Определенно-личные предложения

 1. Вступление. Определенно-личные предложения

Опре­де­лен­но-лич­ные пред­ло­же­ния  – это один из видов од­но­со­став­ных пред­ло­же­ний, в ко­то­ром глав­ный член пред­ло­же­ния имеет струк­ту­ру и свой­ства, сход­ные со струк­ту­рой и свой­ства­ми ска­зу­е­мо­го.

 2. Способы выражения главного члена предложения

Глав­ный член опре­де­лен­но-лич­ных пред­ло­же­ний схо­ден по струк­ту­ре с про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым и вы­ра­жа­ет­ся гла­го­лом в форме 1 и 2 лица ед. и мн. числа изъяв. и по­ве­лит. на­кло­не­ния.

Гла­гол 1-го л. ед. ч. изъяв. накл. - Снова вижу зна­ко­мый город.

Гла­гол 2-го л. ед. ч. изъяв. накл.– Пом­нишь тот осен­ний вечер?

Гла­гол 1-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Не за­бу­дем вашей доб­ро­ты.

Гла­гол 2-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Зай­де­те зав­тра за зар­пла­той?

Гла­гол 2-го л. ед. ч. по­ве­лит. накл.– Думай хо­ро­шень­ко!

Гла­гол 1-го л. мн. ч. по­ве­лит. накл. – Пой­дем­те в кино!

Гла­гол 2-го л. мн. ч. по­ве­лит. накл. – Зай­ди­те ко мне обя­за­тель­но!

Глав­ные члены опре­де­лен­но-лич­ных пред­ло­же­ний могут иметь струк­ту­ру не толь­ко про­сто­го гла­голь­но­го, но и со­став­но­го гла­голь­но­го и со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го:

Когда ста­нешь изу­чать (со­став­ное гла­голь­ное) химию, узна­ешь (про­стое гла­голь­ное) много ин­те­рес­но­го;

Бу­де­те во­жа­ты­ми  (со­став­ное имен­ное) в нашем ла­ге­ре.

При этом вспо­мо­га­тель­ный гла­гол обя­за­тель­но стоит в форме 1-го или 2-го лица. 

 3. Назначение определенно-личных предложений

Опре­де­лен­но-лич­ные пред­ло­же­ния со­об­ща­ют о дей­стви­ях или дру­гих при­зна­ках че­ло­ве­ка (то есть лица), при этом че­ло­ве­ка опре­де­лен­но­го. Этим че­ло­ве­ком – в за­ви­си­мо­сти от формы гла­го­ла – может быть го­во­ря­щий: Люблю тебя сей­час, не тайно, на­по­каз.

Опре­де­лен­но-лич­ные пред­ло­же­ния не все­гда со­об­ща­ют нам о дей­стви­ях имен­но че­ло­ве­ка.

Они обо­зна­ча­ют дей­ствия живых су­ществ и даже нежи­вых объ­ек­тов, ко­то­рые мы как бы «оче­ло­ве­чи­ва­ем», об­ра­ща­ясь с ними так же, как и с лю­дь­ми.          

Да пе­ре­стань же гав­кать! (об­ра­ще­ние к со­ба­ке)

Ну, ра­бо­тай же как сле­ду­ет! (об­ра­ще­ние к ком­пью­те­ру)

 4. Определенно-личные и двусоставные неполные

Ин­фор­ма­ция, о ком имен­но идет речь, уже со­дер­жит­ся в лич­ном окон­ча­нии гла­го­ла, нам легко по­нять, о ком идет речь, по­это­му обо­зна­чать субъ­ект дру­ги­ми язы­ко­вы­ми сред­ства­ми, на­при­мер ме­сто­име­ни­я­ми, необя­за­тель­но. 

Люблю тебя сей­час, не тайно, на­по­каз

(субъ­ект дей­ствия – го­во­ря­щий, гла­гол в 1 л. ед. числа).

Возьмемся за руки, дру­зья!

(субъ­ект дей­ствия – го­во­ря­щий и дру­гие люди, гла­гол в 1л. мн. числа)

Жди меня, и я вер­нусь

(субъ­ект дей­ствия – слу­ша­ю­щий, гла­гол во 2 л. ед. числа)

О, дайте, дайте мне сво­бо­ду!

(субъ­ект дей­ствия – несколь­ко слу­ша­ю­щих, гла­гол во 2 л. мн. числа)

По­это­му, несмот­ря на от­сут­ствие слова, на­зы­ва­ю­ще­го субъ­ект, опре­де­лен­но-лич­ные пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся ин­фор­ма­тив­но до­ста­точ­ны­ми и, без­услов­но, пол­ны­ми.          

О дей­стви­ях го­во­ря­ще­го или слу­ша­ю­ще­го может со­об­щать­ся в непол­ных дву­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях:

1. Я думаю, что 2) не ошиб­лась в нем.

Вто­рая часть этого пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся непол­ным пред­ло­же­ни­ем: не ошиб­лась в нем.

Форма гла­го­ла в этом пред­ло­же­нии не имеет мор­фо­ло­ги­че­ско­го при­зна­ка лица и не ука­зы­ва­ет од­но­знач­но на субъ­ект дей­ствия (я не ошиб­лась; ты не ошиб­лась; она не ошиб­лась – форма гла­го­ла везде одна и та же), но из кон­тек­ста по­нят­но, о ком идет речь, по­это­му такая кон­струк­ция яв­ля­ет­ся непол­ной.

2. Я думаю, что 2) по­ни­маю его.

Вто­рая часть пред­ло­же­ния – это дву­со­став­ное непол­ное.

Опре­де­лен­но-лич­ные пред­ло­же­ния – это од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния, ко­то­рые все­гда со­об­ща­ют о дей­стви­ях опре­де­лен­но­го че­ло­ве­ка; все­гда в своем со­ста­ве со­дер­жат гла­гол в форме 1-го и 2-го лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го или по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния.     

Вопросы к конспектам

1. Найти грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву в пред­ло­же­ни­ях тек­ста.

По­знай са­мо­го себя. Пойми, как ме­ня­ет­ся и рас­тет твой ор­га­низм.

Со­дер­жи тело в чи­сто­те. Часто мойся, чисти зубы и ногти.

За­во­ди дру­зей. Будь хо­ро­шим дру­гом сам, на­учись го­во­рить с дру­зья­ми и ро­ди­те­ля­ми и вы­слу­ши­вать их.

На­учись го­во­рить «нет». Если тебя про­сят сде­лать что-то, от чего ты чув­ству­ешь себя нелов­ко, го­во­ри «нет».

(Ре­ко­мен­да­ции Все­мир­ной ор­га­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния)

2. Найти од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния.

- До­рож­ки парка каж­дое утро по­сы­па­ли пес­ком.

- Клюк­ву со­би­ра­ют позд­ней осе­нью.

- Клюк­ва – бо­лот­ная ягода.

- Хо­те­лось бы мне с вами по­го­во­рить.

- Ни души!

- Не поз­во­ляй душе ле­нить­ся!

- Душа обя­за­на тру­дить­ся.

- А ты хва­тай ее за плечи, учи и мучай до­тем­на.

- Не уходи, по­будь со мною…

- Я вас любил.

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 01:48