Глава «Кукла» - кульминация повести. Повесть как эпический жанр
Разлад в отношениях Васи и его отца
На этом уроке продолжается разговор о повести Владимира Галактионовича Короленко (рис. 1) «В дурном обществе».
Рис. 1. В.Г. Короленко
У Васи продолжается его разлад с отцом. То, что Вася подружился с обитателями подземелья – с паном Тыбурцием и его детьми, – только ухудшает ситуацию, потому что он ещё больше отдаляется от отца и от дома. Отец всё более подозрительно смотрит на него.
Ситуация накаляется тем, что Януш – тот самый человек, который когда-то изгонял этих людей из замка, наушничает. Он ходит к отцу Васи (к судье) и доносит ему и на Тыбурция, и на других обитателей часовни, и на самого мальчика. Постепенно сгущается гроза.
Вася делает подарок Марусе
Между тем в часовне и без этого полно страданий. Маруся тяжело заболевает, и видно, что дело идёт к концу. Девочка угасает: она уже не ходит, не бегает, а только лежит. Становится понятно, что дни её сочтены. Вася, конечно же, в горе. Он пытается хоть как-то её утешить, развеселить, чем-то ей помочь. И вот ему приходит в голову идея.
У Сони (сестры Васи) есть замечательная фарфоровая кукла (рис. 2). Она очень красивая.
Рис. 2. Соня с куклой и её няня
Такие куклы в то время были большой ценностью. Сейчас в это трудно поверить, но тогда у бедных детей не было доступных хороших игрушек. Кукла была редкостью, девочки играли зачастую просто крашеными щепками или какими-то самодельными куколками из ткани. А вот такая настоящая красивая кукла, сделанная в мастерской, считалась царской роскошью (рис. 3). Особенно для такой девочки, как Маруся (из подземелья).
Рис. 3. Фарфоровая кукла
Вася приходит к своей сестре Соне и просит её на несколько дней отдать ему куклу. Соня соглашается. Вася берёт куклу и относит её в часовню.
Рис. 4. Болезнь Маруси
Происходит чудо. Маруся так восхищена и обрадована этим подарком, что на какое-то время она начинает даже выздоравливать (рис. 4). Все этому очень радуются.
Через пару дней Вася пытается забрать у неё куклу, чтобы отнести домой, потому что куклы уже хватились. Злая няня повсюду её ищет и подозревает Васю. Всё осложняется тем, что кукла является подарком умершей матери героя. Естественно, отцу Васи не всё равно, куда подевалась эта, можно сказать, реликвия его любви. Поэтому новая гроза сгущается над героем. Вася рад бы вернуть куклу домой, но он просто не в силах этого сделать, потому что Маруся не может расстаться с ней. Это последняя и, может быть, самая сильная радость в её жизни. Отнять куклу у девочки – всё равно что её убить. Поэтому Вася ждёт неминуемой расправы.
Рис. 5. Маруся с куклой, Вася и Валек
Разговор Васи с отцом
Расправе предшествует допрос. Тут мы видим удивительную сцену. Отец Васи – судья. Самый настоящий взрослый судья, который судит правонарушителей. Тут он выступает судьёй над собственным сыном. Это сцена разговора отца с сыном очень тяжёлая и драматическая, она, действительно, напоминает форменный допрос, где Вася оказывается в качестве преступника. Это очень важная тема для всей книги – суд над невиновным, преследование того, кому и так плохо. Эта сцена и является кульминацией всей книги. Сейчас всё решится: либо союз между отцом и сыном распадётся навсегда, и жизнь их будет дальше протекать в нелюбви и вражде, либо произойдёт чудо, произойдёт спасение. Прочитайте, как это было (рис. 6):
«В эту минуту во мне сказался сын моего отца. Он не добился бы от меня иного ответа самыми страшными муками. В моей груди, навстречу его угрозам, подымалось едва сознанное оскорбленное чувство покинутого ребенка и какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне <…>
Даже в эту страшную минуту я любил этого человека, но вместе с тем инстинктивно чувствовал, что вот сейчас он бешеным насилием разобьет мою любовь вдребезги, что затем, пока я буду жить, в его руках и после, навсегда, навсегда в моем сердце вспыхнет та же пламенная ненависть, которая мелькнула для меня в его мрачных глазах.
Теперь я совсем перестал бояться; в моей груди защекотало что-то вроде задорного, дерзкого вызова... Кажется, я ждал и желал, чтобы катастрофа, наконец, разразилась. Если так... пусть... тем лучше, да, тем лучше... тем лучше...»
Рис. 6. Разговор Васи с отцом
Это страшный момент, когда отец видит в сыне предателя, негодяя, отступника и готов его отвергнуть. Вася оказывается среди тех, кого судят. Его отец – тот, кто судит. Этот суд может их разлучить окончательно. В этот момент Вася чувствует, что настоящая его родня – это те, которые остались в часовне. То есть он вместе с ними под напором гнева отца. Сейчас пан Тыбурций ему ближе.
Спасение отношений Васи и его отца
Но вот появляется собственной персоной Тыбурций и спасает положение. Отец Васи изумлён появлением Тыбурция (того, над кем уже нависла секира закона). Они уходят поговорить, а возвращаются совершенно изменёнными. Отец гладит мальчика по голове и отпускает его в часовню проститься с Марусей (рис. 7).
Рис. 7. Примирение Васи с отцом
Маруся умерла, и Тыбурций возвращает куклу, которая перестала быть нужной. Он рассказывает отцу Васи всю правду об отношениях мальчика с этими обитателями подземелья. Тыбурций рассказал то, что сам Вася не мог сказать, потому что гнев и горе отца их разделяли. Автор использует такой приём, который часто бывает в искусстве, когда положение безвыходное, когда всё упёрлось в непроходимую стенку, когда герою безнадёжно плохо и спасения нет, а спасение приходит неожиданным чудесным образом, и ситуация безнадёжная превращается в свою противоположность: приходит надежда и спасение.
Повесть в целом довольно печальная. Это избавление Васи от гнева отца и примирение с отцом произошло только потому, что Маруся умерла. Дальше мы видим картину, как Вася приходит в подземелье, видит умершую девочку, видит лежащего в тяжком сне Валека и людей, которые мастерят гроб. На этом повествование заканчивается. Есть только некое заключение (послесловие), в котором мы узнаем о том, что произошло дальше с Васей в его уже юношеской, взрослой жизни.
Послесловие повести
Выросший Вася со своей сестрой часто приходят к могиле Маруси. Там они дают первые обеты «пламенной крылатой юности». Они – люди, которые избежали горя и несчастья, которые смотрят в будущее достаточно радостно, ожидают прекрасных вещей от этой наступающей жизни. Но они ещё и помнят о людях часовни, которые частью умерли (как Маруся), а частью исчезли (как Тыбурций и его сын).
Про Тыбурция и Валека говорится следующее:
«Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город».
Роль пана Тыбурция в сюжете повести
Пан Тыбурций (рис. 8) и его сын Валек являются очень важными персонажами для сюжета всей повести. Именно благодаря им произошло спасение Васи и его отца. Тыбурций играет на подмостках этого города некоторую ужасную драму, потому что он теряет дочь, но возвращает отцу сына.
Рис. 8. Пан Тыбурций
История тяжкая, но поучительная. В ней видно, как одни люди могут быть для других учителями, помощниками, внезапными друзьями и спасителями.
Что хотел сказать автор в повести «В дурном обществе»
Современники прочитывали эту повесть как социальную драму, как повествование об униженных, оскорблённых и бедных. В то время было модно понятие «народолюбие», которое подразумевало, что народ всегда оказывался прав, власть – всегда неправой. Но повесть не только об этом.
Вся повесть пропитана гуманизмом. Она о терпимости, о милосердии, о снисходительности, о том, что у каждого человека, даже самого заброшенного, неказистого, никчёмного с виду, есть душа, которая может быть неожиданно интересной и значительной. Надо увидеть в человеке эту душу, разгадать её и вступить с ней в общение. Эта повесть о том, что есть идеи, есть идеологии, которые разделяют людей. Это может быть мещанское презрение к бедным или к тем, кто недостаточно респектабелен, недостаточно хорошо устроен в жизни. Или это может быть утопия всеобщего равенства, которая разделяет людей наоборот: всех бедных объявляют хорошими, святыми, теми, за кого надо бороться, а всех респектабельных – плохими. Короленко нам показывает, в чём заключается настоящая идея человеческого братства: эта идея не разделяет, а соединяет. Эту повесть можно рассматривать, как пособие по братской любви и соединению людей, изначально разъединённых.