"Каролингское возрождение" и распад империи

Карл Ве­ли­кий был не толь­ко вы­да­ю­щим­ся пол­ко­вод­цем и го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем, но и про­све­щен­ным и об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком. Он знал ла­тин­ский и гре­че­ский языки и го­во­рил на них. Радея о том, чтобы его под­дан­ные были гра­мот­ны­ми и об­ра­зо­ван­ны­ми лю­дь­ми, он издал в 787 г. «Ка­пи­ту­ля­рий о на­у­ках», пред­пи­сы­ва­ю­щий со­зда­вать школы при мо­на­сты­рях и епи­скоп­ских ка­фед­рах для кли­ри­ков и мо­на­хов, а также ка­пи­ту­ля­рий (802 г.) об обя­за­тель­ном об­ра­зо­ва­нии для мирян. Про­грам­ма ка­ро­линг­ских школ мало от­ли­ча­лась от про­грам­мы су­ще­ство­вав­ших цер­ков­ных школ. Ос­нов­ной за­да­чей новых школ яв­ля­лось вос­пи­та­ние об­ра­зо­ван­ных кли­ри­ков и мо­на­хов, ав­то­ри­тет­ных среди на­ро­да и спо­соб­ных про­ти­во­сто­ять ере­сям и «ухищ­ре­ни­я­ми ан­ти­хри­ста». В своей ре­зи­ден­ции в Ахене Карл I со­брал самых вы­да­ю­щих­ся людей сво­е­го вре­ме­ни. При дворе Карла жили такие круп­ные пи­са­те­ли, как Павел Диа­кон из Лан­го­бар­дии, Тео­дульф (ве­ст­гот из Ис­па­нии), но самым бли­ста­тель­ным был мо­ло­дой Эйн­гардт, ко­то­рый позд­нее на­пи­шет био­гра­фию Карла I «Жизнь Карла Ве­ли­ко­го», взяв в ка­че­стве об­раз­ца зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние Све­то­ния «Жизнь две­на­дца­ти це­за­рей».

Карл Ве­ли­кий при­ни­ма­ет уче­но­го Ал­ку­и­на

Рис. 1. Карл Ве­ли­кий при­ни­ма­ет уче­но­го Ал­ку­и­на

Рим­ские пер­во­свя­щен­ни­ки, пап­ство по-преж­не­му нуж­да­лись в по­мо­щи и за­щи­те свет­ских пра­ви­те­лей. В прав­ле­ние Карла Ве­ли­ко­го ко­роль лан­го­бар­дов Дези­де­рий на­чи­на­ет опу­сто­шать рим­скую пап­скую об­ласть, ко­то­рая была по­да­ре­на папам Пи­пи­ном Ко­рот­ким. Папа об­ра­тил­ся к Карлу Ве­ли­ко­му. Им­пе­ра­тор ввел свои ле­ги­о­ны на тер­ри­то­рию Лан­го­бар­дии, сверг Дези­де­рия и за­то­чил его в мо­на­стырь. Этот акт укре­пил союз пап­ства и им­пе­рии. Глав­ным лицом в За­пад­ной Ев­ро­пе по-преж­не­му яв­лял­ся им­пе­ра­тор. От­но­ше­ния им­пе­ра­то­ра с папой оста­ва­лись очень слож­ны­ми.

При епи­скоп­ских ре­зи­ден­ци­ях Карл I со­зда­ет школы для под­го­тов­ки не толь­ко гра­мот­но­го ду­хо­вен­ства, но и гра­мот­но­го чи­нов­ни­че­ства. В Ахене была от­кры­та при­двор­ная школа. На тер­ри­то­рии им­пе­рии учре­жда­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство скрип­то­ри­ев — ма­стер­ских, где пе­ре­пи­сы­ва­лись гре­че­ские и рим­ские ан­тич­ные ру­ко­пи­си. В мо­на­сты­рях гра­мот­ные мо­на­хи пишут ан­на­лы.

При дворе в Ахене Карл I со­зда­ет уче­ное об­ще­ство на­по­до­бие со­здан­но­го в свое время Пла­то­ном и на­зы­ва­ет его «Двор­цо­вой ака­де­ми­ей». В де­я­тель­но­сти ака­де­мии при­ни­ма­ет уча­стие сам Карл I и его бли­жай­шие спо­движ­ни­ки-уче­ные. На за­се­да­ни­ях ака­де­мии чи­та­лись и об­суж­да­лись уче­ные со­чи­не­ния ее чле­нов, цер­ков­ные со­чи­не­ния, а также про­из­ве­де­ния ан­тич­ных пи­са­те­лей. Члены ака­де­мии но­си­ли биб­лей­ский или ан­тич­ный псев­до­ним. Карл Ве­ли­кий имел имя Давид.

Про­ис­хо­ди­ло воз­рож­де­ние ан­тич­ной куль­ту­ры, но толь­ко во внеш­них ее фор­мах, со­дер­жа­ние же этой куль­ту­ры было неиз­беж­но дру­гим, оно яви­лось по­рож­де­ни­ем новой ис­то­ри­че­ской эпохи. Ми­ро­воз­зре­ние пи­са­те­лей и уче­ных при дворе Карла Ве­ли­ко­го не было ан­тич­ным, их мен­та­ли­тет уже оформ­лял­ся как фе­о­даль­ный, сред­не­ве­ко­вый. В их про­из­ве­де­ни­ях ра­ци­о­на­ли­сти­че­ский дух, ко­то­рым про­ни­за­ны со­чи­не­ния ан­тич­ных ав­то­ров, ка­зал­ся бы неуме­стен. Во­круг Карла I со­бра­лось боль­шое число уче­ных хри­сти­ан­ских мо­на­хов, чье ми­ро­воз­зре­ние и опре­де­ли­ло «Ка­ро­линг­ское Воз­рож­де­ние». В пе­ри­од «Ка­ро­линг­ско­го Воз­рож­де­ния» раз­ви­ва­лись цер­ков­но-фе­о­даль­ные по­ли­ти­че­ские идеи: идея со­труд­ни­че­ства со­сло­вий, идея о ко­ро­ле как слу­жи­те­ле Бога на земле.

Вид­ным лицом при дворе Карла Ве­ли­ко­го был уче­ный монах Ал­ку­ин из Ан­глии, вос­пи­та­тель его сы­но­вей и автор из­вест­но­го учеб­ни­ка, на­пи­сан­но­го спе­ци­аль­но для них. По этому учеб­ни­ку также можно су­дить о ха­рак­те­ре «Ка­ро­линг­ско­го Воз­рож­де­ния». На­при­мер, учи­тель спра­ши­ва­ет прин­ца: «Что такое жизнь?». Ответ: «Ра­дость для счаст­ли­вых и скорбь для несчаст­ных, ожи­да­ние смер­ти для тех и дру­гих». Дру­гой во­прос: «Что такое че­ло­век?». Ответ: «Раб смер­ти, гость в своем доме, мимо про­хо­дя­щий пут­ник».

В пе­ри­од «Ка­ро­линг­ско­го Воз­рож­де­ния» рас­тет ин­те­рес к аг­ро­тех­ни­ке. Пе­ре­пи­сы­ва­ют­ся аг­ро­тех­ни­че­ские трак­та­ты ан­тич­но­сти. По­яв­ля­ют­ся новые про­из­ве­де­ния по сель­ско­му хо­зяй­ству (поэма Ва­лаф­ри­да Стра­бо­на «Книга об об­ра­бот­ке ого­ро­дов»).

В это время на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся схо­ла­сти­ка, ко­то­рая ста­но­вит­ся ос­но­вой сред­не­ве­ко­во­го ми­ро­воз­зре­ния, куль­ту­ры и науки вплоть до Воз­рож­де­ния.

При всем своем увле­че­нии ан­тич­но­стью Карл Ве­ли­кий обя­зал уче­ных со­ста­вить сло­варь со­вре­мен­но­го ему франк­ско­го языка. Идет ин­тен­сив­ное со­би­ра­ние песен гер­ман­ских на­ро­дов.

В го­ро­дах стро­и­лись ка­мен­ные церк­ви и двор­цы по ви­зан­тий­ским ар­хи­тек­тур­ным пла­нам. Из об­шир­но­го ар­хи­тек­тур­но­го стро­и­тель­ства Карла I до наших дней со­хра­ни­лась ка­пел­ла в Ахене.

Двор­цо­вая ка­пел­ла в Ахене

Рис. 2. Двор­цо­вая ка­пел­ла в Ахене

«Ка­ро­линг­ское Воз­рож­де­ние» было узким и огра­ни­чен­ным тер­ри­то­ри­аль­но, даль­ше Ахена оно прак­ти­че­ски не рас­про­стра­ня­лось. «Воз­рож­де­ние» огра­ни­чи­ва­лось тон­ким слоем тех людей, ко­то­рые были твор­ца­ми этой куль­ту­ры. «Ка­ро­линг­ское Воз­рож­де­ние» за­кан­чи­ва­ет­ся с рас­па­дом им­пе­рии.

В 814 г. Карл Ве­ли­кий уми­ра­ет в Ахене, и титул им­пе­ра­то­ра пе­ре­хо­дит его стар­ше­му сыну Лю­до­ви­ку, ко­то­рый к тому вре­ме­ни был ко­ро­лем Ак­ви­та­нии. После смер­ти Карла Ве­ли­ко­го им­пе­рия про­су­ще­ство­ва­ла недол­го. На­ча­лась борь­ба цен­тро­беж­ных и цен­тро­стре­ми­тель­ных сил, круп­ные фе­о­да­лы им­пе­рии в борь­бе за власть на­стра­и­ва­ют про­тив Лю­до­ви­ка (впо­след­ствии про­зван­но­го Бла­го­че­сти­вым) его соб­ствен­ных сы­но­вей. Ло­тарь и Лю­до­вик Немец­кий ста­но­вят­ся его про­тив­ни­ка­ми, и толь­ко тре­тий сын, Карл Лысый, под­дер­жи­ва­ет отца во всех его на­чи­на­ни­ях. После смер­ти Лю­до­ви­ка Бла­го­че­сти­во­го между тремя бра­тья­ми на­чи­на­ет­ся меж­до­усо­би­ца. В 843 г. в г. Вер­дене про­ис­хо­дит раз­дел им­пе­рии на три части. По Вер­ден­ско­му до­го­во­ру стар­ший брат, Ло­тарь, по­лу­ча­ет тер­ри­то­рию бу­ду­щей Ита­лии и бу­ду­щей Фран­ции, Лю­до­вик Немец­кий по­лу­ча­ет немец­кие земли (тер­ри­то­рию бу­ду­щей Гер­ма­нии), Карл Лысый — тер­ри­то­рию к за­па­ду от зе­мель, по­лу­чен­ных Ло­та­рем (за­пад­ная часть бу­ду­щей Фран­ции и часть бу­ду­щей Ис­па­нии).

Раз­дел им­пе­рии Карла Ве­ли­ко­го

Рис. 3. Раз­дел им­пе­рии Карла Ве­ли­ко­го

Титул им­пе­ра­то­ра ста­но­вит­ся чисто но­ми­наль­ным, но еще со­хра­ня­ет­ся — прав­да, он уже пе­ре­хо­дит не по ос­нов­ной линии Ка­ро­линг­ско­го дома, а по бо­ко­вой. В конце 80-х гг. им­пе­ра­тор­ская ко­ро­на при­над­ле­жа­ла Карлу Лы­со­му, затем она пе­ре­ш­ла к сыну Лю­до­ви­ка Немец­ко­го Карлу Тол­сто­му. В X в. титул им­пе­ра­то­ра ис­че­за­ет из упо­треб­ле­ния.

Еще при сы­но­вьях Карла Ве­ли­ко­го За­пад­ная Ев­ро­па на­ча­ла под­вер­гать­ся на­бе­гам нор­ман­нов, ко­то­рых на Руси на­зы­ва­ли ва­ря­га­ми, в Ан­глии — ви­кин­га­ми, а в За­пад­ной Ев­ро­пе — нор­ман­на­ми. Это были пред­ки шве­дов, нор­веж­цев и дат­чан, вы­ход­цы из Скан­ди­нав­ско­го и Ют­ланд­ско­го по­лу­ост­ро­вов. Сво­и­ми опу­сто­ши­тель­ны­ми на­бе­га­ми они при­нес­ли жи­те­лям Ев­ро­пы много горя. В IX в. в За­пад­ной Ев­ро­пе мо­ли­лись: «Гос­по­ди, из­бавь нас от неистов­ства нор­ман­нов». По­след­ние Ка­ро­лин­ги были на­столь­ко слабы, что не могли ор­га­ни­зо­вать отпор нор­манн­ским втор­же­ни­ям. Нор­ман­ны 10 ме­ся­цев оса­жда­ли Париж, но взять его им не уда­лось. В на­ча­ле X в. один из по­след­них Ка­ро­лин­гов Карл IV Про­сто­ва­тый был вы­нуж­ден усту­пить боль­шую тер­ри­то­рию на се­ве­ро-за­па­де Фран­ции гер­цо­гу Рол­ло­ну, со­здав­ше­му здесь силь­ное гер­цог­ство Нор­манд­ское. Нор­ман­ны (нор­манд­цы) при­ня­ли хри­сти­ан­ство, усво­и­ли язык и обы­чаи ко­рен­но­го на­се­ле­ния. Нор­ман­дия фор­маль­но на­хо­ди­лась в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от Ка­ро­лин­гов, но ре­аль­но она была неза­ви­си­ма.

По­след­ние Ка­ро­лин­ги, по­доб­но по­след­ним Ме­ро­вин­гам, имели про­зви­ще «ле­ни­вых ко­ро­лей». Вновь встал во­прос о смене ди­на­стии, и в XI в. власть пе­ре­ш­ла к новой ди­на­стии Ка­пе­тин­гов, пер­вым ко­ро­лем ко­то­рой был Гуго Капет.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:01