Эпоха просвещения
Предыстория
Эпохой Просвещения в истории называют XVIII век, также для обозначения данного периода часто используются временной промежуток от начала Английской революции (1640) до окончания Французской (1799).
Предыстория эпохи Просвещения уходит корнями в другую эпоху – Возрождение, когда постепенно после Средних веков, проникнутых религиозным духом, европейцев всё больше начинает интересовать открытие тайн мироздания, стремление наблюдать окружающий мир беспристрастно, а не через призму церковного учения.
Так сказать, революционерами стали Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон. Они стали первооткрывателями нового взгляда на основы мироздания.
С открытий Исаака Ньютона зарождаются основы механистической картины мира, то есть вера в то, что Вселенная – огромный механизм, действующий по определённым законам.
События
Ключевые открытия естественных науках
Иммануил Кант опубликовал концепцию возникновения Вселенной из космической туманности. Эта гипотеза не потеряла актуальности по сей день.
Открытие Вильямом Гершелем планеты Уран, позже – спутников Сатурна и Урана.
Пьер Лаплас формулирует основы «Небесной механики» на основе закона всемирного тяготения и собственных исследований в этой области. Лаплас полностью исключил Бога из своей картины мироздания.
Антони ван Левенгук сконструировал микроскоп, исследовал и описал множество микроорганизмов.
Карл Линней предложил единую классификацию ботаники и зоологии. Разделил растительный и животный мир на виды, роды, отряды и классы.
Ключевые тенденции в общественных науках
Джон Локк сформулировал теорию общественного договора, объясняющую происхождение государства. Государство и право – результат соглашения между людьми, в результате которого люди передают государству часть своих прав ради поддержки общественного благополучия.
Шарль Монтескьё сформулировал теорию конституционализма: власть монарха ограничивается конституцией, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей создаёт систему сдержек и противовесов, благодаря которой никакая из ветвей не может узурпировать власть.
Экономист Адам Смит издал труд о богатстве народов, которое возможно благодаря разделению труда и товарно-денежным отношениям. Смит показал, что преследование своекорыстного интереса порождает общественную пользу. Это явление он назвал «невидимой рукой рынка».
1751 г. – начало издания «Энциклопедии» Дени Дидро. Это крупнейшее справочное издание XVIII века, содержавшее статьи по математике, естественным и общественным наукам.
Сотрудниками и авторами «Энциклопедии» были выдающиеся учёные и мыслители того времени: П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, А.Р.Ж. Тюрго, Ш.Л. Монтескьё.
Участники
Вильям Гершель – английский астроном.
Пьер Лаплас – французский учёный.
Иммануил Кант – немецкий философ.
Антони ван Левенгук – голландский биолог.
Карл Линней – шведский естествоиспытатель.
Вольтер – французский мыслитель.
Джон Локк – английский философ.
Шарль Монтескьё – французский мыслитель.
Адам Смит – шотландский экономист.
Дени Дидро – французский философ-просветитель.
Жан-Жак Руссо – французский философ-просветитель.
Заключение
Учёные XVIII века, изучавшие окружающий мир с помощью измерений и экспериментов, окончательно разошлись с религиозной картиной мира. Наука заменила мыслителям XVIII века религию. Просветители верили в возможность создания идеального общества за счёт силы разума человека.
Естественно-научные открытия обозначили переход к материалистической картине мира. Этот подход признаёт первичность материи и отрицает всё сверхъестественное.
На основе идей Джона Локка и Шарля Монтескьё формируются идеалы правового государства и гражданского общества.
Наивысшего расцвета эпоха Просвещения достигла во Франции и завершилась Французской революцией.
Параллели
Эпоха Просвещения, наиболее ярко проявившаяся во Франции и Великобритании, была популярна и в других странах.
В России с эпохой Просвещения связано правление Екатерины II. Екатерина переписывалась с французским просветителем Вольтером. Из трудов просветителей императрица почерпнула идеи общего блага, заботы государства о нуждах подданных. В своей политике, особенно в начале правления, Екатерина II была верна идеалам просвещённого абсолютизма: ограничению роли церкви в государстве, развитию образования, науки, поощрению промышленности и торговли.