Борьба пап и германских императоров
В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. «паппас» – отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Со времен правления Оттона I (рис. 1) германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору.
Рис. 1. Оттон I
Первые правители Священной Римской империи часто вмешивались в бурные выборы пап и междоусобицы римской знати, без церемоний заменяя неугодных своими ставленниками. Последним на такой шаг решился император Генрих III (1039–56), ярый сторонник Клюнийской реформы монастырей. Взойдя на святейший престол, императорский кузен, папа Лев IX (1049–54), энергично взялся за проведение реформы, разъезжая по всей Европе с миссией искоренения пороков духовенства. Между тем, папская власть год от года укреплялась. В Риме Николай II (1059–61) учредил для избрания пап конклав кардиналов, положив конец вмешательству в выборы вельмож и императоров.
Но это было лишь началом борьбы за выход церкви из-под влияния светских государей. Следующий этап привел к открытому конфликту между папой и императором. Императоры издавна сами назначали епископов в своих владениях. На церемонии введения в должность, или инвеституры, епископу торжественно вручались знаки светской власти и пастырского служения – перстень и посох. Право инвеституры имело для императоров огромное значение, т. к. епископы стояли на верхних ступенях имперской иерархии и наделялись крупными земельными владениями, которые (в отличие от светских вельмож) не могли передавать по наследству. Но в 1175 г. папа Григорий VII осудил инвеституру и призвал императора Генриха IV в Рим держать ответ за допущенные прегрешения. Генрих IV попытался низложить папу, а тот в отместку отлучил императора от церкви. Положение Генриха IV подорвали вспыхнувшие мятежи германских феодалов, которые препятствовали борьбе с папской властью. И тогда император, словно загнанный волк, отправился в итальянский замок Каносса, где три дня простоял босиком на снегу, пока не вымолил прощения у папы (рис. 2). Этот известный исторический эпизод ярко высветил возросший авторитет Ватикана, но история на этом не закончилась. Генрих IV лишь для виду покорился папе, чтобы внести раскол в стан своих врагов, и борьба продолжалась еще долго после смерти противников.
Рис. 2. Хождение в Каноссу
По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру – наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198–1216), избранном папой в 37 лет (рис. 3). Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.
Рис. 3. Иннокентий III
Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притязала на решающее участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказывались сильные политики. Наиболее острым спорным вопросом между духовной и светской властями был вопрос об инвеституре (право назначения епископов и аббатов). Порой острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо императора.