Возникновение искусства и религиозных верований

Дол­гое время уче­ные не знали, что среди пер­во­быт­ных людей были ис­кус­ные ху­дож­ни­ки, од­на­ко сде­лан­ные ими от­кры­тия го­во­ри­ли сами за себя. Ри­со­ва­ли древ­ние ху­дож­ни­ки не толь­ко для соб­ствен­но­го удо­воль­ствия, но и чтобы «за­кол­до­вать» зверя. Как за­ро­ди­лись ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния? Каким куль­там по­кло­ня­лись наши да­ле­кие пред­ки? Об этом вы узна­е­те на нашем се­го­дняш­нем за­ня­тии.

Одним из глав­ных про­яв­ле­ний ду­хов­ной жизни че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся ре­ли­гия. Ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния были у всех на­ро­дов. Неко­то­рые уче­ные счи­та­ют, что ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния по­яви­лись еще у неан­дер­таль­цев. Ар­хео­ло­ги на­хо­дят по­гре­бе­ния, в ко­то­рых кроме остан­ков на­хо­дят пред­ме­ты быта и ору­дия труда (рис. 1).

Древ­няя мо­ги­ла

Рис. 1. Древ­няя мо­ги­ла

У неан­дер­таль­цев су­ще­ство­вал культ мед­ве­дя. Че­ре­па пе­щер­ных мед­ве­дей слу­жи­ли объ­ек­та­ми кол­дов­ских дей­ствий, из ко­то­рых впо­след­ствии раз­ви­лись ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния и об­ря­ды.

Ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния кро­ма­ньон­цев были более слож­ны­ми. В за­хо­ро­не­ни­ях рядом с их сто­ян­ка­ми кроме пред­ме­тов быта и ору­дий труда уче­ные на­хо­ди­ли охру, имев­шую цвет крови — цвет жизни. Можно пред­по­ло­жить, что у «че­ло­ве­ка ра­зум­но­го» за­ро­ди­лась вера в бес­смер­тие души. Оду­шев­ле­ние пред­ме­тов, сил и сти­хий при­ро­ды на­зы­ва­ет­ся ани­миз­мом.

В пе­ри­од по­яв­ле­ния ро­до­вых общин воз­ник­ло ре­ли­ги­оз­ное пред­став­ле­ние о сверхъ­есте­ствен­ном род­стве между чле­на­ми рода и то­те­мом — ми­фи­че­ским пред­ком. Чаще всего то­те­ма­ми слу­жи­ли раз­лич­ные жи­вот­ные и рас­те­ния, даже яв­ле­ния при­ро­ды и неоду­шев­лен­ные пред­ме­ты. У або­ри­ге­нов Ав­стра­лии и ин­дей­цев Се­вер­ной Аме­ри­ки то­те­мизм яв­ля­ет­ся ос­но­вой тра­ди­ци­он­но­го ми­ро­воз­зре­ния.

С то­те­миз­мом свя­зан и про­мыс­ло­вый культ. Су­ще­ство­ва­ли кол­дов­ские об­ря­ды, свя­зан­ные с охо­той и ры­бо­лов­ством. Пер­во­быт­ные охот­ни­ки бо­я­лись, что в лесах ста­нет мень­ше зве­рей, мясом ко­то­рых они пи­та­лись, а в озе­рах ис­чез­нет рыба. У людей воз­ник­ла вера в то, что между жи­вот­ным и его изоб­ра­же­ни­ем, со­здан­ным ху­дож­ни­ком, су­ще­ству­ет связь. Если в глу­бине пе­ще­ры на­ри­со­вать би­зо­нов, оле­ней или ло­ша­дей, ду­ма­ли люди, то живые звери ока­жут­ся за­кол­до­ван­ны­ми и не уйдут из окру­жа­ю­щей мест­но­сти (рис. 2). Если на­ри­со­вать ра­не­ное жи­вот­ное или по­ра­зить его изоб­ра­же­ние ко­пьем, то это по­мо­жет до­бить­ся успе­ха на охоте. С уди­ви­тель­ным ма­стер­ством древ­ний ху­дож­ник ри­со­вал ма­мон­та с гиб­ким хо­бо­том, оленя с за­ки­ну­ты­ми назад вет­ви­сты­ми ро­га­ми, мед­ве­дя, из­ра­нен­но­го и ис­те­ка­ю­ще­го кро­вью. Со­хра­ни­лись изоб­ра­же­ния смер­тель­но ра­не­но­го би­зо­на и уби­то­го им охот­ни­ка. В неко­то­рых пе­ще­рах на­ри­со­ва­ны люди, изоб­ра­жа­ю­щие жи­вот­ных. На го­ло­ве у че­ло­ве­ка рога, сзади хвост; он как бы тан­цу­ет, под­ра­жая дви­же­ни­ям оленя.

Че­ло­век за­кол­до­вы­ва­ет зверя

Рис. 2. Че­ло­век за­кол­до­вы­ва­ет зверя

Около ста лет назад ис­пан­ский ар­хео­лог об­сле­до­вал пе­ще­ру Аль­та­ми­ру, в ко­то­рой жили в древ­но­сти люди. Неожи­дан­но он об­на­ру­жил на по­тол­ке пе­ще­ры изоб­ра­же­ния жи­вот­ных, на­пи­сан­ные крас­ка­ми. Сна­ча­ла уче­ные счи­та­ли, что эти кар­ти­ны на­пи­са­ны со­всем недав­но; никто не верил, что древ­ние люди умели ри­со­вать. Но затем по­доб­ные изоб­ра­же­ния были об­на­ру­же­ны во мно­гих пе­ще­рах. Ар­хео­ло­ги нашли также вы­ре­зан­ные из кости и рога фи­гур­ки людей и жи­вот­ных. Никто уже не со­мне­вал­ся, что кар­ти­ны и фи­гур­ки — про­из­ве­де­ния ис­кус­ства да­ле­ко­го про­шло­го (рис. 3). 

ль­та­ми­ра. Би­зо­ны

Рис. 3. Аль­та­ми­ра. Би­зо­ны

Про­из­ве­де­ния ис­кус­ства по­ка­зы­ва­ют, что «че­ло­век ра­зум­ный» был на­блю­да­те­лен, хо­ро­шо знал жи­вот­ных, а его рука про­во­ди­ла на камне и кости точ­ные линии

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 16:35