Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

 1. Понятие о причастии

При­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, про­те­ка­ю­щий во вре­ме­ни, как дей­ствие, ко­то­рое про­из­во­дит пред­мет, или как дей­ствие, ко­то­ро­му он под­вер­га­ет­ся со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та.

На­при­мер:

Понятие о причастии. Читающий мальчик

Рис.1. Чи­та­ю­щий маль­чик

Понятие о причастии. Прочитанная книга

Рис. 2. Про­чи­тан­ная книга

 2. Признаки глагола и прилагательного

При­зна­ки гла­го­ла у при­ча­стия: залог, вид, время, пе­ре­ход­ность/непе­ре­ход­ность, воз­врат­ность/невоз­врат­ность.

При­зна­ки при­ла­га­тель­но­го у при­ча­стия: из­ме­ня­ет­ся по родам (толь­ко в ед.ч.), чис­лам.

Син­так­си­че­ская роль: опре­де­ле­ние (в пол­ной форме)  или ска­зу­е­мое (в крат­кой форме).

 3. Склонение причастий

Пол­ные при­ча­стия скло­ня­ют­ся так же, как пол­ные при­ла­га­тель­ные.

На­при­мер:

Спя­щий (маль­чик)

Склонение причастий. Спящий мальчик

Рис. 3. Спя­щий маль­чик

Ед.ч.                     Мн.ч.

И. спящий          спящие

Р. спящего         спящих

Д. спящему        спящим

В. спящего        спящих

Т. спящим        спящими

П. о спящем     спящих

Глас­ные в па­деж­ных окон­ча­ни­ях при­ча­стий опре­де­ля­ют­ся так же, как в окон­ча­ни­ях при­ла­га­тель­ных.

Во­прос

Окон­ча­ние

Какой?

-ой / -ей

Ка­ко­го?

-его / -его

Ка­ко­му?

-ому / -еме

Ка­ко­го?

-ого / -его

Каким?

-им

О каком?

-ом / -ем

На­при­мер:

В (каком?) из­ме­нившемся мире царят новые по­ряд­ки.

Он по­смот­рел на меня с (каким?) из­ме­нившимся лицом.

 

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1. Спи­ши­те сло­во­со­че­та­ния, встав­ляя про­пу­щен­ные окон­ча­ния при­ча­стий. Опре­де­ли­те падеж при­ча­стий.

О при­бли­жа­ю­щ_­ся ура­гане, по осы­па­ю­щ_­ся сту­пень­кам, в на­сту­пив­ш_ ти­шине, в окру­жен­н_ са­ди­ком до­ми­ке, на про­ле­та­ю­щ_ жу­рав­лей, из тающ_ снега, в рас­сти­лав­ш_­ся ту­мане.

За­да­ние №2. Вставь­те про­пу­щен­ные окон­ча­ния, опре­де­ли­те падеж при­ча­стий.

Из всех слов мо­гу­че­го и пер­во­род­но­го рус­ско­го языка, пол­но­глас­но­го, крот­ко­го и гроз­но­го, бро­са­ю­щ_ звуки взрыв­ным во­до­па­дом, жур­ча­щ_  неуло­ви­мым ру­чей­ком, ис­пол­нен­н_  го­во­ром дре­му­че­го леса, шур­ша­щ_  степ­ны­ми ко­вы­ля­ми, поющ_  вет­ром, что но­сит­ся и ме­чет­ся и ума­ни­ва­ет серд­це да­ле­ко за степь, пре­свет­ло си­я­ю­щ_  се­реб­ря­ны­ми раз­ли­ва­ми пол­но­вод­ных рек, вте­ка­ю­щ_  в синее море, — из всех несо­счи­тан­н_  са­мо­цве­тов этой неис­чер­па­е­мой со­кро­вищ­ни­цы языка жи­во­го, со­тво­рен­н_   и, од­на­ко же, без уста­ли тво­ря­щ_, боль­ше всего я люблю слово — воля. Так было в дет­стве, так и те­перь. Это слово — самое до­ро­гое и все­объ­ем­лю­щее. (К. Баль­монт).

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 01:52