Первый властелин единого Китая

На тер­ри­то­рии Ве­ли­кой Ки­тай­ской рав­ни­ны из­д­рев­ле су­ще­ство­ва­ли несколь­ко го­су­дарств, пра­ви­те­ли ко­то­рых часто враж­до­ва­ли друг с дру­гом. В 221 г. до н. э пра­ви­тель од­но­го из ки­тай­ских го­су­дарств – Цинь, раз­бив по­оди­ноч­ке своих со­пер­ни­ков, объ­еди­нил весь Китай под своей вла­стью. Он стал на­зы­вать себя Цинь Ши­ху­ан – «пер­вый вла­сте­лин Цинь». Тер­ри­то­рия го­су­дар­ства была раз­де­ле­на на 36 об­ла­стей во главе с на­мест­ни­ка­ми, на­зна­ча­е­мы­ми царем. На се­го­дняш­нем за­ня­тии вы узна­е­те о вре­ме­ни прав­ле­ния од­но­го из самых же­сто­ких пра­ви­те­лей древ­но­сти Цинь Ши­ху­ане, по­свя­тив­шем годы сво­е­го прав­ле­ния по­ис­ку сек­ре­та бес­смер­тия.

Цинь Ши­ху­ан

Рис. 1. Цинь Ши­ху­ан

Цинь Ши­ху­ан (рис. 1) начал по­хо­ды про­тив со­сед­них стран. При­вле­ка­ли его южные земли на по­бе­ре­жье Юж­но-Ки­тай­ско­го моря. На се­ве­ре про­тив­ни­ка­ми Китая были пле­ме­на гун­нов. Чтобы удер­жать от­во­е­ван­ные у гун­нов земли и обез­опа­сить тор­го­вые пути от их на­бе­гов, на­ча­лось стро­и­тель­ство Ве­ли­кой Ки­тай­ской стены (рис. 2). Ее воз­во­ди­ли из ка­мен­ных глыб кир­пи­чей и утрам­бо­ван­ной земли. Вы­со­та стены была с двух-трех­этаж­ный дом, ши­ри­на такая, что по­вер­ху могли разъ­е­хать­ся две по­воз­ки. В стене были смот­ро­вые щели и бой­ни­цы – от­вер­стия для стрель­бы. Ве­ли­кая Ки­тай­ская стена про­тя­ну­лась на ты­ся­чи ки­ло­мет­ров.

Ве­ли­кая Ки­тай­ская стена

Рис. 2. Ве­ли­кая Ки­тай­ская стена

Для того чтобы со­дер­жать огром­ную армию, нужно было много средств. Ки­тай­ские зем­ле­дель­цы от­да­ва­ли сбор­щи­кам на­ло­гов две трети со­бран­но­го уро­жая, а сами жили впро­го­лодь. За ма­лей­шую, даже незна­чи­тель­ную про­вин­ность че­ло­ве­ка били по пят­кам бам­бу­ко­вой пал­кой или от­ре­за­ли ему нос. Если пре­ступ­ле­ние ка­за­лось се­рьез­ным, могли каз­нить, за­жи­во сва­рить в котле. За про­сту­пок од­но­го че­ло­ве­ка на­ка­зы­ва­ли всех его род­ствен­ни­ков, а также несколь­ко семей со­се­дей. На них ста­ви­ли клей­мо, как на го­су­дар­ствен­ных рабов, и по­сы­ла­ли на стро­и­тель­ство Ве­ли­кой стены. В виде осо­бой ми­ло­сти, лишь для про­ви­нив­ших­ся вель­мож, су­ще­ство­ва­ло по­чет­ное на­ка­за­ние. Цинь Ши­ху­ан по­сы­лал им меч, чтобы они по­кон­чи­ли жизнь са­мо­убий­ством в соб­ствен­ном доме.

Кто-то рас­ска­зал им­пе­ра­то­ру о стар­цах, ко­то­рые за всю жизнь не сде­ла­ли ни од­но­го злого дела, про­слыв­ших за это пра­вед­ни­ка­ми, жи­ву­щих 200 и 300 лет. Од­но­го из стар­цев при­ве­ли к пра­ви­те­лю, но когда ста­рец от­крыл рот, все уви­де­ли, что у него нет языка. Язык был от­ре­зан ещё 30 лет назад за то, что он осуж­дал пра­ви­те­ля за же­сто­кость. Им­пе­ра­тор и его со­вет­ник Ли Сы при­ка­за­ли сжечь все книги, а несколь­ко сот уче­ных – по­чи­та­те­лей Кон­фу­ция – за­ко­пать жи­вьем в землю. Он при­ка­зал уни­что­жить всех, кто думал, что пре­жде жи­лось лучше, чем при нем.

Им­пе­ра­тор стал со­всем дряхл. Нос его запал, голос сде­лал­ся хрип­лым, как у ша­ка­ла. Вот тогда и явил­ся во дво­рец учё­ный по имени Лу Шен. Он ска­зал: «Пусть ни один чи­нов­ник не знает, в каком из 37 двор­цов ты жи­вёшь, ни один слуга не зай­дёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, – в этом сек­рет бес­смер­тия». На­ча­лись страш­ные годы прав­ле­ния неви­дим­ки. Ужас охва­тил жи­те­лей Под­не­бес­ной. Ни­ко­гда ещё за­ко­ны им­пе­ра­то­ра не вы­пол­ня­лись так тща­тель­но.

Од­на­ж­ды во двор­це Шацю по­явил­ся удуш­ли­вый запах. Когда вонь сде­ла­лась невы­но­си­мой, было ре­ше­но от­крыть дверь. Там был труп вла­ды­ки Под­не­бес­ной. Цинь Ши­ху­а­на по­хо­ро­ни­ли в огром­ной под­зем­ной гроб­ни­це, убили и за­хо­ро­ни­ли с по­кой­ни­ком всех его жён, ко­то­рые не ро­ди­ли ему детей. В гроб­ни­це по­ста­ви­ли в ряд 6 тысяч во­и­нов рост че­ло­ве­ка в пол­ном во­ору­же­нии – охра­нять покой сво­е­го вла­сте­ли­на. За­гроб­ная армия, во­ору­жён­ная ме­ча­ми, ко­пья­ми, лу­ка­ми, долж­на была на по­верх­но­сти земли охра­нять вход в огром­ную гроб­ни­цу (рис. 3).

Мо­ги­ла Цинь Ши­ху­а­на

Рис. 3. Мо­ги­ла Цинь Ши­ху­а­на

Сын Цинь Ши­ху­а­на начал своё прав­ле­ние с казни своих бра­тьев. Тер­пе­ние на­ро­да ис­то­щи­лось, во­ору­жив­шись пал­ка­ми и мо­ты­га­ми, люди со­би­ра­лись в от­ря­ды, воины пе­ре­хо­ди­ли на сто­ро­ну вос­став­ших. Не уда­лось на­след­ни­кам Цинь Ши­ху­а­на пра­вить «де­сят­ки тысяч по­ко­ле­ний», народ сверг нена­вист­ных угне­та­те­лей, новым пра­ви­те­лям при­ш­лось пойти на уступ­ки на­ро­ду, об­лег­чить его по­ло­же­ние.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:47