Крестовые походы

Так хочет Бог!» В 1095 году папа рим­ский Урбан II при­звал хри­сти­ан «опо­я­сать­ся мечом» и дви­нуть­ся в Па­лестину – Свя­тую землю, где жил и был рас­пят Иисус Хри­стос (рис. 1). Еще в VI веке эта стра­на была ото­бра­на у Ви­зан­тии ара­ба­ми, с се­ре­ди­ны XI века ею вла­де­ли тур­ки-сель­д­жу­ки. Папа при­звал осво­бо­дить Свя­тую землю и Гроб Госпо­день от «невер­ных» и спа­сти «бра­тьев христи­ан, то­мя­щих­ся под игом языч­ни­ков». Участ­никам по­хо­да папа обе­щал пол­ное про­ще­ние гре­хов.

Папа Урбан II вы­сту­па­ет на со­бо­ре в Клер­моне

Рис. 1. Папа Урбан II вы­сту­па­ет на со­бо­ре в Клер­моне

Кре­сто­нос­цы, люди раз­ных со­сло­вий, были уве­ре­ны, что идут сра­жать­ся за свя­тое дело и что их ждет на­гра­да на небе­сах. Но были и чисто «зем­ные» при­чины, по­бу­див­шие массы людей дви­нуть­ся на Во­сток. В конце XI века Ев­ро­па пе­ре­жи­ла «семь тощих лет» – целую по­ло­су неуро­жа­ев, па­де­жа во Фран­ции скота, мас­со­вых эпи­де­мий. На­ча­ли го­во­рить о конце света. От­ча­я­ние и голод при­ве­ли в дви­жение массы людей. В по­хо­де на Во­сток бедня­ки уви­де­ли воз­мож­ность из­ба­вить­ся от поме­щиков, вы­рвать­ся из ни­ще­ты, по­лу­чить землю и сво­бо­ду. Фе­о­да­лы были на­слы­ша­ны от куп­цов и па­ломников о несмет­ных со­кро­ви­щах во­сточ­ных стран. Они на­де­я­лись за­хва­тить там бо­га­тую до­бы­чу и со­здать новые вла­де­ния. Глав­ную силу Кре­сто­вых по­хо­дов со­ста­ви­ли ры­ца­ри. В XI веке в За­пад­ной Ев­ро­пе появи­лось много без­зе­мель­ных ры­ца­рей. В ос­нов­ном это были млад­шие сы­но­вья фе­о­да­лов, не полу­чавшие в на­след­ство ни­че­го, кроме коня и дос­пехов. Война и раз­бой были их глав­ным за­ня­ти­ем. Раз­бо­га­теть на гра­бе­же и при­об­ре­сти земли было для них же­лан­ной меч­той. 

Рань­ше всех дви­ну­лись к Иеру­са­ли­му кре­стьяне. Вес­ной 1096 года вверх по те­че­нию Рейна, а потом вниз по Дунаю по­тя­ну­лись нестрой­ные толпы бедня­ков. С боль­ши­ми по­те­ря­ми бед­ня­ки до­бра­лись до Кон­стан­ти­но­по­ля. Мно­гие из них вели себя там раз­нуз­дан­но: раз­ру­ша­ли и под­жи­га­ли двор­цы в пред­ме­стьях, дома го­ро­жан. Ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор по­спе­шил пе­ре­пра­вить от­ря­ды кре­стьян в Малую Азию. Тур­ки-сель­д­жу­ки в пер­вом же бою за­ру­би­ли столь­ко людей, что сло­женные в одну кучу тела по­гиб­ших, по сло­вам со­вре­мен­ни­ка, «об­ра­зо­ва­ли нечто вроде высо­кой горы». Лишь немно­гим уда­лось спа­стись бег­ством. Не сво­бо­ду, а ги­бель нашли крестья­не на Во­сто­ке.

Осе­нью 1096 года из Фран­ции, Гер­ма­нии и Ита­лии разны­ми пу­тя­ми дви­ну­лись на Во­сток от­ря­ды ры­ца­рей под руковод­ством круп­ных фе­о­да­лов. Они за­пас­лись день­га­ми и были хо­рошо во­ору­же­ны. Сой­дясь в сто­ли­це Ви­зан­тии, кре­сто­нос­цы пе­ре­пра­ви­лись в Малую Азию. Пе­ре­ход через гор­ные, без­вод­ные мест­но­сти был очень труд­ным, но в ре­ша­ю­щем сра­же­нии ры­ца­ри все же разби­ли сель­д­жу­ков. По пути кре­сто­нос­цы захва­тывали го­ро­да, гра­би­ли и убива­ли мест­ных жи­те­лей. Не раз меж­ду пред­во­ди­те­ля­ми от­ря­дов воз­никали столк­но­ве­ния из-за до­бычи. После дли­тель­ной, тяже­лой осады кре­сто­нос­цы овладе­ли Ан­тио­хи­ей. Здесь ос­но­вал свое кня­же­ство один из во­ждей кре­сто­нос­цев; дру­гой вождь ут­вердился в бо­га­том ар­мян­ском го­ро­де Эдес­се. После трехлетне­го по­хо­да лишь пятая часть кре­стоносцев по­до­шла к Иерусали­му. Мно­гие по­гиб­ли в пути или оста­лись в за­хва­чен­ных зем­лях, нема­ло вер­ну­лось на ро­ди­ну. В 1099 году кре­сто­нос­цы ока­зались у стен Иеру­са­ли­ма. Осада за­тя­ну­лась на месяц. Взяв ук­репленный город после ожесто­ченного штур­ма, ры­ца­ри учини­ли страш­ную резню му­суль­ман.

На узкой по­ло­се земли вдоль мор­ско­го побе­режья Сирии и Па­ле­сти­ны кре­сто­нос­цы созда­ли свои го­су­дар­ства. Глав­ным из них счи­та­лось Иеру­са­лим­ское ко­ро­лев­ство (рис. 2).

Го­су­дар­ства кре­сто­нос­цев

Рис. 2.  Го­су­дар­ства кре­сто­нос­цев

Для обо­ро­ны и рас­ши­ре­ния вла­де­ний кре­сто­нос­цев вско­ре после Пер­во­го Кре­сто­во­го похо­да в Па­ле­стине были со­зда­ны ду­ховно-рыцарские ор­де­ны: тамп­лиеров (хра­мов­ни­ки), госпиталь­еров, позд­нее воз­ник и Тев­тонский орден, объ­еди­нив­ший немец­ких ры­ца­рей. Члены ор­денов были од­но­вре­мен­но и мо­нахами, и ры­ца­ря­ми. Ор­де­ны под­чи­ня­лись толь­ко папе и не зави­сели от мест­ных вла­стей. Их воз­глав­ля­ли вели­кие ма­ги­стры. Чтобы ничто не от­вле­ка­ло рыца­рей от ис­пол­не­ния долга, им были за­пре­ще­ны брак и свет­ские раз­вле­че­ния: со­ко­ли­ная охота, игра в кости, лиш­ние раз­го­во­ры и гром­кий смех. Ор­де­ны по­лу­чи­ли при­ви­ле­гии: освобожда­лись от упла­ты де­ся­ти­ны, под­ле­жа­ли толь­ко пап­ско­му суду. Со всех сто­рон к ним поступа­ли щед­рые по­жерт­во­ва­ния. Они были наи­бо­лее спло­чен­ной силой ры­ца­рей (рис. 3).

Ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­ны

Рис. 3. Ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­ны

В конце XII ве­ка му­суль­мане со­зда­ли силь­ное го­су­дар­ство, в ко­то­рое вошли Еги­пет, часть Ме­со­по­та­мии и Сирии. Во главе этого государ­ства стоял еги­пет­ский пра­ви­тель Садах ад-Дин («за­щит­ник ве­ры»), об­ла­дав­ший боль­ши­ми ор­ганизаторскими и во­ен­ны­ми спо­собностями. В ев­ро­пей­ских хро­никах его на­зы­ва­ли Са­ла­дин. Салах ад-Дин окру­жил и раз­громил в сра­же­нии круп­ные силы кре­сто­нос­цев. Лишь несколь­ко сот во­и­нов спас­лись бег­ством. Мно­же­ство знат­ных фе­о­да­лов во главе с иеру­са­лим­ским ко­ро­лем и ве­ли­ким ма­ги­стром ор­де­на тамп­лиеров по­па­ли в плен. В 1187 году после шести­дневной осады сдал­ся Иеру­са­лим (рис. 4). Салах ад-Дин обо­шел­ся мягко с жителя­ми-христианами. В те­че­ние 40 дней им разре­шалось, упла­тив выкуп, по­ки­нуть город. Тамп­лиеры и гос­пи­та­лье­ры вы­ку­пи­ли не толь­ко себя, но и часть бед­ня­ков. Все же около 15 тысяч хри­сти­ан было про­да­но в раб­ство.

Взя­тие Иеру­са­ли­ма Са­ла­ди­ном

Рис. 4. Взя­тие Иеру­са­ли­ма Са­ла­ди­ном

Пы­та­ясь вер­нуть Иеру­са­лим, за­пад­ные фе­одалы ор­га­ни­зо­ва­ли Тре­тий Кре­сто­вый поход (1189–1192). Пер­вы­ми вы­сту­пи­ли немец­кие ры­ца­ри. Их воз­гла­вил 60-лет­ний им­пе­ра­тор Фри­дрих I Бар­ба­рос­са (Ры­же­бо­ро­дый) – воин­ственный го­су­дарь, ко­то­рый про­вел в вой­нах в Ев­ро­пе боль­шую часть жизни. Но в со­бы­тия вме­шал­ся слу­чай: при пе­ре­пра­ве через гор­ную речку в Малой Азии Бар­ба­рос­са уто­нул; часть немец­ко­го вой­ска вер­ну­лась домой, дру­гая же дви­ну­лась в Па­ле­сти­ну. Ан­глий­ские и фран­цуз­ские ры­ца­ри высту­пили в поход лишь через год после нем­цев. Они морем при­бы­ли в Си­ци­лию, а от­ту­да направи­лись в Сирию. По пути ан­гли­чане за­хва­ти­ли ост­ров Кипр, с этого вре­ме­ни он стал опор­ной базой кре­сто­нос­цев. Фран­цуз­ский ко­роль Фи­липп II Ав­густ, рассо­рив­шись со своим англий­ским со­юз­ни­ком, в самый раз­гар во­ен­ных дей­ствий вер­нул­ся во Фран­цию. Ко­роль Ан­глии Ричард I Льви­ное Серд­це, сме­лый ры­царь, «всех хотел пре­взой­ти сла­вой». После осады он штур­мом взял порт Акру, ко­то­рый стал от­ныне сто­ли­цей Иерусалимско­го ко­ро­лев­ства. Ричард Льви­ное Серд­це про­явил себя не толь­ко храб­рым, но и неумо­ли­мо же­сто­ким: в Акре кре­сто­нос­цы по его при­ка­зу пе­ре­би­ли 2 ты­ся­чи му­суль­ман. Три­жды Ричард под­хо­дил к Иеру­са­ли­му, но от­во­е­вать город так и не сумел. По­лу­чив из Ан­глии пло­хие вести, Ричард по­спе­шил домой, но там попал в плен к своим вра­гам и два года про­вел в за­то­че­нии у гер­ман­ско­го им­пе­ра­то­ра. Его осво­бо­ди­ли толь­ко тог­да, когда он при­нес вас­саль­ную при­ся­гу импе­ратору и упла­тил боль­шой выкуп.

В конце XII века за ор­га­ни­за­цию но­во­го по­хо­да на Во­сток взял­ся папа Ин­но­кен­тий III. Сна­ча­ла кре­стоносцы на­ме­ре­ва­лись на­пра­вить­ся морем через Еги­пет. Они на­ня­ли ко­раб­ли у «короле­вы морей» – Ве­не­ции, со­брав­шись на одном из ее ост­ро­вов. Ве­не­ци­ан­ский пра­ви­тель (он назы­вался дож) Эн­ри­ко Дан­до­ло был уже сле­пым ста­ри­ком, но со­хра­нил уди­ви­тель­ную яс­ность ума и рас­чет­ли­вость. Он по­тре­бо­вал за перевоз­ку ры­ца­рей огром­ную сумму – 85 тысяч марок (более 20 тонн) се­реб­ром. Но участ­ни­ки по­хо­да не смог­ли со­брать такую сумму. Кре­сто­нос­цев плохо снаб­жа­ли про­дук­та­ми, они то­ми­лись от без­де­лья. Ве­не­ция в то время вела оже­сто­чен­ную борь­бу с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей за пер­вен­ство в тор­гов­ле с во­сточ­ны­ми стра­на­ми. Венециан­ские купцы давно меч­та­ли на­не­сти византий­цам удар, от ко­то­ро­го те не смог­ли бы оправить­ся. Они ре­ши­ли ис­поль­зо­вать для этого воен­ные силы кре­сто­нос­цев. Пра­ви­тель Ве­не­ции уго­во­рил ры­ца­рей вме­шать­ся во внут­рен­ние дела Ви­зан­тии, где в это время шла ост­рая борь­ба за им­пе­ра­тор­ский пре­стол. В 1204 году «осво­бо­ди­те­ли Гроба Гос­под­ня» штур­мом овла­де­ли ви­зан­тий­ской сто­ли­цей. Во­рвав­шись в хри­сти­ан­ский Кон­стан­ти­но­поль, они стали гра­бить и раз­ру­шать двор­цы и хра­мы, дома и скла­ды. В огне по­жа­ров по­гиб­ли хра­ни­ли­ща древ­них ру­ко­пи­сей, были уничто­жены цен­ней­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства. Кре­стоносцы раз­гра­би­ли храм Свя­той Софии. При­шедшие с кре­сто­нос­ца­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ли вы­вез­ли в ев­ро­пей­ские церк­ви и мо­на­сты­ри мно­же­ство ре­лик­вий. Как со­об­щил участ­ник по­хо­да, до­бы­ча была так ве­ли­ка, что ее «не могли со­счи­тать». По­гиб­ло и огром­ное число хри­сти­ан-го­ро­жан. Раз­гра­бив бо­га­тей­ший город Ев­ро­пы, рыца­ри не пошли на Иеру­са­лим, а обос­но­ва­лись на тер­ри­то­рии Ви­зан­тии. Они со­зда­ли го­су­дар­ство со сто­ли­цей в Кон­стан­ти­но­по­ле – Ла­тин­скую им­пе­рию. Более 50 лет мест­ное на­се­ле­ние боро­лось про­тив за­во­е­ва­те­лей. В 1261 году Латин­ская им­пе­рия пала. Ви­зан­тия была восстанов­лена, но она уже ни­ко­гда не до­стиг­ла прежне­го мо­гу­ще­ства.

В конце XII ве­ка мно­гие бро­дя­чие про­по­вед­ни­ки – и среди них Фран­циск Ас­сиз­ский – стали го­во­рить о том, что не силь­ные и гор­дые, а сла­бые и без­грешные смо­гут осво­бо­дить Иеру­са­лим. В горо­дах со­би­ра­лись толпы детей, чтобы идти в Свя­тую землю и осво­бо­дить ее не силой ору­жия, а лишь с Бо­жьей по­мо­щью. В 1212 году ты­ся­чи ре­бя­ти­шек из Рейн­ской об­ла­сти в Гер­ма­нии тол­па­ми устре­ми­лись на юг. По до­ро­ге мно­гие умер­ли от го­ло­да и жажды. Уце­лев­шие дети были про­да­ны в раб­ство.

По­доб­ное дви­же­ние бед­ня­ков раз­вер­ну­лось и в Се­вер­ной Фран­ции, но ко­роль Фи­липп II Ав­густ, посчитав­ший эту затею бес­смыс­лен­ной, при­ка­зал тол­пам бед­ня­ков разой­тись по домам.

Кре­сто­нос­цы по­сте­пен­но те­ря­ли свои вла­де­ния в Сирии и Па­ле­стине. Папы и ко­роли ор­га­ни­зо­вы­ва­ли новые по­хо­ды, но желав­ших участ­во­вать в них ста­но­ви­лось все мень­ше. Войны с му­суль­ма­на­ми были слиш­ком тя­же­лы и опас­ны. С укреп­ле­ни­ем ко­ро­лев­ской вла­сти для ры­ца­рей по­яви­лось дело у себя дома – вы­год­ная служ­ба в на­ем­ном вой­ске. Вско­ре после Вось­мо­го, по­след­не­го Кре­стового по­хо­да на Во­сток за­пад­ные ры­ца­ри по­те­ря­ли все свои вла­де­ния в му­суль­ман­ских стра­нах: в 1291 году пал их по­след­ний оплот на Во­сто­ке – кре­пость Акра.

След­стви­ем эпохи Кре­сто­вых по­хо­дов стало ожив­ле­ние тор­гов­ли на Сре­ди­зем­ном море. Пер­вен­ство в этой тор­гов­ле пе­ре­шло к го­ро­дам Се­вер­ной Ита­лии. После раз­гро­ма в 1204 году Ви­зан­тия уже не могла со­пер­ни­чать с Ве­не­ци­ей и Ге­ну­ей. Италь­янские купцы за­вла­де­ли це­лы­ми квар­та­ла­ми в пор­то­вых го­ро­дах Сирии и Па­ле­сти­ны. Их тор­говые по­се­ле­ния по­яви­лись и на по­бе­ре­жье Чер­но­го моря – в Крыму и на Кав­ка­зе. Из во­сточ­ных стран в Ев­ро­пу при­шли рис, гре­чи­ха, ли­мо­ны, аб­ри­ко­сы, ар­бу­зы, вошел в пищу трост­ни­ко­вый сахар. Вет­ря­ные мель­ни­цы, по­явив­ши­е­ся в это время в Ев­ро­пе, тоже были за­им­ство­ва­ны на Во­сто­ке. Ев­ро­пей­цы на­учились из­го­тав­ли­вать шел­ко­вые ткани и стек­лянные зер­ка­ла, лучше об­ра­ба­ты­вать ме­тал­лы. Про­изо­шли из­ме­не­ния и в быту: на За­па­де стали мыть руки перед едой, ку­пать­ся в го­ря­чих банях.

Кре­сто­вые по­хо­ды с бла­го­сло­ве­ния или по пря­мо­му ука­за­нию пап рим­ских со­вер­ша­лись и в Ев­ро­пе прак­ти­че­ски до конца Сред­них веков. Так, в ходе се­вер­ных Кре­сто­вых по­хо­дов (XII–XIV века), в ко­то­рых участ­во­ва­ли шведы и немцы, боль­шую часть тер­ри­то­рии фин­нов и карел при­со­еди­ни­ли к Шве­ции, жи­те­лей на­сильно окре­сти­ли. По­хо­ды про­тив ере­ти­ков в Ев­ро­пе обыч­но также про­воз­гла­ша­лись кре­сто­вы­ми, своей же­сто­ко­стью они не усту­па­ли похо­дам на Во­сток.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:16