«В дурном обществе». Работа над III-VI главами повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей

 

Новые знакомые Васи

Мы оста­но­ви­лись на том, что герой по­ве­сти – рас­сказ­чик Вася – по-преж­не­му в на­пря­жён­ных от­но­ше­ни­ях с отцом. Ему ка­жет­ся, что не может про­изой­ти ни­че­го, что могло бы из­ме­нить си­ту­а­цию (рис. 1).

Вася и отец

Рис. 1. Вася и отец

Про­ис­хо­дит зна­ком­ство маль­чи­ка с детьми пана Ты­бур­ция.

С детьми пана Ты­бур­ция (ка­бац­ко­го ора­то­ра, од­но­го из пред­во­ди­те­лей оби­та­те­лей ча­сов­ни) Вася из­да­ли по­зна­ко­мил­ся в I и II гла­вах. У Ты­бур­ция, к изум­ле­нию Васи, было двое детей: маль­чик, ко­то­рый был чуть по­стар­ше са­мо­го Васи, по имени Валек, и со­всем ма­лень­кая де­воч­ка Ма­ру­ся (рис. 2).

Валек и Ма­ру­ся

Рис. 2. Валек и Ма­ру­ся

Од­на­ж­ды Вася со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми, та­ки­ми же со­рван­ца­ми, как он, идёт по­смот­реть раз­ва­ли­ны ча­сов­ни. С маль­чиш­ка­ми про­ис­хо­дит стран­ная ис­то­рия, и они, на­пу­ган­ные неожи­дан­ным для них ви­де­ни­ем (гор­шок сам стал дви­гать­ся в тем­но­те), убе­га­ют, остав­ляя Васю од­но­го (рис. 3).

Вася в ча­совне

Рис. 3. Вася в ча­совне

Вася оста­ёт­ся в ча­совне один и по­ни­ма­ет, по­че­му гор­шок дви­гал­ся – там были Валек и Ма­ру­ся.

Валек по­до­шёл к нему как к воз­мож­но­му за­хват­чи­ку, чу­жа­ку. Чуть не про­изо­шла драка, но маль­чи­ки вско­ре при­ми­ри­лись бла­го­да­ря ма­лень­кой де­воч­ке, ко­то­рая по­до­шла к брату и при­па­ла к его ноге, а в таком по­ло­же­нии драть­ся невоз­мож­но. Они раз­го­во­ри­лись и мо­мен­таль­но по­дру­жи­лись (рис. 4).

Зна­ком­ство Васи с Ва­ле­ком и Ма­ру­сей

Рис. 4. Зна­ком­ство Васи с Ва­ле­ком и Ма­ру­сей

Но Валек пре­ду­пре­дил сво­е­го но­во­го друга, что не стоит при­хо­дить, когда Ты­бур­ций дома, что не надо, чтобы Ты­бур­ций за­стал здесь Васю.

Вася ухо­дит, но при­хо­дит на сле­ду­ю­щий день. Так их друж­ба за­вя­зы­ва­ет­ся всё креп­че и креп­че. При этом Вася со­вер­шен­но не ду­ма­ет, как они живут. Он по­ни­ма­ет, что это ка­кая-то стран­ная жизнь, но не знает, кто они и где до­бы­ва­ют про­пи­та­ние.

Он не за­хо­дит к ним в дом. Они встре­ча­ют­ся на­вер­ху, на по­верх­но­сти, или иг­ра­ют вме­сте в окрест­но­стях ча­сов­ни (рис. 5).

Ма­ру­ся, Валек и Вася

Рис. 5. Ма­ру­ся, Валек и Вася

 Противопоставление образов героев повести

Вася страст­но любит свою ма­лень­кую сест­ру Соню, но ему фак­ти­че­ски не поз­во­ля­ют с ней об­щать­ся и иг­рать, по­то­му что счи­та­ют его от­пе­тым, злым маль­чиш­кой, ко­то­рый может при­чи­нить сест­ре вред. Вася от этого очень стра­да­ет.

Вася необык­но­вен­ным об­ра­зом при­вя­зы­ва­ет­ся к ма­лень­кой де­воч­ке Ма­ру­се. Это очень милая, но осо­бен­ная де­воч­ка (рис. 6):

«Это было блед­ное, кро­шеч­ное со­зда­ние, на­по­ми­нав­шее цве­ток, вы­рос­ший без лучей солн­ца. Несмот­ря на свои че­ты­ре года, она хо­ди­ла еще плохо, неуве­рен­но сту­пая кри­вы­ми нож­ка­ми и ша­та­ясь, как бы­лин­ка; руки ее были тонки и про­зрач­ны; го­лов­ка по­ка­чи­ва­лась на тон­кой шее, как го­лов­ка по­ле­во­го ко­ло­коль­чи­ка; глаза смот­ре­ли порой так не по-дет­ски груст­но, и улыб­ка так на­по­ми­на­ла мне мою мать в по­след­ние дни, когда она, бы­ва­ло, си­де­ла про­тив от­кры­то­го окна и ветер ше­ве­лил ее бе­ло­ку­рые во­ло­сы, что мне ста­но­ви­лось са­мо­му груст­но, и слезы под­сту­па­ли к гла­зам.

Я неволь­но срав­ни­вал ее с моей сест­рой; они были в одном воз­расте, но моя Соня была круг­ла, как пышка, и упру­га, как мячик. Она так резво бе­га­ла, когда, бы­ва­ло, разыг­ра­ет­ся, так звон­ко сме­я­лась, на ней все­гда были такие кра­си­вые пла­тья, и в тем­ные косы ей каж­дый день гор­нич­ная впле­та­ла алую ленту».

Ма­ру­ся

Рис. 6. Ма­ру­ся

Сест­ра маль­чи­ка про­ти­во­по­став­ле­на этой де­воч­ке, так же как про­ти­во­по­став­лен герою Валек. Эти дети глу­бо­ко от­ли­ча­ют­ся друг от друга. Одна де­воч­ка ве­се­ла и резва, дру­гая – бо­лез­нен­ная и тихая, не любит иг­рать. Сам Вася очень рез­вый, до­воль­но ра­дост­ный, несмот­ря на свои труд­ные об­сто­я­тель­ства, шум­ный маль­чик. Валек как будто стар­ше его, он даже похож на взрос­ло­го муж­чи­ну. Он су­мра­чен, нераз­го­вор­чив, сдер­жан. Его взрос­лая ма­не­ра дер­жать­ся вы­зы­ва­ет ува­же­ние у Васи.

Но что-то в ма­не­ре Ва­ле­ка есть на­пря­жён­ное, опас­ли­вое. Он явно боль­ше знает о жизни, боль­ше всего видел и боль­ше всего пе­ре­нёс. Вася, несмот­ря на свою «улич­ную» жизнь, по срав­не­нию с Ва­ле­ком ре­бё­нок, ко­то­рый мало что знает, мало что по­ни­ма­ет.

 Жизнь детей в «подземелье»

Од­на­ж­ды так слу­чи­лось, что Валек при­во­дит Васю к себе домой, и маль­чик по­ра­жён тем, что он видит: дом, в ко­то­ром живут дети, – это до­воль­но мрач­ное под­зе­ме­лье, куда не про­ни­ка­ет луч света; воз­дух там затх­лый; стены давят. Там живут дру­гие несчаст­ные со­бра­тья Ты­бур­ция и его детей (по­ло­ум­ный «про­фес­сор» и дру­гие пер­со­на­жи) (рис. 7).

Валек ведёт Васю в своё жи­ли­ще

Рис. 7. Валек ведёт Васю в своё жи­ли­ще

На гла­зах Ва­ле­ка и Ма­ру­си про­ис­хо­дят сцены, свя­зан­ные с кон­флик­та­ми, пьян­ством, че­ло­ве­че­ски­ми стра­да­ни­я­ми, сле­за­ми, от­вра­ще­ни­ем к соб­ствен­ной жизни. Но самое глав­ное, что это дей­стви­тель­но сквер­ное под­зе­ме­лье, где фак­ти­че­ски нечем ды­шать. Валек рас­ска­зы­ва­ет Васе, от­че­го его сест­ра такая сла­бень­кая: «Отец го­во­рит, что «серый ка­мень» вы­са­сы­ва­ет из неё жизнь». Вася этим очень по­дав­лен. Вско­ре он узна­ет, ка­ко­ва жизнь его дру­зей на самом деле.

 Моральный конфликт

Валек при­бе­га­ет с бул­кой, ко­то­рую он делит на две части: по­ло­ви­ну от­да­ёт сест­ре, по­ло­ви­ну – несчаст­но­му су­ма­сшед­ше­му, ко­то­ро­го в го­ро­де зовут «про­фес­со­ром». В ходе раз­го­во­ра вы­яс­ня­ет­ся, от­ку­да взя­лась булка:

«– Ты в го­ро­де остал­ся затем, чтобы ку­пить булок? – спро­сил я у него.

– Ку­пить? – усмех­нул­ся Валек, – От­ку­да же у меня день­ги?

– Так как же? Ты вы­про­сил?

– Да, вы­про­сишь!.. Кто же мне даст?.. Нет, брат, я стя­нул их с лотка ев­рей­ки Суры на ба­за­ре! Она не за­ме­ти­ла.

Он ска­зал это обык­но­вен­ным тоном, лежа врас­тяж­ку с за­ло­жен­ны­ми под го­ло­ву ру­ка­ми. Я при­под­нял­ся на локте и по­смот­рел на него.

– Ты, зна­чит, украл?..

– Ну да!

Я опять от­ки­нул­ся на траву, и с ми­ну­ту мы про­ле­жа­ли молча.

– Во­ро­вать нехо­ро­шо,- про­го­во­рил я затем в груст­ном раз­ду­мье.

– Наши все ушли... Ма­ру­ся пла­ка­ла, по­то­му что она была го­лод­на.

– Да, го­лод­на! – с жа­лоб­ным про­сто­ду­ши­ем по­вто­ри­ла де­воч­ка.

Я не знал еще, что такое голод, но при по­след­них сло­вах де­воч­ки у меня что-то по­вер­ну­лось в груди, и я по­смот­рел на своих дру­зей, точно уви­дал их впер­вые. Валек по-преж­не­му лежал на траве и за­дум­чи­во сле­дил за па­рив­шим в небе яст­ре­бом. Те­перь он не ка­зал­ся уже мне таким ав­то­ри­тет­ным, а при взгля­де на Ма­ру­сю, дер­жав­шую обе­и­ми ру­ка­ми кусок булки, у меня за­ны­ло серд­це».

Про­дол­же­ние этой бе­се­ды ин­те­рес­ное. Вася го­во­рит:

«– Ну по­че­му ты мне не ска­зал? Я бы взял дома.

– Зна­чит, ты бы украл у соб­ствен­но­го отца? Это хуже. Я бы не стал красть у соб­ствен­но­го отца».

Стал­ки­ва­ют­ся два ко­дек­са чести. Но Вася по­ни­ма­ет, что Валек прав. Валек вор, но он по­ни­ма­ет, что во­ро­вать нехо­ро­шо, что есть раз­ные ста­дии во­ров­ства, раз­ные ста­дии че­ло­ве­че­ско­го па­де­ния: можно украсть у чужих людей, по­то­му что ты го­ло­ден, го­лод­на твоя сест­ра, но нель­зя красть у своих, тем более у сво­е­го отца.

Вы­яс­ня­ет­ся, что у этих оби­та­те­лей дна, у этих пре­зи­ра­е­мых всеми лю­дь­ми есть очень чёт­кие пред­став­ле­ния о том, что такое хо­ро­шо, а что такое плохо. Они живут в же­сто­ких, несчаст­ных усло­ви­ях, но у них есть своё до­сто­ин­ство и пред­став­ле­ние о том, что можно, а чего нель­зя. Это очень су­ще­ствен­ный урок для Васи.

Ма­ру­ся, Валек и Вася

Рис. 8. Ма­ру­ся, Валек и Вася

Вася не может по­до­брать слово, ко­то­рое он смог бы упо­тре­бить по от­но­ше­нию к этим людям. Про­ис­хо­дит диа­лог:

«– Ну, так я по­про­сил бы... Мне бы дали.

– Ну, может быть, и дали бы один раз, – где же за­па­стись на всех нищих?

– А вы разве... нищие? – спро­сил я упав­шим го­ло­сом.

– Нищие! – угрю­мо от­ре­зал Валек».

 Встреча с Тыбурцием

Сюжет раз­ви­ва­ет­ся. Од­на­ж­ды пан Ты­бур­ций за­ста­ёт Васю у себя дома (рис. 9).

Пан Ты­бур­ций и Вася

Рис. 9. Пан Ты­бур­ций и Вася

Он по­ра­жён и разъ­ярён, он хва­та­ет его сво­и­ми силь­ны­ми ру­ка­ми, тря­сёт, как кошку, но по­сте­пен­но всё ути­хо­ми­ри­ва­ет­ся. Пан Ты­бур­ций узна­ёт, что Вася уже неко­то­рое время знает о том, где они живут, об их при­бе­жи­ще. И если он не выдал их до сих пор, то не вы­даст и в даль­ней­шем. Им важно знать, что Вася их не вы­даст, по­то­му что у них есть слож­но­сти с за­ко­ном.

 Отношение Васи к отцу

Па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что но­си­те­лем этого са­мо­го за­ко­на яв­ля­ет­ся род­ной отец Васи, с ко­то­рым он на­хо­дит­ся во внут­рен­нем раз­ла­де. При этом Вася про­дол­жа­ет сво­е­го отца ува­жать и це­нить. Па­ра­док­саль­ным об­ра­зом имен­но эти люди, оби­та­те­ли дна (Ты­бур­ций и его дети), под­дер­жи­ва­ют и укреп­ля­ют в Васе ува­же­ние к отцу, по­ни­ма­ние того, что отец его на ред­кость неза­у­ряд­ный и до­стой­ный че­ло­век.

Ещё до того как Ты­бур­ций и Вася зна­ко­мят­ся, Валек пе­ре­ска­зы­ва­ет Васе неко­то­рые слова Ты­бур­ция:

«– Судья – самый луч­ший че­ло­век в го­ро­де, и го­ро­ду давно бы уже надо про­ва­лить­ся, если бы не твой отец, да еще поп, ко­то­ро­го недав­но по­са­ди­ли в мо­на­стырь, да ев­рей­ский рав­вин. Вот из-за них троих...

– Что из-за них?

– Город из-за них еще не про­ва­лил­ся, – так го­во­рит Ты­бур­ций, – по­то­му что они еще за бед­ных людей за­сту­па­ют­ся... А твой отец, зна­ешь... он за­су­дил даже од­но­го графа...»

 Социальное разделение общества

Вася и Ты­бур­ций зна­ко­мят­ся, и Ты­бур­ций после пер­во­го при­сту­па гнева при­ни­ма­ет его у себя дома как гостя, как друга своих детей, между ними про­ис­хо­дит су­ще­ствен­ный раз­го­вор. Иро­ни­че­ски Ты­бур­ций на­зы­ва­ет Вася су­дьёй. Вася воз­му­ща­ет­ся:

«– Я вовсе не судья. Я – Вася.

– Одно дру­го­му не ме­ша­ет, и Вася тоже может быть су­дьей,- не те­перь, так после... Это уж, брат, так ве­дет­ся ис­ста­ри. Вот ви­дишь ли: я – Ты­бур­ций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. Я, если уж го­во­рить от­кро­вен­но, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит,- ну, и ты ко­гда-ни­будь бу­дешь су­дить... вот его!

– Не буду су­дить Ва­ле­ка,- воз­ра­зил я угрю­мо.- Неправ­да!

– Он не будет, – всту­пи­лась и Ма­ру­ся, с пол­ным убеж­де­ни­ем от­стра­няя от меня ужас­ное по­до­зре­ние».

Ты­бур­ций до­воль­но недо­вер­чи­во от­но­сит­ся к сло­вам своей до­че­ри и про­из­но­сит неко­то­рое на­зи­да­ние (рис. 10):

«Если ко­гда-ни­будь при­дет­ся тебе су­дить вот его, то вспом­ни, что еще в то время, когда вы оба были ду­ра­ка­ми и иг­ра­ли вме­сте,- что уже тогда ты шел по до­ро­ге, по ко­то­рой ходят в шта­нах и с хо­ро­шим за­па­сом про­ви­зии, а он бежал по своей обо­рван­цем-бес­штан­ни­ком и с пу­стым брю­хом...»

Пан Ты­бур­ций и Вася

Рис. 10. Пан Ты­бур­ций и Вася

Таким об­ра­зом, Ты­бур­ций про­из­но­сит что-то вроде со­ци­аль­ной кри­ти­ки. Он даёт по­нять Васе, что все люди де­лят­ся на две части: те, кто судит, и те, ко­то­рых судят. Пер­вые – люди по­ряд­ка, за­ко­на и бла­го­по­лу­чия, у ко­то­рых пол­ные же­луд­ки. Вто­рые – го­ни­мые люди с пу­сты­ми же­луд­ка­ми.

Ко­ро­лен­ко вы­сту­па­ет здесь как боль­шин­ство ин­тел­ли­ген­тов его вре­ме­ни,ко­то­рые все­гда были на сто­роне бед­ня­ков, на сто­роне на­ро­да. Они осуж­да­ли и пре­зи­ра­ли элиту об­ще­ства как па­ра­зи­ти­че­скую, как же­сто­кую, как ту, ко­то­рая сво­и­ми за­ко­на­ми и по­ряд­ка­ми до­во­дит бед­ня­ков до окон­ча­тель­ной ни­ще­ты, от­ча­я­нья, во­ров­ства, в ко­то­рых они на самом деле неви­нов­ны.

Ты­бур­ций же вы­сту­па­ет как фи­ло­соф. Он по­ни­ма­ет, что по­ве­де­ние людей (их со­ци­аль­ные роли) мало за­ви­сит от их лич­ных ка­честв, что люди при­над­ле­жат к ка­кой-то со­ци­аль­ной груп­пе, яв­ля­ют­ся живой функ­ци­ей:

«У тво­е­го отца есть серд­це, он знает много... Быть может, он уже знает все, что может ска­зать ему Януш, но он мол­чит; он не счи­та­ет нуж­ным тра­вить ста­ро­го без­зу­бо­го зверя в его по­след­ней бер­ло­ге... Но, малый, как бы тебе объ­яс­нить это? Твой отец слу­жит гос­по­ди­ну, ко­то­ро­го имя – закон. У него есть глаза и серд­це толь­ко до тех пор, пока закон спит себе на пол­ках; когда же этот гос­по­дин сой­дет от­ту­да и ска­жет тво­е­му отцу: "А ну-ка, судья, не взять­ся ли нам за Ты­бур­ция Драба или как там его зовут?" – с этого мо­мен­та судья тот­час за­пи­ра­ет свое серд­це на ключ, и тогда у судьи такие твер­дые лапы, что ско­рее мир по­вер­нет­ся в дру­гую сто­ро­ну, чем пан Ты­бур­ций вы­вер­нет­ся из его рук... По­ни­ма­ешь ты, малый?..» 

Это вы­ска­зы­ва­ние Ты­бур­ций за­клю­ча­ет сло­ва­ми: «Я и все мы ещё боль­ше ува­жа­ем тво­е­го отца за то, что он так по­сту­па­ет». То есть за то, что он слу­жит сво­е­му гос­по­ди­ну – за­ко­ну. Судья – чест­ный че­ло­век. Уди­ви­тель­но, что Ты­бур­ций де­мон­стри­ру­ет бла­го­род­ство от­вер­жен­ных. Эти люди не судят даже своих го­ни­те­лей (хотя отец Васи и не го­ни­тель). Ко­декс чести Ты­бур­ция пред­по­ла­га­ет на­ли­чие иного, но всё-та­ки ува­жа­е­мо­го им ко­дек­са чести у дру­гих людей.

 Вася в «дурном обществе»

Вася по­не­мно­гу про­дол­жа­ет хо­дить к своим дру­зьям. И по­сте­пен­но мы видим, что с ним про­ис­хо­дит неко­то­рая пе­ре­ме­на. Дело в том, что дома он «мо­ло­дой вол­чо­нок всеми от­вер­жен­ный». Тут он встре­ча­ет со­вер­шен­но иное от­но­ше­ние. Вася рас­ска­зы­ва­ет о том, каким он при­нят в «дур­ном об­ще­стве»:

«Те­перь, когда я окон­ча­тель­но сжил­ся с "дур­ным об­ще­ством", груст­ная улыб­ка Ма­ру­си стала мне почти так же до­ро­га, как улыб­ка сест­ры; но тут никто не ста­вил мне вечно на вид мою ис­пор­чен­ность, тут не было ворч­ли­вой нянь­ки, тут я был нужен,- я чув­ство­вал, что каж­дый раз мое по­яв­ле­ние вы­зы­ва­ет ру­мя­нец ожив­ле­ния на щеках де­воч­ки. Валек об­ни­мал меня, как брата, и даже Ты­бур­ций по вре­ме­нам смот­рел на нас троих ка­ки­ми-то стран­ны­ми гла­за­ми, в ко­то­рых что-то мер­ца­ло, точно слеза».

Мы видим, что Валек яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем са­мо­го Васи, а Ма­ру­ся – сест­ры Васи Сони, а пан Ты­бур­ций сим­мет­ри­чен отцу Васи. Это две по­хо­жие и в то же время непо­хо­жие семьи. В своей семье Вася оста­ёт­ся «вол­чон­ком». По сути, он пе­ре­хо­дит из своей семьи в семью пана Ты­бур­ция, ко­то­рая ста­но­вит­ся для него на­сто­я­щей (рис. 11).

Вася, Валек и пан Ты­бур­ций

Рис. 11. Вася, Валек и пан Ты­бур­ций

Но кон­фликт с отцом не ис­чер­пан, и он оста­ёт­ся несча­стьем маль­чи­ка. Вася ува­жа­ет сво­е­го отца, но твёр­до убеж­дён в том, что отец его не любит (рис. 12).

Вася и его отец

Рис. 12. Вася и его отец

Вы­хо­да из си­ту­а­ции по-преж­не­му не видно, но автор на­хо­дит его в тра­ге­дии и несча­стье, ко­то­рое воз­вра­ща­ет Васе лю­бовь отца. 

Вопросы к конспектам

Опи­ши­те усло­вия и образ жизни оби­та­те­лей ча­сов­ни.

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Васи и Ва­ле­ка.

Как по­вли­я­ло зна­ком­ство с Ты­бур­ци­ем и его детьми на от­но­ше­ние Васи к сво­е­му отцу?
Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 10:16