Природа и люди Древней Индии

Индия пред­став­ля­ет собой огром­ный по­лу­ост­ров, почти ма­те­рик на юге Азии. Он от­де­лен от всего окру­жа­ю­ще­го мира Ин­дий­ским оке­а­ном и ве­ли­чай­шим в мире гор­ным хреб­том – Ги­ма­ла­я­ми. Толь­ко немно­гие гор­ные про­хо­ды, уще­лья и до­ли­ны со­еди­ня­ют эту стра­ну с со­сед­ни­ми го­су­дар­ства­ми и на­ро­да­ми. Цен­траль­ную часть Индии за­ни­ма­ет плос­ко­го­рье Декан. Оно яв­ля­ет­ся ро­ди­ной древ­них ци­ви­ли­за­ций. В Ги­ма­ла­ях берут на­ча­ло две ве­ли­кие реки – Ганг и Инд. Свое на­зва­ние стра­на по­лу­чи­ла от на­зва­ния реки Инд. Воды Ганга жи­те­ли Индии и сей­час счи­та­ют свя­щен­ны­ми. На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы по­зна­ко­мим­ся с уди­ви­тель­ной ци­ви­ли­за­ци­ей древ­но­сти – ин­дий­ской.

Индия в древ­но­сти

Рис. 1. Индия в древ­но­сти

Кли­мат по­лу­ост­ро­ва очень жар­кий и влаж­ный. По­это­му боль­шая часть тер­ри­то­рии стра­ны по­кры­та непро­хо­ди­мы­ми ле­са­ми – джун­гля­ми. В джун­глях живут огром­ные слоны, страш­ные тигры и пан­те­ры, лов­кие обе­зья­ны, ядо­ви­тые змеи.

Ос­нов­ным за­ня­ти­ем древ­них ин­дий­цев было осед­лое зем­ле­де­лие. Обыч­но люди стро­и­ли свои де­рев­ни вдоль рек, по­то­му что реч­ные бе­ре­га были по­кры­ты пло­до­род­ной зем­лей. Здесь ин­дий­цы рас­па­хи­ва­ли поля, вы­ра­щи­ва­ли пше­ни­цу, яч­мень, овощи. Там, где было много воды, раз­во­ди­ли рис. Из са­хар­но­го трост­ни­ка, рас­ту­ще­го по бо­ло­ти­стым бе­ре­гам рек, по­лу­ча­ли слад­кий по­ро­шок – сахар. Это был самый древ­ний сахар в мире. Люди на­учи­лись также вы­ра­щи­вать хлоп­чат­ник. Из него вы­де­лы­ва­ли пряжу и затем ткали лег­кие, удоб­ные в жар­ком кли­ма­те ткани. В се­вер­ных рай­о­нах стра­ны, где вы­па­да­ет мало до­ждей, ин­дий­цы еще в древ­но­сти стро­и­ли оро­си­тель­ные си­сте­мы, по­хо­жие на еги­пет­ские.

С тех дав­них вре­мен, когда люди за­ни­ма­лись со­би­ра­тель­ством, древ­ние ин­дий­цы знали раз­ные рас­те­ния и цветы, ко­то­рые можно было упо­треб­лять в пищу и из ко­то­рых можно было по­лу­чать раз­лич­ные пря­но­сти и бла­го­во­ния. Бо­га­тая и щед­рая при­ро­да Индии да­ва­ла людям такие рас­те­ния, каких не было боль­ше нигде. Ин­дий­цы на­учи­лись их воз­де­лы­вать и ис­поль­зо­вать. Много позже пря­но­сти и бла­го­во­ния стали тем то­ва­ром, за ко­то­рым в Индию устрем­ля­лись тор­гов­цы из раз­ных стран.

На­ча­ло ци­ви­ли­за­ции в Индии от­но­сят к 3 ты­ся­че­ле­тию до н. э., когда в до­лине Инда воз­ник­ли ве­ли­кие го­ро­да с вы­со­кой куль­ту­рой и бла­го­устрой­ством – Мо­хен­джо-Да­ро и Ха­рап­па. В на­ча­ле ХХ в. ан­глий­ские ар­хео­ло­ги об­на­ру­жи­ли раз­ва­ли­ны этих го­ро­дов. Осо­бен­но их по­ра­зил Мо­хен­джо-Да­ро (рис. 2). Ве­ро­ят­но, город стро­ил­ся на про­тя­же­нии несколь­ких сто­ле­тий. Его раз­ме­ры до­сти­га­ли 250 га. Здесь были об­на­ру­же­ны пря­мые улицы, с до­ма­ми, по­стро­ен­ны­ми из обо­жжен­но­го кир­пи­ча. Стены неко­то­рых зда­ний воз­вы­ша­лись на 7 с по­ло­ви­ной мет­ров. Ско­рее всего, го­ро­жане жили в 2-х и 3-х этаж­ных домах. В домах не было укра­ше­ний и окон, вы­хо­дя­щих на улицу, но зато, кроме жилых по­ме­ще­ний, была ком­на­та для омо­ве­ний, куда по­да­ва­лась вода из спе­ци­аль­но­го ко­лод­ца.

Улицы рас­по­ла­га­лись с се­ве­ра на юг и с во­сто­ка на запад, ши­ри­на каж­дой из них до­сти­га­ла 10 м. Ве­ро­ят­но, древ­ние жи­те­ли этого го­ро­да поль­зо­ва­лись по­воз­ка­ми на ко­ле­сах. В цен­тре Мо­хен­джо-Да­ро воз­вы­ша­лось зда­ние с огром­ным бас­сей­ном. На­зна­че­ние этого стро­е­ния точно неиз­вест­но, но уче­ные пред­по­ло­жи­ли, что это зда­ние пред­став­ля­ло собой древ­ний храм, по­свя­щен­ный богу воды. Непо­да­ле­ку от храма раз­ме­ща­лись боль­шие ре­мес­лен­ные ма­стер­ские, рынок и зер­но­хра­ни­ли­ща. Цен­траль­ная часть го­ро­да была об­не­се­на кре­пост­ной сте­ной. За ней жи­те­ли Мо­хен­джо-Да­ро пря­та­лись во время войн.

Мо­хен­джо-Да­ро

Рис. 2. Мо­хен­джо-Да­ро

Как видно из свя­щен­ных книг ин­дий­цев, они обо­жеств­ля­ли жи­вот­ных и по­кло­ня­лись мно­гим богам. Одним из глав­ных богов был муд­рый Га­не­ша с го­ло­вой слона (рис. 3). С лю­бо­вью и по­чте­ни­ем ин­дий­цы от­но­си­лись к ко­ро­ве. Она да­ва­ла людям мо­ло­ко, про­сто­ква­шу, масло, и по­то­му ее на­зы­ва­ли ма­те­рью, бо­же­ствен­ной кор­ми­ли­цей.

Га­не­ша

Рис. 3. Га­не­ша

Древ­няя ре­ли­гия ин­дий­цев – ин­ду­изм – со­хра­ни­лась до наших дней. Боль­шин­ство на­се­ле­ния Индии и се­год­ня верит в своих древ­них богов. Боль­ше 4 ты­ся­че­ле­тий тому назад из мно­же­ства богов на глав­ное место в ин­ду­из­ме вы­дви­ну­лись три бога. Они об­ра­зу­ют нераз­рыв­ное един­ство. Бог Брах­ма – тво­рец и пра­ви­тель мира (рис. 4). Он со­здал Все­лен­ную, людей и дал им за­ко­ны. Обыч­но его изоб­ра­жа­ют с че­тырь­мя ли­ца­ми, об­ра­щен­ны­ми к че­ты­рем сто­ро­нам света. Бог Вишну спа­са­ет людей от раз­ных бед­ствий, на­при­мер от по­то­па. Вишну – очень доб­рый бог, он все­гда по­мо­га­ет людям и всем живым су­ще­ствам на Земле. Обыч­но Вишну изоб­ра­жа­ют че­ло­ве­ком с синей кожей, оде­тым в яркую оран­же­вую одеж­ду. Бог Шива – гроз­ный но­си­тель сил кос­мо­са, ко­то­рый и со­зда­ет, и раз­ру­ша­ет. Шива может по­гу­бить, а может и спа­сти. Обыч­но Шиву изоб­ра­жа­ют тан­цу­ю­щим мно­го­ру­ким и мно­го­гла­зым. Его свя­щен­ный танец сим­во­ли­зи­ру­ет веч­ное вра­ще­ние все­лен­ной.

Га­не­ша

Рис. 4. Брах­ма

Ин­дий­цы ве­ри­ли в пе­ре­се­ле­ние душ. Кем ста­нет че­ло­век после смер­ти, за­ви­сит от его по­ве­де­ния. За дур­ные дела он может ро­дить­ся чет­ве­ро­но­гим или даже на­се­ко­мым. Те, кто за­бо­тил­ся о своей даль­ней­шей судь­бе, долж­ны были про­яв­лять ми­ло­сер­дие ко всем живым су­ще­ствам.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:42