Европейская культура Нового времени

Предыс­то­рия

В пе­ре­ход­ное время между Сред­не­ве­ко­вьем и Новым вре­ме­нем в ис­кус­стве Ев­ро­пы на­ста­ло время Ре­нес­сан­са, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны свет­скость, гу­ма­ни­сти­че­ское ми­ро­воз­зре­ние, об­ра­ще­ние к иде­а­лам ан­тич­но­сти. Ан­тич­ность по-но­во­му ин­тер­пре­ти­ро­ва­лась и раз­ви­ва­лась в руках ма­сте­ров Воз­рож­де­ния.

Ре­фор­ма­ция и Контр­ре­фор­ма­ция по­ро­ди­ли новое об­ра­ще­ние к бо­же­ствен­но­му в ис­кус­стве.

 

Со­бы­тия

Ос­нов­ные тен­ден­ции в куль­ту­ре Но­во­го вре­ме­ни:

се­ку­ля­ри­за­ция,

новые те­че­ния, их мно­же­ствен­ность,

по­яв­ле­ние мно­же­ства об­ра­зо­ва­тель­ных и про­све­ти­тель­ских учре­жде­ний,

рост об­ще­ствен­ной до­ступ­но­сти к куль­ту­ре,

диа­лог куль­тур Ста­ро­го и Но­во­го Света.

XVI–XVII вв. – позд­нее Воз­рож­де­ние. Пе­ре­ход от Воз­рож­де­ния к ис­кус­ству Но­во­го вре­ме­ни.

Ма­нье­ризм – те­че­ние в ев­ро­пей­ском ис­кус­стве XVI в. Для него ха­рак­тер­на ма­нер­ность, изощ­рён­ность ху­до­же­ствен­ных форм. Сфор­ми­ро­ва­лось в ре­зуль­та­те разо­ча­ро­ва­ния ху­дож­ни­ков в иде­а­лах Воз­рож­де­ния.

Для ли­те­ра­ту­ры пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да ха­рак­тер­ны об­ра­ще­ния к теме кон­флик­та добра и зла, про­ти­во­сто­я­ния вы­зо­вам судь­бы.

Вы­да­ю­щи­е­ся ли­те­ра­то­ры: Шекс­пир, Сер­ван­тес, Лопе де Вега.

В те­ат­ре позд­не­го Воз­рож­де­ния по­яв­ля­ет­ся ко­ме­дия дель арте – жанр по­учи­тель­ных пьес с тра­ди­ци­он­ны­ми пер­со­на­жа­ми: Ар­ле­кин, Пьеро, Ко­лом­би­на.

На ру­бе­же XVI–XVII вв. в Ита­лии по­яви­лась опера.

 

XVII–XVIII вв.: новые те­че­ния – ба­рок­ко и клас­си­цизм

Кос­ну­лись ар­хи­тек­ту­ры, жи­во­пи­си, му­зы­ки, те­ат­ра. Су­ще­ство­ва­ли па­рал­лель­но.

XVII–на­ча­ло XVIII в. – ба­рок­ко (от итал. barocco – «стран­ный», «при­чуд­ли­вый»).

Пыш­ные двор­цы и со­бо­ры. Пер­со­на­жи изоб­ра­жа­ют­ся во время борь­бы или три­ум­фа.

Жи­во­пис­цы: Ру­бенс, Рем­брандт, Ве­лас­кес.

Ро­ко­ко – стиль, за­вер­шив­ший эпоху ба­рок­ко. Ха­рак­тер­ны осо­бая изыс­кан­ность и изя­ще­ство форм, идил­ли­че­ские сцены на ми­фо­ло­ги­че­ские сю­же­ты.

Жи­во­пис­цы: Ватто, Буше, Фра­го­нар.

XVII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в. – клас­си­цизм (от лат. «об­ра­зец»), свя­зан с утвер­жде­ни­ем аб­со­лю­тиз­ма. Для клас­си­циз­ма ха­рак­тер­ны ве­ли­чие и гар­мо­ния, при­о­ри­тет ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пат­ри­о­ти­че­ские сю­же­ты.

Ар­хи­тек­ту­ра: Лувр, Вер­саль.

Жи­во­пис­цы: Огюст Энгр, Жак Луи Давид.

Дра­ма­тур­ги: Кор­нель, Расин, Мо­льер, Бо­мар­ше.

Ком­по­зи­то­ры: Гайдн, Мо­царт, Бет­хо­вен.

Ампир – стиль, воз­ник­ший в годы на­по­лео­нов­ской им­пе­рии.

Конец XVIII – на­ча­ло XIX в. – ро­ман­тизм. Для этого стиля ха­рак­тер­ны при­о­ри­тет чувств над ра­з­умом, вы­со­кие стра­сти.

Ли­те­ра­то­ры: Гоф­ман, Гейне, Бай­рон.

Жи­во­пис­цы: Же­ри­ко, Де­ла­круа, Кон­стебль, Фри­дрих, Гойя.

Ком­по­зи­то­ры: Шу­берт, Мен­дель­сон, Шопен, Шуман, Лист, Ва­г­нер, Верди.

Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. – ре­а­лизм. Для этого стиля ха­рак­тер­но изоб­ра­же­ние непри­укра­шен­ной дей­стви­тель­но­сти. Важ­ные жанры: ро­ма­ны, жан­ро­вые кар­ти­ны.

Ли­те­ра­то­ры: Дик­кенс, Баль­зак.

Жи­во­пис­цы: Домье, Милле, Корбе.

1874 г. – за­рож­де­ние стиля им­прес­си­о­низм. Цель им­прес­си­о­ни­стов – за­пе­чат­леть из­мен­чи­вый, по­движ­ный мир, со­здать эф­фект ми­мо­лёт­но­го впе­чат­ле­ния. Для жи­во­пис­цев ха­рак­тер­на ра­бо­та на пле­нэ­ре.

Жи­во­пис­цы: Мане, Пис­сар­ро, Моне, Ре­ну­ар, Сис­лей, Мо­ри­зо.

Ком­по­зи­то­ры: Де­бюс­си, Ра­вель.

Участ­ни­ки

Эль Греко – ис­пан­ский ху­дож­ник.

Уи­льям Шекс­пир – ан­глий­ский пи­са­тель и поэт.

Ми­гель де Сер­ван­тес – ис­пан­ский пи­са­тель.

Лопе де Вега – ис­пан­ский пи­са­тель.

Питер Пауль Ру­бенс – фла­манд­ский ху­дож­ник.

Рем­брандт ван Рейн – гол­ланд­ский ху­дож­ник.

Диего Ве­лас­кес – ис­пан­ский ху­дож­ник.

Ан­ту­ан Ватто – ху­дож­ник в стиле ро­ко­ко.

Фран­с­уа Буше – ху­дож­ник в стиле ро­ко­ко.

Жан Оноре Фра­го­нар – ху­дож­ник в стиле ро­ко­ко.

Пьер Кор­нель – фран­цуз­ский дра­ма­тург.

Жан Расин – фран­цуз­ский дра­ма­тург.

Жан Ба­тист Мо­льер – фран­цуз­ский дра­ма­тург.

Пьер Бо­мар­ше – фран­цуз­ский дра­ма­тург.

Ген­дель – немец­кий ком­по­зи­тор.

Гайдн – ав­стрий­ский ком­по­зи­тор.

Мо­царт – ав­стрий­ский ком­по­зи­тор.

Фе­ликс Мен­дель­сон – немец­кий ком­по­зи­тор.

Фе­ренц Лист – вен­гер­ский ком­по­зи­тор.

За­клю­че­ние

В Новое время по­яви­лись мно­го­чис­лен­ные новые те­че­ния в ис­кус­стве, мно­гие из ко­то­рых раз­ви­ва­лись па­рал­лель­но. Новое время по­да­ри­ло боль­шое ко­ли­че­ство уни­каль­ных твор­цов, тво­ре­ния ко­то­рых бес­смерт­ны. Клас­си­цизм стал ос­но­вой ака­де­миз­ма в ис­кус­стве. Когда го­во­рят, на­при­мер, об ака­де­ми­че­ской жи­во­пи­си, под­ра­зу­ме­ва­ют жи­во­пись в стиле клас­си­цизм, об ака­де­ми­че­ской му­зы­ке – под­ра­зу­ме­ва­ют клас­си­че­скую му­зы­ку.

 

Па­рал­ле­ли

Тех­но­ло­ги­че­ский рывок XIX века от­крыл и новые тех­но­ло­гии в ис­кус­стве. На­при­мер, такое про­стое изоб­ре­те­ние, как тюбик для крас­ки, поз­во­лил ху­дож­ни­кам пи­сать кар­ти­ны на пле­нэ­ре. Раз­ви­тие ис­кус­ства свя­за­но с раз­ви­ти­ем тех­но­ло­гий не толь­ко по­то­му, что люди ис­кус­ства пы­та­ют­ся пе­ре­осмыс­лить про­ис­хо­дя­щее и вы­ра­зить свои чув­ства в му­зы­ке, жи­во­пи­си, ли­те­ра­ту­ре, но и по­то­му что новые ма­те­ри­а­лы, новые ин­стру­мен­ты поз­во­ля­ют от­крыть новые спо­со­бы са­мо­вы­ра­же­ния.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 16:06