Морфология. Орфография

 1. Введение

Об­ласть язы­ко­зна­ния, изу­ча­ю­щая грам­ма­ти­че­ский строй языка, на­зы­ва­ет­ся грам­ма­ти­кой. Пред­ме­том мор­фо­ло­гии как раз­де­ла грам­ма­ти­ки яв­ля­ют­ся:

1. Клас­си­фи­ка­ция слов по ча­стям речи,

2. Изу­че­ние мор­фо­ло­ги­че­ских ха­рак­те­ри­стик слов раз­ных ча­стей речи.

 2. Основные принципы деления слов на группы

Ос­нов­ные прин­ци­пы де­ле­ния слов на груп­пы, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся части речи.  

От­не­се­ние каж­до­го слова к той или иной части речи осу­ществ­ля­ет­ся по со­во­куп­но­сти трех при­зна­ков:

1. по типу вы­ра­жа­е­мо­го зна­че­ния (се­ман­ти­че­ский при­знак),

2. по на­бо­ру мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков (мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак),

3. по син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии (син­так­си­че­ский при­знак).

Слово не все­гда об­ла­да­ет всеми при­зна­ка­ми, ти­пич­ны­ми для дан­ной части речи. На­при­мер, словобег обо­зна­ча­ет не пред­мет в бук­валь­ном смыс­ле, а дей­ствие, но по мор­фо­ло­ги­че­ским свой­ствам (на­ли­чию по­сто­ян­но­го при­зна­ка рода) и син­так­си­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам (спо­соб­но­сти быть в пред­ло­же­нии под­ле­жа­щим или до­пол­не­ни­ем) мы от­но­сим его к су­ще­стви­тель­ным.

 3. Классификация частей речи

Опре­де­ле­ние части речи:

1. се­ман­ти­че­ский при­знак (что озна­ча­ет слово и на какой во­прос от­ве­ча­ет),

2. мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак (набор грам­ма­ти­че­ский свойств),

3. син­так­си­че­ский при­знак (роль в пред­ло­же­нии).

Слово метро не из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и па­де­жам, как это ха­рак­тер­но для су­ще­стви­тель­ных, од­на­ко и по се­ман­ти­че­ским, и по син­так­си­че­ским, и по неко­то­рым мор­фо­ло­ги­че­ским (также имеет ха­рак­те­ри­сти­ку рода) свой­ствам  оно от­но­сит­ся к груп­пе су­ще­стви­тель­ных.  

Части речи об­ра­зу­ют две груп­пы: груп­пу са­мо­сто­я­тель­ных и груп­пу неса­мо­сто­я­тель­ных (слу­жеб­ных) ча­стей речи. От­дель­ную груп­пу со­став­ля­ют меж­до­ме­тия, ко­то­рые ино­гда рас­смат­ри­ва­ют­ся как слова вне ча­стей речи. 

Слова, от­но­ся­щи­е­ся к са­мо­сто­я­тель­ным ча­стям речи, на­зы­ва­ют пред­ме­ты, их ка­че­ства и свой­ства, их ко­ли­че­ство, дей­ствия и со­сто­я­ния, а также при­зна­ки дей­ствия и со­сто­я­ний или ука­зы­ва­ют на них. Слова са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи могут быть раз­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и иметь раз­но­об­раз­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки.          

Слова са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи могут быть зна­ме­на­тель­ны­ми и ме­сто­имен­ны­ми. Это раз­де­ле­ние ори­ен­ти­ро­ва­но толь­ко на зна­че­ние: зна­ме­на­тель­ные слова на­зы­ва­ют яв­ле­ния дей­стви­тель­но­сти (звез­ды, яркий, да­ле­ко), а ме­сто­имен­ные толь­ко ука­зы­ва­ют на них (что, какой, там).        

Боль­шая часть слов с ме­сто­имен­ным зна­че­ни­ем тра­ди­ци­он­но объ­еди­ня­ет­ся в осо­бую часть речи –ме­сто­име­ния.         

Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Рис. 1.  Раз­ря­ды ме­сто­име­ний

Среди дру­гих са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи встре­ча­ют­ся и ме­сто­имен­ные слова (на­при­мер, на­ре­чие туда лишь ука­зы­ва­ет на место, но не на­зы­ва­ет его), но по­дав­ля­ю­щее число слов са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи яв­ля­ют­ся зна­ме­на­тель­ны­ми.

Слова слу­жеб­ных ча­стей речи вы­ра­жа­ют раз­лич­ные от­но­ше­ния между язы­ко­вы­ми еди­ни­ца­ми: либо между са­мо­сто­я­тель­ны­ми сло­ва­ми (пред­ло­ги), либо между пред­ло­же­ни­я­ми (союзы). Они также при­да­ют раз­лич­ные от­тен­ки сло­вам и пред­ло­же­ни­ям (это ос­нов­ная функ­ция ча­стиц). Слова, от­но­ся­щи­е­ся к слу­жеб­ным ча­стям речи, без са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи не могут фор­ми­ро­вать пред­ло­же­ния.

Меж­до­ме­тия вы­ра­жа­ют чув­ства или по­буж­де­ния, но не на­зы­ва­ют их.

Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что в языке есть слова, на­хо­дя­щи­е­ся вне ча­сте­реч­ной клас­си­фи­ка­ции, на­при­мер, не встре­ча­ю­щи­е­ся в дру­гих син­так­си­че­ских по­зи­ци­ях ввод­ные слова (сле­до­ва­тель­но, во-пер­вых), сло­ва-пред­ло­же­ния да и нет и дру­гие, ко­то­рые не укла­ды­ва­ют­ся в тра­ди­ци­он­ную схему рас­пре­де­ле­ния слов по ча­стям речи.        

Части речи

Рис. 2.  Части речи

 4. Орфография и морфология

Ор­фо­гра­фия 

Слова каж­дой части речи об­ла­да­ют неко­то­рым на­бо­ром мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков. Для имени су­ще­стви­тель­но­го это по­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

имя соб­ствен­ное / на­ри­ца­тель­ное, оду­шев­лен­ность / неоду­шев­лен­ность, род; непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки: число (может быть по­сто­ян­ным) и падеж.         

Пра­виль­ное опре­де­ле­ние при­над­леж­но­сти слова к той или иной части речи и его мор­фо­ло­ги­че­ских свойств по­мо­га­ет нам, на­при­мер, при вы­бо­ре па­деж­но­го окон­ча­ния скло­ня­е­мо­го слова (слово тюль муж­ско­го рода, мы все­гда упо­тре­бим это слово в тво­ри­тель­ном па­де­же един­ствен­но­го числа пра­виль­но – тюлем, но не тюлью).   

Зна­ние мор­фо­ло­ги­че­ских свойств нам необ­хо­ди­мо для пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния гла­голь­ных форм (на­при­мер, при­част­ных и де­е­при­част­ных), для раз­ли­че­ния слу­ча­ев слит­но­го или раз­дель­но­го на­пи­са­ния, на­при­мер, ча­стиц или со­ю­зов и во мно­гих дру­гих слу­ча­ях.    

 5. Заключение

К са­мо­сто­я­тель­ным зна­ме­на­тель­ным ча­стям речи от­но­сят­ся: имена су­ще­стви­тель­ные, имена при­ла­га­тель­ные, имена чис­ли­тель­ные, на­ре­чия, гла­го­лы (де­е­при­ча­стия и при­ча­стия ино­гда вы­де­ля­ют не как осо­бые формы гла­го­ла, а как части речи (рис. 2).

См. Учеб­ное по­со­бие,7 класс. Ба­ра­нов М.Т. и др. Про­све­ще­ние М.,2009 г.

Ме­сто­имен­ные части речи пред­став­ле­ны всего одной груп­пой – ме­сто­име­ни­я­ми.

Слу­жеб­ные части речи – это союзы, пред­ло­ги и ча­сти­цы.

И от­дель­но от всех ча­стей речи в языке вы­де­ля­ют­ся меж­до­ме­тия.

Вопросы к конспектам

Найти в пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и опре­де­лить, какой ча­стью речи оно вы­ра­же­но.

1. Где со­весть с прав­дой оби­та­ют? 

2. До по­лю­са дошло на лыжах пять че­ло­век. 

3. Сла­бень­кое гав-гав со­ба­чон­ки ни­ко­го не пу­га­ло. 

4. Двое уже обо­гна­ли меня. И вдруг по­до­шел тре­тий. 

5. Крот­кое слово укро­ща­ет гнев. 

6. Здра­вый че­ло­век учит­ся на чужих ошиб­ках – глуп­ца ничто не на­учит.  

7. Неви­дя­щий лишь то берет, что ви­дя­щий ему дает. 

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 23:40