Глава «Кукла» - кульминация повести. Повесть как эпический жанр

 Разлад в отношениях Васи и его отца

На этом уроке про­дол­жа­ет­ся раз­го­вор о по­ве­сти Вла­ди­ми­ра Га­лак­ти­о­но­ви­ча Ко­ро­лен­ко (рис. 1) «В дур­ном об­ще­стве».

В.Г. Ко­ро­лен­ко

Рис. 1. В.Г. Ко­ро­лен­ко

У Васи про­дол­жа­ет­ся его раз­лад с отцом. То, что Вася по­дру­жил­ся с оби­та­те­ля­ми под­зе­ме­лья – с паном Ты­бур­ци­ем и его детьми, – толь­ко ухуд­ша­ет си­ту­а­цию, по­то­му что он ещё боль­ше от­да­ля­ет­ся от отца и от дома. Отец всё более по­до­зри­тель­но смот­рит на него.

Си­ту­а­ция на­ка­ля­ет­ся тем, что Януш – тот самый че­ло­век, ко­то­рый ко­гда-то из­го­нял этих людей из замка, на­уш­ни­ча­ет. Он ходит к отцу Васи (к судье) и до­но­сит ему и на Ты­бур­ция, и на дру­гих оби­та­те­лей ча­сов­ни, и на са­мо­го маль­чи­ка. По­сте­пен­но сгу­ща­ет­ся гроза.

Вася делает подарок Марусе

Между тем в ча­совне и без этого полно стра­да­ний. Ма­ру­ся тя­же­ло за­бо­ле­ва­ет, и видно, что дело идёт к концу. Де­воч­ка уга­са­ет: она уже не ходит, не бе­га­ет, а толь­ко лежит. Ста­но­вит­ся по­нят­но, что дни её со­чте­ны. Вася, ко­неч­но же, в горе. Он пы­та­ет­ся хоть как-то её уте­шить, раз­ве­се­лить, чем-то ей по­мочь. И вот ему при­хо­дит в го­ло­ву идея.

У Сони (сест­ры Васи) есть за­ме­ча­тель­ная фар­фо­ро­вая кукла (рис. 2). Она очень кра­си­вая.

Соня с кук­лой и её няня

Рис. 2. Соня с кук­лой и её няня

Такие куклы в то время были боль­шой цен­но­стью. Сей­час в это труд­но по­ве­рить, но тогда у бед­ных детей не было до­ступ­ных хо­ро­ших иг­ру­шек. Кукла была ред­ко­стью, де­воч­ки иг­ра­ли за­ча­стую про­сто кра­ше­ны­ми щеп­ка­ми или ка­ки­ми-то са­мо­дель­ны­ми ку­кол­ка­ми из ткани. А вот такая на­сто­я­щая кра­си­вая кукла, сде­лан­ная в ма­стер­ской, счи­та­лась цар­ской рос­ко­шью (рис. 3). Осо­бен­но для такой де­воч­ки, как Ма­ру­ся (из под­зе­ме­лья).

Фар­фо­ро­вая кукла

Рис. 3. Фар­фо­ро­вая кукла

Вася при­хо­дит к своей сест­ре Соне и про­сит её на несколь­ко дней от­дать ему куклу. Соня со­гла­ша­ет­ся. Вася берёт куклу и от­но­сит её в ча­сов­ню.

Бо­лезнь Ма­ру­си

Рис. 4. Бо­лезнь Ма­ру­си

Про­ис­хо­дит чудо. Ма­ру­ся так вос­хи­ще­на и об­ра­до­ва­на этим по­дар­ком, что на ка­кое-то время она на­чи­на­ет даже вы­здо­рав­ли­вать (рис. 4). Все этому очень ра­ду­ют­ся.

Через пару дней Вася пы­та­ет­ся за­брать у неё куклу, чтобы от­не­сти домой, по­то­му что куклы уже хва­ти­лись. Злая няня по­всю­ду её ищет и по­до­зре­ва­ет Васю. Всё ослож­ня­ет­ся тем, что кукла яв­ля­ет­ся по­дар­ком умер­шей ма­те­ри героя. Есте­ствен­но, отцу Васи не всё равно, куда по­де­ва­лась эта, можно ска­зать, ре­лик­вия его любви. По­это­му новая гроза сгу­ща­ет­ся над ге­ро­ем. Вася рад бы вер­нуть куклу домой, но он про­сто не в силах этого сде­лать, по­то­му что Ма­ру­ся не может рас­стать­ся с ней. Это по­след­няя и, может быть, самая силь­ная ра­дость в её жизни. От­нять куклу у де­воч­ки – всё равно что её убить. По­это­му Вася ждёт неми­ну­е­мой рас­пра­вы.

Ма­ру­ся с кук­лой, Вася и Валек

Рис. 5. Ма­ру­ся с кук­лой, Вася и Валек

 Разговор Васи с отцом

Рас­пра­ве пред­ше­ству­ет до­прос. Тут мы видим уди­ви­тель­ную сцену. Отец Васи – судья. Самый на­сто­я­щий взрос­лый судья, ко­то­рый судит пра­во­на­ру­ши­те­лей. Тут он вы­сту­па­ет су­дьёй над соб­ствен­ным сыном. Это сцена раз­го­во­ра отца с сыном очень тя­жё­лая и дра­ма­ти­че­ская, она, дей­стви­тель­но, на­по­ми­на­ет фор­мен­ный до­прос, где Вася ока­зы­ва­ет­ся в ка­че­стве пре­ступ­ни­ка. Это очень важ­ная тема для всей книги – суд над неви­нов­ным, пре­сле­до­ва­ние того, кому и так плохо. Эта сцена и яв­ля­ет­ся куль­ми­на­ци­ей всей книги. Сей­час всё ре­шит­ся: либо союз между отцом и сыном рас­па­дёт­ся на­все­гда, и жизнь их будет даль­ше про­те­кать в нелюб­ви и враж­де, либо про­изой­дёт чудо, про­изой­дёт спа­се­ние. Про­чи­тай­те, как это было (рис. 6):
«В эту ми­ну­ту во мне ска­зал­ся сын моего отца. Он не до­бил­ся бы от меня иного от­ве­та са­мы­ми страш­ны­ми му­ка­ми. В моей груди, нав­стре­чу его угро­зам, поды­ма­лось едва со­знан­ное оскорб­лен­ное чув­ство по­ки­ну­то­го ре­бен­ка и ка­кая-то жгу­чая лю­бовь к тем, кто меня при­грел там, в ста­рой ча­совне <…>

Даже в эту страш­ную ми­ну­ту я любил этого че­ло­ве­ка, но вме­сте с тем ин­стинк­тив­но чув­ство­вал, что вот сей­час он бе­ше­ным на­си­ли­ем разо­бьет мою лю­бовь вдре­без­ги, что затем, пока я буду жить, в его руках и после, на­все­гда, на­все­гда в моем серд­це вспых­нет та же пла­мен­ная нена­висть, ко­то­рая мельк­ну­ла для меня в его мрач­ных гла­зах.

Те­перь я со­всем пе­ре­стал бо­ять­ся; в моей груди за­ще­ко­та­ло что-то вроде за­дор­но­го, дерз­ко­го вы­зо­ва... Ка­жет­ся, я ждал и желал, чтобы ка­та­стро­фа, на­ко­нец, раз­ра­зи­лась. Если так... пусть... тем лучше, да, тем лучше... тем лучше...»

Раз­го­вор Васи с отцом

Рис. 6. Раз­го­вор Васи с отцом

Это страш­ный мо­мент, когда отец видит в сыне пре­да­те­ля, него­дяя, от­ступ­ни­ка и готов его от­верг­нуть. Вася ока­зы­ва­ет­ся среди тех, кого судят. Его отец – тот, кто судит. Этот суд может их раз­лу­чить окон­ча­тель­но. В этот мо­мент Вася чув­ству­ет, что на­сто­я­щая его родня – это те, ко­то­рые оста­лись в ча­совне. То есть он вме­сте с ними под на­по­ром гнева отца. Сей­час пан Ты­бур­ций ему ближе.

 Спасение отношений Васи и его отца

Но вот по­яв­ля­ет­ся соб­ствен­ной пер­со­ной Ты­бур­ций и спа­са­ет по­ло­же­ние. Отец Васи изум­лён по­яв­ле­ни­ем Ты­бур­ция (того, над кем уже на­вис­ла се­ки­ра за­ко­на). Они ухо­дят по­го­во­рить, а воз­вра­ща­ют­ся со­вер­шен­но из­ме­нён­ны­ми. Отец гла­дит маль­чи­ка по го­ло­ве и от­пус­ка­ет его в ча­сов­ню про­стить­ся с Ма­ру­сей (рис. 7).

При­ми­ре­ние Васи с отцом

Рис. 7. При­ми­ре­ние Васи с отцом

Ма­ру­ся умер­ла, и Ты­бур­ций воз­вра­ща­ет куклу, ко­то­рая пе­ре­ста­ла быть нуж­ной. Он рас­ска­зы­ва­ет отцу Васи всю прав­ду об от­но­ше­ни­ях маль­чи­ка с этими оби­та­те­ля­ми под­зе­ме­лья. Ты­бур­ций рас­ска­зал то, что сам Вася не мог ска­зать, по­то­му что гнев и горе отца их раз­де­ля­ли. Автор ис­поль­зу­ет такой приём, ко­то­рый часто бы­ва­ет в ис­кус­стве, когда по­ло­же­ние без­вы­ход­ное, когда всё упёр­лось в непро­хо­ди­мую стен­ку, когда герою без­на­дёж­но плохо и спа­се­ния нет, а спа­се­ние при­хо­дит неожи­дан­ным чу­дес­ным об­ра­зом, и си­ту­а­ция без­на­дёж­ная пре­вра­ща­ет­ся в свою про­ти­во­по­лож­ность: при­хо­дит на­деж­да и спа­се­ние.

По­весть в целом до­воль­но пе­чаль­ная. Это из­бав­ле­ние Васи от гнева отца и при­ми­ре­ние с отцом про­изо­шло толь­ко по­то­му, что Ма­ру­ся умер­ла. Даль­ше мы видим кар­ти­ну, как Вася при­хо­дит в под­зе­ме­лье, видит умер­шую де­воч­ку, видит ле­жа­ще­го в тяж­ком сне Ва­ле­ка и людей, ко­то­рые ма­сте­рят гроб. На этом по­вест­во­ва­ние за­кан­чи­ва­ет­ся. Есть толь­ко некое за­клю­че­ние (по­сле­сло­вие), в ко­то­ром мы узна­ем о том, что про­изо­шло даль­ше с Васей в его уже юно­ше­ской, взрос­лой жизни.

 Послесловие повести

Вы­рос­ший Вася со своей сест­рой часто при­хо­дят к мо­ги­ле Ма­ру­си. Там они дают пер­вые обеты «пла­мен­ной кры­ла­той юно­сти». Они – люди, ко­то­рые из­бе­жа­ли горя и несча­стья, ко­то­рые смот­рят в бу­ду­щее до­ста­точ­но ра­дост­но, ожи­да­ют пре­крас­ных вещей от этой на­сту­па­ю­щей жизни. Но они ещё и пом­нят о людях ча­сов­ни, ко­то­рые ча­стью умер­ли (как Ма­ру­ся), а ча­стью ис­чез­ли (как Ты­бур­ций и его сын).

Про Ты­бур­ция и Ва­ле­ка го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее:

«Ты­бур­ций и Валек со­вер­шен­но неожи­дан­но ис­чез­ли, и никто не мог ска­зать, куда они на­пра­ви­лись те­перь, как никто не знал, от­ку­да они при­шли в наш город».

 Роль пана Тыбурция в сюжете повести

Пан Ты­бур­ций (рис. 8) и его сын Валек яв­ля­ют­ся очень важ­ны­ми пер­со­на­жа­ми для сю­же­та всей по­ве­сти. Имен­но бла­го­да­ря им про­изо­шло спа­се­ние Васи и его отца. Ты­бур­ций иг­ра­ет на под­мост­ках этого го­ро­да неко­то­рую ужас­ную драму, по­то­му что он те­ря­ет дочь, но воз­вра­ща­ет отцу сына.

Пан Ты­бур­ций

Рис. 8. Пан Ты­бур­ций

Ис­то­рия тяж­кая, но по­учи­тель­ная. В ней видно, как одни люди могут быть для дру­гих учи­те­ля­ми, по­мощ­ни­ка­ми, вне­зап­ны­ми дру­зья­ми и спа­си­те­ля­ми.

 Что хотел сказать автор в повести «В дурном обществе»

Со­вре­мен­ни­ки про­чи­ты­ва­ли эту по­весть как со­ци­аль­ную драму, как по­вест­во­ва­ние об уни­жен­ных, оскорб­лён­ных и бед­ных. В то время было модно по­ня­тие «на­ро­до­лю­бие», ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ло, что народ все­гда ока­зы­вал­ся прав, власть – все­гда непра­вой. Но по­весть не толь­ко об этом.

Вся по­весть про­пи­та­на гу­ма­низ­мом. Она о тер­пи­мо­сти, о ми­ло­сер­дии, о снис­хо­ди­тель­но­сти, о том, что у каж­до­го че­ло­ве­ка, даже са­мо­го за­бро­шен­но­го, нека­зи­сто­го, ник­чём­но­го с виду, есть душа, ко­то­рая может быть неожи­дан­но ин­те­рес­ной и зна­чи­тель­ной. Надо уви­деть в че­ло­ве­ке эту душу, раз­га­дать её и всту­пить с ней в об­ще­ние. Эта по­весть о том, что есть идеи, есть идео­ло­гии, ко­то­рые раз­де­ля­ют людей. Это может быть ме­щан­ское пре­зре­ние к бед­ным или к тем, кто недо­ста­точ­но ре­спек­та­бе­лен, недо­ста­точ­но хо­ро­шо устро­ен в жизни. Или это может быть уто­пия все­об­ще­го ра­вен­ства, ко­то­рая раз­де­ля­ет людей на­о­бо­рот: всех бед­ных объ­яв­ля­ют хо­ро­ши­ми, свя­ты­ми, теми, за кого надо бо­роть­ся, а всех ре­спек­та­бель­ных – пло­хи­ми. Ко­ро­лен­ко нам по­ка­зы­ва­ет, в чём за­клю­ча­ет­ся на­сто­я­щая идея че­ло­ве­че­ско­го брат­ства: эта идея не раз­де­ля­ет, а со­еди­ня­ет. Эту по­весть можно рас­смат­ри­вать, как по­со­бие по брат­ской любви и со­еди­не­нию людей, из­на­чаль­но разъ­еди­нён­ных.

Вопросы к конспектам

1. Рас­ска­жи­те об от­но­ше­ни­ях Васи и его отца. Ка­ки­ми они были в на­ча­ле главы «Кукла»? Что из­ме­ни­лось в их от­но­ше­ни­ях в конце по­ве­сти и по­че­му?

2. Как помог Ма­ру­се по­да­рок Васи? По­че­му де­воч­ка так об­ра­до­ва­лась кукле?

3. Какие глав­ные черты в ха­рак­те­ре че­ло­ве­ка по­ка­зал нам автор по­ве­сти «В дур­ном об­ще­стве»?

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 09:58