, тщеславный мещанин-буржуа. Если переводить дословно, то название пьесы звучало как «Буржуа-дворянин». Мещанин, который во что бы то ни стало хочет превратиться в дворянина. Эта навязчивая идея мешает счастью его дочери, вызывает осуждение всех здравомыслящих людей. В конечном счете, эту идею использует слуга Ковьель, который устраивает женитьбу «сына султана» с дочерью Журдена.
Социальная сторона комедии достаточно интересна. И несмотря на то, что дворянства уже давно нет во многих странах, эта пьеса Мольера до сих пор ставится на сцене.
Анализ комедии «Мещанин во дворянстве»
Журден и его жена – почтенные буржуа, как и родители Мольера. Так что же высмеивает автор, помимо маниакального желания Журдена стать дворянином? Если мы поймем, на что направлена эта комедия, то тогда разберемся, что же предлагает Мольер.
С одной стороны, комедию можно прочесть в духе классицизма, в котором все построено на жесткой иерархии. С другой стороны, Кольбер, министр при дворе Людовика XIV, тоже выходец из буржуа.
Все честолюбие Журдена заключается в том, что он хочет стать похожим на дворянина и со временем даже начинает стыдиться своих родителей. Журдена дурачат все.
Кроме того, важным персонажем является госпожа Журден: она не только воплощение здравого смысла, но и обладательница чувства собственного достоинства. Она часто говорит, что дело совершенно не в принадлежности к какому-либо сословию, а в том, что человек, добросовестно выполняющий свои обязанности, имеет право гордиться своим сословием. Таким образом, Клеонт ничуть не хуже, а даже лучше Доранта, который является недобросовестным и плутоватым человеком. Доримена охотно принимает подарки. Причем Дорант дарит эти подарки от своего имени, не ссылаясь на Журдена, который их посылает Доримене.
Но обычно при постановке пьесы контраст между жуликоватым дворянством и честными буржуа практически сводят к нулю. На первый план выступает комедия характеров.
Одной из важных сцен является та, в которой Журден примеряет новые костюмы. И дело даже не в откровенной нелепости его наряда, а в том, что этот костюм становится знаком социальной роли. Мы играем в спектакле под названием «Жизнь», и на каждом из нас надет костюм, каждый из нас играет некоторую роль, а кое-кто и несколько.
В комедии всегда присутствует любовная линия и почти всегда у героя есть дочь, любящая молодого человека, которого не одобряет ее отец. И герой-маньяк хочет выдать ее за кого-то другого, в данном случае за маркиза.
«Тартюф»
«Тартюф» – одна из самых знаменитых пьес Мольера (рис. 2). Для того чтобы понять эту пьесу, важно знать, что в Париже времен Людовика XIV существовала тайная политически-религиозная организация аристократов и духовных лиц – «Общество святых даров». Эта организация следила за соблюдением ортодоксального католицизма. Во главе этой организации стояли королева-мать и архиепископ.
Рис. 2. Заглавная страница комедии Мольера «Тартюф»
Первый вариант пьесы «Тартюф» состоял из трех актов, и главный герой был священник-лицемер. У богатого буржуа Оргона дочери нет, но есть молодая жена, за которой и ухаживает Тартюф. Когда сын Оргона узнает об измене мачехи, то Тартюф ловко уходит от каких-либо обвинений.
Пьеса была поставлена, но после первого представления запрещена Обществом святых даров. Через неделю после запрещения пьесы произошла занятная история.
В то время, когда возник «Тартюф», итальянцы сыграли фарс «Скарамуш-отшельник», в котором в крайне отрицательном свете был изображен монах. Король, все еще пребывавший в состоянии недоумения по поводу истории с «Тартюфом», сказал Конде после посещения «Скарамуша» у итальянцев:
– Я не понимаю, почему они так набросились на «Тартюфа»? Ведь в «Скарамуше» содержатся гораздо более резкие вещи.
– Это потому, ваше величество, – ответил ему Конде, – что в «Скарамуше» автор смеется над небом и религией, до которых этим господам нет никакого дела, а в «Тартюфе» Мольер смеется над ними самими. Вот почему они так разъярились, сир!
И после долгих сражений за пьесу она все-таки снова была поставлена на сцене. 9 февраля 1669 года была поставлена именно та версия, которую мы знаем.
Интересно то, что в пьесе все заканчивается вмешательством короля, когда уже кажется, что изменить ничего нельзя. Оргон, доверяющий лицемеру, хочет выдать за него замуж свою дочь, переписывает на него дарственную на дом и доверяет Тартюфу одну очень пикантную тайну. Один из друзей Оргона, который участвует в заговоре против короля, уезжая, оставляет ему ларчик с опасными бумагами, которые позже попадают в руки Тартюфа.
Так ли иначе все заканчивается тем, что вместе с Тартюфом приходит офицер. В итоге Оргон больше не хозяин в своем доме, по причине связи с заговорщиком он должен отправляться в тюрьму. И тогда, когда Тартюф уже полностью уверен в своем торжестве и приказывает офицеру приступать к своим обязанностям, королевский офицер заявляет, что не Оргон, а Тартюф заключен под стражу. Оказывается, что король уже давно следит за Тартюфом и знает обо всех его делах.
Все разрешается благодаря вмешательству государя. И сама история «Тартюфа» говорит о том, что значение вмешательство короля не преувеличивается, оно действительно было решающим.
Пьеса написана в стихотворной форме. Присутствует грубая комика, сложная интрига. Что касается любовной линии, то она идентична любовной линии в пьесе «Мещанин во дворянстве».
Аналогичная любовная линия встречается и в пьесе «Тартюф», и в комедии «Мнимый больной». Это сходство неслучайно, на такой любовной линии держится пьеса. Любовники должны воссоединиться, несмотря ни на какие преграды.
«Мнимый больной»
Мольер тяжело болен, лекарства уже не помогают. В свое последней пьесе он смеется и над врачами, и над своей болезнью.
Главным героем пьесы является Арган, который одержим ипохондрией. У Аргана есть молодая жена – Белина, которая терпит его только из-за надежды получить наследство; Анжелика – старшая из его дочерей, влюбленная в Клеанта, и младшая дочка, которую зовут Луизон. Арган хочет выдать Анжелику против ее воли замуж за врача. Жена Аргана приводит нотариуса, который перепишет все его наследство на нее и не оставит ни гроша их дочерям.
Одним из интересных моментов в комедии является диалог между Арганом и господином Диафуарусом.
«Арган. А вы не имеете намерения, сударь, представить его ко двору и там выхлопотать ему место врача?
Г-н Диафуарус. По правде говоря, должность врача, состоящего при великих мира сего, никогда не привлекала меня; мне всегда казалось, что лучше всего для нас, грешных, держаться простых смертных. С ними куда легче. Вы ни перед кем не отвечаете за свои действия: надо только следовать правилам науки, не заботясь о том, что из этого получается. А с великими мира сего это очень хлопотливо: когда они заболевают, они непременно хотят, чтобы врач вылечил их».
Итак, это привычный Мольер. С таким сюжетом мы уже встречались – и сколько раз! Семья, которой угрожает опасность из-за безумств упрямого маньяка, любовь, которой чинят препятствия и которая в итоге преодолевает все преграды с помощью одного из родственников и служанки. Последняя пьеса Мольера стоит в этом ряду и замыкает круг, перекликаясь темой с первым его фарсом.
Беральд, брат Аргана, пытается восстановить естественный ход вещей – обычный прием у Мольера. Беральд уговаривает брата бросить все эти пилюли и клистиры и поехать вместе с ним смотреть комедию Мольера. Арган и слышать не хочет об этом наглеце, который открыто смеется над Факультетом. Он кричит в сердцах: «Будь я доктор, я бы отомстил ему за его дерзость. А если бы он заболел, я бы оставил его без всякой помощи. Что бы с ним ни было, я не прописал бы ему ни единого клистиришки, ни единого кровопусканьишка, а сказал бы ему: „Подыхай, подыхай! В другой раз не будешь издеваться над медициной!”»
Служанка Туанета напяливает на себя докторскую мантию, и с этой минуты комедия явно тяготеет к фарсу. Туанета осматривает своего господина и непререкаемым тоном заявляет, что у него не в порядке легкие. У него болит голова? Глаза застилает? Сердце щемит? Слабость во всем теле? Колики в животе? Легкие! Так Мольер издевается над собственными страданиями, над своим смертельным недугом. Но вот, посмешив зрителей вдоволь и закрутив сложную интригу, пора из нее выпутываться. Развязка «Мнимого больного» сделана искусно и легко. Туанета предлагает хозяину притвориться мертвым, чтобы испытать любовь Белины (рис. 3).
Рис. 3. Спектакль "Мнимый больной" в Театре русской драмы им. Леси Украинки
«Слава тебе господи! – восклицает нежная супруга. – Наконец-то я освободилась от этой обузы! Какая ты глупая, Туанета, что так огорчаешься!»
И она спешит заняться деньгами и бумагами, спрятанными в тайнике. Чего стоит преданность жены, теперь Аргану известно. Анжелика, напротив, выказывает искреннюю скорбь, и у старого безумца открываются глаза. Он соглашается на брак, но с тем условием, чтобы Клеант стал доктором. Молодой человек ради Анжелики на все готов. Но тут снова вмешивается Беральд и советует Аргану самому сделаться врачом. Мнимый больной в нерешительности, но Беральд находит убедительные для брата аргументы: стоит надеть мантию – и сразу все узнаешь про болезни и лекарства: «Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится ученостью, а всякая глупость – разумной речью».
А Туанета добавляет: «Право, сударь, одна ваша борода уже много значит: у кого есть борода, тот уже наполовину доктор».
Арган будет посвящен в доктора на дому. Эта церемония довершает карикатуру на врачей. Тут на макаронической латыни пародируется процедура присвоения докторского звания. Обычай и в самом деле требовал, чтобы президент и его собратья обменивались преувеличенными комплиментами на сомнительной латыни и задавали соискателю нелепые вопросы. Но, разумеется, синклит аптекарей, хирургов, клистироносцев – чистый вымысел…
17 февраля 1673 год Мольер доигрывает поставленную в четвертый раз комедию и умирает. Вот как Бордонов об этом пишет: «Мольер принял – а может быть, и искал – такую смерть совершенно сознательно. Не то чтоб он, как старый лицедей, хотел сорвать аплодисменты под занавес. Наоборот, он сделал все, что мог, чтобы скрыть свою бледность, свои неодолимо мучительные страдания, и эта целомудренная сдержанность тоже может служить примером. Подлинным его желанием было – дойти до конца: в искусстве, в страсти. Это нужно ему самому прежде всего – недаром он отверг в свое время советы Буало, увещевавшего его уйти с подмостков. Для Мольера было делом чести остаться на сцене, умереть на сцене, раз уж он избрал ремесло актера».
И в пьесе «Мещанин во дворянстве» помогает слуга воссоединиться возлюбленным. Слуги в произведениях Мольера становятся комической, почти пародийной парой к тому, что происходит между господами. Приведем отрывок, в нем важно заметить, что диалог слуг становится отражением диалога господ.
«Клеонт. Так что же сравнится, Ковьель, с коварством бессердечной Люсиль?
Ковьель. А что сравнится, сударь, с коварством подлой Николь?
Клеонт. И это после такого пламенного самопожертвования, после стольких вздохов и клятв, которые исторгла у меня ее прелесть!
Ковьель. После такого упорного ухаживания, после стольких знаков внимания и услуг, которые я оказал ей на кухне!
Клеонт. Стольких слез, которые я пролил у ее ног!
Ковьель. Стольких ведер воды, которые я перетаскал за нее из колодца!
Клеонт. Как пылко я ее любил, – любил до полного самозабвения!
Ковьель. Как жарко было мне, когда я за нее возился с вертелом, – жарко до полного изнеможения!
Клеонт. А теперь она проходит мимо, явно пренебрегая мной!
Ковьель. А теперь она пренагло поворачивается ко мне спиной!
Клеонт. Это коварство заслуживает того, чтобы на нее обрушились кары.
Ковьель. Это вероломство заслуживает того, чтобы на нее посыпались оплеухи».
«Мизантроп»
Для данной комедии характерна особая странность, давайте разберемся, в чем она проявляется.
Порядочный человек в XVII веке должен был:
- порядочно обходиться с дамами;
- молчать о своих положительных качествах, но с готовностью хвалить чужие;
- никогда не возвышать голоса;
- не должен проповедовать.
В сознании Мольера порядочный человек – это человек, который отвергает любые крайности. Такой человек достаточно сдержан, чтобы не выставлять напоказ свои чувства.
В «Мизанропе» присутствует такой правильный человек – воплощение нормы. Этого героя зовут Филинт. По одну сторону от нормы находится Дон Жуан, по другую – Альцест. Дон Жуан совершенно безнравственный, а Альцест слишком нравствен. И на протяжении всей комедии эти два героя, Альцест и Филинт, являются представителями противоположных понятий, они полностью противопоставлены друг другу.
«Альцест
Нимало не шучу
И никого щадить отныне не хочу.
Все, что нас при дворе и в свете окружает,
Все то, что вижу я, глаза мне раздражает;
Впадаю в мрачность я и ощущаю гнет,
Лишь посмотрю кругом, как род людской живет!
Везде – предательство, измена, плутни, льстивость,
Повсюду гнусная царит несправедливость;
Я в бешенстве, нет сил мне справиться с собой,
И вызвать я б хотел весь род людской на бой...
Филинт
О боже мой, к чему такое осужденье!
К людской природе вы имейте снисхожденье;
Не будем так строги мы к слабостям людским,
Им прегрешения иные извиним!
И добродетельным быть надо осторожно
Излишней строгостью испортить дело можно:
Благоразумие от крайностей бежит
И даже мудрым быть умеренно - велит.
Суровость доблести минувших поколений
Не в духе наших дней, привычек и стремлений...»
Уже в XVIII веке и в литературе, и в жизни происходит переосмысление понятий и ближе по духу людям становится Альцест.
Как и во всех комедиях, в «Мещанине во дворянстве» можно найти комический диалог.
«Ковьель. Не знаю, сударь, имею ли я честь быть вам
знакомым.
Г-н Журден. Нет, сударь.
Ковьель (показывает рукой на фут от полу). А я знал вас
еще вот этаким.
Г-н Журден. Меня?
Ковьель. Да. Вы были прелестным ребенком, и все дамы брали
вас на руки и целовали.
Г-н Журден. Меня? Целовали?
Ковьель. Да. Я был близким другом вашего покойного
батюшки.
Г-н Журден. Моего покойного батюшки?
Ковьель. Да. Это был настоящий дворянин.
Г-н Журден. Как вы сказали?
Ковьель, Я сказал, что это был настоящий дворянин.
Г-н Журден. Кто, мой отец? .
Ковьель. Да.
Г-н Журден. Вы его хорошо знали?
Ковьель. Ну, еще бы!
Г-н Журден. И вы его знали за дворянина?
Ковьель. Разумеется.
Г-н Журден. Вот после этого и верь людям!
Ковьель. А что?
Г-н Журден. Есть же такие олухи, которые уверяют, что он
был купцом!
Ковьель. Купцом? Да это явный поклеп, он никогда не был
купцом. Видите ли, он был человек весьма обходительный, весьма
услужливый, а так как он отлично разбирался в тканях, то
постоянно ходил по лавкам, выбирал, какие ему нравились,
приказывал отнести их к себе на дом, а потом раздавал друзьям
за деньги.
Г-н Журден. Я очень рад, что с вами познакомился: вы, я
думаю, не откажетесь засвидетельствовать, что мой отец был
дворянин».
В итоге все заканчивается хорошо, и в пятом действии Мольер пишет о двух свадьбах.
Вопросы к конспектам
«Пороки людей XXI века и образы героев комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”»
1. Каково самое заветное желание Журдена?
2. Какими образом автор добивается комизма в образах героев и ситуациях?
3. Как вы понимаете слова учителя музыки: "Деньги выпрямляют кривизну его суждений"?
4. Как воспринимает поведение мужа Госпожа Журден?
5. Каковы на самом деле аристократы?
6. Кто такой Клеонт?
7. Главная мысль пьесы выражена в словах Клеонта, приведите цитату.
8. Почему герои, созданные Мольером, считаются бессмертными?