Философия эпохи Возрождения

 Основные черты эпохи Возрождения

В дан­ном уроке речь пой­дет о фи­ло­со­фии эпохи Воз­рож­де­ния. На ру­бе­же XIV–XV вв. на­сту­пи­ла новая эпоха в раз­ви­тии куль­ту­ры За­пад­ной Ев­ро­пы. Она по­лу­чи­ла на­зва­ние Воз­рож­де­ние (или на фран­цуз­ский манер Ре­нес­санс). Несмот­ря на то, что в ос­но­ве Воз­рож­де­ния ле­жа­ли подъ­ем об­ра­зо­ва­ния и го­род­ской куль­ту­ры Сред­не­ве­ко­вья, глав­ной чер­той Ре­нес­сан­са было воз­ник­но­ве­ние прин­ци­пи­аль­но новой куль­ту­ры.

Сам тер­мин «воз­рож­де­ние» вошел в ис­то­рио­гра­фию XIX века бла­го­да­ря ра­бо­те Якоба Бурк­хард­та, из­дан­ной в 1860 году. Эта ра­бо­та на­зы­ва­лась «Куль­ту­ра Ре­нес­сан­са в Ита­лии». Од­на­ко этот тер­мин не яв­ля­ет­ся нов­ше­ством ис­то­ри­ков XIX века. Пред­ста­ви­те­ли этой эпохи упо­треб­ля­ли такие вы­ра­же­ния, как «вос­кре­шать», «при­да­вать блеск древ­но­сти», «об­нов­лять» и т.д. Они про­ти­во­по­став­ля­ли новую эпоху света, в ко­то­рой жили, пе­ри­о­ду тем­но­ты и неве­же­ства, ка­ко­вым они счи­та­ли Сред­не­ве­ко­вье. Фун­да­мен­том эпохи Воз­рож­де­ния был гу­ма­низм. Это такое идей­ное те­че­ние, вы­дви­га­ю­щее на пер­вый план че­ло­ве­ка и науку о че­ло­ве­ке. Ан­тро­по­цен­тризм (иде­а­ли­сти­че­ское воз­зре­ние, со­глас­но ко­то­ро­му че­ло­век есть сре­до­то­чие Все­лен­ной и цель всех со­вер­ша­ю­щих­ся в мире со­бы­тий) про­ти­во­по­став­лял­ся тео­цен­триз­му (фи­ло­соф­ской кон­цеп­ции, в ос­но­ве ко­то­рой лежит по­ни­ма­ние Бога как аб­со­лют­но­го, со­вер­шен­но­го, наи­выс­ше­го бытия, ис­точ­ни­ка всей жизни и лю­бо­го блага) преды­ду­щей эпохи. Иде­а­лом гу­ма­ни­стов была сво­бод­ная, все­сто­ронне раз­ви­тая и нрав­ствен­но со­вер­шен­ная лич­ность, жи­ву­щая в гар­мо­нии с при­ро­дой. Че­ло­век пред­став­лял­ся как венец тво­ре­ния, со­здан­ный по об­ра­зу и по­до­бию Бога и на­де­лен­ный спо­соб­но­стью к со­зна­нию, к со­зи­да­нию и твор­че­ству.

Осо­бая роль в вос­пи­та­нии че­ло­ве­ка от­во­ди­лась куль­ту­ре. При этом ла­тин­ские и гре­че­ские древ­но­сти, то есть ан­тич­ность, стали об­раз­ца­ми для вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка. Гу­ма­ни­сты ре­а­би­ли­ти­ро­ва­ли язы­че­скую ли­те­ра­ту­ру, по­э­зию, ко­то­рые от­вер­га­лись в Сред­не­ве­ко­вье.

Еще одной чер­той гу­ма­низ­ма было то, что ее пред­ста­ви­те­ли не про­сто вос­хи­ща­лись ан­тич­но­стью, а стре­ми­лись по­нять эту эпоху. В эпоху гу­ма­низ­ма схо­ла­сти­ка (пред­став­ле­ния, ото­рван­ные от жизни, ос­но­вы­ва­ю­щи­е­ся на от­вле­чён­ных рас­суж­де­ни­ях, не про­ве­ря­е­мых опы­том) за­ме­ня­ет­ся прак­ти­че­ски­ми ис­сле­до­ва­ни­я­ми в об­ла­сти этики и эс­те­ти­ки, по­ли­ти­ки и эко­но­ми­ки, ри­то­ри­ки и ло­ги­ки.

Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми фи­ло­со­фии эпохи Воз­рож­де­ния были:

ан­тро­по­цен­тризм,

об­ра­ще­ние к ан­тич­но­сти,

отказ от схо­ла­сти­ки,

об­ра­ще­ние к ис­сле­до­ва­ни­ям в об­ла­сти гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин,

соб­ствен­ные прин­ци­пы.

 Франческо Петрарка

Рас­смот­рим несколь­ко работ гу­ма­ни­стов эпохи Воз­рож­де­ния.

Фран­че­ско Пет­рар­ка – ита­льян­ский поэт XIV века (рис. 1) в своей ра­бо­те пишет: «Че­ло­век знает мно­гое. Знает зве­рей, птиц и рыб, знает, сколь­ко волос в гриве льва и сколь­ко пе­рьев в хво­сте яст­ре­ба. При­ве­ден­ные вещи по боль­шей части или фаль­ши­вы, или неиз­вест­ны: но даже бу­дучи ис­тин­ны­ми, они бес­по­лез­ны. Я спра­ши­ваю себя, что поль­зы знать при­ро­ду зве­рей, птиц, рыб, и змей и либо иг­но­ри­ро­вать, либо не за­бо­тить­ся о зна­нии при­ро­ды че­ло­ве­ка».

Фран­че­ско Пет­рар­ка

Рис. 1. Фран­че­ско Пет­рар­ка

Для Пет­рар­ки важно пре­жде всего изу­че­ние имен­но при­ро­ды че­ло­ве­ка, яв­ля­ю­ще­го­ся вен­цом ми­ро­зда­ния.

 Эразм Роттердамский

Эразм Рот­тер­дам­ский – еще один из­вест­ней­ший фи­ло­соф-гу­ма­нист эпохи Воз­рож­де­ния (рис. 2). В 1509 году он опуб­ли­ко­вал книгу «По­хва­ла глу­по­сти» (рис. 3), в ко­то­рой вы­сме­и­вал по­ро­ки со­вре­мен­но­го ему об­ще­ства. Фи­ло­соф вы­сме­и­ва­ет тор­гов­цев, ко­то­рые об­ма­ны­ва­ют по­ку­па­те­лей, а также свя­щен­ни­ков, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся соб­ствен­ным обо­га­ще­ни­ем. Но са­мы­ми глу­пы­ми Эразм Рот­тер­дам­ский счи­та­ет куп­цов, так как они «вечно лгут, во­ру­ют, жад­ни­ча­ют, на­ду­ва­ют и при всем том мнят себя пер­вы­ми лю­дь­ми в мире».

Эразм Рот­тер­дам­ский

Рис. 2. Эразм Рот­тер­дам­ский

Про­из­ве­де­ние Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го «По­хва­ла глу­по­сти»

Рис. 3. Про­из­ве­де­ние Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го «По­хва­ла глу­по­сти»

 Франсуа Рабле

Фран­с­уа Рабле – фран­цуз­ский фи­ло­соф, гу­ма­нист, пи­са­тель (рис. 4), автор ро­ма­на «Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль» (рис. 5). В этом со­чи­не­нии он в са­ти­ри­че­ской форме изоб­ра­жа­ет го­су­дар­ство, пра­ви­те­ли ко­то­ро­го спо­соб­ны толь­ко на то, чтобы тво­рить зло по от­но­ше­нию к своим под­дан­ным и воз­му­щать мир вой­на­ми ради сво­е­го удо­воль­ствия.

Фран­с­уа Рабле

Рис. 4. Фран­с­уа Рабле

Про­из­ве­де­ние Фран­с­уа Рабле «Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль»

Рис. 5. Про­из­ве­де­ние Фран­с­уа Рабле «Гар­ган­тюа и Пан­тагрю­эль»

Го­во­ря об эпохе Воз­рож­де­ния, нель­зя не упо­мя­нуть Уи­лья­ма Шекс­пи­ра (рис.6) и Ми­ге­ля де Сер­ван­те­са (рис. 7). Ин­те­рес­ны по­ли­ти­че­ские уче­ния эпохи Ре­нес­сан­са. Несмот­ря на раз­ли­чие по­ли­ти­че­ских взгля­дов гу­ма­ни­стов, их объ­еди­ня­ет прак­ти­цизм.

Уи­льям Шекс­пир

Рис. 6. Уи­льям Шекс­пир

Ми­гель де Сер­ван­тес

Рис. 7. Ми­гель де Сер­ван­тес

 Томас Мор и его «Утопия»

В Ан­глии идеи гу­ма­низ­ма ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на То­ма­са Мора – по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля и фи­ло­со­фа со­ци­а­ли­ста-уто­пи­ста (рис. 8). В 1516 году он опуб­ли­ко­вал «Зо­ло­тую книгу» о наи­луч­шем устрой­стве го­су­дар­ства и о новом ост­ро­ве «Уто­пия» (рис. 9). Томас Мор счи­тал, что при­чи­ной всех бед и несча­стий че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся част­ная соб­ствен­ность. Он со­зда­ет образ иде­аль­но­го го­су­дар­ства, ко­то­рое рас­по­ла­га­ет­ся на ост­ро­ве Уто­пия, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «несу­ще­ству­ю­щее место». На этом ост­ро­ве нет част­ной соб­ствен­но­сти, а есть 54 го­ро­да, каж­дый из ко­то­рых ве­ли­ко­ле­пен, во всех го­ро­дах оди­на­ко­вый язык, нравы и за­ко­ны и вы­гля­дят они оди­на­ко­во. Жи­те­ли ост­ро­ва живут счаст­ли­во, не зная бед и неспра­вед­ли­во­сти, бла­го­да­ря от­сут­ствию част­ной соб­ствен­но­сти, а также цен­тра­ли­зо­ван­но­му рас­пре­де­ле­нию ре­сур­сов. Го­су­дар­ство снаб­жа­ет жи­те­лей го­ро­да про­дук­та­ми пи­та­ния, одеж­дой, бы­то­вы­ми при­над­леж­но­стя­ми и всем про­чим. Су­ще­ству­ет вы­бор­ное пра­ви­тель­ство, силь­ная идео­ло­ги­че­ская со­став­ля­ю­щая го­су­дар­ства, вос­пи­та­ние нрав­ствен­но­сти, невоз­мож­ность лич­но­го обо­га­ще­ния. Но об­ще­ство ост­ро­ва Уто­пия иерар­хич­но, то есть млад­шие под­чи­ня­ют­ся стар­шим, жен­щи­ны под­чи­ня­ют­ся муж­чи­нам. Го­су­дар­ство стре­мит­ся кон­тро­ли­ро­вать и лич­ную жизнь граж­дан. По­хо­жую со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­скую мо­дель спу­стя 500 лет будут стро­ить в Со­вет­ской Рос­сии.

Томас Мор

Рис. 8. Томас Мор

«Уто­пия» То­ма­са Мора

Рис. 9. «Уто­пия» То­ма­са Мора

В на­ча­ле XVII века по­яви­лось еще одно про­из­ве­де­ние, в ко­то­ром про­воз­гла­ша­лись по­хо­жие идеи. Это уто­пия «Город Солн­ца», ав­то­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся ита­льян­ский фи­ло­соф позд­не­го Воз­рож­де­ния Том­ма­зо Кам­па­нел­ла (рис. 10).

Том­ма­зо Кам­па­нел­ла

Рис. 10. Том­ма­зо Кам­па­нел­ла

 Жан Боден

Жан Боден – фран­цуз­ский по­ли­тик, эко­но­мист, фи­ло­соф XVI века, член пар­ла­мен­та Па­ри­жа и пре­по­да­ва­тель права (рис. 11). Он яв­ля­ет­ся одним из раз­ра­бот­чи­ков идеи го­су­дар­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та (то есть неза­ви­си­мо­сти в ре­ше­нии по­ли­ти­че­ских во­про­сов). Эта кон­цеп­ция стала се­рьез­ным идео­ло­ги­че­ским уда­ром по по­зи­ции ка­то­ли­че­ской церк­ви в Ев­ро­пе Но­во­го вре­ме­ни.

Жан Боден

Рис. 11. Жан Боден

 Никколо Макиавелли

Го­во­ря о по­ли­ти­че­ских уче­ни­ях эпохи Воз­рож­де­ния, нель­зя не упо­мя­нуть имени Ник­ко­ло Ма­киа­вел­ли (рис. 12). Обой­ти сто­ро­ной его про­из­ве­де­ние «Го­су­дарь» (рис. 13) невоз­мож­но. С него на­чи­на­ет­ся эпоха но­во­го по­ли­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Кри­зис мо­раль­ных цен­но­стей при­вел к раз­ры­ву между тем, что долж­но быть, и тем, что есть на самом деле. Ре­а­лизм Ма­киа­вел­ли за­клю­ча­ет­ся в по­ня­тии «доб­ро­де­тель го­су­да­ря», эф­фек­тив­но управ­ля­ю­щим го­су­дар­ством. Прак­тич­ность и кон­крет­ный ре­зуль­тат – это доб­ро­де­тель по Ма­киа­вел­ли. Также доб­ро­де­тель – это сила и здо­ро­вье, хит­рость и энер­гия, воз­мож­ность пред­ви­деть, пла­ни­ро­вать, при­нуж­дать и до­би­вать­ся кон­крет­но­го ре­зуль­та­та.

Ник­ко­ло Ма­киа­вел­ли

Рис. 12. Ник­ко­ло Ма­киа­вел­ли

Про­из­ве­де­ние Ник­ко­ло Ма­киа­вел­ли «Го­су­дарь»

Рис. 13. Про­из­ве­де­ние Ник­ко­ло Ма­киа­вел­ли «Го­су­дарь»

 Итоги

Под­во­дя итоги урока, сле­ду­ет от­ме­тить, что эпоха Воз­рож­де­ния фор­ми­ру­ет новый тип мыш­ле­ния, стре­мя­ще­го­ся к ре­аль­но­сти, кон­крет­но­му прак­ти­че­ско­му ре­зуль­та­ту. Это кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, не ос­но­ван­ное на дог­мах и стре­мя­ще­е­ся выйти за рамки. Новым иде­а­лом нрав­ствен­но­сти ста­но­вят­ся ан­тич­ные об­раз­цы. В цен­тре эпохи Воз­рож­де­ния – сво­бод­ная и спо­соб­ная лич­ность.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 11:34