Контрольная работа по теме «Морфология»
Введение
На уроке выполним контрольную работу для того, чтобы вспомнить изученное в разделе «Морфология», а также восполнить пробелы в знаниях.
Вопрос 1Укажите, что обозначают данные части речи (рис. 1):
Рис. 1. Вопрос 1
Правильный ответ: 1Г, 2А,3Б, 4В.
Разбор вопроса 1
Вспомним: глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?. К наречию задаются вопросы от глагола, оно обозначает признак предмета, признак действия. Тесно связаны имя существительное и имя прилагательное.
Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 1а
Укажите, что обозначают данные части речи (рис. 2):
Рис. 2. Вопрос 1а
Правильный ответ: 1Г, 2А, 3Б, 4В.
Вопрос 2
Вспомните, на какие вопросы отвечают самостоятельные части речи. Имена существительные на вопросы кто? что? отвечают в форме и. п. Глаголы на вопросы что делать? что сделать? отвечают в неопределенной форме. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова (рис. 3):
Рис. 3. Вопрос 2
Правильный ответ: 1А, 2Г,3Б, 4В.
Разбор вопроса 2
Глагол отвечает на вопросы: что делают? что будут делать? что делал? что сделать? что сделал? что сделаю?
Имя существительное и имя прилагательное отвечают на вопросы всех шести падежей.
Местоимение также может отвечать на вопросы существительного и прилагательного, но оно не называет предметов и их признаков.
Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 2а
Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова (рис. 4):
Рис. 4. Вопрос 2а
Правильный ответ: 1Г, 2В,3А, 4Б.
Вопрос 3
Вспомните падежи имен существительных. Определите, в каких падежах употреблены имена существительные. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 5):
Рис. 5. Вопрос 3
Правильный ответ: 1Е, 2А,3В, 4Г, 5Г, 6Д.
Разбор вопроса 3
Запишите вопросы падежей на листе бумаги, чтобы легче сориентироваться. Чтобы не путать и. п. и в. п., на место сомнительного слова, падеж которого не можете определить, поставьте любое существительное 1-го склонения женского рода. В и. п. и в. п. формы слов у таких существительных совпадать не будут.
Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 3а
Определите, в каких падежах употреблены имена существительные. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 6):
Рис. 6. Вопрос 3а
Правильный ответ: 1Б, 2А,3Г, 4Д, 5Е, 6В.
Вопрос 4
Важно уметь определять падеж имени прилагательного, от этого зависит правильность написания окончания этого слова. Определите, какую букву следует писать в окончаниях прилагательных на месте пропуска. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 7):
Рис. 7. Вопрос 4
Правильный ответ: 1Г, 2А, 3В, 4Б.
Разбор вопроса 4
Окончание имен прилагательных определяется по вопросу, задайте вопрос от имени существительного к прилагательному. Посмотрите на окончание в вопросе. Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 4а
Определите, какую букву следует писать в окончаниях прилагательных на месте пропуска. Цифра относится к следующему за ней слову (рис. 8):
Рис. 8. Вопрос 4а
Правильный ответ: 1В, 2А, 3Г, 4Б.
Вопрос 5
Вспомните, какие действия обозначают глаголы в том или ином времени, на какие вопросы отвечают глаголы. У каждого глагола можно определить спряжение. Определите морфологические признаки выделенных глаголов (рис. 9):
Рис. 9. Вопрос 5
Правильный ответ: 1В, 2Д, 3Г, 4А, 5Б, 6Е.
Разбор вопроса 5
Время глагола определить несложно. Часто допускают ошибки при различении неопределенной формы глагола и глагола в настоящем времени. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?. К глаголу в неопределенной форме нельзя поставить местоимение. Для определения спряжения вспомните алгоритм определения спряжения глаголов. Вспомните глаголы-исключения. Окончание глагола может подсказать, какого он спряжения. Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 5а
Определите морфологические признаки выделенных глаголов (рис. 10):
Рис. 10. Вопрос 5а
Правильный ответ: 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Г, 6Е.
Вопрос 6
Правописание местоимений. Вспомните, на что обращать внимание в вопросах постановки дефиса в местоимениях. Определите, как правильно следует раскрыть скобки (рис. 11):
Рис. 11. Вопрос 6
Правильный ответ: 1А, 2В, 3Б.
Разбор вопроса 6
Помните, предлоги с местоимениями пишутся раздельно. Вспомните все случаи постановки дефиса в местоимениях. В задании за местоимение можно было принять слово будто. Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 6а
Определите, как правильно следует раскрыть скобки (рис. 12):
Рис. 12. Вопрос 6а
Правильный ответ: 1В, 2Б, 3А.
Вопрос 7
Служебные части речи. Определяя предлог, союз или частицу, помните, какую роль играет каждая из служебных частей речи. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (рис. 13):
Рис. 13. Вопрос 7
Правильный ответ: 1В, 2А, 3Б.
Разбор вопроса 7
Внимательно смотрите, какое слово связывает другие два слова в словосочетании, какое слово соединяет однородные члены предложения, какое слово вносит дополнительный смысловой оттенок в значение предложения. Выполните еще одно подобное задание.
Вопрос 7а
Определите, какой частью речи являются выделенные слова (рис. 14):
Рис. 14. Вопрос 7а
Правильный ответ: 1В, 2Б, 3А.