Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв.

 

Ре­кон­ки­ста в Ис­па­нии

Рис. 1. Ре­кон­ки­ста в Ис­па­нии

Ре­кон­ки­ста (рис. 1) на­ча­лась сразу после за­во­е­ва­ния мав­ра­ми Ис­па­нии и дли­лась около вось­ми сто­ле­тий. Гос­по­да в ходе Ре­кон­ки­сты по­лу­ча­ли новые земли и долж­но­сти на от­во­е­ван­ной тер­ри­то­рии. Кре­стьяне, участ­вуя в вой­нах, при­об­ре­та­ли не толь­ко землю, но и лич­ную сво­бо­ду. Го­ро­да, вновь ос­но­ван­ные или от­во­е­ван­ные у мав­ров, до­би­ва­лись са­мо­управ­ле­ния и раз­лич­ных прав. Все участ­ни­ки войн с мав­ра­ми меч­та­ли за­хва­тить бо­га­тую до­бы­чу. Кроме ко­ренных жи­те­лей по­лу­ост­ро­ва, в Ре­кон­ки­сте вре­ме­на­ми участво­вали фран­цуз­ские и итальянс­кие ры­ца­ри. Папы не раз призы­вали хри­сти­ан к Кре­сто­вым по­ходам про­тив му­суль­ман в Испа­нии. В ходе Ре­кон­ки­сты на се­ве­ре Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва обра­зовались ко­ро­лев­ства Ка­сти­лия (в пе­ре­во­де – «Стра­на зам­ков»), Ара­гон, а в Пи­ре­ней­ских горах – На­вар­ра. На за­па­де по­лу­ост­ро­ва из Ка­сти­лии вы­де­ли­лось ко­ро­лев­ство Пор­ту­га­лия.

Около 1030 года Кор­дов­ский ха­ли­фат рас­пался на де­сят­ки неза­ви­си­мых кня­жеств. С се­ре­ди­ны XI и до се­ре­ди­ны XIII века в Рекон­кисте были до­стиг­ну­ты самые круп­ные успе­хи. Ослаб­лен­ные меж­до­усоб­ны­ми вой­на­ми, мусуль­манские кня­же­ства стали лег­кой до­бы­чей для хри­сти­ан­ских пра­ви­те­лей. В конце XI века хри­стиане за­ня­ли город То­ле­до и вско­ре пе­ре­нес­ли в него сто­ли­цу Ка­стиль­ско­го ко­ро­лев­ства. По­зднее Ара­гон за­вла­дел круп­ным мусульман­ским цен­тром Са­ра­го­сой, а пор­ту­галь­цы взяли Лис­са­бон и сде­ла­ли его своей сто­ли­цей. Дав­ле­ние христи­ан на юг на­рас­та­ло.

В 1212 году объ­еди­нен­ные силы Ка­сти­лии и дру­гих хри­сти­ан­ских го­су­дарств по­лу­ост­ро­ва со­кру­ши­ли мав­ри­тан­ские вой­ска в сра­же­нии у се­ле­ния Лас Навас де То­ло­са. Силы мав­ров в Ис­па­нии были окон­ча­тель­но по­до­рва­ны. В сле­дующие де­ся­ти­ле­тия Ка­сти­лия за­ня­ла крупней­шие му­суль­ман­ские кня­же­ства с цен­тра­ми в Кор­до­ве, Се­ви­лье и дру­гие. Ара­гон утвер­ждал свою власть на Ба­ле­ар­ских ост­ро­вах, ост­ро­вах Си­ци­лия и Сар­ди­ния, а позд­нее – в Южной Ита­лии. У мав­ров оста­лась лишь бо­га­тая об­ласть на юге – Гра­над­ский эми­рат.

На Пи­ре­не­ях еще с рим­ских вре­мен про­жи­ва­ло много ев­ре­ев. В му­суль­ман­ской Ис­па­нии воз­ник один из цент­ров ев­рей­ской куль­ту­ры Сред­не­ве­ко­вья. Евреи были зем­ле­дель­ца­ми, ре­мес­лен­ни­ка­ми, торгов­цами, а наи­бо­лее об­ра­зо­ван­ные участ­во­ва­ли в управ­ле­нии стра­ной: вы­пол­ня­ли тор­го­вые и ди­пло­ма­ти­че­ские по­ру­че­ния, слу­жи­ли вра­ча­ми, по­сла­ми, ве­да­ли сбо­ром на­ло­гов. Но с XII века, после втор­же­ний фа­на­тич­ных бер­бе­ров, ев­реев на­ча­ли при­нуж­дать пе­ре­хо­дить в ислам. Мно­гие евреи, не желая от­ка­зы­вать­ся от веры своих пред­ков, бе­жа­ли на север к хри­сти­а­нам. От­но­ше­ние к ев­ре­ям в хри­сти­ан­ской Испа­нии дол­гое время было на­мно­го лучше, чем в дру­гих стра­нах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста бли­зи­лась к за­вер­ше­нию, на­ча­лись пре­сле­до­ва­ния и трав­ля ев­ре­ев. Их по­ста­ви­ли перед вы­бо­ром: кре­ще­ние или смерть. Мно­гие при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть ради своей ве­ры, дру­гие пред­по­чли пе­ре­ход в хри­сти­ан­ство, на­де­ясь пе­ре­ждать грозу и в бу­ду­щем вернуть­ся к своей вере. Кре­стив­ши­е­ся евреи не были при­зна­ны, од­на­ко, рав­но­прав­ны­ми с христиа­нами.

Воз­ник­шие на Пи­ре­ней­ском по­лу­ост­ро­ве госу­дарства были со­слов­ны­ми мо­нар­хи­я­ми. Сна­ча­ла в Ка­сти­лии ко­ро­ли со­зы­ва­ли на совет выс­шую свет­скую и цер­ков­ную знать. Позд­нее на за­се­да­ния стали при­гла­шать пред­ста­ви­те­лей го­рожан и даже сво­бод­ных кре­стьян. Так возник­ло со­бра­ние пред­ста­ви­те­лей со­сло­вий – корте­сы (от слова «корт» – ко­ро­лев­ский двор). Кор­те­сы в Ка­сти­лии, как и Ге­не­раль­ные штаты во Фран­ции, де­ли­лись на три па­ла­ты. Кор­те­сы утвер­жда­ли новые на­ло­ги и участ­во­ва­ли в изда­нии за­ко­нов. Со­слов­ные учре­жде­ния воз­ник­ли и в дру­гих ко­ро­лев­ствах на Пи­ре­ней­ском полу­острове. Но ка­стиль­ские кор­те­сы были пер­вым в Ев­ро­пе пар­ла­мен­том с уча­сти­ем кре­стьян.

В конце XV века на­сту­пил по­след­ний этап в объедине­нии стра­ны. В 1479 году под вла­стью супружес­кой пары Иза­бел­лы Ка­стиль­ской и Фердинан­да Ара­гон­ско­го (рис. 2) про­изо­шло объ­еди­не­ние двух го­су­дарств в еди­ное Ис­пан­ское ко­ро­лев­ство. На­вар­ра была по­де­ле­на между Ара­го­ном и Фран­цией. Те­перь на­ста­ло время пол­но­го из­гна­ния мав­ров из Ис­па­нии. В 1492 году после 10-лет­ней войны вой­ска Фер­ди­нан­да и Иза­бел­лы взяли Гра­на­ду. На тер­ри­то­рии Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва оста­лись два хри­сти­ан­ских ко­ро­лев­ства – Ис­па­ния и Пор­ту­га­лия.

Иза­бел­ла Ка­стиль­ская и Фер­ди­нанд Ара­гон­ский

Рис. 2. Иза­бел­ла Ка­стиль­ская и Фер­ди­нанд Ара­гон­ский

Рекон­киста про­во­ди­лась под ло­зун­гом борь­бы христи­ан про­тив ис­ла­ма. Мавры сдали Гра­на­ду при усло­вии, что за ними и ев­ре­я­ми со­хра­ня­ют­ся их иму­ще­ство и вера. Но эти обе­ща­ния не были вы­пол­не­ны. Мно­гим му­суль­ма­нам и ев­ре­ям при­шлось пе­ре­се­лить­ся в Се­вер­ную Аф­ри­ку. Испа­нию по­ки­ну­ла зна­чи­тель­ная часть тор­гов­цев и ре­мес­лен­ни­ков, что ока­за­лось для стра­ны тяже­лой по­те­рей. Фер­ди­нанд и Иза­бел­ла неда­ром на­зы­ва­ли себя «ка­то­ли­че­ски­ми ко­ро­ля­ми»: они пожела­ли сде­лать Ис­па­нию чисто хри­сти­ан­ской стра­ной. За остав­ши­ми­ся в Ис­па­нии мав­ра­ми и ев­ре­я­ми, вы­нуж­ден­но при­няв­ши­ми кре­ще­ние, ве­лась по­сто­ян­ная слеж­ка: цер­ковь стре­ми­лась ули­чить их в от­ступ­ле­нии от ис­тин­ной веры, об­ви­нить в ереси и кол­дов­стве. Для ис­ко­ре­не­ния ере­ти­ков в Ис­па­нии была учре­жде­на ин­кви­зи­ция. Ее воз­гла­вил сви­ре­пый и бес­по­щад­ный Томас Торкве­ма­да, об­ле­чен­ный зва­ни­ем «ве­ли­ко­го ин­кви­зи­то­ра» (рис. 3). За 10 лет, по­ка Торкве­ма­да стоял во главе ин­кви­зи­ции, ты­сячи людей были со­жже­ны на ко­страх, еще боль­ше под­верг­лись пыт­кам и со­дер­жа­лись в тюрь­мах. Казнь ере­ти­ков в Ис­па­нии по­лу­чи­ла на­зва­ние ауто­да­фе («дело веры»).

Томас Торкве­ма­да

Рис. 3. Томас Торкве­ма­да

Сразу после взя­тия Гра­на­ды ко­роль и коро­лева из­да­ли указ об из­гна­нии всех ев­ре­ев из Ис­пан­ско­го ко­ро­лев­ства. 120 тысяч че­ло­век долж­ны были в те­че­ние трех ме­ся­цев по­ки­нуть стра­ну. Оста­вив дома и иму­ще­ство, из­гнан­ни­ки на­пра­ви­лись в му­суль­ман­ские стра­ны, в испан­ские ко­ло­нии в Аме­ри­ке или в Ни­дер­лан­ды.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:14