Основные тенденции социально-экономического развития европейского общества

 Технологическое и экономическое развитие заёпадноевропейского общества

На дан­ном уроке речь пой­дет об ос­нов­ных тен­ден­ци­ях со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства в конце XV–XVII веках.

XVI–XVII века при­внес­ли се­рьез­ные из­ме­не­ния в со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­скую жизнь За­пад­ной Ев­ро­пы. С одной сто­ро­ны, дви­га­те­лем оста­ва­лись, как и в Сред­не­ве­ко­вье, му­скуль­ная сила че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го, а также во­дя­ное ко­ле­со. Бла­го­да­ря пре­об­ра­зо­ва­тель­ной силе вра­ще­ния во­дя­ное ко­ле­со при­во­ди­ло в дей­ствие мо­ло­ты, на­со­сы, прес­сы, под­ни­ма­ло тя­же­сти, мо­ло­ло зерно. Оно ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лось в ме­тал­лур­гии и гор­ном деле. В XVI веке по­яв­ля­ют­ся пушки. Уста­нов­лен­ные на ла­фе­ты, они стали ис­поль­зо­вать­ся в по­ле­вых сра­же­ни­ях. Пу­шеч­ные ядра раз­ру­ша­ли стены в сред­не­ве­ко­вых зам­ках. Замки стали укреп­лять зем­ля­ны­ми ва­ла­ми.

По­яв­ля­ет­ся руч­ное ог­не­стрель­ное ору­жие. В конце XIV века это ар­ке­бу­за (рис. 1) (глад­ко­стволь­ное фи­тиль­ное дуль­но­за­ряд­ное ружье, один из пер­во­на­чаль­ных об­раз­цов руч­но­го ог­не­стрель­но­го ору­жия), затем муш­кет (рис. 2) (раз­но­вид­ность руч­но­го ору­жия, пред­на­зна­чен­ная глав­ным об­ра­зом для по­ра­же­ния за­щи­щен­ных до­спе­ха­ми целей), к концу XVII века – ружье со шты­ком (рис. 3). Пули ар­ке­бу­зы про­би­ва­ли до­спе­хи сред­не­ве­ко­во­го ры­ца­ря, и вско­ре от до­спе­хов от­ка­за­лись. На поле боя ос­нов­ной силой яв­ля­лись стрел­ки. В них на­би­ра­ли не толь­ко пред­ста­ви­те­лей знати.

Ар­ке­бу­за

Рис. 1. Ар­ке­бу­за

Муш­кет

Рис. 2. Муш­кет

Ружье со шты­ком

Рис. 3. Ружье со шты­ком

Раз­ви­ва­ет­ся су­до­стро­е­ние. Ка­ра­вел­ла и га­ле­он поз­во­ли­ли ев­ро­пей­цам до­ми­ни­ро­вать на морях в эпоху Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий. Раз­ви­ва­ю­ща­я­ся сеть ком­му­ни­ка­ций (тор­го­вые мор­ские пути) и уста­нов­ле­ние по­сто­ян­ных со­об­ще­ний Ев­ро­пы с Азией, Аф­ри­кой и Аме­ри­кой при­ве­ли к со­зда­нию ми­ро­во­го рынка.

Наи­бо­лее быст­рый про­гресс шел в так на­зы­ва­е­мых новых про­из­вод­ствах: кни­го­пе­ча­та­ние, про­из­вод­ство зер­кал (рис. 4), мыла, а также шел­ко­вых и хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней. В XV–XVII веках про­ис­хо­дит рас­пад фе­о­даль­ной со­слов­ной си­сте­мы, ос­но­ван­ной на за­ви­си­мо­сти вас­са­ла от сво­е­го се­ньо­ра. К концу XV века боль­шин­ство кре­стьян за­пад­ной Ев­ро­пы по­лу­ча­ют лич­ную сво­бо­ду и хо­зяй­ствен­ную са­мо­сто­я­тель­ность. Но хо­зяй­ство мел­ко­го про­из­во­ди­те­ля было очень неустой­чи­вым, в усло­ви­ях по­сто­ян­но рас­ту­ще­го рынка он либо про­цве­тал и укруп­нял­ся, либо разо­рял­ся. По­лу­чив сво­бо­ду, кре­стьяне за­пад­ной Ев­ро­пы не по­лу­чи­ли землю, она так и оста­ва­лась у быв­ших се­ньо­ров. Кре­стьяне были вы­нуж­де­ны арен­до­вать землю. Для того чтобы опла­тить поль­зо­ва­ние зем­лей, кре­стья­нин дол­жен был про­да­вать свою про­дук­цию. Порой между кре­стья­на­ми воз­ни­ка­ла жест­кая кон­ку­рен­ция. Эти фак­то­ры стали ре­ша­ю­щи­ми для утвер­жде­ния ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний, ос­но­ван­ных на лич­ной сво­бо­де ин­ди­ви­да, устра­не­нии ре­гла­мен­та­ции кор­по­ра­тив­ной си­сте­мы и пол­ной от­вет­ствен­но­сти лич­но­сти за свое бла­го­по­лу­чие.

Стек­ло­ду­вы. Гра­вю­ра из книги Г. Аг­ри­ко­лы «О ме­тал­лах», 1556 г.

Рис. 4. Стек­ло­ду­вы. Гра­вю­ра из книги Г. Аг­ри­ко­лы «О ме­тал­лах», 1556 г.

Про­цесс пе­ре­хо­да от фе­о­да­лиз­ма к ка­пи­та­лиз­му со­про­вож­дал­ся таким яв­ле­ни­ем, как пер­во­на­чаль­ное на­коп­ле­ние ка­пи­та­ла. Он про­яв­лял­ся в таких со­бы­ти­ях, как на­силь­ствен­ное ого­ра­жи­ва­ние зе­мель в Ан­глии. Кре­стьян­ские земли пе­ре­во­ди­лись в паст­би­ще и изы­ма­лись у кре­стьян. Также про­цес­су пер­во­на­чаль­но­го на­коп­ле­ния ка­пи­та­ла спо­соб­ство­ва­ли:

неэк­ви­ва­лент­ная тор­гов­ля с ко­ло­ни­я­ми Но­во­го Света;

ре­во­лю­ция цен;

про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка го­су­дарств.

Тео­рия ин­дуль­ген­ций, окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­ван­ная Папой Рим­ским Кли­мен­том VI в 1343 году, по­ка­зы­ва­ет новый дух ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го мыш­ле­ния. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь об­ла­да­ла так на­зы­ва­е­мы­ми сверх­долж­ны­ми за­слу­га­ми Хри­ста и свя­тых, иными сло­ва­ми, из­быт­ком за­слуг перед Богом, ко­то­рый об­ра­зо­вал­ся, по­сколь­ку свя­тые «якобы со­вер­ши­ли го­раз­до боль­ше доб­рых дел, чем тре­бо­ва­лось для их спа­се­ния». Папа мог пе­ре­дать часть этих доб­рых дел ве­ру­ю­щим в обмен на взно­сы в поль­зу церк­ви. Он вы­сту­пал в ка­че­стве мо­но­по­ли­ста, вла­де­ю­ще­го ка­пи­та­лом и ис­поль­зу­ю­щим его для по­лу­че­ния при­бы­ли.

 Переход от цеховой системы к мануфактуре

Ка­пи­та­лизм по­лу­чил рас­про­стра­не­ние и в го­род­ской эко­но­ми­ке, несмот­ря на сдер­жи­ва­ю­щее вли­я­ние цехов. В Сред­не­ве­ко­вье су­ще­ство­ва­ла це­хо­вая си­сте­ма (рис. 5). Все ре­мес­лен­ни­ки были объ­еди­не­ны в цехи. Цех со­сто­ял из ма­сте­ров, а каж­дый ма­стер имел од­но­го-двух под­ма­сте­рьев. Ко­ли­че­ство ма­сте­ров опре­де­ля­лось необ­хо­ди­мо­стью и нуж­да­ми го­ро­да. Ре­мес­лен­ни­ки, как и кре­стьяне, были обя­за­ны про­да­вать свой товар по опре­де­лен­ной цене и в опре­де­лен­ном месте – на го­род­ском рынке. Цехи огра­ни­чи­ва­ли кон­ку­рен­цию между сво­и­ми чле­на­ми и за­став­ля­ли их со­труд­ни­чать в во­про­сах:

а) по­куп­ки сырья;

б) рас­про­стра­не­ния новых тех­но­ло­гий;

в) опре­де­ле­ния цен на го­то­вую про­дук­цию.

Сред­не­ве­ко­вый цех

Рис. 5. Сред­не­ве­ко­вый цех

Цехи были про­ни­за­ны мо­но­по­ли­сти­че­ским духом. Уже в XIV веке на­блю­да­ет­ся диф­фе­рен­ци­а­ция внут­ри цехов. Неко­то­рые ма­сте­ра, об­ла­да­ю­щие боль­шим ка­пи­та­лом, стали на­ни­мать себе 5–6 под­ма­сте­рьев вме­сто 1–2. По­яви­лись стар­шие цеха и под­чи­нен­ные им млад­шие цеха. Неко­то­рые цеха стали круп­ны­ми мо­но­по­ли­я­ми.

Рас­смот­рим ха­рак­тер­ный при­мер раз­ви­тия ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний в це­хо­вой си­сте­ме гор­ной про­мыш­лен­но­сти. Пер­во­на­чаль­но доля при­бы­ли каж­до­го члена цеха была про­пор­ци­о­наль­на той ра­бо­те, ко­то­рую он сам вы­пол­нял. Но в XV веке по­яв­ля­ют­ся ка­пи­та­ли­сты, вло­жив­шие в про­из­вод­ство свои день­ги и по­лу­ча­ю­щие при­быль, но при этом не ра­бо­та­ю­щие на этом про­из­вод­стве. Все боль­ше работ вы­пол­ня­ют на­ем­ные ра­бо­чие, ко­то­рые по­лу­ча­ют за­ра­бот­ную плату и не имеют доли в при­бы­ли про­из­вод­ства. Такая тен­ден­ция ста­но­вит­ся ха­рак­тер­ной и для дру­гих от­рас­лей про­из­вод­ства.

Иму­ще­ствен­ное и со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние среди це­хо­вых ре­мес­лен­ни­ков и кре­стьян при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию рынка сво­бод­ной ра­бо­чей силы. Это со­зда­ло пред­по­сыл­ки для воз­ник­но­ве­ния круп­но­го про­из­вод­ства – ма­ну­фак­ту­ры. Купцы, раз­бо­га­тев­шие и вы­де­лив­ши­е­ся из цеха ре­мес­лен­ни­ки, дво­ряне стали ор­га­ни­за­то­ра­ми пер­вых ма­ну­фак­тур.

Раз­бе­рем про­ис­хож­де­ние слова «ма­ну­фак­ту­ра». Manus – «рука» и Factura – «из­го­тов­ле­ние». Из на­зва­ния видно, что это про­из­вод­ство было ос­но­ва­но на руч­ном труде (рис. 6). От­ли­чие между ма­ну­фак­ту­рой и цехом было в ко­ли­че­стве ра­бот­ни­ков. На ма­ну­фак­ту­ре ра­бо­та­ли сотни ра­бо­чих. Ос­нов­ным от­ли­чи­ем была спе­ци­а­ли­за­ция. Ра­бо­чие за­ни­ма­лись опре­де­лен­ным видом ра­бо­ты, ма­ну­фак­ту­ра была уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной. Про­из­во­ди­тель­ность труда резко уве­ли­чи­лась.

Ма­ну­фак­ту­ра XVII века

Рис. 6. Ма­ну­фак­ту­ра XVII века

 Ранняя мануфактура существовала в двух видах

Ран­няя ма­ну­фак­ту­ра су­ще­ство­ва­ла в двух видах:

Цен­тра­ли­зо­ван­ная (ос­но­ван­ная в одном месте, на­при­мер об­слу­жи­ва­ние флота и армии, про­из­вод­ство бу­ма­ги, книг, стек­ла).

Рас­се­ян­ная (це­хо­вые ре­мес­лен­ни­ки бо­ро­лись с ма­ну­фак­ту­ра­ми и тре­бо­ва­ли их за­крыть. Пред­при­ни­ма­те­ли неред­ко рас­сре­до­та­чи­ва­ли ма­ну­фак­ту­ру. Они за­ку­па­ли сырье, пе­ре­да­ва­ли ре­мес­лен­ни­кам и кре­стья­нам, за­би­ра­ли го­то­вую про­дук­цию и про­да­ва­ли ее).

В XVI веке ма­ну­фак­ту­ры со­пер­ни­ча­ют с осла­бе­ва­ю­щи­ми ре­мес­лен­ны­ми це­ха­ми.

Фор­ми­ро­ва­ние ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го укла­да шло нерав­но­мер­но. К концу XVI века ка­пи­та­лизм стал опре­де­ля­ю­щим в эко­но­ми­ке Ан­глии и Ни­дер­лан­дов, а также играл за­мет­ную роль в от­рас­лях про­из­вод­ства во Фран­ции, Гер­ма­нии и в Шве­ции. Го­раз­до мед­лен­нее он раз­ви­вал­ся в Ита­лии, Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии. Втя­ги­ва­ние ряда гер­ман­ских зе­мель цен­траль­ной и юго-во­сточ­ной Ев­ро­пы, а также Рос­сии в ка­пи­та­ли­сти­че­ские от­но­ше­ния при­ве­ло к об­рат­но­му эф­фек­ту – фе­о­да­ли­за­ции эко­но­ми­ки и тя­же­лым фор­мам за­кре­по­ще­ния кре­стьян­ства.

Из­ме­не­ния в со­ци­аль­ной струк­ту­ре за­пад­но­ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства

Эко­но­ми­че­ские из­ме­не­ния XVI–XVII веков при­ве­ли к из­ме­не­ни­ям в со­ци­аль­ной струк­ту­ре ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства. Про­ис­хо­дит со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние кре­стьян и го­род­ско­го на­се­ле­ния. Ко­го-то ка­пи­та­лизм сде­лал бо­га­тым, а ко­го-то, на­о­бо­рот, ра­зо­рил. Ра­зо­рив­ши­е­ся кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки по­пол­ня­ли ряды на­ем­ных ра­бо­чих и слуг. Их можно от­не­сти к раз­ря­ду бед­но­ты. Зар­пла­ты были от­но­си­тель­но невы­со­кие. Жен­щи­ны и дети по­лу­ча­ли мень­ше муж­чин. Дей­ство­ва­ла стро­гая си­сте­ма штра­фов. Неред­ко на­ем­ные ра­бо­чие жили на ма­ну­фак­ту­рах и вы­хо­ди­ли за их во­ро­та лишь по празд­ни­кам и для по­се­ще­ния церк­ви. Без­ра­бот­ные бед­ня­ки ста­но­ви­лись бро­дя­га­ми (рис. 7). Го­ро­да бо­я­лись бро­дяг. Они при­но­си­ли в город со­ци­аль­ные вол­не­ния и бо­лез­ни. Были при­ня­ты за­ко­ны о ни­щен­стве.

Бро­дя­га в XVII веке

Рис. 7. Бро­дя­га в XVII веке

Дух ка­пи­та­лиз­ма за­тро­нул и дво­рян­ство. Новое дво­рян­ство (в Ан­глии его на­зы­ва­ли джен­три) (рис. 8) пре­вра­ти­лось в сель­ских ка­пи­та­ли­стов-пред­при­ни­ма­те­лей. Из­ме­нил­ся и  их стиль жизни. Они под­дер­жи­ва­ли тес­ные связи с го­род­ски­ми тор­гов­ца­ми, куп­ца­ми, всту­па­ли с ними в род­ствен­ные от­но­ше­ния. Новой ка­те­го­ри­ей были люди, не имев­шие бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния, но ку­пив­шие его. Ими могли быть купцы, бо­га­тые го­ро­жане и даже бо­га­тые кре­стьяне. Таким новым со­сло­ви­ем этой эпохи стала бур­жу­а­зия (рис. 9). Этот тер­мин по­явил­ся еще в XII веке во Фран­ции. Он озна­чал по­чтен­ных граж­дан, ко­то­рые вла­де­ли боль­шой соб­ствен­но­стью и вели до­стой­ный образ жизни. В Новое время этим тер­ми­ном стали обо­зна­чать пред­при­ни­ма­те­лей, име­ю­щих свое дело в об­ла­сти тор­гов­ли, про­из­вод­ства или бан­ков­ском деле.

Ан­глий­ские джен­три

Рис. 8. Ан­глий­ские джен­три

Бур­жу­а­зия XVII века

Рис. 9. Бур­жу­а­зия XVII века

В XVII веке круп­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми бур­жу­а­зии были:

- купцы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся меж­ду­на­род­ной тор­гов­лей (рис. 10);

- круп­ные бан­ки­ры;

- от­куп­щи­ки.

Купцы. Гра­вю­ра И. Ам­ма­на

Рис. 10. Купцы. Гра­вю­ра И. Ам­ма­на

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 12:14