Церковь и духовенство

В Сред­ние века цер­ковь счи­та­лась по­средником между лю­дь­ми и Богом и учила, как че­ло­ве­ку до­стичь после смер­ти веч­но­го блажен­ства. Хри­сти­ан­ская мо­раль тре­бо­ва­ла выпол­нять нрав­ствен­ные пра­ви­ла, пе­ре­чис­лен­ные в Биб­лии, в том числе – от­но­сись к людям так, как хо­чешь, чтобы от­но­си­лись к тебе. Пропо­ведь церк­ви смяг­ча­ла же­сто­кие нравы и улуч­шала по­ве­де­ние людей. Цер­ковь учила ни­ко­гда не те­рять на­деж­ды. Счи­та­лось, что греш­ник и даже пре­ступ­ник могут спа­сти свою душу рас­каянием и ис­по­ве­дью, то есть ис­крен­ним расска­зом о своих гре­хах свя­щен­ни­ку, ко­то­рый будет мо­лить Бога про­стить рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка. Об­раз­цом, на кого сле­ду­ет рав­нять­ся, счи­тался свя­той че­ло­век, ко­то­рый от­рек­ся от зем­ных забот и со­блаз­нов. Свя­то­го пред­став­ля­ли бед­ным, даже нищим, от­ка­зав­шим­ся от иму­ще­ства – ведь иму­ще­ство от­вле­ка­ет от забот о спа­сении души, оно свя­за­но с жад­но­стью и враж­дой. При­ме­ром яв­ля­ет­ся Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Ве­ли­кий, ко­то­рый более 20 лет про­вел в пу­стыне, по­свя­тив свою жизнь слу­же­нию Богу (рис. 1).

Свя­той Ан­то­ний

Рис. 1. Свя­той Ан­то­ний

Цер­ковь была круп­ней­шим зем­ле­вла­дель­цем и облада­ла огром­ны­ми бо­гат­ства­ми. Ей при­над­ле­жа­ло около трети воз­де­лан­ных зе­мель. Епи­ско­пы и мо­на­сты­ри имели сотни, а порой и ты­ся­чи за­висимых кре­стьян. Со всего на­се­ле­ния За­пад­ной Ев­ро­пы цер­ковь взи­ма­ла де­ся­ти­ну – осо­бый налог на со­дер­жа­ние ду­хо­вен­ства и хра­мов. Ве­ру­ю­щие пла­ти­ли свя­щен­ни­кам также за вен­ча­ние и за дру­гие цер­ков­ные об­ря­ды. Мно­гие за­ве­ща­ли и да­ри­ли церк­ви землю, день­ги и дру­гое иму­щество – «на помин души». В хра­мах вы­став­ля­ли свя­щен­ные ре­лик­вии («остат­ки»): во­ло­сы Хри­ста, об­лом­ки кре­ста, на ко­то­ром он был рас­пят, гвоз­ди, ко­то­ры­ми его при­би­ва­ли к кре­сту, а также мощи – остан­ки тел свя­тых му­че­ни­ков. Ве­ру­ю­щие были убеж­де­ны, что от при­кос­но­ве­ния к свя­ты­ням из­ле­чи­ва­ют­ся боль­ные и увеч­ные. Папы рим­ские при­сво­и­ли себе право про­щать пре­ступ­ле­ния и грехи ве­ру­ю­щих за день­ги. Мо­на­хи про­да­ва­ли гра­мо­ты о про­ще­нии гре­хов – ин­дуль­ген­ции (в пе­ре­во­де с латинско­го зна­чит «ми­лость»), обе­щав­шие спа­се­ние от ад­ских мук. Тор­гов­ля ин­дуль­ген­ци­я­ми прино­сила папам огром­ные до­хо­ды и вы­зы­ва­ла него­дование ис­тин­но ве­ру­ю­щих граж­дан.

В тече­ние ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья на съез­дах высше­го ду­хо­вен­ства – цер­ков­ных со­бо­рах были по­степенно вы­ра­бо­та­ны и утвер­жде­ны глав­ные дог­ма­ты (непре­лож­ные ис­ти­ны) хри­сти­ан­ской веры: уче­ние о Тро­и­це (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Свя­той Дух), о непо­роч­ном за­ча­тии Хри­ста (от Духа Бо­жье­го), о роли церк­ви как един­ствен­но­го по­сред­ни­ка между Богом и лю­дь­ми. Нема­ло по­ложений вошло в хри­сти­ан­ство из на­род­ных, язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­при­мер празд­но­ва­ние Мас­ле­ни­цы или дня Ивана Ку­па­лы, поминаль­ное за­сто­лье (триз­на у сла­вян). Под вли­я­ни­ем про­стых людей, бо­я­щих­ся су­ро­во­го Бо­жье­го суда, на­ря­ду со свет­лым раем и страш­ным адом в цер­ков­ное уче­ние ввели чи­сти­ли­ще как ме­сто, где душа че­ло­ве­ка еще может очи­стить­ся и из­бе­жать ада. Не все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане по­ни­ма­ли дог­маты. А те, кто мог чи­тать Биб­лию, не все­гда при­ни­ма­ли неко­то­рые цер­ков­ные дог­ма­ты, так как ви­де­ли рас­хож­де­ние между ними и текста­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мно­гим людям были не по душе дей­ствия церк­ви, ее стя­жа­тель­ство, ис­пор­чен­ность ду­хо­вен­ства. Среди го­ро­жан, ры­ца­рей, про­стых священ­ников и мо­на­хов время от вре­ме­ни по­яв­ля­лись люди, от­кры­то кри­ти­ко­вав­шие цер­ковь. Таких людей ду­хо­вен­ство на­зы­ва­ло ере­ти­ка­ми. Ере­ти­ки утвер­жда­ли, что цер­ковь испорче­на. Папу они на­зы­ва­ли на­мест­ни­ком дья­во­ла, а не Бога. Ере­ти­ки от­вер­га­ли до­ро­гие церков­ные об­ря­ды, пыш­ные бо­го­слу­же­ния. Они тре­бовали, чтобы ду­хо­вен­ство от­ка­за­лось от деся­тины, от своих зе­мель­ных вла­де­ний и бо­гатств. Един­ствен­ным ис­точ­ни­ком веры для них было Еван­ге­лие. В своих про­по­ве­дях ере­ти­ки осуж­дали свя­щен­ни­ков и мо­на­хов за за­бве­ние «апо­стольской бед­но­сти». Они сами по­ка­зы­ва­ли при­мер пра­вед­ной жизни: раз­да­ва­ли свое иму­щество бед­ным, пи­та­лись по­да­я­ни­ем.

I Все­лен­ский собор

Рис. 2. I Все­лен­ский собор

Слу­жители церк­ви во всех стра­нах пре­сле­до­ва­ли ере­ти­ков и же­сто­ко рас­прав­ля­лись с ними. Страш­ным на­ка­за­ни­ем счи­та­лось от­лу­че­ние от церк­ви. От­лу­чен­ный от церк­ви был вне за­кона: ве­ру­ю­щие не имели права ока­зы­вать ему по­мощь и да­вать приют. На­ка­зы­вая за непо­слу­ша­ние, папа мог нало­жить на об­ласть или даже целую стра­ну за­прет ис­пол­нять об­ря­ды и бо­го­слу­же­ние (ин­тер­дикт). Тогда за­кры­ва­лись храмы, мла­ден­цы остава­лись некре­ще­ны­ми, по­кой­ни­ков нель­зя было от­пе­вать. А зна­чит, и те и дру­гие были обрече­ны на ад­ские муки, чего бо­я­лись все ве­ру­ю­щие хри­сти­ане. Для уси­ле­ния своей вла­сти и борь­бы с ере­ти­ка­ми папа со­здал в XIII веке спе­ци­аль­ный цер­ков­ный суд – ин­кви­зи­цию (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го зна­чит «расследова­ние»). В этой борь­бе ин­кви­зи­ция ис­поль­зо­ва­ла слеж­ку и до­но­сы. Об­ви­ня­е­мых за­клю­ча­ли в тюрь­мы и под­вер­га­ли же­сто­ким пыт­кам, стара­ясь вы­рвать у них при­зна­ние своей вины. Мно­гие, не вы­дер­жи­вая му­че­ний, ого­ва­ри­ва­ли себя и дру­гих ни в чем не по­вин­ных людей. При­знав­ши­е­ся в ереси по­лу­ча­ли раз­ные на­ка­за­ния, вплоть до тюрем­ного за­клю­че­ния или смерт­ной казни (рис. 3).

Со­жже­ние ере­ти­ка. Гра­вю­ра XV века

Рис. 3. Со­жже­ние ере­ти­ка. Гра­вю­ра XV века

До се­ре­ди­ны XI века хри­сти­ан­ская цер­ковь счи­та­лась еди­ной. Но в За­пад­ной Ев­ро­пе гла­вой церк­ви был папа рим­ский, а в Ви­зан­тии – кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх, под­чи­няв­ший­ся им­пе­ра­то­ру. Вы зна­е­те, что от Ви­зан­тии хри­сти­ан­скую веру при­ня­ли неко­то­рые на­ро­ды Во­сточ­ной Ев­ропы и Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Но папа рим­ский хотел под­чи­нить цер­ковь в этих стра­нах своей вла­сти. Ви­зан­тий­ская же цер­ковь проти­вилась вме­ша­тель­ству папы в ее дела. Из-за гос­под­ства над хри­сти­ан­ской цер­ко­вью между папой рим­ским и кон­стан­ти­но­поль­ским патри­архом шла ост­рая борь­ба. Между церк­вя­ми на За­па­де и Во­сто­ке суще­ствовали также раз­ли­чия в об­ря­дах и уче­нии. В раз­дроб­лен­ной За­пад­ной Ев­ро­пе цер­ковь со­хранила еди­ный язык бо­го­слу­же­ния – латин­ский. Во­сточ­ная же цер­ковь вела бо­го­слу­же­ние на гре­че­ском, но до­пус­ка­ла цер­ков­ную служ­бу на мест­ных язы­ках. На За­па­де было запреще­но всту­пать в брак всем ду­хов­ным лицам, на Во­сто­ке же – толь­ко мо­на­хам, а свя­щен­ни­ки были же­на­ты­ми. Даже внешне во­сточ­ные свя­щенники от­ли­ча­лись от за­пад­ных: не брили бо­роды, не вы­стри­га­ли во­ло­сы на те­ме­ни.

В 1054 году, во время оче­ред­но­го конфлик­та, папа и пат­ри­арх пре­да­ли друг друга прокля­тию. Про­изо­шло окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние хри­сти­ан­ской церк­ви на за­пад­ную и восточ­ную. С тех пор за­пад­ная цер­ковь стала на­зы­вать­ся ка­то­ли­че­ской (что зна­чит «всемир­ной»), а во­сточ­ная – пра­во­слав­ной (то есть «пра­виль­но сла­вя­щей Бога»). После разделе­ния обе церк­ви стали пол­но­стью самостоятель­ными.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:11