«В дурном обществе». Работа над III-VI главами повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей
Новые знакомые Васи
Мы остановились на том, что герой повести – рассказчик Вася – по-прежнему в напряжённых отношениях с отцом. Ему кажется, что не может произойти ничего, что могло бы изменить ситуацию (рис. 1).
Рис. 1. Вася и отец
Происходит знакомство мальчика с детьми пана Тыбурция.
С детьми пана Тыбурция (кабацкого оратора, одного из предводителей обитателей часовни) Вася издали познакомился в I и II главах. У Тыбурция, к изумлению Васи, было двое детей: мальчик, который был чуть постарше самого Васи, по имени Валек, и совсем маленькая девочка Маруся (рис. 2).
Рис. 2. Валек и Маруся
Однажды Вася со своими товарищами, такими же сорванцами, как он, идёт посмотреть развалины часовни. С мальчишками происходит странная история, и они, напуганные неожиданным для них видением (горшок сам стал двигаться в темноте), убегают, оставляя Васю одного (рис. 3).
Рис. 3. Вася в часовне
Вася остаётся в часовне один и понимает, почему горшок двигался – там были Валек и Маруся.
Валек подошёл к нему как к возможному захватчику, чужаку. Чуть не произошла драка, но мальчики вскоре примирились благодаря маленькой девочке, которая подошла к брату и припала к его ноге, а в таком положении драться невозможно. Они разговорились и моментально подружились (рис. 4).
Рис. 4. Знакомство Васи с Валеком и Марусей
Но Валек предупредил своего нового друга, что не стоит приходить, когда Тыбурций дома, что не надо, чтобы Тыбурций застал здесь Васю.
Вася уходит, но приходит на следующий день. Так их дружба завязывается всё крепче и крепче. При этом Вася совершенно не думает, как они живут. Он понимает, что это какая-то странная жизнь, но не знает, кто они и где добывают пропитание.
Он не заходит к ним в дом. Они встречаются наверху, на поверхности, или играют вместе в окрестностях часовни (рис. 5).
Рис. 5. Маруся, Валек и Вася
Противопоставление образов героев повести
Вася страстно любит свою маленькую сестру Соню, но ему фактически не позволяют с ней общаться и играть, потому что считают его отпетым, злым мальчишкой, который может причинить сестре вред. Вася от этого очень страдает.
Вася необыкновенным образом привязывается к маленькой девочке Марусе. Это очень милая, но особенная девочка (рис. 6):
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Я невольно сравнивал ее с моей сестрой; они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».
Рис. 6. Маруся
Сестра мальчика противопоставлена этой девочке, так же как противопоставлен герою Валек. Эти дети глубоко отличаются друг от друга. Одна девочка весела и резва, другая – болезненная и тихая, не любит играть. Сам Вася очень резвый, довольно радостный, несмотря на свои трудные обстоятельства, шумный мальчик. Валек как будто старше его, он даже похож на взрослого мужчину. Он сумрачен, неразговорчив, сдержан. Его взрослая манера держаться вызывает уважение у Васи.
Но что-то в манере Валека есть напряжённое, опасливое. Он явно больше знает о жизни, больше всего видел и больше всего перенёс. Вася, несмотря на свою «уличную» жизнь, по сравнению с Валеком ребёнок, который мало что знает, мало что понимает.
Жизнь детей в «подземелье»
Однажды так случилось, что Валек приводит Васю к себе домой, и мальчик поражён тем, что он видит: дом, в котором живут дети, – это довольно мрачное подземелье, куда не проникает луч света; воздух там затхлый; стены давят. Там живут другие несчастные собратья Тыбурция и его детей (полоумный «профессор» и другие персонажи) (рис. 7).
Рис. 7. Валек ведёт Васю в своё жилище
На глазах Валека и Маруси происходят сцены, связанные с конфликтами, пьянством, человеческими страданиями, слезами, отвращением к собственной жизни. Но самое главное, что это действительно скверное подземелье, где фактически нечем дышать. Валек рассказывает Васе, отчего его сестра такая слабенькая: «Отец говорит, что «серый камень» высасывает из неё жизнь». Вася этим очень подавлен. Вскоре он узнает, какова жизнь его друзей на самом деле.
Моральный конфликт
Валек прибегает с булкой, которую он делит на две части: половину отдаёт сестре, половину – несчастному сумасшедшему, которого в городе зовут «профессором». В ходе разговора выясняется, откуда взялась булка:
«– Ты в городе остался затем, чтобы купить булок? – спросил я у него.
– Купить? – усмехнулся Валек, – Откуда же у меня деньги?
– Так как же? Ты выпросил?
– Да, выпросишь!.. Кто же мне даст?.. Нет, брат, я стянул их с лотка еврейки Суры на базаре! Она не заметила.
Он сказал это обыкновенным тоном, лежа врастяжку с заложенными под голову руками. Я приподнялся на локте и посмотрел на него.
– Ты, значит, украл?..
– Ну да!
Я опять откинулся на траву, и с минуту мы пролежали молча.
– Воровать нехорошо,- проговорил я затем в грустном раздумье.
– Наши все ушли... Маруся плакала, потому что она была голодна.
– Да, голодна! – с жалобным простодушием повторила девочка.
Я не знал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидал их впервые. Валек по-прежнему лежал на траве и задумчиво следил за парившим в небе ястребом. Теперь он не казался уже мне таким авторитетным, а при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце».
Продолжение этой беседы интересное. Вася говорит:
«– Ну почему ты мне не сказал? Я бы взял дома.
– Значит, ты бы украл у собственного отца? Это хуже. Я бы не стал красть у собственного отца».
Сталкиваются два кодекса чести. Но Вася понимает, что Валек прав. Валек вор, но он понимает, что воровать нехорошо, что есть разные стадии воровства, разные стадии человеческого падения: можно украсть у чужих людей, потому что ты голоден, голодна твоя сестра, но нельзя красть у своих, тем более у своего отца.
Выясняется, что у этих обитателей дна, у этих презираемых всеми людьми есть очень чёткие представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Они живут в жестоких, несчастных условиях, но у них есть своё достоинство и представление о том, что можно, а чего нельзя. Это очень существенный урок для Васи.
Рис. 8. Маруся, Валек и Вася
Вася не может подобрать слово, которое он смог бы употребить по отношению к этим людям. Происходит диалог:
«– Ну, так я попросил бы... Мне бы дали.
– Ну, может быть, и дали бы один раз, – где же запастись на всех нищих?
– А вы разве... нищие? – спросил я упавшим голосом.
– Нищие! – угрюмо отрезал Валек».
Встреча с Тыбурцием
Сюжет развивается. Однажды пан Тыбурций застаёт Васю у себя дома (рис. 9).
Рис. 9. Пан Тыбурций и Вася
Он поражён и разъярён, он хватает его своими сильными руками, трясёт, как кошку, но постепенно всё утихомиривается. Пан Тыбурций узнаёт, что Вася уже некоторое время знает о том, где они живут, об их прибежище. И если он не выдал их до сих пор, то не выдаст и в дальнейшем. Им важно знать, что Вася их не выдаст, потому что у них есть сложности с законом.
Отношение Васи к отцу
Парадокс заключается в том, что носителем этого самого закона является родной отец Васи, с которым он находится во внутреннем разладе. При этом Вася продолжает своего отца уважать и ценить. Парадоксальным образом именно эти люди, обитатели дна (Тыбурций и его дети), поддерживают и укрепляют в Васе уважение к отцу, понимание того, что отец его на редкость незаурядный и достойный человек.
Ещё до того как Тыбурций и Вася знакомятся, Валек пересказывает Васе некоторые слова Тыбурция:
«– Судья – самый лучший человек в городе, и городу давно бы уже надо провалиться, если бы не твой отец, да еще поп, которого недавно посадили в монастырь, да еврейский раввин. Вот из-за них троих...
– Что из-за них?
– Город из-за них еще не провалился, – так говорит Тыбурций, – потому что они еще за бедных людей заступаются... А твой отец, знаешь... он засудил даже одного графа...»
Социальное разделение общества
Вася и Тыбурций знакомятся, и Тыбурций после первого приступа гнева принимает его у себя дома как гостя, как друга своих детей, между ними происходит существенный разговор. Иронически Тыбурций называет Вася судьёй. Вася возмущается:
«– Я вовсе не судья. Я – Вася.
– Одно другому не мешает, и Вася тоже может быть судьей,- не теперь, так после... Это уж, брат, так ведется исстари. Вот видишь ли: я – Тыбурций, а он – Валек. Я нищий, и он – нищий. Я, если уж говорить откровенно, краду, и он будет красть. А твой отец меня судит,- ну, и ты когда-нибудь будешь судить... вот его!
– Не буду судить Валека,- возразил я угрюмо.- Неправда!
– Он не будет, – вступилась и Маруся, с полным убеждением отстраняя от меня ужасное подозрение».
Тыбурций довольно недоверчиво относится к словам своей дочери и произносит некоторое назидание (рис. 10):
«Если когда-нибудь придется тебе судить вот его, то вспомни, что еще в то время, когда вы оба были дураками и играли вместе,- что уже тогда ты шел по дороге, по которой ходят в штанах и с хорошим запасом провизии, а он бежал по своей оборванцем-бесштанником и с пустым брюхом...»
Рис. 10. Пан Тыбурций и Вася
Таким образом, Тыбурций произносит что-то вроде социальной критики. Он даёт понять Васе, что все люди делятся на две части: те, кто судит, и те, которых судят. Первые – люди порядка, закона и благополучия, у которых полные желудки. Вторые – гонимые люди с пустыми желудками.
Короленко выступает здесь как большинство интеллигентов его времени,которые всегда были на стороне бедняков, на стороне народа. Они осуждали и презирали элиту общества как паразитическую, как жестокую, как ту, которая своими законами и порядками доводит бедняков до окончательной нищеты, отчаянья, воровства, в которых они на самом деле невиновны.
Тыбурций же выступает как философ. Он понимает, что поведение людей (их социальные роли) мало зависит от их личных качеств, что люди принадлежат к какой-то социальной группе, являются живой функцией:
«У твоего отца есть сердце, он знает много... Быть может, он уже знает все, что может сказать ему Януш, но он молчит; он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге... Но, малый, как бы тебе объяснить это? Твой отец служит господину, которого имя – закон. У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках; когда же этот господин сойдет оттуда и скажет твоему отцу: "А ну-ка, судья, не взяться ли нам за Тыбурция Драба или как там его зовут?" – с этого момента судья тотчас запирает свое сердце на ключ, и тогда у судьи такие твердые лапы, что скорее мир повернется в другую сторону, чем пан Тыбурций вывернется из его рук... Понимаешь ты, малый?..»
Это высказывание Тыбурций заключает словами: «Я и все мы ещё больше уважаем твоего отца за то, что он так поступает». То есть за то, что он служит своему господину – закону. Судья – честный человек. Удивительно, что Тыбурций демонстрирует благородство отверженных. Эти люди не судят даже своих гонителей (хотя отец Васи и не гонитель). Кодекс чести Тыбурция предполагает наличие иного, но всё-таки уважаемого им кодекса чести у других людей.
Вася в «дурном обществе»
Вася понемногу продолжает ходить к своим друзьям. И постепенно мы видим, что с ним происходит некоторая перемена. Дело в том, что дома он «молодой волчонок всеми отверженный». Тут он встречает совершенно иное отношение. Вася рассказывает о том, каким он принят в «дурном обществе»:
«Теперь, когда я окончательно сжился с "дурным обществом", грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры; но тут никто не ставил мне вечно на вид мою испорченность, тут не было ворчливой няньки, тут я был нужен,- я чувствовал, что каждый раз мое появление вызывает румянец оживления на щеках девочки. Валек обнимал меня, как брата, и даже Тыбурций по временам смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза».
Мы видим, что Валек является отражением самого Васи, а Маруся – сестры Васи Сони, а пан Тыбурций симметричен отцу Васи. Это две похожие и в то же время непохожие семьи. В своей семье Вася остаётся «волчонком». По сути, он переходит из своей семьи в семью пана Тыбурция, которая становится для него настоящей (рис. 11).
Рис. 11. Вася, Валек и пан Тыбурций
Но конфликт с отцом не исчерпан, и он остаётся несчастьем мальчика. Вася уважает своего отца, но твёрдо убеждён в том, что отец его не любит (рис. 12).
Рис. 12. Вася и его отец
Выхода из ситуации по-прежнему не видно, но автор находит его в трагедии и несчастье, которое возвращает Васе любовь отца.