Крестьяне и феодалы

В Сред­ние века дей­ство­ва­ло пра­ви­ло: «Нет земли без се­ньо­ра». К IX–X векам всю землю в За­пад­ной Ев­ропе за­хва­ти­ли фе­о­да­лы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их соб­ствен­но­стью. Воз­ник­ла фе­о­даль­ная вот­чи­на, или по­ме­стье, – хо­зяй­ство фе­о­да­ла, в ко­то­ром ра­бо­та­ли зави­симые кре­стьяне. В цен­тре вот­чи­ны рас­по­ла­гал­ся гос­под­ский двор, об­не­сен­ный огра­дой, а позд­нее – замок. Здесь был дом фе­о­да­ла и его управ­ля­ю­ще­го, ам­ба­ры для хра­не­ния зерна и дру­гих продук­тов, ко­нюш­ня, хлев, птич­ник, псар­ня. Па­хот­ная и про­чая земля в вот­чине дели­лась на две части: гос­под­скую и кре­стьян­ские на­де­лы. Уро­жай с гос­под­ских полей по­сту­пал в ам­ба­ры по­ме­щи­ка. Ра­бо­тая в своем хозяй­стве, кре­стья­нин кор­мил себя и свою семью. На своих волах соб­ствен­ны­ми ору­ди­я­ми труда он об­ра­ба­ты­вал и поле гос­по­ди­на, и свой надел (рис. 1).

Кре­стьяне и се­ньо­ры

Рис. 1. Кре­стьяне и се­ньо­ры

За поль­зование зем­лей за­ви­си­мые кре­стьяне долж­ны были нести по­вин­но­сти, то есть вы­пол­нять при­нудительные обя­зан­но­сти. Глав­ны­ми по­вин­но­стя­ми за­ви­си­мых крес­тьян были бар­щи­на и оброк. Бар­щи­ной называ­ли все да­ро­вые ра­бо­ты кре­стьян в хо­зяй­стве фе­о­да­ла: они об­ра­ба­ты­ва­ли гос­под­скую пашню, стро­и­ли и чи­ни­ли его дом, ам­ба­ры и мосты, чи­сти­ли пруды, ло­ви­ли рыбу. Кре­стьяне долж­ны были от­да­вать вла­дель­цу вот­чи­ны оброк – долю про­дук­тов сво­е­го хо­зяй­ства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также из­го­тов­лен­ные ими из­де­лия: по­лот­но, кожи, пряжу, в ряде слу­ча­ев и день­ги. 
Чтобы за­ста­вить кре­стьян, ко­то­рые обыч­но на­след­ствен­но вла­де­ли своим хо­зяй­ством, ис­правно нести по­вин­но­сти, по­ме­щи­кам нужна была власть над ними. Они имели право су­дить людей, ко­то­рые жили в их вла­де­ни­ях и кото­рые были по­зе­мель­но за­ви­си­мы­ми крестьяна­ми. За не во­вре­мя сдан­ный оброк, за плохую ра­боту на бар­щине кре­стья­ни­на вы­зы­ва­ли в суд фе­о­да­ла; судьи могли на­зна­чить штраф или дру­гое на­ка­за­ние (су­деб­ная за­ви­си­мость). Самым тя­же­лым было по­ло­же­ние лично за­висимых кре­стьян. Чаще всего по­том­ки пре­жних рабов не толь­ко не вла­де­ли своей зем­лей, но были лично несво­бод­ны­ми: без раз­ре­ше­ния гос­по­ди­на они не могли по­ки­нуть де­рев­ню, про­дать или пе­ре­дать дру­гим людям свой надел, уйти в мо­на­стырь.

Кре­стьяне были объ­еди­не­ны в об­щи­ны, ко­то­рые ве­да­ли пре­жде всего хо­зяй­ствен­ны­ми де­ла­ми. Де­ре­вен­ская пашня де­ли­лась на участ­ки (по­ло­сы), состав­лявшие кре­стьян­ские на­де­лы. Чтобы у общин­ников были рав­ные усло­вия для ве­де­ния хозяй­ства, по­ло­сы земли на­ре­за­лись кре­стья­нам в раз­ных ме­стах, со­зда­вая «че­рес­по­ло­си­цу», ког­да при­хо­ди­лось пе­ре­би­рать­ся через участ­ки со­седей и даже гос­под­ские. После убор­ки уро­жая пашня пре­вра­ща­лась в общее паст­би­ще, на него вы­го­ня­ли скот все жи­те­ли де­рев­ни. По­это­му об­щин­ни­ки на­чи­на­ли и за­кан­чи­ва­ли по­ле­вые ра­бо­ты од­но­вре­мен­но и за­се­ва­ли поля одинако­выми зер­но­вы­ми куль­ту­ра­ми. Со­би­ра­ясь на сель­ский сход, кре­стьяне ре­ша­ли, где и что по­се­ять, когда на­чи­нать жатву. Кроме пашни, в име­ни­ях были уго­дья: луга, леса, озера и реки. Ча­стич­но они при­над­ле­жа­ли гос­по­ди­ну, но ча­стью уго­дий вла­де­ла об­щи­на. Гос­по­да всеми спо­со­ба­ми от­ни­ма­ли об­щин­ные уго­дья в свою поль­зу, за­пре­щая кре­стья­нам пользовать­ся озе­ра­ми и ле­са­ми. Фе­о­да­лы тре­бо­ва­ли, что­бы кре­стьяне мо­ло­ли хлеб на гос­под­ских мель­ницах (а не дома, при по­мо­щи руч­ных жерно­вов), за что брали осо­бые по­бо­ры. Все это ухуд­шало по­ло­же­ние кре­стьян. Об­щи­на под­дер­жи­ва­ла мир и по­ря­док на своей тер­ри­то­рии, разыс­ки­ва­ла пре­ступ­ни­ков. Она по­мо­га­ла бед­ня­кам вы­пла­чи­вать на­ло­ги, опе­ка­ла кре­стьян­ских вдов и сирот, хра­ни­ла обы­чаи, про­во­ди­ла празд­не­ства и игры. Кре­стьяне всей об­щи­ной неред­ко ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние гос­по­ди­ну, когда он пы­тал­ся уве­ли­чить обыч­ные раз­ме­ры по­вин­но­стей. Ино­гда кре­стьяне от­ка­зы­ва­лись ра­бо­тать на гос­под, под­жи­га­ли их дома и ам­ба­ры. В одиноч­ку и це­лы­ми де­рев­ня­ми они убе­га­ли от жесто­ких гос­под и се­ли­лись на пу­сту­ю­щих зем­лях. Своим упор­ным со­про­тив­ле­ни­ем кре­стьян­ские об­щи­ны до­би­ва­лись огра­ни­че­ния фе­о­даль­ных по­вин­но­стей и про­из­во­ла гос­под.

Де­рев­ни в то время на­счи­ты­ва­ли обыч­но не более 10–15 и лишь очень редко до­сти­га­ли 30–50 дво­ров. В каж­дом дворе, кроме жи­ли­ща, были сарай, хлев, амбар и дру­гие хо­зяй­ствен­ные по­строй­ки. К двору при­мы­кал при­уса­деб­ный уча­сток: сад, ого­род, ви­но­град­ник. Кре­стьян­ский дом чаще всего стро­и­ли из де­ре­вян­ных жер­дей, об­ма­зан­ных гли­ной, из бре­вен или мест­но­го камня, крыли со­ло­мой, дер­ном или ка­мы­шом (рис. 2). Когда раз­во­ди­ли огонь в очаге, дым вы­хо­дил в от­вер­стие в по­тол­ке или через от­кры­тую дверь, по­это­му стены были чер­ны от ко­по­ти; про­шло нема­ло вре­ме­ни, пре­жде чем на­учи­лись класть печи с ды­мо­хо­дом. Узкие окон­ца без сте­кол на ночь за­кры­ва­ли деревян­ными став­ня­ми, в хо­лод­ную по­го­ду за­ты­ка­ли про­зрач­ной кожей из бы­чье­го пу­зы­ря. Об­ста­нов­ка дома со­сто­я­ла из грубо сколочен­ного стола, ска­мей вдоль стен, сун­ду­ка для хра­нения празд­нич­ной одеж­ды: ее на­жи­ва­ли года­ми и пе­ре­да­ва­ли по на­след­ству. Спали на широ­кой кро­ва­ти или на ска­мьях, ко­то­рые покрыва­ли на­би­ты­ми сеном тю­фя­ка­ми. В доме храни­лись пред­ме­ты оби­хо­да, раз­лич­ная утварь: ухва­ты и чер­па­ки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стир­ки, ре­ше­та, кор­зи­ны, руч­ная мель­ни­ца, прял­ка, неболь­шой ткац­кий ста­нок. Еду го­то­ви­ли в чу­гун­ном ко­тел­ке, ко­то­рый под­вешивали на же­лез­ном тре­нож­ни­ке над огнем в очаге. В сарае хра­ни­лись сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ору­дия, те­ле­га, упряжь для тяг­ло­во­го скота. Обыч­ной пищей кре­стьян были ва­ре­ное зер­но или каша, бобы, репа, лук и дру­гие овощи, съе­доб­ные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но кар­то­фе­ля, ку­ку­ру­зы, по­ми­до­ров Ев­ро­па тогда не знала. Не знала и са­ха­ра – его заме­нял мед. Из меда, ви­но­гра­да и ягод приготов­ляли на­пит­ки и вина, а из яч­ме­ня раз­лич­ные сорта пива. Гос­по­да пи­та­лись обиль­нее и разно­образнее; по­сто­ян­но ели мясо, ко­ро­вье (сливоч­ное) масло, до­ро­гую рыбу; в пищу обиль­но до­бавляли пря­но­сти (перец, ко­ри­цу и дру­гие при­пра­вы), по­это­му упо­треб­ля­ли много вина и пива. Не брез­го­ва­ло хмель­ны­ми на­пит­ка­ми и ду­хо­вен­ство. Имен­но в мо­на­сты­рях в Сред­ние века на­учи­лись из­го­тов­лять креп­кие на­стой­ки и ли­ке­ры на 80–100 тра­вах. Ре­цеп­ты их при­готовления хра­ни­лись в сек­ре­те.

Дом кре­стья­ни­на

Рис. 2. Дом кре­стья­ни­на

В от­ли­чие от рабов крес­тьяне ува­жа­ли свой тя­же­лый труд и вы­со­ко це­нили тру­до­лю­бие. При вы­бо­ре же­ни­ха или неве­сты в кре­стьян­ской семье наи­боль­шее вни­мание об­ра­ща­лось на уме­лость, сно­ров­ку, тру­долюбие и смет­ли­вость бу­ду­ще­го члена семьи. С ле­ни­вы­ми, неуме­лы­ми ста­ра­лись не роднить­ся. При­го­жесть неве­сты или лич­ные чув­ства мо­ло­дых редко при­ни­ма­лись во вни­ма­ние. Кре­стьяне об­ра­ба­ты­ва­ли землю чаще всего теми же ору­ди­я­ми труда, какие по­лу­ча­ли в на­следство от отцов и дедов. Обыч­но па­ха­ли лег­ким плу­гом, ко­то­рый толь­ко бо­роз­дил землю, не пе­ре­во­ра­чи­вая пла­сты. Плуг тя­ну­ла по полю упряж­ка волов, редко – ло­шадь. Почву рых­лили бо­ро­ной или граб­ля­ми. Когда со­зре­вал уро­жай, ко­ло­сья сре­за­ли сер­па­ми. Мо­ло­ти­ли пал­ка­ми или де­ре­вян­ны­ми це­па­ми, а затем зерно про­ве­и­ва­ли, под­бра­сы­вая ло­па­той на ветру. Зерно, если доз­во­лял гос­по­дин, обыч­но мо­ло­ли на руч­ной мель­ни­це, со­сто­яв­шей из двух ка­мен­ных жер­но­вов. Кре­стьяне сами стро­и­ли жи­ли­ща и де­ла­ли ме­бель, кре­стьян­ки об­рабатывали про­дук­ты пи­та­ния, пряли, ткали, шили гру­бую одеж­ду из льна, шер­сти, кожи. В кре­стьян­ском хо­зяй­стве пре­об­ла­дал мел­кий скот: овцы, козы, сви­ньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хва­та­ло корма. Кре­стьяне дер­жа­ли в хо­зяй­стве кур, уток, гусей, го­лу­бей (рис. 3).

Труд кре­стьян

Рис. 3. Труд кре­стьян

Уро­жаи были низ­ки­ми: зерна по­лу­ча­ли при­мер­но в 3 раза боль­ше, чем сеяли. Треть, а то и почти по­ло­ви­ну со­бран­но­го остав­ля­ли на се­ме­на, часть от­да­ва­ли в оброк гос­по­ди­ну и 1/10 часть уро­жая – церк­ви. Уро­жай за­ви­сел не толь­ко от ста­ра­ний кре­стья­ни­на, но и от по­годы. Даже неболь­шие за­мо­роз­ки и за­су­хи гу­били по­се­вы, и тогда на­сту­пал страш­ный голод, длив­ший­ся ме­ся­цы и даже годы. Мно­гие уми­рали от го­ло­да, бы­то­ва­ло даже лю­до­ед­ство. За­разные бо­лез­ни ты­ся­ча­ми уно­си­ли в мо­ги­лу ос­лабевших, ис­то­щен­ных людей. В пер­вые столе­тия Сред­не­ве­ко­вья на­се­ле­ние Ев­ро­пы из-за вы­со­кой смерт­но­сти почти не уве­ли­чи­ва­лось. И лишь с XI века бла­го­да­ря улуч­ше­нию клима­та и рас­паш­кам новых зе­мель на­се­ле­ние стало за­мет­но уве­ли­чи­вать­ся, по­яви­лись ты­ся­чи но­вых де­ре­вень и ху­то­ров.

Кре­стьяне обес­печивали про­дук­та­ми сель­ско­го хо­зяй­ства и из­де­ли­я­ми ре­мес­ла не толь­ко себя, но и сво­е­го гос­по­ди­на, его семью, слуг и го­стей. В вот­чи­нах фе­о­да­лы устра­и­ва­ли целые ма­стер­ские: там дво­ро­вые ма­сте­ра из­го­тов­ля­ли ору­жие, кон­скую сбрую, ма­сте­ри­цы – ткани, одеж­ду. Та­ким об­ра­зом, все необ­хо­ди­мое для жизни лю­дей про­из­во­ди­лось в самой вот­чине. Хо­зяй­ство было на­ту­раль­ным, то есть про­дук­ты и вещи из­го­тов­ля­лись не для прода­жи, а для соб­ствен­но­го по­треб­ле­ния.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:06