XIX век в зеркале художественных исканий

Предыс­то­рия

Эпоха Про­све­ще­ния вы­стро­и­ла ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы иде­аль­но­го об­ще­ства, тор­же­ству­ю­щей спра­вед­ли­во­сти, сво­бо­ды, ра­вен­ства, со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка. Это был мир пре­крас­ной мечты, цар­ство добра и ис­крен­но­сти. Со­бы­тия ис­то­рии, за­ча­стую кро­ва­вые и неспра­вед­ли­вые, по­ка­за­ли, на­сколь­ко да­ле­ко ещё прак­ти­че­ское во­пло­ще­ние идей Про­све­ще­ния от иде­а­лов.

 

Со­бы­тия

Поиск новых ху­до­же­ствен­ных форм, ко­то­рые могли бы пе­ре­дать из­ме­нив­ше­е­ся до неузна­ва­е­мо­сти об­ще­ство.

Ро­ман­тизм

Воз­ник как ре­ак­ция на крах про­све­ти­тель­ских ил­лю­зий. Это был уход от дей­стви­тель­но­сти, же­сто­кой и бес­по­щад­ной, в мир ска­зок, грёз, ста­рин­ных ле­генд. Не видя иде­а­ла в на­сто­я­щем, ро­ман­ти­ки вос­пе­ва­ли про­шлое. Иде­а­ли­зи­ру­ет­ся не разум и ра­ци­о­на­лизм, а ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка.

1812 г. – пуб­ли­ка­ция поэмы «Па­лом­ни­че­ство Чайльд-Га­роль­да» Джор­джа Бай­ро­на.

1831 г. – пуб­ли­ка­ция ро­ма­на «Собор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри» Вик­то­ра Гюго.

 

Ре­а­лизм

После «бег­ства» в ро­ман­тизм по­сте­пен­но твор­цы XIX века вы­ра­ба­ты­ва­ют новые ху­до­же­ствен­ные формы, поз­во­ля­ю­щие отоб­ра­зить и осмыс­лить про­ис­хо­дя­щее с об­ще­ством на самом деле, а не в иде­а­ли­зи­ро­ван­ных меч­тах.

Ре­а­лизм ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ши­ро­ким охва­том дей­стви­тель­но­сти, ори­ен­та­ци­ей на прав­ду жизни в ис­кус­стве, до­сто­вер­ность ха­рак­те­ров, на­ту­ра­лизм.

Ис­кус­ство, ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство рас­смат­ри­ва­ет­ся как об­ли­чи­тель люд­ских по­ро­ков.

1830 г. – на­ча­ло пуб­ли­ка­ции цикла «Че­ло­ве­че­ская ко­ме­дия» Оноре де Баль­за­ка. Баль­зак тонко вы­пи­сал ха­рак­тер­ные ти­па­жи со­вре­мен­но­го ему об­ще­ства. Среди его ге­ро­ев ари­сто­кра­ты, кур­ти­зан­ки, ро­стов­щи­ки, стряп­чие, бир­же­вые ма­кле­ры.

1837 г. – пуб­ли­ка­ция ро­ма­на «При­клю­че­ния Оли­ве­ра Тви­ста» Чарль­за Дик­кен­са. В ро­мане без при­крас опи­са­ны тя­жё­лые усло­вия, в ко­то­рых дети ра­бо­та­ют на фаб­ри­ках; мир ра­бот­ных домов и тру­щоб.

1871 г. – на­ча­ло пуб­ли­ка­ции цикла из ро­ма­нов «Ру­гон-Мак­ка­ры» Эмиля Золя, се­мей­ной саги, на­ту­ра­ли­стич­но опи­сы­ва­ю­щей пред­ста­ви­те­лей всех слоёв об­ще­ства.

 

Участ­ни­ки

Джордж Бай­рон – ан­глий­ский по­эт-ро­ман­тик.

Вик­тор Гюго – фран­цуз­ский пи­са­тель-ро­ман­тик.

Ген­рих Гейне – немец­кий по­эт-ро­ман­тик.

Оноре де Баль­зак – фран­цуз­ский пи­са­тель-ре­а­лист.

Чарльз Дик­кенс – ан­глий­ский пи­са­тель-ре­а­лист.

Эмиль Золя – фран­цуз­ский пи­са­тель-ре­а­лист.

 

За­клю­че­ние

Тех­ни­че­ский про­гресс и стре­ми­тель­ное из­ме­не­ние жизни об­ще­ства при­ве­ли к твор­че­ско­му осмыс­ле­нию пе­ре­мен. XIX век стал по­во­рот­ным эта­пом в раз­ви­тии ми­ро­вой куль­ту­ры.

Новое об­ще­ство, новые цен­но­сти – это новые виды раз­вле­че­ний, новые го­ри­зон­ты в по­зна­нии мира и по­ко­ре­нии при­ро­ды, но, с дру­гой сто­ро­ны, это и новые тра­ге­дии.

Ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра как нель­зя метко от­ра­зи­ла ду­шев­ное со­сто­я­ние об­ще­ства в целом, а также ме­та­ния души, стра­хи и вол­не­ния от­дель­ных людей, нерав­но­душ­ных к про­ис­хо­дя­ще­му во­круг них. В этот век воз­ник­ла пре­крас­ная ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рую сей­час мы на­зы­ва­ем клас­си­кой.

 

Па­рал­ле­ли

Ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра Рос­сии в XIX веке также оста­ви­ла ярких пред­ста­ви­те­лей ро­ман­тиз­ма и ре­а­лиз­ма. В рус­ской ли­те­ра­ту­ре ро­ман­тиз­мом ове­я­ны ран­ние про­из­ве­де­ния Пуш­ки­на и Лер­мон­то­ва, по­э­зия Жу­ков­ско­го. К ре­а­лиз­му от­но­сят­ся ли­те­ра­тур­ные ше­дев­ры вто­рой по­ло­ви­ны XIX века, такие как «Ев­ге­ний Оне­гин» А.С. Пуш­ки­на, «Герой на­ше­го вре­ме­ни» М.Ю. Лер­мон­то­ва, «Мёрт­вые души» Н.В. Го­го­ля, «За­пис­ки охот­ни­ка» И.С. Тур­ге­не­ва, «Бед­ные люди» Ф.М. До­сто­ев­ско­го.

Последнее изменение: Пятница, 4 Май 2018, 17:16