Индустриальные революции: достижения и проблемы

Предыс­то­рия

XVIII век – век Про­све­ще­ния – при­внёс в ев­ро­пей­ское об­ще­ство об­мир­ще­ние со­зна­ния, дух пред­при­ни­ма­тель­ства, веру в без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти ра­зу­ма и мысли че­ло­ве­ка.

Со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ские из­ме­не­ния, вы­ра­зив­ши­е­ся в охва­тив­ших Ев­ро­пу бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ци­ях, нераз­рыв­но свя­за­ны и с вы­стра­и­ва­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го фун­да­мен­та но­во­го об­ще­ства.

Уже в XVIII веке в пе­ре­до­вых стра­нах Ев­ро­пы на­блю­да­ет­ся рост фаб­рич­но­го про­из­вод­ства, что яв­ля­ет­ся важ­ней­шим усло­ви­ем про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та.

Рань­ше всех этот про­цесс на­чал­ся в Ан­глии. Во-пер­вых, по­то­му что в Ан­глии сфор­ми­ро­ва­лась до­ста­точ­но раз­ви­тая про­мыш­лен­ность ма­ну­фак­тур­но­го типа, а во-вто­рых, по­то­му что В Ан­глии уже в XVIII веке за­вер­ши­лась аг­рар­ная ре­во­лю­ция (пе­ре­ход от хо­зяй­ства мел­ких кре­стьян­ских соб­ствен­ни­ков к круп­но­му зем­ле­вла­де­нию со сда­чей участ­ков в арен­ду фер­ме­рам и об­ра­бот­кой земли силой на­ём­ных ра­бо­чих).

В XVIII веке были изоб­ре­те­ны и ре­во­лю­ци­он­ные ме­ха­низ­мы, на базе ко­то­рых в XIX веке со­вер­шен­ство­ва­лись и услож­ня­лись ма­ши­ны, за­ме­ня­ю­щие руч­ной труд, (прял­ка «Джен­ни» и па­ро­вая ма­ши­на).

 

Со­бы­тия

Се­ре­ди­на XVIII – се­ре­ди­на XIX вв. – пер­вая про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция (или про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот).

1765 г. – ан­гли­ча­нин Джеймс Хар­гри­вс скон­стру­и­ро­вал ме­ха­ни­че­скую прял­ку «Джен­ни». С этим изоб­ре­те­ни­ем свя­зы­ва­ют на­ча­ло ма­шин­но­го века.

1784 г. — шот­ланд­ский ин­же­нер Джеймс Уатт изоб­рёл па­ро­вую ма­ши­ну.

1800 г. – бри­тан­ский изоб­ре­та­тель Генри Модс­ли со­здал пер­вый ме­тал­ло­ре­жу­щий ста­нок. Он поз­во­лил ис­поль­зо­вать болты и гайки стан­дарт­но­го раз­ме­ра.

1803 г. – в Аме­ри­ке пущен пер­вый ав­то­мо­биль с па­ро­вым дви­га­те­лем.

1807 г. – спуск на воду па­ро­хо­да Фул­то­на «Клер­монт». На­ча­ло эпохи па­ро­вых судов.

1819 г. – пер­вое пе­ре­се­че­ние па­ро­хо­дом Ат­лан­ти­че­ско­го оке­а­на (от Ли­вер­пу­ля до Нью-Йор­ка), пла­ва­ние дли­лось 26 дней.

1825 г. – пер­вая же­лез­ная до­ро­га. По­стро­е­на ан­гли­ча­ни­ном Джор­джем Сте­фен­со­ном. До­ро­га со­еди­ни­ла Сток­тон и Дар­линг­тон.

1825 г. – пер­вый кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства. Про­изо­шёл в Ан­глии.

Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. – вто­рая про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция.

По­след­няя треть XIX в. – время по­яв­ле­ния мощ­ных фи­нан­со­вых и про­мыш­лен­ных кор­по­ра­ций: кар­те­лей, син­ди­ка­тов, тре­стов, кон­цер­нов.

1844 г. – пер­вая те­ле­граф­ная линия между Ва­шинг­то­ном и Бал­ти­мо­ром (США).

1850 г. – про­ло­жен под­вод­ный те­ле­граф­ный ка­бель по дну Ла-Ман­ша (со­еди­нил Ан­глию с ма­те­ри­ко­вой Ев­ро­пой).

1866 г. – про­ло­жен пер­вый те­ле­граф­ный ка­бель через Ат­лан­ти­че­ский океан (со­еди­нил США и Ан­глию).

1858 г. – пер­вый ми­ро­вой эко­но­ми­че­ский кри­зис.

1864 г. – фран­цуз­ский ме­тал­лург Пьер-Эмиль Мар­тен изоб­рёл печь для вы­плав­ки стали. Печь по­лу­чи­ла на­зва­ние мар­те­нов­ской.

1869 г. – от­кры­тие Су­эц­ко­го ка­на­ла, крат­чай­ше­го вод­но­го пути из Сре­ди­зем­но­го моря в Ин­дий­ский океан.

1876 г. – в США за­па­тен­то­ван те­ле­фон Алек­сандра Белла.

1885 г. – немец­кий ин­же­нер Карл Бенц со­здал пер­вый бен­зи­но­вый ав­то­мо­биль.

1895 г. – изоб­ре­те­ние ра­дио­свя­зи.

1900 г. – за­пуск пер­во­го управ­ля­е­мо­го ди­ри­жаб­ля.

  

Участ­ни­ки

Джордж Сте­фен­сон – ан­глий­ский ин­же­нер, изоб­ре­та­тель па­ро­во­за.

Генри Модс­ли – ан­глий­ский ме­ха­ник, изоб­ре­та­тель то­кар­но-вин­то­рез­но­го стан­ка.

Жозеф Мари Жак­кар – фран­цуз­ский изоб­ре­та­тель, автор кон­струк­ции стан­ка для со­зда­ния узор­ча­тых тка­ней.

Эрнст Вер­нер фон Си­менс – немец­кий ин­же­нер, изоб­ре­та­тель ди­на­мо-ма­ши­ны.

Ро­берт Фул­тон – аме­ри­кан­ский ин­же­нер, со­зда­тель пер­вых па­ро­хо­дов.

Оли­вер Эванс (США), Ричард Тре­ви­тик (Ан­глия) – со­зда­те­ли пер­вых па­ро­вых ав­то­мо­би­лей.

Карл Бенц – немец­кий ин­же­нер, со­зда­тель пер­во­го ав­то­мо­би­ля с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем.

Отто Ли­ли­ен­таль – немец­кий ин­же­нер, пи­о­нер авиа­ции.

Фер­ди­нанд фон Цеп­пе­лин – немец­кий изоб­ре­та­тель, стро­и­тель пер­вых ди­ри­жаб­лей.

Павел Яб­лоч­ков – рус­ский ин­же­нер, со­зда­тель элек­тро­ду­го­вой лампы.

Томас Эди­сон – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель элек­три­че­ской лампы.

Сэмю­эл Морзе – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель те­ле­гра­фа.

Алек­сандр Попов (Рос­сия), Гу­льер­мо Мар­ко­ни (Ита­лия) – изоб­ре­та­те­ли ра­дио­свя­зи.

Алек­сандр Белл – аме­ри­кан­ский учё­ный, один из изоб­ре­та­те­лей те­ле­фо­на.

 

За­клю­че­ние

Про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот со­здал фун­да­мент но­во­го ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства. Тех­ни­че­ский про­гресс и про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция внес­ли много по­зи­тив­ных из­ме­не­ний: это и по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда, внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий, улуч­ше­ние средств связи, по­вы­ше­ние уров­ня жизни на­се­ле­ния. С дру­гой сто­ро­ны, на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс нёс и угро­зу об­ще­ству: с но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми по­яв­ля­ют­ся и новые сред­ства мас­со­во­го уни­что­же­ния (на­рез­ные вин­тов­ки, пу­ле­мё­ты, ди­на­мит, за­жи­га­тель­ные ра­ке­ты), вста­ёт во­прос о за­гряз­не­нии при­ро­ды дымом за­вод­ских труб, сли­вом от­хо­дов про­из­вод­ства в реки.

Новый уклад эко­но­ми­ки при­внёс и со­ци­аль­ные про­бле­мы. Стрем­ле­ние вла­дель­цев про­из­вод­ства любой ценой со­кра­тить из­держ­ки было при­чи­ной тя­жё­лых усло­вий труда, ис­поль­зо­ва­ния труда жен­щин и детей.

 

Па­рал­ле­ли

В Рос­сии, по срав­не­нию со стра­на­ми За­пад­ной Ев­ро­пы, про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот про­изо­шёл позже (к концу XIX века) и шёл более быст­ры­ми тем­па­ми. Рос­сия от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым стра­нам вто­ро­го эше­ло­на ин­ду­стри­а­ли­за­ции. Для них ха­рак­тер­ны ко­рот­кие сроки про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та, так как ин­ду­стри­а­ли­за­ция идёт не эво­лю­ци­он­но и по­сте­пен­но, а при ак­тив­ном вме­ша­тель­стве го­су­дар­ства. Также для «до­го­ня­ю­щей» ин­ду­стри­а­ли­за­ции ха­рак­тер­на об­го­ня­ю­щая роль тя­жё­лой про­мыш­лен­но­сти над лёг­кой, тогда как в стра­нах пер­во­го эше­ло­на рань­ше всего про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот про­ис­хо­дит имен­но в лёг­кой про­мыш­лен­но­сти. Кроме Рос­сии, к стра­нам вто­ро­го эше­ло­на от­но­сят­ся Гер­ма­ния, стра­ны Юго-Во­сточ­ной Ев­ро­пы, Япо­ния.

Последнее изменение: Пятница, 4 Май 2018, 17:00