Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России
1. Определение ЭГП. История понятия
Экономико-географическое положение – это положение любого хозяйственного объекта, страны, региона, производственного предприятия по отношению к другим объектам, имеющим значение его для экономического развития. |
Понятие « экономико-географическое положение ввел географическую науку теоретик и популяризатор географии автор школьных учебников Николай Николаевич Баранский. (см. рис 1)
Рис. 1. Н.Н.Баранский (1881 - 1963)
2. Уровни экономико-географического положения
Чтобы оценить экономико-географическое положение России на разных уровнях , следует обратить внимание на наших соседей. Россия граничит по суше с 14 государствами. Пограничные государства – это соседи первого порядка. Большая часть соседей первого порядка - это страны СНГ[Л1] .
Главная задача СНГ- объединить образовавшие его государства для экономического, культурного и военного сотрудничества.
Страны СНГ - важны для хозяйства России ведь на них приходится 16% экспорта и 24% импорта России . Главные торговые партнеры - Украина, Казахстан, Беларусь. В свою очередь страны СНГ заинтересованы в сохранении экономического сотрудничества с Россией , поскольку на нее приходится более 70% их хозяйственных связей.
ЭГП России на глобальном уровне (макроуровне) характеризует положение страны по отношению к главным центрам мировой экономики и торговли. Это положение исключительно выгодное. Россия имеет потенциальные возможности для развития и углубления своих экономических связей со странами всех материков. На сегодняшний день это отражено в том , что Россия является членом более 200 международных организаций . И все же основными внешнеэкономическими партнерам , кроме СНГ , для России являются страны ЕС и в последнее время – стран АТР. Например, на долю европейских стран приходится 59% торгового оборота России , а из них -51% на долю стран ЕС. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона ( кроме стран американского региона) -18%.
(см. рис. 2).
Рис. 2. Факторы ЭГП России на макроуровне
3. Транспортно-географическое положение
На особенности географического положения влияет транспортно-географическое положение России. После распада СССР многие железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, газопроводные остались в пределах независимых государств. Использование их потребует дополнительных затрат на перевозку транзитных грузов. Поэтому в настоящий момент в стране разрабатывается строительство новых дорог и реконструкция старых. Российская империя и СССР имели четыре основных выхода в мировой океан: во-первых, на Балтику, прорубленную Петром в 18 веке, во-вторых, Черноморский, в-третьих, в Северный и в-четвёртых, в Тихоокеанский. В связи с распадом СССР и образованием новых независимых государств у России ухудшилось транспортно-географическое положение. Резко сократилось количество портов в Балтийском и Черном морях. У России на Балтике остались Калининградский, Санкт-Петербургский и Выборгский порты, а Сталинский, Вентспилский, Рижский стали портами суверенных государств. (см. рис.3)
Рис. 3. Балтийские порты (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)
В Азовско-Черноморском бассейне ситуация почти такая же, России принадлежат два порта: Туапсе и Новороссийск, а Одесса и Херсон стали портами независимой Украины. (см. рис.4)
Рис. 4. Порты Азовско-Черноморского бассейна (белым отмечены российские, красным - порты суверенных государств)
Порты Балтии и Украины редко используются этими странами, поскольку были построены для обеспечения всего СССР. России необходимо заключать новые торговые соглашения по об эксплуатации данных транспортных путей.
Транспортно-географическое положение на Дальнем Востоке характеризуется как достаточно благоприятное для нашей страны. Так как Россия может выступить трансконтинентальным «коридором» между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы, то для этого необходимо новое строительство мостов.
Геополитическое положение России
До распада СССР Россия жила в «двухполярном мире»: с одной стороны - это Советский Союз, а с другой стороны – США; с одной стороны - это страны НАТО, а с другой - страны Варшавского договора.
После распада СССР мир постепенно стал многополярным (см. рис.5) и поэтому для определения своего геополитического положения России нужно ориентироваться на следующие моменты:
· Россия крупнейшая страна на постсоветском пространстве и поэтому ей надо выстраивать новое отношение со странами СНГ;
· Россия является крупнейшей страной мира, которая простирается на евразийском пространстве от Атлантики на западе, до Тихого океана на востоке;
· Россия является северной страной, потому что 64% территории относится к планетарной зоне Севера.
Рис. 5. Современное геополитическое положение России
4. Геополитические перспективы России
Новая Россия в своей геополитике должна ориентироваться на следующие группы стран:
· Страны СНГ и другие новые независимые государства не только приграничные государства, но и соседи второго порядка(Молдова, Армения, государства средней Азии) и третьего порядка (Таджикистан);
· Страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское Экономическое сообщество (ЕС), среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса; (см. рис. 6)
Рис. 6. Германия – новый мировой геополитический полюс
· Страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;
· Страны бассейнов Балтийского и Черного моря - с ними Россия уже заключила многосторонние соглашения: культурно-экономические, по проблемам охранной природы, по правам человека;
· Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно, новые полюса мировой экономики и политики: Япония, Китай, Южная Азия, Индия;
· Особая роль принадлежит укреплению и развитию разносторонних связей России и США. Наша страна уже заключила соглашение о коренном разоружении и освоении космоса, наряду, с развитием экономических и научно-технических связей;
· Большое значение приобретают связи России с Канадой и Северной Европой в обмене опытом по освоению северных территорий.