Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

Вто­ро­сте­пен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся члены пред­ло­же­ния, ко­то­рые по­яс­ня­ют глав­ные члены пред­ло­же­ния:

Зе­ле­ная  ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

Ки­ки­мо­ра со­би­ра­ла - грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва

какая?                   где?                   что?

зе­ле­ная                на бо­ло­тах          рясу      -   вто­ро­сте­пен­ные члены.

опре­де­ле­ние  об­сто­я­тель­ство   до­пол­не­ние 

Опре­де­ле­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет при­знак лица или пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы какой? чей?

Зе­ле­ная (какая?) ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

До­пол­не­ние – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, ко­то­рый от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей.

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла (что? В.п.) ряску.

Об­сто­я­тель­ство – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый слу­жит для ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия или при­зна­ка, ука­зы­ва­ет на время, место, спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, его при­чи­ну, цель или усло­вие его про­те­ка­ния, на сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка. Об­сто­я­тель­ство от­ве­ча­ет на раз­но­об­раз­ные во­про­сы: куда? как? когда? где? зачем? по­че­му? с какой целью? в какой сте­пе­ни?

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах ( где?) со­би­ра­ла ряску.

Каж­дый член пред­ло­же­ния – и глав­ный, и вто­ро­сте­пен­ный – может быть вы­ра­жен сло­ва­ми раз­ных ча­стей речи. По­это­му очень важно уметь раз­ли­чать два вида во­про­сов, ко­то­рые можно за­дать к слову в пред­ло­же­нии:

грам­ма­ти­че­ский, ко­то­рый мы за­да­ем к слову как к части речи, и

син­так­си­че­ский, смыс­ло­вой, ко­то­рый мы за­да­ем к слову в кон­крет­ном пред­ло­же­нии, уста­нав­ли­вая его син­так­си­че­скую функ­цию. 

Грам­ма­ти­че­ский во­прос = часть речи

Син­так­си­че­ский во­прос = член пред­ло­же­ния

Из бо­ло­та вы­лез­ла зе­ле­но­во­ло­сая (какая? при­ла­га­тель­ное = опре­де­ле­ние) ки­ки­мо­ра.

Из бо­ло­та вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

(су­ще­стви­тель­ное = опре­де­ле­ние какая? с чем?):

опре­де­ле­ние вы­ра­же­но уже не при­ла­га­тель­ным, а су­ще­стви­тель­ным во­ло­са­ми с при­ла­га­тель­ным зе­ле­ны­ми, грам­ма­ти­че­ский и син­так­си­че­ский во­про­сы будут раз­ны­ми:

*ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми – с чем?– грам­ма­ти­че­ский во­прос = су­ще­стви­тель­ное,

 *ки­ки­мо­ра какая? с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми  – син­так­си­че­ский во­прос = опре­де­ле­ние.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить его син­так­си­че­скую роль,  к вто­ро­сте­пен­но­му члену, вы­ра­жен­но­му су­ще­стви­тель­ным в со­че­та­нии в пред­ло­гом из бо­ло­та, лучше по­ста­вить син­так­си­че­ский во­прос от­ку­да?, а не грам­ма­ти­че­ский, па­деж­ный во­прос из чего?

Из бо­ло­та (от­ку­да?) вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

*из бо­ло­та – из чего? – грам­ма­ти­че­ский во­прос = су­ще­стви­тель­ное,

*вы­лез­ла от­ку­да? из бо­ло­та – син­так­си­че­ский во­прос = об­сто­я­тель­ство.

На один и тот же син­так­си­че­ский во­прос могут от­ве­чать слова раз­ных ча­стей речи.  

Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) быст­ро.    Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) на хо­ду­лях.

Один и тот же член пред­ло­же­ния может быть вы­ра­жен раз­ны­ми ча­стя­ми речи:

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли (чего?) шо­ко­ла­ду.

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли ее (о чем?) спля­сать.

Неред­ки слу­чаи, когда к ка­ко­му-то члену пред­ло­же­ния можно за­дать боль­ше од­но­го син­так­си­че­ско­го во­про­са:

Ва­ре­во (какое?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

Ва­ре­во (из чего?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

Вопросы к конспектам

1. Пе­ре­пи­ши­те текст. Вы­де­ли­те в тек­сте все опре­де­ле­ния.

Ше­ле­стит на ветру, оста­нав­ли­вая про­хо­жих, ста­рая Афиша:

 - По­дой­ди­те, по­дой­ди­те ко мне! Я свежа и ярка, я еще до­ста­точ­но  хо­ро­шо со­хра­ни­лась! Афиша охо­ра­ши­ва­ет­ся, при­ни­ма­ет самые раз­лич­ные дозы, но  про­хо­жие  идут мимо и не за­ме­ча­ют ее. 

- Это будет очень ин­те­рес­ный кон­церт... Ве­се­лый кон­церт...  С  уча­сти­ем самых луч­ших ар­ти­стов... Ше­ле­стит, ше­ле­стит, за­зы­вая про­хо­жих, ста­рая Афиша. И не может она,  не может по­нять, что кон­церт ее давно про­шел и боль­ше ни­ко­гда не со­сто­ит­ся.

2. Вы­де­ли­те в тек­сте все до­пол­не­ния.

3. Вы­де­ли­те в тек­сте все об­сто­я­тель­ства.

4. За­пи­ши­те текст. От­меть­те все вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния. За­дай­те к каж­до­му грам­ма­ти­че­ский и син­так­си­че­ский во­про­сы. В каких слу­ча­ях эти во­про­сы не сов­па­да­ют?

В ста­ри­ну люди лю­би­ли по­си­деть у окна, а те­перь они боль­ше сидят перед те­ле­ви­зо­ром.

Те­ле­ви­зор-то во­об­ще боль­ше по­ка­зы­ва­ет, по нему не толь­ко  улицу,  но  и раз­ные  стра­ны  уви­дишь.  Но  окно  зовет  про­гу­лять­ся,  све­жим   воз­ду­хом по­ды­шать, а те­ле­ви­зо­ру при­ят­ней, когда все сидят дома. Перед те­ле­ви­зо­ром. Все сидят, а он по­ка­зы­ва­ет, как там дру­гие люди  про­гу­ли­ва­ют­ся,  све­жим воз­ду­хом дышат. У тех, кто дышит воз­ду­хом, такой хо­ро­ший цвет лица... Осо­бен­но на хо­ро­шем цвет­ном те­ле­ви­зо­ре.

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 00:49