Неполные предложения

 1. Вступление

Пред­ло­же­ние — это грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ная по за­ко­нам дан­но­го языка це­лост­ная (т. е. неде­ли­мая далее на ре­че­вые еди­ни­цы с теми же ос­нов­ны­ми струк­тур­ны­ми при­зна­ка­ми) еди­ни­ца син­так­си­са, яв­ля­ю­ща­я­ся глав­ным сред­ством фор­ми­ро­ва­ния, вы­ра­же­ния и со­об­ще­ния мысли.

 2. Полные и неполные предложения

С точки зре­ния пол­но­ты струк­ту­ры пред­ло­же­ния де­лят­ся на пол­ные и непол­ные.

Пол­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых име­ют­ся все члены, необ­хо­ди­мые для вы­ра­же­ния мысли.Жел­тые лилии рас­кры­ты с са­мо­го вос­хо­да  солн­ца.

Непол­ны­ми на­зы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­пу­щен ка­кой-ли­бо необ­хо­ди­мый по смыс­лу и струк­ту­ре член пред­ло­же­ния (глав­ный или вто­ро­сте­пен­ный). Непол­ны­ми могут быть дву­со­став­ные и од­но­со­став­ные, рас­про­стра­нен­ные и нерас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния.

1. Жел­тые лилии рас­кры­ты с са­мо­го вос­хо­да  солн­ца, а 2. белые рас­кры­ва­ют­ся часов в де­сять.

1. дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное;

2. дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, непол­ное.

Воз­мож­ность про­пус­ка чле­нов пред­ло­же­ния объ­яс­ня­ет­ся тем, что они ясны из кон­тек­ста, из си­ту­а­ции речи или из струк­ту­ры са­мо­го пред­ло­же­ния. Таким об­ра­зом, смысл непол­ных пред­ло­же­ний вос­при­ни­ма­ет­ся с опо­рой на си­ту­а­цию или кон­текст.

Вот при­мер непол­ных пред­ло­же­ний, в ко­то­рых про­пу­щен­ное под­ле­жа­щее вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из кон­тек­ста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма гос­под­ский видит дом, се­ле­нье, рощу под хол­мом и сад над свет­лою рекою (А.С. Пуш­кин).  (Кон­текст – пред­ше­ству­ю­щее пред­ло­же­ние: В поле чи­стом, луны при свете се­реб­ри­стом, в свои мечты по­гру­же­на, Та­тья­на долго шла одна.)

Про­пу­ще­ны могут быть:

Под­ле­жа­щее:  

Про­пал бы, как вол­дырь на воде, без вся­ко­го следа, не оста­вив­ши по­том­ков, не до­ста­вив бу­ду­щим детям ни со­сто­я­ния, ни чест­но­го имени! (Н.В. Го­голь) (Под­ле­жа­щее я вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся по до­пол­не­нию из преды­ду­ще­го пред­ло­же­ния: Что ни го­во­ри, – ска­зал он сам себе, – а не по­до­спей ка­пи­тан-ис­прав­ник, мне бы, может быть, не да­лось бы более и на свет Божий взгля­нуть!) (Н.В. Го­голь);

До­пол­не­ние:

А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пря­ни­ком кор­ми­ла! (А.С. Пуш­кин) (Преды­ду­щие пред­ло­же­ния: Как Таня вы­рос­ла! Давно ль я, ка­жет­ся, тебя кре­сти­ла?);

Ска­зу­е­мое:

Толь­ко не на улицу, а вот от­сю­да, через чер­ный ход, а там дво­ра­ми. (М.А. Бул­га­ков) (Преды­ду­щее пред­ло­же­ние: Бе­ги­те!);

Сразу несколь­ко чле­нов пред­ло­же­ния, в том числе грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва:

Давно ли? (А.С. Пуш­кин) (Преды­ду­щее пред­ло­же­ние: Ты со­чи­ня­ешь Requiem?).

Непол­ные пред­ло­же­ния очень рас­про­стра­не­ны в раз­го­вор­ной речи, в част­но­сти, в диа­ло­ге, где обыч­но на­чаль­ное пред­ло­же­ние яв­ля­ет­ся раз­вер­ну­тым, грам­ма­ти­че­ски пол­ным, а по­сле­ду­ю­щие ре­пли­ки, как пра­ви­ло, пред­став­ля­ют собой непол­ные пред­ло­же­ния, по­сколь­ку в них не по­вто­ря­ют­ся уже на­зван­ные слова.

– На сына я сер­дит.

– За что?

– За злое пре­ступ­ле­нье. (А.С. Пуш­кин)

В непол­ном пред­ло­же­нии, со­став­ля­ю­щем часть слож­но­го пред­ло­же­ния, на месте про­пу­щен­но­го члена (обыч­но ска­зу­е­мо­го) ста­вит­ся тире, если про­пу­щен­ный член вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пред­ше­ству­ю­щей части пред­ло­же­ния или из тек­ста и на месте про­пус­ка де­ла­ет­ся пауза.

Они сто­я­ли друг про­тив друга: он – рас­те­рян­ный и сму­щён­ный, она – с вы­ра­же­ни­ем вы­зо­ва на лице.

Од­на­ко при от­сут­ствии паузы тире не ста­вит­ся.

Алёша смот­рел на них, а они на него. Под ним струя свет­лей ла­зу­ри, над ним луч солн­ца зо­ло­той.

Вни­ма­ние! Не яв­ля­ют­ся непол­ны­ми пред­ло­же­ния с ну­ле­вой связ­кой в со­став­ном имен­ном ска­зу­е­мом: Книга – ис­точ­ник зна­ния.

За­клю­че­ние

Непол­ные пред­ло­же­ния – это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным глав­ным или вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния.  Такие пред­ло­же­ния обыч­но встре­ча­ют­ся в раз­го­вор­ной речи и в ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях, а в книж­ных сти­лях (на­уч­ном и офи­ци­аль­но-де­ло­вом) не упо­треб­ля­ют­ся.

До­пол­ни­тель­но

Эл­лип­ти­че­ские пред­ло­же­ния

В рус­ском языке есть пред­ло­же­ния, на­зы­ва­е­мые эл­лип­ти­че­ски­ми (от гре­че­ско­го слова эл­лип­сис, что озна­ча­ет «опу­ще­ние», «недо­ста­ток»). В них про­пу­ще­но ска­зу­е­мое, но со­хра­не­но слово, за­ви­ся­щее от него, при­чем кон­текст для по­ни­ма­ния таких пред­ло­же­ний не нужен. Это могут быть пред­ло­же­ния со зна­че­ни­ем дви­же­ния, пе­ре­ме­ще­ния:                          

Я – к Та­ври­че­ско­му саду(К.И. Чу­ков­ский).

Одни уче­ные счи­та­ют эл­лип­ти­че­ские пред­ло­же­ния раз­но­вид­но­стью непол­ных, дру­гие – осо­бым типом пред­ло­же­ний, ко­то­рый при­мы­ка­ет к непол­ным, схо­ден с ними.

Тире ста­вит­ся:

1. Тире ста­вит­ся на месте ну­ле­во­го ска­зу­е­мо­го с па­у­зой.

Ле­пят­ся друг к другу дома. За ними – ого­ро­ды. Над жел­ты­ми со­ло­мен­ны­ми по­ля­ми, над стер­ней – синее небо да белые об­ла­ка (Сол.).

2. Тире ста­вит­ся в непол­ных пред­ло­же­ни­ях на месте про­пус­ка чле­нов пред­ло­же­ния или их ча­стей. Эти про­пус­ки обыч­ны в ча­стях слож­но­го пред­ло­же­ния с па­рал­лель­ной струк­ту­рой, когда про­пу­щен­ный член вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из кон­тек­ста пер­вой части пред­ло­же­ния.

Ве­че­ре­ло, и тучи не то рас­хо­ди­лись, не то за­хо­ди­ли те­перь с трех сто­рон: слева – почти чер­ная, с го­лу­бы­ми про­све­та­ми, спра­ва – седая, гро­хо­чу­щая непре­рыв­ным гро­мом, а с за­па­да, из-за хво­щин­ской усадь­бы, из-за ко­со­го­ров над реч­ной до­ли­ной, – мут­но-си­няя, в пыль­ных по­ло­сах дождя, сквозь ко­то­рые ро­зо­ве­ли горы даль­них об­ла­ков (Бун.).

3. Тире ста­вит­ся при про­пус­ке чле­нов пред­ло­же­ния, вос­ста­нав­ли­ва­е­мых в кон­тек­сте ре­плик диа­ло­га или рядом сто­я­щих пред­ло­же­ний.

А ты лю­бишь пи­ро­ги с зе­ле­ным луком? Я – страсть как! (М. Г.)

4. Тире ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях, со­сто­я­щих из двух сло­во­форм со зна­че­ни­ем субъ­ек­та, объ­ек­та, об­сто­я­тель­ства и по­стро­ен­ных по схе­мам: кто  – чему, кто  – куда, что  – кому, что  – куда, что  – как, что  – гдеи др.

Книга  – поч­той. По­ез­дам  – «зе­ле­ный»!

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние Олега Гри­го­рье­ва.

От­меть­те пол­ные и непол­ные пред­ло­же­ния. Раз­бе­ри­те их по чле­нам пред­ло­же­ния.

— Яму копал? — Копал. — В яму упал? — Упал. — В яме си­дишь? — Сижу. — Лест­ни­цу ждешь? — Жду. — Яма сыра? — Сыра. — Как го­ло­ва? — Цела. — Зна­чит живой? — Живой. — Ну, я пошел домой!

2. В каж­дом ряду слов есть «лиш­нее». Опре­де­ли­те это слово.

- В рощ.., много мор­ков.., в из­ло­же­ни.., во время ре­во­лю­ци...

- По памят.., без лодк.., в пут.., в воз­дух...

- Во всей су­ро­вост.., к муд­рост.., в забо.., об ис­сле­до­ва­ни...

- На тюл.., в шам­пун.., пе­ре­дал На­таль.., о гер­ба­ри...

- В стре­мен.., на вымен.., в пла­мен.., на камн…

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 02:32