В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе». I и II главы

 Основные мотивы творчества В. Г. Короленко

В. Г. Ко­ро­лен­ко (рис. 1) – это рус­ский пи­са­тель XIX – нач. ХХ века.

В.Г. Ко­ро­лен­ко

Рис. 1. В.Г. Ко­ро­лен­ко

Он имел ре­пу­та­цию «сто­яль­ца» за прав­ду, за­щит­ни­ка оби­жен­ных, бед­ных и пре­сле­ду­е­мых. С неко­то­ры­ми пи­са­те­ля­ми (со­вре­мен­ни­ка­ми) у Ко­ро­лен­ко были схо­жие жиз­нен­ные по­зи­ции и ли­те­ра­тур­ные про­яв­ле­ния. Он был бор­цом за прав­ду, как Л.Н. Тол­стой (рис. 2).

Л.Н. Тол­стой

Рис. 2. Л.Н. Тол­стой

Он изоб­ра­жал рус­скую жизнь (в том числе про­вин­ци­аль­ную) без при­крас и иде­а­ли­за­ции, часто писал о непри­ят­ном, горь­ком, от­тал­ки­ва­ю­щем, как А.П. Чехов (рис. 3).

А.П. Чехов

Рис. 3. А.П. Чехов

По­доб­но М. Горь­ко­му (рис. 4), он писал о людях со­ци­аль­но­го «дна», о до­воль­но непре­зен­та­бель­ной, с точки зре­ния об­ще­ства, пуб­ли­ке, ко­то­рая вы­зы­ва­ла у по­чтен­ных людей непри­язнь, от­вра­ще­ние.

М. Горь­кий

Рис. 4. М. Горь­кий

Имен­но таким людям Ко­ро­лен­ко по­свя­тил много вни­ма­ния в своём твор­че­стве.

По­весть «В дур­ном об­ще­стве» яв­ля­ет­ся сво­е­го рода ви­зит­ной кар­точ­кой пи­са­те­ля, так же, как по­весть «Сле­пой му­зы­кант». Это по­ве­сти о людях так на­зы­ва­е­мо­го «дур­но­го об­ще­ства».

 Создание повести «В дурном обществе»

По­весть «В дур­ном об­ще­стве» была на­пи­са­на в якут­ской ссыл­ке. Ко­ро­лен­ко участ­во­вал в об­ще­ствен­ном ан­ти­пра­ви­тель­ствен­ном дви­же­нии. За это его аре­сто­вы­ва­ли, и несколь­ко лет он про­вёл в ссыл­ках и тюрь­мах. В хо­лод­ной Яку­тии была на­пи­са­на по­весть, дей­ствие ко­то­рой про­ис­хо­дит в южном краю Рос­сий­ской им­пе­рии. Это некий услов­ный го­ро­док Кня­жья-Ве­на. Но сам Ко­ро­лен­ко го­во­рил, что в это по­вест­во­ва­ние он внёс черты сво­е­го дет­ства, то, что он видел в окру­жа­ю­щей жизни.

Дет­ство Ко­ро­лен­ко про­вёл в двух го­ро­дах за­пад­ной Укра­и­ны – Жи­то­ми­ре и Ровно (рис. 5).

Дом, в ко­то­ром про­вёл дет­ство В. Г. Ко­ро­лен­ко

Рис. 5. Дом, в ко­то­ром про­вёл дет­ство В. Г. Ко­ро­лен­ко

Со­би­ра­тель­ный образ этих го­ро­дов мы видим в этой книге, в пер­вой её главе: сон­ный, про­вин­ци­аль­ный, глу­хой го­ро­док, на­се­ле­ние ко­то­ро­го со­сто­ит пре­иму­ще­ствен­но из укра­ин­цев, ев­ре­ев и по­ля­ков. Это город, в ко­то­ром ни­че­го не про­ис­хо­дит и жизнь тя­нет­ся тоск­ли­во.

Один из самых за­ме­ча­тель­ных людей этого го­ро­да – это отец рас­сказ­чи­ка, судья. Ин­те­рес­но, что отец са­мо­го Ко­ро­лен­ко был ми­ро­вым су­дьёй. Он был очень чест­ным, непод­куп­ным, за­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го лю­би­ли в го­ро­де. Когда отец умер (Ко­ро­лен­ко было 15 лет), за гро­бом его шла ве­ре­ни­ца бед­ня­ков. Неко­то­рые черты отца Ко­ро­лен­ко при­сут­ству­ют в пер­со­на­же отца рас­сказ­чи­ка в по­ве­сти «В дур­ном об­ще­стве».

 Главный герой повести «В дурном обществе»

Рас­сказ­чик, от имени ко­то­ро­го ве­дёт­ся по­вест­во­ва­ние, – ше­сти­лет­ний маль­чик Вася, сын судьи. Про­чи­тай­те пер­вые стро­ки по­ве­сти (рис. 6):

«Моя мать умер­ла, когда мне было шесть лет. Отец, весь от­дав­шись сво­е­му горю, как будто со­всем забыл о моем су­ще­ство­ва­нии. Порой он лас­кал мою ма­лень­кую сест­ру и по-сво­е­му за­бо­тил­ся о ней, по­то­му что в ней были черты ма­те­ри. Я же рос, как дикое де­рев­цо в поле,- никто не окру­жал меня осо­бен­ною за­бот­ли­во­стью, но никто и не стес­нял моей сво­бо­ды».

Вася и отец

Рис. 6. Вася и отец

Мы видим го­ро­док гла­за­ми этого са­мо­го маль­чи­ка. Го­ро­док этот скуч­ный, в нём нет ни­че­го ин­те­рес­но­го, кроме двух мест – раз­ва­лин: это граф­ский замок и ста­рая за­бро­шен­ная ча­сов­ня.

 Глава I. «Развалины»

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что пер­вая глава по­ве­сти на­зы­ва­ет­ся «Раз­ва­ли­ны», что на­стра­и­ва­ет на ро­ман­ти­че­ский лад. Раз­ва­ли­ны, об­вет­шав­шие зда­ния – от всего этого веет духом ста­ри­ны, ро­ман­ти­ки. В ли­те­ра­ту­ре ро­ман­ти­че­ской на­ча­ла XIX века если речь идёт о раз­ва­ли­нах, то, ско­рее всего, это будет что-то по­э­ти­че­ское, пу­га­ю­щее, ка­кая-ни­будь тайна (рис. 7). И дей­стви­тель­но, в по­ве­сти она скоро по­яв­ля­ет­ся.

Раз­ва­ли­ны замка

Рис. 7. Раз­ва­ли­ны замка

Дети любят страш­ное и та­ин­ствен­ное. Дети из этой по­ве­сти (то­ва­ри­щи Васи) ходят смот­реть на ста­рый замок, лю­бо­вать­ся раз­ва­ли­на­ми, ко­то­рые их и при­тя­ги­ва­ют, и пу­га­ют.

«… даже в ясные дни, когда, бы­ва­ло, обод­рён­ные све­том и гром­ки­ми го­ло­са­ми птиц, мы под­хо­ди­ли к нему по­бли­же, он неред­ко на­во­дил на нас при­пад­ки па­ни­че­ско­го ужаса, - так страш­но гля­де­ли чёр­ные впа­ди­ны давно вы­би­тых окон; в пу­стых залах ходил та­ин­ствен­ный шорох: ка­меш­ки и шту­ка­тур­ка, от­ры­ва­ясь, па­да­ли вниз, будя гул­кое эхо, и мы бе­жа­ли без огляд­ки, а за нами долго ещё сто­я­ли стук, и топот, и го­го­та­нье».

 Обитатели замка

Далее мы узна­ём, кто живёт в этом замке. Люди, ко­то­рые там живут, – бед­ня­ки, стран­ные люди, су­ма­сшед­шие, ра­зо­рив­ши­е­ся. В общем, вся­кий го­род­ской сброд. Они не могут пла­тить за жильё, по­это­му живут в этом замке (рис. 8).

Оби­та­те­ли замка

Рис. 8. Оби­та­те­ли замка

«"Живет в замке" – эта фраза стала вы­ра­же­ни­ем край­ней сте­пе­ни ни­ще­ты и граж­дан­ско­го па­де­ния. Ста­рый замок ра­душ­но при­ни­мал и по­кры­вал и пе­ре­кат­ную голь, и вре­мен­но об­ни­щав­ше­го писца, и си­рот­ли­вых ста­ру­шек, и без­род­ных бро­дяг. Все эти су­ще­ства тер­за­ли внут­рен­но­сти дрях­ло­го зда­ния, об­ла­мы­вая по­тол­ки и полы, то­пи­ли печи, что-то ва­ри­ли, чем-то пи­та­лись,- во­об­ще, от­прав­ля­ли неиз­вест­ным об­ра­зом свои жиз­нен­ные функ­ции».

 Изгнание людей из замка

В этом замке живут оби­та­те­ли го­род­ско­го «дна». Но у людей так устро­е­но, что нет та­ко­го «дна», ко­то­рое нель­зя было бы углу­бить, и в любой ком­па­нии от­вер­жен­ных най­дёт­ся воз­мож­ность вы­де­лить из этих от­вер­жен­ных ещё более от­вер­жен­ных. Так и про­ис­хо­дит в по­ве­сти.

Нефор­маль­ный лидер зам­ко­вой ком­па­нии (Януш) после неко­то­рых кон­флик­тов про­из­во­дит опе­ра­цию по из­гна­нию. Как го­во­рит­ся в книге, «про­из­во­дит от­де­ле­ние агн­цев от коз­лищ» (это биб­лей­ское вы­ра­же­ние), то есть хо­ро­ших ягнят от злых коз­лов. В ре­зуль­та­те неко­то­рые люди ока­зы­ва­ют­ся из­гнан­ны­ми из замка. Они вы­нуж­де­ны ис­кать себе при­ста­ни­ще в дру­гом месте (рис. 9).

«Ка­кие-то несчаст­ные тём­ные лич­но­сти, за­па­хи­ва­ясь изо­рван­ны­ми до­нель­зя лох­мо­тья­ми, ис­пу­ган­ные, жал­кие и скон­фу­жен­ные, со­ва­лись по ост­ро­ву, точно кроты, вы­гнан­ные из нор маль­чиш­ка­ми, ста­ра­ясь вновь неза­мет­но шмыг­нуть в ка­кое-ни­будь из от­вер­стий замка».

Эти люди опи­са­ны как ка­кие-то ис­пу­ган­ные зверь­ки, как будто они уже и не люди.

Из­гна­ние из замка

Рис. 9. Из­гна­ние из замка

 Обитатели часовни

Те, кто бежал из замка, на­хо­дят себе кров в за­бро­шен­ной ча­совне и ино­гда по­яв­ля­ют­ся в го­ро­де. За этими стран­ны­ми тём­ны­ми лич­но­стя­ми ходят маль­чиш­ки, в том числе и глав­ный герой Вася, ко­то­ро­го очень при­вле­ка­ют люди, жи­ву­щие в ча­совне.

Людей из ча­сов­ни можно на­звать пред­ста­ви­те­ля­ми де­мо­кра­тии. Рас­сказ­чик со­об­ща­ет, что пред­ста­ви­те­ли го­род­ско­го «дна» раз­де­ли­лись на две услов­ные части: ари­сто­кра­тия и де­мо­кра­тия. Люди ведут раз­ный образ жизни. Те, ко­то­рые оста­лись в замке, го­ро­дом при­зна­ны. Они по суб­бо­там чинно при­хо­дят в город и по­лу­ча­ют ми­ло­сты­ню, город их кор­мит и тер­пит. Жи­те­лей ча­сов­ни город не тер­пит, не любит и бо­ит­ся. Они ведут предо­су­ди­тель­ный образ жизни: ша­та­ют­ся, пьян­ству­ют, до­бы­ва­ют про­пи­та­ние ту­ман­ны­ми спо­со­ба­ми, в том числе во­ров­ством.

Пер­вая при­чи­на, по ко­то­рой Васю тянет имен­но к жи­те­лям ча­сов­ни, ху­до­же­ствен­но­го плана. Го­ро­док скуч­ный, за­ня­тий у Васи ни­ка­ких нет. А эти люди пред­став­ля­ют собой что-то вроде бро­дя­че­го те­ат­ра, они всё время разыг­ры­ва­ют пред­став­ле­ния. Среди них есть раз­ные люди: ни­чтож­ные, при­вле­ка­тель­ные, пья­ные, трез­вые, но все они яв­ля­ют­ся сво­е­го рода ар­ти­ста­ми, а го­род­ские ме­щане яв­ля­ют­ся чаще всего зри­те­ля­ми их пред­став­ле­ний. Вася яв­ля­ет­ся одним из зри­те­лей.

Наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ным ак­тё­ром для Васи яв­ля­ет­ся пан Ты­бур­ций – че­ло­век, ко­то­ро­му пред­сто­ит сыг­рать в жизни маль­чи­ка со­вер­шен­но осо­бен­ную роль.

 Пан Тыбурций

Ты­бур­ций че­ло­век неза­у­ряд­ный, это видно сразу. Он вы­гля­дит с одной сто­ро­ны как мужик, с дру­гой сто­ро­ны он об­ра­зо­ван: знает ла­тынь и гре­че­ский и может по па­мя­ти ци­ти­ро­вать боль­шие куски тек­ста.

Если неко­то­рые из оби­та­те­лей ча­сов­ни ар­ти­сты по­не­во­ле, то Ты­бур­ций даёт пред­став­ле­ния со­зна­тель­но. Это один из спо­со­бов его за­ра­бот­ка. Он вы­сту­па­ет ора­то­ром или даже эст­рад­ным ак­тё­ром в раз­лич­ных пи­тей­ных за­ве­де­ни­ях (рис. 10). Фраг­мент из тек­ста:

«Не было ка­ба­ка во всем го­ро­де, в ко­то­ром бы пан Ты­бур­ций, в на­зи­да­ние со­би­рав­ших­ся в ба­зар­ные дни хох­лов, не про­из­но­сил, стоя на бочке, целых речей из Ци­це­ро­на, целых глав из Ксе­но­фон­та. Хохлы раз­зе­ва­ли рты и под­тал­ки­ва­ли друг друга лок­тя­ми, а пан Ты­бур­ций, воз­вы­ша­ясь в своих лох­мо­тьях над всею тол­пой, гро­мил Ка­ти­ли­ну или опи­сы­вал по­дви­ги Це­за­ря или ко­вар­ство Мит­ри­да­та. Хохлы, во­об­ще на­де­лен­ные от при­ро­ды бо­га­тою фан­та­зи­ей, умели как-то вла­гать свой соб­ствен­ный смысл в эти оду­шев­лен­ные, хотя и непо­нят­ные речи... И когда, уда­ряя себя в грудь и свер­кая гла­за­ми, он об­ра­щал­ся к ним со сло­ва­ми: "Patros conscripti" [Отцы се­на­то­ры (лат.)] – они тоже хму­ри­лись и го­во­ри­ли друг другу:

– Ото ж, вра­жий сын, як ла­ет­ся!»

Вы­ступ­ле­ние Ты­бур­ция

Рис. 10. Вы­ступ­ле­ние Ты­бур­ция

Ты­бур­ций вы­сту­па­ет ко­ми­ком, и вся эта сцен­ка опи­са­на в го­го­лев­ском стиле. Но у этого че­ло­ве­ка, ко­то­рый сме­шит и за­бав­ля­ет пуб­ли­ку, есть одна осо­бен­ность – у него все­гда пе­чаль­ные глаза, в них веч­ная тоска. И Вася это за­ме­ча­ет. То есть Ты­бур­ций пе­чаль­ный клоун.

 Душевная организация Васи

Вто­рой при­чи­ной, по ко­то­рой Васю тянет имен­но к этим самым уни­жен­ным, самым по­след­ним людям во всём го­род­ке, а не к оби­та­те­лям замка, яв­ля­ет­ся со­стра­да­ние. Он очень чув­стви­тель­ный и со­стра­да­тель­ный маль­чик. Он по­ни­ма­ет, что такое горе, пе­чаль и оди­но­че­ство. Сцена из­гна­ния несчаст­ных из замка его непри­ят­но по­ра­зи­ла и тро­ну­ла:

«Я не мог за­быть хо­лод­ной же­сто­ко­сти, с ко­то­рою тор­же­ству­ю­щие жиль­цы замка гнали своих несчаст­ных со­жи­те­лей, а при вос­по­ми­на­нии о тём­ных лич­но­стях, остав­ших­ся без крова, у меня сжи­ма­лось серд­це».

 Отношения Васи с отцом

Этот ше­сти­лет­ний маль­чик очень несча­стен. У него страш­ный раз­лад с отцом, не го­во­ря уже о горе от смер­ти ма­те­ри (рис. 11). Дома у него всё плохо, и он ведёт жизнь от­ще­пен­ца и бро­дя­ги. То есть чем-то он похож на этих людей из ча­сов­ни.

Вася и его отец

Рис. 11. Вася и его отец

Вот ка­ко­во его по­ло­же­ние:

«Меня очень редко ви­де­ли дома. В позд­ние лет­ние ве­че­ра я про­кра­ды­вал­ся по саду, как мо­ло­дой вол­чо­нок, из­бе­гая встре­чи с отцом, от­во­рял по­сред­ством осо­бых при­спо­соб­ле­ний свое окно, по­лу­за­кры­тое гу­стою зе­ле­нью си­ре­ни, и тихо ло­жил­ся в по­стель. Если ма­лень­кая сест­рен­ка еще не спала в своей ка­чал­ке в со­сед­ней ком­на­те, я под­хо­дил к ней, и мы тихо лас­ка­ли друг друга и иг­ра­ли, ста­ра­ясь не раз­бу­дить ворч­ли­вую ста­рую нянь­ку.

А утром, чуть свет, когда в доме все еще спали, я уж про­кла­ды­вал ро­си­стый след в гу­стой, вы­со­кой траве сада, пе­ре­ле­зал через забор и шел к пруду, где меня ждали с удоч­ка­ми такие же со­рван­цы-то­ва­ри­щи, или к мель­ни­це, где сон­ный мель­ник толь­ко что ото­дви­нул шлюзы и вода, чутко вздра­ги­вая на зер­каль­ной по­верх­но­сти, ки­да­лась в "по­то­ки" и бодро при­ни­ма­лась за днев­ную ра­бо­ту.

Во­об­ще все меня звали бро­дя­гой, негод­ным маль­чиш­кой и так часто уко­ря­ли в раз­ных дур­ных на­клон­но­стях, что я, на­ко­нец, и сам про­ник­ся этим убеж­де­ни­ем. Отец также по­ве­рил этому и делал ино­гда по­пыт­ки за­нять­ся моим вос­пи­та­ни­ем, но по­пыт­ки эти все­гда кон­ча­лись неуда­чей. При виде стро­го­го и угрю­мо­го лица, на ко­то­ром ле­жа­ла су­ро­вая пе­чать неиз­ле­чи­мо­го горя, я робел и за­мы­кал­ся в себя. Я стоял перед ним, пе­ре­ми­на­ясь, те­ре­бя свои шта­ниш­ки, и ози­рал­ся по сто­ро­нам. Вре­ме­на­ми что-то как будто поды­ма­лось у меня в груди; мне хо­те­лось, чтоб он обнял меня, по­са­дил к себе на ко­ле­ни и при­лас­кал. Тогда я при­льнул бы к его груди, и, быть может, мы вме­сте за­пла­ка­ли бы - ре­бе­нок и су­ро­вый муж­чи­на - о нашей общей утра­те. Но он смот­рел на меня оту­ма­нен­ны­ми гла­за­ми, как будто по­верх моей го­ло­вы, и я весь сжи­мал­ся под этим непо­нят­ным для меня взгля­дом.

И ма­ло-по­ма­лу про­пасть, нас раз­де­ляв­шая, ста­но­ви­лась все шире и глуб­же. Он все более убеж­дал­ся, что я - дур­ной, ис­пор­чен­ный маль­чиш­ка, с черст­вым, эго­и­сти­че­ским серд­цем, и со­зна­ние, что он дол­жен, но не может за­нять­ся мною, дол­жен лю­бить меня, но не на­хо­дит для этой любви угла в своем серд­це, еще уве­ли­чи­ва­ло его нерас­по­ло­же­ние. И я это чув­ство­вал. 

С шести лет я ис­пы­ты­вал уже ужас оди­но­че­ства. Сест­ре Соне было че­ты­ре года. Я любил ее страст­но, и она пла­ти­ла мне такою же лю­бо­вью; но уста­но­вив­ший­ся взгляд на меня, как на от­пе­то­го ма­лень­ко­го раз­бой­ни­ка, воз­двиг и между нами вы­со­кую стену. Я при­тер­пел­ся к упре­кам и вы­но­сил их, как вы­но­сил вне­зап­но на­ле­тав­ший дождь или сол­неч­ный зной. Я хмуро вы­слу­ши­вал за­ме­ча­ния и по­сту­пал по-сво­е­му».

При­ня­то счи­тать, что горе сбли­жа­ет, но это не все­гда так. Часто горе разъ­еди­ня­ет близ­ких людей. В этой по­ве­сти опи­са­на такая несчаст­ная си­ту­а­ция. Ка­жет­ся, что вы­хо­да из неё нет: и маль­чик, и отец несчаст­ны. Про­пасть между ними рас­ши­ря­ет­ся… Но неожи­дан­но выход на­хо­дит­ся бла­го­да­ря тем самым людям, ко­то­рые жили в ча­совне и к ко­то­рым неда­ром так тя­ну­ло Васю. Но это тема от­дель­но­го урока. 

Вопросы к конспектам

Каким мы видим образ го­ро­да в по­ве­сти «В дур­ном об­ще­стве»? При­ве­ди­те при­ме­ры из тек­ста про­из­ве­де­ния.

Дайте ха­рак­те­ри­сти­ку пану Ты­бур­цию. По­че­му, на ваш взгляд, Васю тя­ну­ло имен­но к этому че­ло­ве­ку?

Оха­рак­те­ри­зуй­те от­но­ше­ния Васи и его отца.

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 23:32