Реформация

Предыс­то­рия

В Сред­ние века цер­ковь была силь­ной ор­га­ни­за­ци­ей с иерар­хи­че­ской струк­ту­рой. К на­ча­лу Но­во­го вре­ме­ни в ее руках ско­пи­лись огром­ные ма­те­ри­аль­ные бо­гат­ства. Выс­шие ду­хов­ные лица жили в рос­ко­ши и поз­во­ля­ли себе не со­блю­дать обеты и уста­вы. Среди ста­тей до­хо­да церк­ви были си­мо­ния (про­да­жа цер­ков­ных долж­но­стей) и ин­дуль­ген­ции (про­да­жа гра­мот об от­пу­ще­нии гре­хов). Все это вы­зы­ва­ло недо­воль­ство при­хо­жан и в ко­неч­ном счете спро­во­ци­ро­ва­ло дви­же­ние за ре­фор­ми­ро­ва­ние церк­ви в стра­нах Ев­ро­пы.

Со­бы­тия

Гер­ма­ния

31 ок­тяб­ря 1517 г. Лютер при­бил к пор­та­лу Вит­тен­берг­ско­го со­бо­ра 95 те­зи­сов про­тив ин­дуль­ген­ций. Это стало на­ча­лом Ре­фор­ма­ции. Ос­но­вы сво­е­го уче­ния М. Лютер из­ло­жил в со­чи­не­нии «Апо­ло­гия аугс­бург­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния». Лютер при­зы­вал цер­ковь от­ка­зать­ся от бо­гатств, а также от всех та­инств, кроме та­инств кре­ще­ния и при­ча­ще­ния. Че­ло­век спа­са­ет­ся толь­ко лич­ной верой, а не бла­го­да­ря по­сред­ни­че­ству церк­ви (на­при­мер, от­пу­ще­ни­ем гре­хов свя­щен­ни­ком). Биб­лия – глав­ный ав­то­ри­тет в делах веры, бо­го­слу­же­ние долж­но ве­стись на на­ци­о­наль­ных язы­ках.

1520 г. – от­лу­че­ние Лю­те­ра папой Львом X от церк­ви.

1521 г. – на Вормс­ском рейхс­та­ге по­слан­ни­ки папы по­тре­бо­ва­ли от Лю­те­ра от­ре­че­ния от своих идей. Он от­ка­зал­ся, от­ве­тив: «На том стою и не могу иначе».

1524–1525 гг. – Ве­ли­кая кре­стьян­ская война в Гер­ма­нии.

1529 г. – Карл V по­тре­бо­вал от кня­зей пре­кра­тить се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель. Кня­зья – сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. От­сю­да по­яви­лось на­зва­ние «про­те­стан­тизм». Это при­ве­ло к во­ору­жен­но­му про­ти­во­сто­я­нию между ка­то­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми.

1555 г. – Аугс­бург­ский ре­ли­ги­оз­ный мир уста­но­вил право кня­зей опре­де­лять ве­ро­ис­по­ве­да­ние своих под­дан­ных («чья стра­на, того и вера»).

 

Швей­ца­рия

Швей­ца­рия стала цен­тром рас­про­стра­не­ния каль­ви­низ­ма – про­те­стант­ско­го уче­ния, ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го стал Жан Каль­вин. Ос­нов­ное со­чи­не­ние, в ко­то­ром он вы­ра­зил ос­но­вы сво­е­го уче­ния – «На­став­ле­ния в хри­сти­ан­ской вере». В нем, в част­но­сти, со­дер­жит­ся уче­ние об из­бран­но­сти к спа­се­нию, со­глас­но ко­то­ро­му бог из­на­чаль­но пред­опре­де­лил одних людей к спа­се­нию, а дру­гих – к по­ги­бе­ли. Под­твер­жде­ни­ем из­бран­но­сти яв­ля­ет­ся спо­соб­ность к усерд­но­му труду и доб­рым по­ступ­кам (в со­от­вет­ствии в пред­став­ле­ни­ем о том, что че­ло­век яв­ля­ет­ся ору­ди­ем бога, ко­то­рый на­прав­ля­ет его в доб­рых делах).

1559 г. – ос­но­ва­на Же­нев­ская ака­де­мия, ду­хов­ный центр каль­ви­низ­ма в Ев­ро­пе.

 

Фран­ция

Во Фран­ции про­те­стан­тов на­зы­ва­ли гу­ге­но­та­ми. Про­ти­во­сто­я­ние ка­то­ли­ков и про­те­стан­тов в этой стране вы­ли­лось в гу­ге­нот­ские войны.

1572 г. – Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь. В ночь на 24 ав­гу­ста в Па­ри­же были убиты ты­ся­чи гу­ге­но­тов, ко­то­рые при­е­ха­ли на сва­дьбу сво­е­го ли­де­ра Ген­ри­ха де Бур­бо­на.

1598 г. – Ген­рих IV из­да­ет Нант­ский эдикт. Гу­ге­но­ты по­лу­ча­ли сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Эдикт уза­ко­нил со­су­ще­ство­ва­ние двух ре­ли­гий.

 

Ан­глия

В Ан­глии Ре­фор­ма­ция была про­ве­де­на по ини­ци­а­ти­ве ко­ро­ля («Ре­фор­ма­ция свер­ху»). Непо­сред­ствен­ным по­во­дом для на­ча­ла Ре­фор­ма­ции и раз­ры­ва с папой рим­ским стало стрем­ле­ние Ген­ри­ха VIII раз­ве­стись с Ека­те­ри­ной Ара­гон­ской и же­нить­ся на Анне Бо­лейн (чтобы раз­ве­стись необ­хо­ди­мо было со­гла­сие папы рим­ско­го).

1534 г. – ко­роль ста­но­вит­ся гла­вой церк­ви в Ан­глии. Ре­фор­ми­ро­ван­ная цер­ковь по­лу­чи­ла на­зва­ние ан­гли­кан­ской.

1554 г. – Мария Кро­ва­вая про­во­дит по­ли­ти­ку контр­ре­фор­ма­ции. Со­зда­на ко­мис­сия для борь­бы с ере­сью.

Ели­за­ве­та I Тюдор про­воз­гла­ша­ет ан­гли­кан­скую цер­ковь го­су­дар­ствен­ной. Ко­ро­ле­ва по­лу­чи­ла титул «вер­хов­ной пра­ви­тель­ни­цы цер­ков­ных и свет­ских дел».

1571 г. – при­нят закон «39 ста­тей», в ко­то­ром было из­ло­же­но ве­ро­уче­ние ан­гли­кан­ской церк­ви (Ан­гли­кан­ский сим­вол веры).

 Контр­ре­фор­ма­ция

1534 г. – учре­жден орден иезу­и­тов (Об­ще­ство Иису­са), целью ко­то­ро­го стало рас­про­стра­не­ние ка­то­ли­че­ско­го хри­сти­ан­ства по всему миру. Орден был при­зван бо­роть­ся с про­те­стант­ской ере­сью.

1542 г. – учре­жден вер­хов­ный ин­кви­зи­тор­ский три­бу­нал (ин­кви­зи­ция – цер­ков­ные суды, рас­смат­ри­ва­ю­щие пре­ступ­ле­ния про­тив веры).

1545–1563 гг. – Три­дент­ский собор при­нял про­грам­му борь­бы с Ре­фор­ма­ци­ей.

1559 г. – издан ин­декс за­пре­щен­ных для чте­ния книг.

Участ­ни­ки

Гер­ма­ния

Мар­тин Лютер – лидер Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии, ос­но­ва­тель немец­ко­го про­те­стан­тиз­ма.

Карл V – им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии.

Томас Мюн­цер – свя­щен­ник, идео­лог на­род­ной ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии, пред­во­ди­тель кре­стьян в Кре­стьян­ской войне.

 

Фран­ция

Ген­рих IV Бур­бон – ко­роль Фран­ции, пер­вый ко­роль из ди­на­стии Бур­бо­нов.

 

Ан­глия

Тю­до­ры – ди­на­стия ан­глий­ских ко­ро­лей, пра­вив­ших с 1485 по 1603 гг.

Ген­рих VIII Тюдор – ко­роль Ан­глии, учре­дил ан­гли­кан­скую цер­ковь.

Мария I Тюдор Кро­ва­вая – ко­ро­ле­ва Ан­глии, про­во­ди­ла по­ли­ти­ку Контр­ре­фор­ма­ции.

Ели­за­ве­та I Тюдор – ко­ро­ле­ва Ан­глии.

За­клю­че­ние

Про­те­стан­тизм рас­про­стра­нил­ся во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы, таких как Ан­глия, Дания, Нор­ве­гия, Фин­лян­дия, Се­вер­ная Гер­ма­нии, часть Фран­ции, Швей­ца­рия и др. Бла­го­да­ря Ре­фор­ма­ции свет­ская власть при­об­ре­ла боль­шую сво­бо­ду и неза­ви­си­мость от церк­ви. В XVI–XVII вв. про­цес­сы уси­ле­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния при­ве­дут к уста­нов­ле­нию аб­со­лют­ных мо­нар­хий в стра­нах Ев­ро­пы.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 14:54