Феодальное общество

В Сред­ние века счи­та­ли, что об­ще­ство де­лит­ся на «тех, кто мо­лят­ся» — ду­хо­вен­ство, «тех, кто воюет» — ры­ца­рей и «тех, кто ра­бо­та­ет» — кре­стьян. Все эти со­сло­вия как бы яв­ля­лись ча­стя­ми од­но­го тела. На самом деле иерар­хи­че­ская струк­ту­ра об­ще­ства, воз­ник­шая в Сред­ние века, была на­мно­го слож­нее и ин­те­рес­нее.А еще вы узна­е­те, как дол­жен вы­гля­деть и как дол­жен себя вести на­сто­я­щий ры­царь.

К се­ре­дине XI в. в Ев­ро­пе уста­но­вил­ся об­ще­ствен­ный строй, ко­то­рый со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют фе­о­даль­ным. Власть в об­ще­стве при­над­ле­жа­ла зем­ле­вла­дель­цам-фе­о­да­лам, свет­ским и цер­ков­ным. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство на­се­ле­ния со­став­ля­ли за­ви­си­мые кре­стьяне. При­ви­ле­гии и обя­зан­но­сти гос­под и кре­стьян офор­ми­лись опре­де­лен­ны­ми обы­ча­я­ми, пи­са­ны­ми за­ко­на­ми и уста­нов­ле­ни­я­ми.

Каж­дый круп­ный фе­о­дал раз­да­вал часть зе­мель с кре­стья­на­ми мел­ким фе­о­да­лам в на­гра­ду за служ­бу, они же да­ва­ли ему при­ся­гу вер­но­сти. Он счи­тал­ся по от­но­ше­нию к этим фе­о­да­лам се­ньо­ром (стар­шим), а фе­о­да­лы, ко­то­рые как бы «дер­жа­ли» от него земли, ста­но­ви­лись его вас­са­ла­ми (под­чи­нен­ны­ми). Вас­сал был обя­зан по при­ка­зу се­ньо­ра вы­сту­пать в поход и при­во­дить с собой отряд во­и­нов, участ­во­вать в суде се­ньо­ра, по­мо­гать ему со­ве­том, вы­ку­пать се­ньо­ра из плена. Се­ньор за­щи­щал своих вас­са­лов от на­па­де­ний дру­гих фе­о­да­лов и вос­став­ших кре­стьян, на­граж­дал их за служ­бу, обя­зан был за­бо­тить­ся об их оси­ро­тев­ших детях. Слу­ча­лось, что вас­са­лы вы­сту­па­ли про­тив своих се­ньо­ров, не вы­пол­ня­ли их при­ка­зов или пе­ре­хо­ди­ли к дру­го­му се­ньо­ру. И тогда толь­ко силой можно было за­ста­вить их под­чи­нить­ся, осо­бен­но если се­ньор вы­нуж­дал вас­са­лов слиш­ком долго участ­во­вать в войне или плохо на­граж­дал за служ­бу.

Гла­вой всех фе­о­да­лов и пер­вым се­ньо­ром стра­ны счи­тал­ся ко­роль: он был выс­шим су­дьей в спо­рах между ними и во время войны воз­глав­лял вой­ско. Ко­роль был се­ньо­ром для выс­шей знати (ари­сто­кра­тии) — гер­цо­гов и гра­фов. Ниже сто­я­ли ба­ро­ны и ви­кон­ты — вас­са­лы гер­цо­гов и гра­фов. Ба­ро­ны были се­ньо­ра­ми ры­ца­рей, у ко­то­рых уже не было своих вас­са­лов. Вас­са­лы долж­ны были под­чи­нять­ся толь­ко своим се­ньо­рам. Если они не были вас­са­ла­ми ко­ро­ля, то могли не вы­пол­нять его при­ка­зы. Такой по­ря­док за­креп­лял­ся пра­ви­лом: «Вас­сал моего вас­са­ла — не мой вас­сал». От­но­ше­ния между фе­о­да­ла­ми на­по­ми­на­ли лест­ни­цу, на верх­них сту­пень­ках ко­то­рой сто­я­ли самые круп­ные фе­о­да­лы, на ниж­них — сред­ние, еще ниже — мел­кие. Такую ор­га­ни­за­цию фе­о­да­лов ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют фе­о­даль­ной лест­ни­цей.

Фе­о­даль­ная лест­ни­ца

Рис. 1. Фе­о­даль­ная лест­ни­ца

Фе­о­даль­ное право ре­гу­ли­ро­ва­ло также от­но­ше­ния между гос­по­да­ми и их за­ви­си­мы­ми кре­стья­на­ми. На­при­мер, кре­стьян­ская об­щи­на была впра­ве не под­чи­нить­ся се­ньо­ру, если он тре­бо­вал налог боль­ший, чем преду­смат­ри­вал­ся обы­ча­ем этой об­щи­ны или до­го­во­ром между кре­стья­на­ми и гос­по­ди­ном земли. Когда на­чи­на­лась война с дру­гим го­су­дар­ством, ко­роль при­зы­вал в поход гер­цо­гов и гра­фов, а те об­ра­ща­лись к ба­ро­нам, ко­то­рые при­во­ди­ли с собой от­ря­ды ры­ца­рей. Так со­зда­ва­лось фе­о­даль­ное вой­ско, ко­то­рое обыч­но на­зы­ва­ют ры­цар­ским.

На­чи­ная с VIII в. для за­щи­ты от на­па­де­ний нор­ман­нов и вен­гров в Ев­ро­пе было по­стро­е­но нема­ло зам­ков. По­сте­пен­но каж­дый гос­по­дин ста­рал­ся со­ору­дить себе замок в за­ви­си­мо­сти от воз­мож­но­стей — огром­ный или скром­ный. Замок — это жи­ли­ще фе­о­да­ла и его кре­пость. Сна­ча­ла замки стро­и­ли из де­ре­ва, позд­нее — из камня. Мощ­ные стены с зуб­ча­ты­ми баш­ня­ми слу­жи­ли на­деж­ной за­щи­той. Замок часто воз­во­ди­ли на холме или вы­со­кой скале, окру­жа­ли ши­ро­ким рвом с водой. Ино­гда его стро­и­ли на ост­ро­ве по­сре­ди реки или озера. Через ров или про­то­ку пе­ре­ки­ды­ва­ли подъ­ем­ный мост, на ночь и при на­па­де­нии врага его под­ни­ма­ли на цепях. Из башни над во­ро­та­ми по­сто­ян­но обо­зре­ва­ла окрест­но­сти стра­жа и, за­ме­тив в от­да­ле­нии врага, тру­би­ла сиг­нал тре­во­ги. Тогда воины спе­ши­ли за­нять свои места на сте­нах и в баш­нях. Чтобы про­ник­нуть в замок, надо было пре­одо­леть много пре­пят­ствий. Враги долж­ны были за­сы­пать ров, по от­кры­то­му про­стран­ству одо­леть холм, по­дой­ти к сте­нам, взо­брать­ся на них по при­став­лен­ным штур­мо­вым лест­ни­цам или раз­бить та­ра­ном ду­бо­вые, око­ван­ные же­ле­зом во­ро­та. На го­ло­вы вра­гов за­щит­ни­ки замка сбра­сы­ва­ли камни и брев­на, лили ки­пя­ток и го­ря­чую смолу, ме­та­ли копья, осы­па­ли их стре­ла­ми. За­ча­стую на­па­дав­шим при­хо­ди­лось штур­мо­вать вто­рую, еще более вы­со­кую стену.

Сред­не­ве­ко­вый замок в Ис­па­нии

Рис. 2. Сред­не­ве­ко­вый замок в Ис­па­нии

Над всеми по­строй­ка­ми воз­вы­ша­лась глав­ная башня — дон­жон. В ней фе­о­дал со сво­и­ми во­и­на­ми и слу­га­ми мог вы­дер­жать дол­гую оса­ду, если дру­гие укреп­ле­ния уже за­хва­че­ны. Внут­ри башни один над дру­гим были располо­жены залы. В под­валь­ном по­ме­ще­нии де­ла­ли ко­ло­дец и хра­ни­ли за­па­сы про­дук­тов. Рядом в сыром и тем­ном под­зе­ме­лье то­ми­лись уз­ни­ки. Из под­ва­ла обыч­но рыли тай­ный под­зем­ный ход, ко­то­рый вы­во­дил к реке или лесу.

Во­ен­ное дело стало за­ня­ти­ем почти ис­клю­чи­тель­но фе­о­да­лов, и так было на про­тя­же­нии мно­гих веков. Фе­о­дал за­ча­стую сра­жал­ся всю жизнь. Ры­царь был во­оружен боль­шим мечом и длин­ным ко­пьем; неред­ко он поль­зо­вал­ся также бо­е­вым то­по­ром и па­ли­цей — тя­же­лой ду­би­ной с металличес­ким утол­щен­ным кон­цом. Боль­шим щитом ры­царь мог при­крыть­ся с го­ло­вы до ног. Тело ры­ца­ря за­щи­ща­ла коль­чу­га — ру­ба­ха, сплетен­ная из же­лез­ных колец (ино­гда в 2–3 слоя) и до­хо­див­шая до колен. Позд­нее коль­чу­гу смени­ли латы — до­спе­хи из сталь­ных пла­стин. На го­ло­ву ры­царь на­де­вал шлем, а в ми­ну­ту опас­ности он опус­кал на лицо за­бра­ло — металли­ческую пла­стин­ку с про­ре­зя­ми для глаз. Сра­жались ры­ца­ри на силь­ных, вы­нос­ли­вых ко­нях, ко­то­рые также были за­щи­ще­ны доспеха­ми. Ры­ца­ря со­про­вож­да­ли ору­же­но­сец и не­сколько во­ору­жен­ных во­и­нов, кон­ных и пе­ших, — целая «бо­е­вая еди­ни­ца». Фе­о­да­лы го­то­ви­лись к во­ен­ной служ­бе с дет­ства. Они по­сто­ян­но упраж­ня­лись в фехто­вании, вер­хо­вой езде, борь­бе, пла­ва­нии и мета­нии копья, учи­лись при­е­мам и так­ти­ке боя.

Ры­царь и ору­же­но­сец

Рис. 3. Ры­царь и ору­же­но­сец

Знат­ные ры­ца­ри счи­та­ли себя лю­дь­ми «бла­го­род­ны­ми», гор­ди­лись древ­но­стью своих родов и чис­лом зна­ме­ни­тых пред­ков. Ры­царь имел свой герб — от­ли­чи­тель­ный знак рода и девиз — крат­кое из­ре­че­ние, обыч­но объясняв­шее смысл герба. Ры­ца­ри не стес­ня­лись гра­бить побежден­ных, соб­ствен­ных кре­стьян и даже про­ез­жих на боль­ших до­ро­гах. В то же время ры­ца­рю по­ла­га­лось пре­зи­рать рас­чет­ли­вость, бережли­вость, но про­яв­лять щед­рость. До­хо­ды, получа­емые от кре­стьян, и во­ен­ную до­бы­чу чаще все­го тра­ти­ли на по­дар­ки, пиры и уго­ще­ния дру­зей, охоту, до­ро­гую одеж­ду, на со­дер­жа­ние слуг и во­и­нов. Дру­гим важ­ным ка­че­ством ры­ца­ря счита­лась вер­ность ко­ро­лю и се­ньо­ру. Это была его глав­ная обя­зан­ность. А из­ме­на на­ла­га­ла клей­мо по­зо­ра на весь род пре­да­те­ля. «Кто сво­е­му се­ньо­ру из­ме­ня­ет, тот кару дол­жен по­не­сти по праву» — ска­за­но в одной из поэм. В сказани­ях о ры­ца­рях вос­пе­ва­лись сме­лость, удаль, пре­зрение к смер­ти, бла­го­род­ство. В этот вы­ра­бо­тан­ный ко­декс (за­ко­ны) ры­царской чести вхо­ди­ли и дру­гие осо­бые прави­ла: ры­царь дол­жен ис­кать по­дви­ги, бо­роть­ся с вра­га­ми хри­сти­ан­ской веры, за­щи­щать честь дам, а также сла­бых и оби­жен­ных, осо­бен­но вдов и сирот, быть спра­вед­ли­вым и га­лант­ным. Но эти пра­ви­ла ры­цар­ской чести применя­лись глав­ным об­ра­зом в от­но­ше­ни­ях между фе­о­да­ла­ми. Всех, кого счи­та­ли «неблагородны­ми», ры­ца­ри пре­зи­ра­ли, вели себя с ними вы­сокомерно и же­сто­ко.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:04