Индийские касты

По­ло­же­ние че­ло­ве­ка в ин­дий­ском об­ще­стве име­ло ре­ли­ги­оз­ное объ­яс­не­ние. В свя­щен­ных кни­гах глу­бо­кой древ­но­сти (ве­дах) де­ле­ние людей на касты счи­та­лось из­на­чаль­ным и уста­нов­лен­ным свыше. Утвер­жда­лось, что пер­вые брах­ма­ны (рис. 1) вышли из уст вер­хов­но­го бога Брах­мы, и толь­ко они могут узнать его волю и воз­дей­ство­вать на него в нуж­ную для людей сто­ро­ну. Убий­ство брах­ма­на счи­та­лось боль­шим пре­ступлением, чем убий­ство лю­бо­го дру­го­го че­ло­ве­ка.

Брах­ма­ны

Рис. 1. Брах­ма­ны

Кшат­рии (воины и цари), в свою оче­редь, воз­ник­ли из рук бога Брах­мы, по­это­му им свой­ствен­на сила и кре­пость. К этой касте при­над­ле­жа­ли цари ин­дий­ских го­су­дарств, кшат­рии же сто­я­ли во главе го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, они кон­тро­ли­ро­ва­ли армию, им при­над­ле­жа­ла боль­шая часть во­ен­ной до­бы­чи. Люди из касты во­и­нов счи­та­ли, что их пред­ка­ми были древ­ние цари и герои, такие, как Рама.

Вай­шьи (рис. 2) об­ра­зо­ва­лись из бедер Брах­мы, сле­до­ва­тель­но, им до­ста­лись вы­го­ды и бо­гат­ства. Это была наи­бо­лее мно­гочисленная каста. По­ло­же­ние ин­дий­цев-вай­ши­ев было весь­ма раз­лич­ным: раз­бо­га­тев­шие купцы и ре­мес­лен­ни­ки, вся го­род­ская вер­хуш­ка, несомнен­но, от­но­си­лись к гос­под­ству­ю­щим слоям об­ще­ства. Неко­то­рые вай­шии даже за­ни­ма­ли место на го­су­дар­ствен­ной служ­бе. Но ос­нов­ная масса вай­шиев была от­тес­не­на от го­су­дар­ствен­ных дел и за­ни­ма­лась зем­ле­де­ли­ем и ре­меслом, об­ра­ти­лась в ос­нов­ных пла­тель­щи­ков на­ло­гов. Соб­ствен­но го­воря, ду­хов­ная и свет­ская знать смот­ре­ла на людей этой касты свы­со­ка.

Вай­шьи

Рис. 2. Вай­шьи

Каста шудры по­пол­ня­лась из числа по­ко­рен­ных чуже­земцев, а также из пе­ре­се­лен­цев, ото­рвав­ших­ся от сво­е­го рода и пле­ме­ни. Они счи­та­лись лю­дь­ми низ­ше­го по­ряд­ка, вы­шед­ши­ми из ступ­ней ног Брах­мы и по­это­му об­ре­чен­ны­ми пре­смы­кать­ся в пыли. По­это­му они предназна­чены к услу­же­нию и к по­ви­но­ве­нию. Их не до­пус­ка­ли в об­щи­ны, от­стра­ня­ли от за­ня­тия ка­ких-ли­бо долж­но­стей. Даже неко­то­рые ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды для них не устра­и­ва­лись. Им также за­пре­ща­лось изу­че­ние Вед. На­ка­за­ние за пре­ступ­ле­ния про­тив шудр были, как пра­ви­ло, ниже, чем за те же де­я­ния, со­вер­шен­ные про­тив брах­ма­нов, кшат­ри­ев и вай­ши­ев. Вме­сте с тем шудры все-та­ки со­хра­ня­ли по­ло­же­ние сво­бод­ных людей и не были ра­ба­ми.

На самой низ­шей сту­пе­ни древ­не­ин­дий­ско­го об­ще­ства располага­лись непри­ка­са­е­мые (парии) и рабы. Па­ри­ям от­во­ди­лись за­ня­тия ры­боловством, охо­той, тор­гов­ля мясом и убий­ство жи­вот­ных, об­ра­бот­ка кож и т. д. Непри­ка­са­е­мых не под­пус­ка­ли даже к ко­лод­цам, ибо они могли яко­бы осквер­нить чи­стую воду. Рас­ска­зы­ва­ют, будто когда две знат­ные жен­щи­ны вышли на улицу и слу­чай­но уви­де­ли непри­ка­са­е­мых, то они немед­ленно вер­ну­лись об­рат­но, чтобы, про­мыв свои глаза, очи­стить­ся от сквер­ны. Од­на­ко непри­ка­са­е­мые все же фор­маль­но оста­ва­лись сво­бод­ны­ми, тогда как рабы не об­ла­да­ли даже пра­вом на свою лич­ность.

Твор­ца­ми этих пра­во­вых норм были брах­ма­ны – жрецы. Они на­хо­ди­лись на осо­бом по­ло­же­нии. Ни в одной стране Древ­не­го Во­сто­ка жре­че­ство не до­сти­га­ло та­ко­го при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го по­ло­же­ния, как в Ин­дии. Они яв­ля­лись слу­жи­те­ля­ми куль­та богов во главе с вер­хов­ным божест­вом Брах­мой, а го­су­дар­ствен­ная ре­ли­гия на­зы­ва­лась бра­ма­низ­мом. Жизнь брах­ма­нов де­ли­лась на три пе­ри­о­да: уче­ние, об­за­ве­де­ние се­мьей, от­шель­ни­че­ство. Жре­цам необ­хо­ди­мо было знать, с ка­ки­ми сло­ва­ми об­ра­тить­ся к богам, чем их на­кор­мить и как про­сла­вить. Этому брах­ма­ны обу­ча­лись ста­ра­тель­но и долго. С се­ми­лет­не­го воз­рас­та на­чи­нал­ся пе­ри­од обу­че­ния. Когда маль­чи­ку ис­пол­ня­лось шест­на­дцать лет, ро­ди­те­ли пре­под­но­си­ли в дар учи­те­лю ко­ро­ву, а сыну подыс­ки­ва­ли неве­сту. После того как брах­ман вы­учил­ся и об­за­вел­ся се­мьей, он и сам мог брать в дом уче­ни­ков, при­но­сить жерт­вы богам за себя и за дру­гих. В ста­ро­сти брах­ман мог стать от­шель­ни­ком. Он от­ка­зы­вал­ся от жиз­нен­ных благ и об­ще­ния с лю­дь­ми ради до­сти­же­ния ду­шев­но­го покоя. Они ве­ри­ли, что муки и ли­ше­ния по­мо­гут об­ре­сти осво­бож­де­ние от бес­ко­неч­ной це­поч­ки пе­ре­рож­де­ний.

Около 500 г. до н. э. на се­ве­ро-во­сто­ке Индии в до­лине Ганга воз­ник­ло цар­ство Ша­га­д­ха. Там жил муд­рец Сид­дхарт­ха Гау­та­ма по про­звищу Будда (Про­буж­ден­ный) (рис. 3). Он учил, что че­ло­век в род­стве со всеми жи­вы­ми су­ще­ства­ми, по­этому нель­зя ни­ко­му из них вре­дить: «Если не бу­дешь уби­вать даже мух, то после смер­ти ста­нешь более со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком, а кто по­сту­па­ет иначе, тот после смер­ти ста­но­вит­ся жи­вот­ным». По­ступ­ки че­ло­ве­ка вли­я­ют на об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых он воз­ро­дит­ся в сле­ду­ю­щей жизни. До­стой­ный че­ло­век, про­хо­дя через ряд пе­ре­во­пло­ще­ний, до­сти­га­ет со­вер­шен­ства.

Сид­дхарт­ха Гау­та­ма

Рис. 3. Сид­дхарт­ха Гау­та­ма

Мно­гие ин­дий­цы счи­та­ют, что, уме­рев, Будда стал глав­ным из бо­гов. Его уче­ние (буд­дизм) ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось в Индии. Эта ре­ли­гия не при­зна­ет неру­ши­мых гра­ниц между ка­ста­ми и счи­та­ет, что все люди бра­тья, даже если они верят в раз­ных богов.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:43