Словообразование. Орфография

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние – раз­дел науки о языке, в ко­то­ром да­ют­ся от­ве­ты на два во­про­са:

1) как по­стро­е­ны (то есть из каких ча­стей со­сто­ят) слова;

2) как они об­ра­зо­ва­ны (то есть от чего и с по­мо­щью чего).

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние – один из важ­ней­ших ис­точ­ни­ков по­пол­не­ния сло­вар­но­го за­па­са.

Мно­гие ор­фо­гра­фи­че­ские пра­ви­ла опи­ра­ют­ся на сло­во­об­ра­зо­ва­ние. По­это­му, чтобы по­нять смысл, суть пра­вил, надо хо­ро­шо знать со­став слова, его стро­е­ние, на­хо­дить мор­фе­мы и точно опре­де­лять гра­ни­цы между ними.

Мор­фе­ми­ка– раз­дел язы­ко­зна­ния, в ко­то­ром изу­ча­ет­ся си­сте­ма мор­фем языка и мор­фем­ная струк­ту­ра слов и их форм.

Ос­нов­ная еди­ни­ца мор­фе­ми­ки – мор­фе­ма. Мор­фе­ма – это ми­ни­маль­ная зна­чи­мая часть слова (ко­рень, при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс).

Окон­ча­ние – это из­ме­ня­е­мая зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая об­ра­зу­ет форму слова и слу­жит для связи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Окон­ча­ния могут быть ну­ле­вы­ми.

Ос­но­ва – это часть из­ме­ня­е­мо­го слова без окон­ча­ния или всё неиз­ме­ня­е­мое слово. В ос­но­ву са­мо­сто­я­тель­ных слов (су­ще­стви­тель­ных, гла­го­лов и др.) могут вхо­дить, кроме корня, суф­фик­сы, при­став­ки. В ос­но­ве слова за­клю­че­но его лек­си­че­ское зна­че­ние.

Ко­рень – это глав­ная зна­чи­мая часть слова, в ко­то­рой за­клю­че­но общее зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Суф­фикс (сло­во­об­ра­зу­ю­щий) – это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся обыч­но после корня и слу­жит для об­ра­зо­ва­ния слов.

Суф­фик­сы

Рис. 1. Суф­фик­сы

При­став­ка – это зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед кор­нем и слу­жит для об­ра­зо­ва­ния слов.

При­став­ки

Рис. 2. При­став­ки

В рус­ском языке бук­вен­ный и зву­ко­вой со­став мор­фем не яв­ля­ет­ся неиз­мен­ным: в мор­фе­мах ши­ро­ко пред­став­ле­ны нефо­не­ти­че­ские (т.е. не вы­зван­ные фо­не­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми – по­зи­ци­ей по от­но­ше­нию к уда­ре­нию, концу фо­не­ти­че­ско­го слова и к дру­гим зву­кам) че­ре­до­ва­ния глас­ных и со­глас­ных. Эти че­ре­до­ва­ния объ­яс­ня­ют­ся ис­то­ри­че­ски­ми про­цес­са­ми, про­ис­хо­див­ши­ми в языке в дав­ние вре­ме­на, по­это­му че­ре­до­ва­ния носят си­стем­ный ха­рак­тер.

В со­вре­мен­ном рус­ском языке пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щие че­ре­до­ва­ния в со­ста­ве мор­фем:

Че­ре­до­ва­ния глас­ных:

1. о /# (ноль звука, бег­лый глас­ный): сон – сна,

2. е/#: день – дня,

3. е/о: бреду – бродить,

4. о/а: смотреть – посматри­вать,

5. е/о/#/и: соберу – сбор – со­брать – собирать,

6. о/у/ы: сох – сухой – высыхать.

Име­ют­ся и дру­гие че­ре­до­ва­ния глас­ных, но они менее рас­про­стра­не­ны.

Че­ре­до­ва­ния со­глас­ных:

1. пар­ный твер­дый/пар­ный мяг­кий: ру[к]а – ру[к']е,

2. г/ж: нога – ножка,

3. к/ч: рука – ручка,

4. х/ш: муха – мушка,

5. д/ж: водить – вожу,

6. т/ч: крутить – кручу,

7. з/ж: возить – вожу,

8. с/ш: носить – ношу,

9. б/бл: любить – люблю,

10. п/пл: купить – куплю,

11. в/вл: ловить – ловлю,

12. ф/фл: графить – графлю,

13. м/мл: кормить – кормлю.

Кроме того, воз­мож­но че­ре­до­ва­ние глас­но­го и со­че­та­ния глас­но­го с со­глас­ным:

1. а(я)/им: снять – снимать,

2. а(я)/ин: жать – пожинать,

3. и/ой: бить – бой,

4. е/ой: петь – пой.

Корни, ко­то­рые могут упо­треб­лять­ся в слове са­мо­сто­я­тель­но или в со­че­та­нии с окон­ча­ни­я­ми, на­зы­ва­ют­ся сво­бод­ны­ми. Те корни, ко­то­рые могут упо­треб­лять­ся толь­ко в со­че­та­нии с при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми, на­зы­ва­ют­ся свя­зан­ны­ми, на­при­мер: об-у-ть – раз-у-ть.

Сло­во­об­ра­зу­ю­щие некор­не­вые мор­фе­мы слу­жат для об­ра­зо­ва­ния новых слов, фор­мо­об­ра­зу­ю­щие – для об­ра­зо­ва­ния форм слова.

Сло­во­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы де­лят­ся на при­став­ки и суф­фик­сы. Они раз­ли­ча­ют­ся по их месту по от­но­ше­нию к корню и к дру­гим мор­фе­мам. В линг­ви­сти­ке на­ря­ду с суф­фик­сом вы­де­ля­ют такжепост­фикс – сло­во­об­ра­зу­ю­щую мор­фе­му, сто­я­щую после окон­ча­ния или фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са (умы-ть-ся, к-ого-либо).

Окон­ча­ния и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы вы­ра­жа­ют грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния слова— род, лицо, число, падеж, на­кло­не­ние, время, сте­пе­ни срав­не­ния и др.Ну­ле­вое окон­ча­ние— это зна­чи­мое от­сут­ствие окон­ча­ния, от­сут­ствие, ко­то­рое несет опре­де­лен­ную ин­фор­ма­цию о том, в какой форме стоит слово. Так, ну­ле­вое окон­ча­ние в форме стол го­во­рит о том, что это име­ни­тель­ный или ви­ни­тель­ный падеж, то есть несет ин­фор­ма­цию, зна­чи­мо.

Фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы пред­став­ле­ны:

1) у ин­фи­ни­ти­ва -ть/-ти: читать, нести;

2) в про­шед­шем вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния -л-: делал;

3) в услов­ном на­кло­не­нии –л-: делал бы;

4) в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии -и- (пиши) и ну­ле­вой сло­во­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс (делай, сядь);

5) в про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го и на­ре­чия –е (выше), -ее/-ей (быстрее), -ше (раньше), -же (глубже);

6) в про­стой пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­но­го -ейш-/-айш- (быстрейший, высочайший).

Ну­ле­вым может быть не толь­ко окон­ча­ние, но и фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс, ко­то­рый вы­де­ля­ет­ся при ма­те­ри­аль­но не вы­ра­жен­ном зна­че­нии на­кло­не­ния или вре­ме­ни у неко­то­рых гла­го­лов:

Спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

1) при­ста­воч­ный: де­лать → переде­лать;

2) суф­фик­саль­ный: синий → синева;

3) при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный: ста­кан → подста­канник;

4) бес­суф­фикс­ный:пе­ре­ходить → пе­ре­ход;

5) сло­же­ние:

а. слож­но­со­став­ной спо­соб: диван + кро­вать → ди­ван-кро­вать,

б. сло­же­ние: лес + степь → лес(о)степь,

в. сло­же­ние с со­кра­ще­ни­ем (аб­бре­ви­а­ция): Ми­ни­стер­ство ино­стран­ных дел → МИД;

5) со­кра­ще­ние:за­ме­сти­тель → зам;

6) пе­ре­ход слова из одной части речи в дру­гую: сто­ло­вая (прил.) → сто­ло­вая (сущ.).

Сме­шан­ные спо­со­бы – спо­со­бы, при ко­то­рых од­но­вре­мен­но ис­поль­зу­ют­ся раз­ные сред­ства:орден+но­сить → орден(о)нос-ец (сло­же­ние про­из­во­дя­щей ос­но­вы + суф­фик­са­ция).

 

Со­став слова

Рис. 3. Со­став слова

 

Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до слова ве­се­лый

Рис. 4. Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до слова ве­се­лый

За­клю­че­ние

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние – важ­ней­ший раз­дел рус­ско­го языка. Этот раз­дел тесно свя­зан с лек­си­кой, ор­фо­гра­фи­ей, куль­ту­рой речи. Зна­ние этого раз­де­ла по­мо­жет из­бе­жать мно­гих оши­бок.

До­пол­ни­тель­но

Пост­фик­саль­ный спо­соб – спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова путём при­со­еди­не­ния пост­фик­са к це­ло­му слову. На­при­мер:

какой → ка­кой-ли­бо, где → где-то, кто → кто-ни­будь.

При­ста­воч­но-пост­фик­саль­ный спо­соб – спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова путём од­но­вре­мен­но­го при­со­еди­не­ния при­став­ки (пре­фик­са) и пост­фик­са к це­ло­му слову. На­при­мер:

есть → на­есть­ся, чи­тать → вчи­тать­ся, пла­кать → рас­пла­кать­ся.

Суф­фик­саль­но-пост­фик­саль­ный спо­соб– спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова путём од­но­вре­мен­но­го при­со­еди­не­ния суф­фик­са и пост­фик­са к ос­но­ве слова. На­при­мер: гор­дый → гор­дить­ся, нужда → нуж­дать­ся.

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­но-пост­фик­саль­ный спо­соб – спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова путём од­но­вре­мен­но­го при­со­еди­не­ния при­став­ки (пре­фик­са), суф­фик­са и пост­фик­са к ос­но­ве слова. На­при­мер:

смех → на­сме­хать­ся, банк­рот → обанк­ро­тить­ся.

Вопросы к конспектам

1. Най­ди­те «лиш­нее» слово:

- нож, ножны, стре­но­жить, но­же­вой;

- нос, носик, пе­ре­но­си­ца, пе­ре­нос­ка;

- при­во­дить, про­вод­ка, про­вод­ник, оле­не­вод.

2. В каком(их) слове(ах) есть суф­фикс -л-?

- влюб­лен­ный; 2. капля; 3. зу­би­ло; 4. при­плы­ли; 5. бе­реж­ли­вость; 6. но­силь­щик.

3. Обо­значь­те при­став­ки.

Под­оде­яль­ник, по­до­рож­ник, по­дош­ва, на­до­рвать, на­до­ить, на­бол­тать, набат, на­сту­пить, наст.

4. В каком (их) слове (ах) нет суф­фик­са?

- со­ло­вьи­ный; 2. синий; 3. лисий; 4. зве­рье; 5. спуг­нуть; 6. мамин.

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 23:21