Борьба пап и германских императоров

В ка­то­ли­че­ской церк­ви с са­мо­го на­ча­ла сло­жи­лась стро­гая цен­тра­ли­за­ция вла­сти. Огром­ное вли­я­ние в ней при­об­рел рим­ский епи­скоп, по­лу­чив­ший в V в. на­име­но­ва­ние папы рим­ско­го (от греч. «пап­пас» – отец, отче). Рим счи­тал­ся го­ро­дом апо­сто­ла Петра, хра­ни­те­ля клю­чей от рая. Рим­ские папы счи­та­ли себя пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­ла Петра. Земли, на­хо­див­ши­е­ся в руках папы, ста­но­ви­лись вот­чи­ной Свя­то­го Петра. В VIII в. об­ра­зо­ва­лось Пап­ское го­су­дар­ство, в ко­то­рое вхо­ди­ли земли Рим­ской об­ла­сти и Ра­венн­ско­го эк­зар­ха­та. Цер­ковь на сред­не­ве­ко­вом За­па­де была го­су­дар­ством в го­су­дар­стве. Она по­лу­ча­ла в дар от им­пе­ра­то­ров и знати зе­мель­ные вла­де­ния. К XV в. ду­хо­вен­ство вла­де­ло 1/3 об­ра­ба­ты­ва­е­мой земли. Си­сте­ма про­све­ще­ния в сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе фак­ти­че­ски на­хо­ди­лась в руках церк­ви. В VI в. по­явил­ся пер­вый мо­на­стырь, ос­но­ван­ный Св. Бе­не­дик­том, ко­то­рый раз­ра­бо­тал и пер­вый мо­на­стыр­ский устав. От мо­на­хов тре­бо­ва­ли вы­пол­не­ние обе­тов бед­но­сти, без­бра­чия, по­слу­ша­ния. По­сте­пен­но мо­на­сты­ри ста­но­вят­ся цен­тра­ми про­све­ще­ния. В мо­на­стыр­ских и цер­ков­ных шко­лах изу­ча­лись мо­лит­вы и тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния на ла­тин­ском языке. В епи­скоп­ских шко­лах изу­ча­ли семь сво­бод­ных ис­кусств: грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку, диа­лек­ти­ку, ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, аст­ро­но­мию и му­зы­ку.

Со вре­мен прав­ле­ния От­то­на I (рис. 1) гер­ман­ские им­пе­ра­то­ры стали  рас­по­ря­жать­ся цер­ков­ны­ми ка­фед­ра­ми в Ита­лии, низ­ла­гать и воз­во­дить на пре­стол пап, кон­тро­ли­ро­вать их из­бра­ние. Од­на­ко с конца XI в. уси­ли­ва­ю­ще­е­ся пап­ство на­чи­на­ет по­сте­пен­но осво­бож­дать­ся от опеки гер­ман­ских им­пе­ра­то­ров и до­би­вать­ся вер­хо­вен­ства в борь­бе с ними. Епи­ско­паль­ная по­ли­ти­ка От­то­на I нашла свое ло­ги­че­ское за­вер­ше­ние в за­хва­те Рима как цен­тра ка­то­ли­че­ской церк­ви. Ис­поль­зо­вав фе­о­даль­ные рас­при в Ита­лии, Оттон I ко­ро­но­вал­ся в 962 г. в Риме им­пе­ра­то­ром. Этот акт дол­жен был озна­чать вос­ста­нов­ле­ние рас­пав­шей­ся им­пе­рии Карла Ве­ли­ко­го и сим­во­ли­зи­ро­вать пре­ем­ствен­ность ко­ро­ны гер­ман­ских ко­ро­лей от рим­ских це­за­рей. При ко­ро­но­ва­нии Оттон I при­знал при­тя­за­ния папы на свет­ские вла­де­ния в Ита­лии, но с со­хра­не­ни­ем су­ве­ре­ни­те­та им­пе­ра­то­ра над ними. Кроме того, от рим­ско­го папы тре­бо­ва­лось при­не­се­ние вас­саль­ной при­ся­ги им­пе­ра­то­ру.

 Оттон I

Рис. 1. Оттон I

Пер­вые пра­ви­те­ли Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии часто вме­ши­ва­лись в бур­ные вы­бо­ры пап и меж­до­усо­би­цы рим­ской знати, без це­ре­мо­ний за­ме­няя неугод­ных сво­и­ми став­лен­ни­ка­ми. По­след­ним на такой шаг ре­шил­ся им­пе­ра­тор Ген­рих III (1039–56), ярый сто­рон­ник Клю­ний­ской ре­фор­мы мо­на­сты­рей. Взой­дя на свя­тей­ший пре­стол, им­пе­ра­тор­ский кузен, папа Лев IX (1049–54), энер­гич­но взял­ся за про­ве­де­ние ре­фор­мы, разъ­ез­жая по всей Ев­ро­пе с мис­си­ей ис­ко­ре­не­ния по­ро­ков ду­хо­вен­ства. Между тем, пап­ская власть год от года укреп­ля­лась. В Риме Ни­ко­лай II (1059–61) учре­дил для из­бра­ния пап кон­клав кар­ди­на­лов, по­ло­жив конец вме­ша­тель­ству в вы­бо­ры вель­мож и им­пе­ра­то­ров.

Но это было лишь на­ча­лом борь­бы за выход церк­ви из-под вли­я­ния свет­ских го­су­да­рей. Сле­ду­ю­щий этап при­вел к от­кры­то­му кон­флик­ту между папой и им­пе­ра­то­ром. Им­пе­ра­то­ры из­дав­на сами на­зна­ча­ли епи­ско­пов в своих вла­де­ни­ях. На це­ре­мо­нии вве­де­ния в долж­ность, или ин­ве­сти­ту­ры, епи­ско­пу тор­же­ствен­но вру­ча­лись знаки свет­ской вла­сти и пас­тыр­ско­го слу­же­ния – пер­стень и посох. Право ин­ве­сти­ту­ры имело для им­пе­ра­то­ров огром­ное зна­че­ние, т. к. епи­ско­пы сто­я­ли на верх­них сту­пе­нях им­пер­ской иерар­хии и на­де­ля­лись круп­ны­ми зе­мель­ны­ми вла­де­ни­я­ми, ко­то­рые (в от­ли­чие от свет­ских вель­мож) не могли пе­ре­да­вать по на­след­ству. Но в 1175 г. папа Гри­го­рий VII осу­дил ин­ве­сти­ту­ру и при­звал им­пе­ра­то­ра Ген­ри­ха IV в Рим дер­жать ответ за до­пу­щен­ные пре­гре­ше­ния. Ген­рих IV по­пы­тал­ся низ­ло­жить папу, а  тот в от­мест­ку от­лу­чил им­пе­ра­то­ра от церк­ви. По­ло­же­ние Ген­ри­ха IV по­до­рва­ли вспых­нув­шие мя­те­жи гер­ман­ских фе­о­да­лов, ко­то­рые пре­пят­ство­ва­ли борь­бе с пап­ской вла­стью. И тогда им­пе­ра­тор, слов­но за­гнан­ный волк, от­пра­вил­ся в ита­льян­ский замок Ка­нос­са, где три дня про­сто­ял бо­си­ком на снегу, пока не вы­мо­лил про­ще­ния у папы (рис. 2). Этот из­вест­ный ис­то­ри­че­ский эпи­зод ярко вы­све­тил воз­рос­ший ав­то­ри­тет Ва­ти­ка­на, но ис­то­рия на этом не за­кон­чи­лась. Ген­рих IV лишь для виду по­ко­рил­ся папе, чтобы вне­сти рас­кол в стан своих вра­гов, и борь­ба про­дол­жа­лась еще долго после смер­ти про­тив­ни­ков.

Хож­де­ние в Ка­нос­су

Рис. 2. Хож­де­ние в Ка­нос­су

По Вормс­ско­му кон­кор­да­ту 1122 г. ду­хов­ную ин­ве­сти­ту­ру от­ныне осу­ществ­лял папа, на­де­ляв­ший ка­но­ни­ков сим­во­ла­ми ду­хов­ной вла­сти. Им­пе­ра­тор мог при­сут­ство­вать на вы­бо­рах цер­ков­ни­ков, но осу­ществ­лял толь­ко свет­скую ин­ве­сти­ту­ру – на­де­лял ка­но­ни­ка зе­мель­ным вла­де­ни­ем с со­от­вет­ству­ю­щи­ми вас­саль­ны­ми обя­зан­но­стя­ми.

Наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ства власть папы дос­тигла при Ин­но­кен­тии III (1198–1216), из­бранном папой в 37 лет (рис. 3). Он был на­де­лен твер­дой волей, боль­шим умом и спо­соб­но­стя­ми. Ин­но­кен­тий утвер­ждал, что папа не толь­ко пре­ем­ник апо­сто­ла Петра, но и на­мест­ник са­мого Бога на Земле, при­зван­ный «господство­вать над всеми на­ро­да­ми и цар­ства­ми». На тор­жественных при­е­мах все долж­ны были прекло­нять перед папой ко­ле­ни и це­ло­вать его туфлю. Та­ки­ми зна­ка­ми по­че­та не поль­зо­вал­ся ни один ко­роль в Ев­ро­пе. Ин­но­кен­тий III рас­ши­рил гра­ни­цы Пап­ской об­ла­сти. Он вме­ши­вал­ся в от­но­ше­ния между го­су­дар­ства­ми и во внут­рен­ние дела европей­ских стран. Одно время папа воз­во­дил на пре­стол и сме­щал им­пе­ра­то­ров. Его счи­та­ли выс­шим су­дьей в ка­то­ли­че­ском мире. Вас­са­ла­ми папы при­зна­ли себя ко­ро­ли Ан­глии, Поль­ши, неко­то­рых го­су­дарств Пи­ре­ней­ско­го полуост­рова.

Ин­но­кен­тий III

Рис. 3. Ин­но­кен­тий III

Ка­то­ли­че­ская  цер­ковь, воз­глав­ля­е­мая рим­ским  папой, при­тя­за­ла на ре­ша­ю­щее уча­стие в по­ли­ти­че­ской вла­сти. За­мет­ных успе­хов в этом она до­би­ва­лась в пе­ри­о­ды, когда власть ко­ро­лей и им­пе­ра­то­ров сла­бе­ла из-за фе­о­даль­ных раз­до­ров, а на пап­ском пре­сто­ле ока­зы­ва­лись силь­ные по­ли­ти­ки. Наи­бо­лее ост­рым спор­ным во­про­сом между ду­хов­ной и свет­ской вла­стя­ми был во­прос об ин­ве­сти­ту­ре (право на­зна­че­ния епи­ско­пов и аб­ба­тов). Порой ост­ры­ми ока­зы­ва­лись во­про­сы по­свя­ще­ния (по­ма­за­ния на цар­ство) того или иного ко­ро­ля либо им­пе­ра­то­ра.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:17