Электрический ток в металлах

 1. Проводимость металлов

Как уже от­ме­ча­лось в про­шлой главе, ме­тал­лы яв­ля­ют­ся самой рас­про­стра­нен­ной сре­дой, про­во­дя­щей элек­три­че­ский ток. И но­си­те­ля­ми за­ря­дов яв­ля­ют­ся сво­бод­ные элек­тро­ны. В связи с этим су­ще­ству­ет осо­бая тер­ми­но­ло­гия, в со­от­вет­ствии с ко­то­рой про­во­ди­мость ме­тал­лов на­зы­ва­ет­ся элек­трон­ной про­во­ди­мо­стью, а сами элек­тро­ны ме­тал­ла – элек­тро­на­ми про­во­ди­мо­сти.

Этот факт ни в коей мере не по­сту­ли­ро­вал­ся, а был про­ве­рен и до­ка­зан неза­ви­си­мо мно­ги­ми уче­ны­ми раз­ны­ми ме­то­да­ми. На­при­мер, немец­кий физик Карл Рикке про­во­дил опыт по про­пус­ка­нию тока в 0,1 А в те­че­нии года через три от­по­ли­ро­ван­ных ци­лин­дра: од­но­го алю­ми­ни­е­во­го и двух мед­ных. По ис­те­че­нию экс­пе­ри­мен­та (а за это время по цепи про­шел огром­ный заряд в ) ни­ка­ких из­ме­не­ний в струк­ту­ре ци­лин­дров не про­изо­шло, за ис­клю­че­ни­ем неболь­шой диф­фу­зии (рис. 1). А если бы но­си­те­ля­ми за­ря­да были не элек­тро­ны, а ионы, то тогда был бы пе­ре­нос ве­ще­ства од­но­го ци­лин­дра в ве­ще­ство дру­го­го, и, ко­неч­но же, в ре­зуль­та­те столь дли­тель­но­го экс­пе­ри­мен­та, хи­ми­че­ское стро­е­ние ци­лин­дров из­ме­ни­лось бы.

Схема опыта Рикке

Рис. 1. Схема опыта Рикке

Еще одним опы­том по под­твер­жде­нию элек­трон­ной про­во­ди­мо­сти ме­тал­лов стал опыт 1912 года рос­сий­ских уче­ных Ман­гель­шта­ма и Па­па­лек­си, спу­стя неболь­шое время про­ве­ден­ный также ан­гли­ча­на­ми Стю­ар­том и Тол­ме­ном. В ходе этого опыта ка­туш­ка с боль­шим ко­ли­че­ством вит­ков быст­ро вра­ща­лась, а затем резко тор­мо­зи­лась. В ре­зуль­та­те чего за­мкну­тый вме­сте с ней в цепь галь­ва­но­метр по­ка­зы­вал на­ли­чие неболь­шо­го тока (рис. 2). 

Схема опыта Ман­гель­шта­ма-Па­па­лек­си

Рис. 2. Схема опыта Ман­гель­шта­ма-Па­па­лек­си

Дело в том, что вме­сте с рас­кру­чи­ва­е­мой ка­туш­кой вра­ща­ют­ся, ко­неч­но же, и на­хо­дя­щи­е­ся в ме­тал­ле элек­тро­ны. Когда же ка­туш­ка тор­мо­зит­ся, элек­тро­ны неко­то­рое время про­дол­жа­ют дви­гать­ся внут­ри ка­туш­ки по инер­ции, про­из­во­дя таким об­ра­зом ток.

Сверх­про­во­ди­мость

Опре­де­ле­ние. Сверх­про­во­ди­мость – яв­ле­ние, когда со­про­тив­ле­ние про­вод­ни­ка ста­но­вит­ся близ­ким к нулю.

От­кры­тию яв­ле­ния сверх­про­во­ди­мо­сти пред­ше­ство­ва­ло по­лу­че­ние в 1908 году гол­ланд­цем Ка­мер­лин­гом Он­не­сом (рис. 4) жид­ко­го гелия. По­ме­щая об­ра­зец про­вод­ни­ка в жид­кий гелий, стало воз­мож­ным на­блю­дать по­ве­де­ние про­вод­ни­ков при сверх­низ­ких тем­пе­ра­ту­рах (близ­ко к 0 ). И в 1911 году Оннес уста­но­вил, что ртуть при тем­пе­ра­ту­ре около 4 К резко при­об­ре­та­ет со­про­тив­ле­ние, рав­ное нулю.

Ка­мер­линг Оннес

Рис. 4. Ка­мер­линг Оннес

Его опы­там с рту­тью пред­ше­ство­ва­ли опыты с пла­ти­ной, в ре­зуль­та­те ко­то­рых он уста­но­вил, что чем чище ве­ще­ство (чем мень­ше в нем при­ме­сей), тем быст­рее умень­ша­ет­ся его со­про­тив­ле­ние с умень­ше­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры. Бла­го­да­ря жид­ко­му со­сто­я­нию ртути при нор­маль­ных усло­ви­ях, этот ме­талл очень легко было очи­стить от при­ме­сей. И была уста­нов­ле­на сле­ду­ю­щая за­ви­си­мость удель­но­го со­про­тив­ле­ния ртути от низ­ких тем­пе­ра­тур: ли­ней­ное сни­же­ние пре­ры­ва­ет­ся скач­ком к нулю (рис. 5):

за­ви­си­мость удель­но­го со­про­тив­ле­ния ртути от низ­ких тем­пе­ра­тур: ли­ней­ное сни­же­ние пре­ры­ва­ет­ся скач­ком к нулю

Рис. 5.

Яв­ле­ние сверх­про­во­ди­мо­сти объ­яс­ня­ет­ся с точки зре­ния кван­то­вой фи­зи­ки.


 2. Электронный газ

Чтобы оце­нить, как много в ме­тал­ле тех самых элек­тро­нов про­во­ди­мо­сти, нужно по­ни­мать, что каж­дый атом ме­тал­ла обес­пе­чи­ва­ет как ми­ни­мум один сво­бод­ный элек­трон. В сред­нем, кон­цен­тра­ция элек­тро­нов про­во­ди­мо­сти со­став­ля­ет:

И в ка­че­стве мо­де­ли по­ве­де­ния сво­бод­ных элек­тро­нов можно при­нять мо­дель газа. Каж­дый элек­трон элек­трон­но­го газа ведет себя, как от­дель­но взя­тая мо­ле­ку­ла газа. При по­яв­ле­нии внеш­не­го элек­три­че­ско­го поля на ха­о­ти­че­ское дви­же­ние элек­тро­нов на­кла­ды­ва­ет­ся упо­ря­до­чен­ное дви­же­ние. Имен­но это дви­же­ние и обу­слав­ли­ва­ет элек­три­че­ский ток.

 3. Зависимость сопротивления от температуры

Самое рас­про­стра­нен­ное дей­ствие тока – это теп­ло­вое дей­ствие. Как уже было от­ме­че­но в про­шлой главе, ме­ха­низ­мом этого дей­ствия яв­ля­ет­ся столк­но­ве­ние элек­тро­нов с уз­ла­ми кри­стал­ли­че­ской ре­шет­ки, в ре­зуль­та­те чего ки­не­ти­че­ская энер­гия элек­тро­нов пе­ре­хо­дит во внут­рен­нюю энер­гию про­вод­ни­ка.

В свою оче­редь, имея по­вы­шен­ную внут­рен­нюю энер­гию, узлы ре­шет­ки на­чи­на­ют ко­ле­бать­ся быст­рее, чаще стал­ки­ва­ясь с элек­тро­на­ми. То есть элек­тро­ны тор­мо­зят­ся более эф­фек­тив­но. Иными сло­ва­ми при уве­ли­че­нии тем­пе­ра­ту­ры про­вод­ни­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся его элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние.

Про­стым опы­том, под­твер­жда­ю­щим этот тео­ре­ти­че­ский вывод, может слу­жить на­гре­ва­ние про­вод­ни­ка в цепи со вклю­чен­ной лам­пой и из­ме­ри­тель­ны­ми при­бо­ра­ми (см. рис. 3).

на­гре­ва­ние про­вод­ни­ка в цепи со вклю­чен­ной лам­пой и из­ме­ри­тель­ны­ми при­бо­ра­ми

Рис. 3.

По мере про­гре­ва­ния про­вод­ни­ка как лампа нач­нет све­тить менее ярко, так и при­бо­ры ста­нут по­ка­зы­вать па­де­ние силы тока.

После ка­че­ствен­но­го под­твер­жде­ния за­ви­си­мо­сти со­про­тив­ле­ния от тем­пе­ра­ту­ры была по­лу­че­на ко­ли­че­ствен­ная за­ви­си­мость. После ряда экс­пе­ри­мен­тов было вы­яс­не­но, что от­но­си­тель­ное при­ра­ще­ние со­про­тив­ле­ния прямо про­пор­ци­о­наль­но аб­со­лют­но­му при­ра­ще­нию тем­пе­ра­ту­ры:

Или же:

Здесь:   – со­про­тив­ле­ние при за­дан­ной тем­пе­ра­ту­ре,  – со­про­тив­ле­ние при тем­пе­ра­ту­ре  – из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры от­но­си­тель­но  ;  – тем­пе­ра­тур­ный ко­эф­фи­ци­ент со­про­тив­ле­ния. Тем­пе­ра­тур­ный ко­эф­фи­ци­ент – таб­лич­ная ве­ли­чи­на, из­вест­ная для боль­шин­ства ме­тал­лов. Раз­мер­ность ко­эф­фи­ци­ен­та:

Так как при из­ме­не­нии тем­пе­ра­ту­ры ли­ней­ные раз­ме­ры про­вод­ни­ков ме­ня­ют­ся незна­чи­тель­но, зна­чит, ме­ня­ет­ся удель­ное со­про­тив­ле­ние, при­чем по та­ко­му же за­ко­ну:

При­ме­не­ние сверх­про­во­ди­мо­сти

При­ме­не­ние сверх­про­во­ди­мо­сти чрез­вы­чай­но об­лег­ча­ет мно­гие тех­ни­че­ские ас­пек­ты ис­поль­зо­ва­ния элек­три­че­ско­го тока. Во-пер­вых, от­сут­ствие со­про­тив­ле­ния озна­ча­ет от­сут­ствие ка­ких-ли­бо по­терь на на­гре­ва­ние, ко­то­рые, как пра­ви­ло, со­став­ля­ют  15% всей энер­гии. Как под­твер­жде­ние можно при­ве­сти опыт по двух­го­дич­но­му про­пус­ка­нию тока через про­вод­ник, по­гру­жен­ный в жид­кий гелий, ко­то­рый пре­рвал­ся толь­ко из-за нехват­ки гелия. От­сут­ствие на­гре­ва­ния и по­терь энер­гии на него чрез­вы­чай­но важно для элек­тро­дви­га­те­лей и элек­трон­ной вы­чис­ли­тель­ной тех­ни­ки.

Кроме того в сверх­про­вод­ни­ках про­те­ка­ют из-за от­сут­ствия со­про­тив­ле­ния чрез­вы­чай­но вы­со­кие токи, со­зда­ю­щие силь­ные маг­нит­ные поля, что может при­ме­нять­ся при тер­мо­ядер­ном син­те­зе.

Бы­то­вой при­мер ис­поль­зо­ва­ния сверх­про­вод­ни­ков – это су­ще­ству­ю­щая на се­го­дняш­ний мо­мент же­лез­но­до­рож­ная сеть с по­ез­да­ми на маг­нит­ной по­душ­ке (рис. 6):

Поезд на маг­нит­ной по­душ­ке

Рис. 6. Поезд на маг­нит­ной по­душ­ке

Вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ные сверх­про­вод­ни­ки

После от­кры­тия сверх­про­во­ди­мо­сти Оннес, пы­та­ясь со­здать сверх­про­во­дя­щий элек­тро­маг­нит, об­на­ру­жил, что из­ме­не­ние тока, или же маг­нит­ные поля, раз­ру­ша­ют эф­фект сверх­про­во­ди­мо­сти. Толь­ко к се­ре­дине два­дца­то­го века уда­лось со­здать сверх­про­во­дя­щие элек­тро­маг­ни­ты.

Также чрез­вы­чай­но важ­ное от­кры­тие было сде­ла­но в 1986 году. Были об­на­ру­же­ны ма­те­ри­а­лы, об­ла­да­ю­щие сверх­про­во­ди­мо­стью при тем­пе­ра­ту­рах около . Такие тем­пе­ра­ту­ры воз­мож­но по­лу­чать, ис­поль­зуя жид­кий азот, ко­то­рый зна­чи­тель­но де­шев­ле жид­ко­го гелия. Од­на­ко при по­пыт­ке со­зда­ния таких сверх­про­во­дя­щих про­во­дов и ка­бе­лей столк­ну­лись с про­бле­мой чрез­вы­чай­ной хруп­ко­сти таких ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые рас­сы­па­ют­ся в про­цес­се про­кат­ки. На дан­ный мо­мент про­дол­жа­ют­ся ра­бо­ты по ре­ше­нию этой про­бле­мы.

Последнее изменение: Воскресенье, 24 Июнь 2018, 22:26