Развитие человека до рождения и после

1. Вступление

Опло­до­тво­ре­ние – сли­я­ние гамет (спер­ма­то­зо­и­да и яй­це­клет­ки) с об­ра­зо­ва­ни­ем зи­го­ты (см. Рис. 1). Про­ис­хо­дит в ма­точ­ной трубе. Опло­до­тво­ре­ние может на­сту­пить толь­ко в те­че­ние 24 часов после ову­ля­ции.

Опло­до­тво­ре­ние – сли­я­ние гамет (спер­ма­то­зо­и­да и яй­це­клет­ки) с об­ра­зо­ва­ни­ем зи­го­ты

Рис. 1. Опло­до­тво­ре­ние

После опло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ка вы­ра­ба­ты­ва­ет ве­ще­ства, ко­то­рые пре­пят­ству­ют по­па­да­нию дру­гих спер­ма­то­зо­и­дов внутрь.

Эм­брио­ло­гия – наука, изу­ча­ю­щая внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша. Ос­но­во­по­лож­ник – Карл Бэр (см. Рис. 2).

Эм­брио­ло­гия – наука, изу­ча­ю­щая внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие за­ро­ды­ша. Ос­но­во­по­лож­ник – Карл Бэр

Рис. 2

2. Эмбриональное развитие человека

Пер­вые 2 дня после опло­до­тво­ре­ния за­ро­дыш сво­бод­но пре­бы­ва­ет в матке, после этого про­ис­хо­дит его им­план­та­ция и на­чи­на­ет­ся раз­ви­тие (см. Рис. 3).

развитие человека

Рис. 3

К концу пер­во­го ме­ся­ца жизни 1/3 всего тела за­ро­ды­ша со­став­ля­ет его го­ло­ва (см. Рис. 4).

К концу пер­во­го ме­ся­ца жизни 1/3 всего тела за­ро­ды­ша со­став­ля­ет его го­ло­ва

Рис. 4

На 7-й неде­ле можно раз­ли­чить паль­цы на руках и ногах (см. Рис. 5). За­ро­дыш окру­жен обо­лоч­кой с жид­ко­стью. Сна­ру­жи обо­лоч­ка имеет вор­син­ки и ка­пил­ля­ры, через ко­то­рые про­ис­хо­дит пи­та­ние за­ро­ды­ша.

На 7-й неде­ле можно раз­ли­чить паль­цы на руках и ногах

Рис. 5

В 2 ме­ся­ца (см. Рис. 6) за­ро­дыш похож на че­ло­ве­ка, раз­ме­ром 3 см, вор­син­ки обо­лоч­ки, об­ра­щен­ные к стен­ке матки, раз­рас­та­ют­ся и об­ра­зу­ют пла­цен­ту.

В 2 ме­ся­ца за­ро­дыш похож на че­ло­ве­ка, раз­ме­ром 3 см, вор­син­ки обо­лоч­ки, об­ра­щен­ные к стен­ке матки, раз­рас­та­ют­ся и об­ра­зу­ют пла­цен­ту.

Рис. 6

К концу 12-й неде­ли обмен га­за­ми и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми между ор­га­низ­ма­ми ма­те­ри и ре­бен­ка пол­но­стью про­ис­хо­дит по­сред­ством пла­цен­ты (см. Рис. 7). С этого мо­мен­та за­ро­дыш на­зы­ва­ет­ся пло­дом.

К концу 12-й неде­ли обмен га­за­ми и пи­та­тель­ны­ми ве­ще­ства­ми между ор­га­низ­ма­ми ма­те­ри и ре­бен­ка пол­но­стью про­ис­хо­дит по­сред­ством пла­цен­ты

Рис. 7

К концу 3-го ме­ся­ца фор­ми­ру­ют­ся прак­ти­че­ски все ткани и ор­га­ны (см. Рис. 8).

К концу 3-го ме­ся­ца фор­ми­ру­ют­ся прак­ти­че­ски все ткани и ор­га­ны

Рис. 8

В 4,5 ме­ся­ца (см. Рис. 9) можно про­слу­шать серд­це­би­е­ние плода – около 150 уд/мин.

В 4,5 ме­ся­ца можно про­слу­шать серд­це­би­е­ние плода – около 150 уд/мин

Рис. 9

Плод быст­ро рас­тет, и к мо­мен­ту рож­де­ния до­сти­га­ет веса 3 – 3,5 кг (см. Рис. 10).

Плод быст­ро рас­тет, и к мо­мен­ту рож­де­ния до­сти­га­ет веса 3 – 3,5 кг

Рис. 10

Бе­ре­мен­ность – со­сто­я­ние жен­щи­ны, в матке ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся плод, про­дол­жи­тель­но­стью 270-280 дней.

При­зна­ки бе­ре­мен­но­сти:

Уси­ле­ние вы­де­ле­ний гор­мо­нов

От­сут­ствие мен­стру­а­ций

Уве­ли­че­ние матки

Уве­ли­че­ние мо­лоч­ных желез

Из­ме­не­ние об­ме­на ве­ществ

Мать не долж­на упо­треб­лять спирт­ные на­пит­ки и ку­рить. Дети ма­те­рей, ко­то­рые в пер­вые 3 ме­ся­ца пили спирт­ное, стра­да­ют ал­ко­голь­ным син­дро­мом. Они рож­да­ют­ся ум­ствен­но и фи­зи­че­ски недо­раз­ви­ты­ми. Это за­бо­ле­ва­ние неиз­ле­чи­мо.

Если мать упо­треб­ля­ет спирт­ное в по­след­ние 3 ме­ся­ца бе­ре­мен­но­сти, у нее воз­ни­ка­ют ослож­не­ния при родах, ре­бе­нок может ро­дить­ся с диа­те­зом, по­ро­ка­ми серд­ца и др.

3. Роды

По ис­те­че­нию срока бе­ре­мен­но­сти на­сту­па­ют роды, они со­про­вож­да­ют­ся ро­до­вы­ми схват­ка­ми. Это силь­ные бо­лез­нен­ные со­кра­ще­ния стен­ки матки, воз­ни­ка­ю­щие под дей­стви­ем гор­мо­на ок­си­то­ци­на.

Пе­ри­о­ды родов

Про­дви­же­ние плода к низу матки

Соб­ствен­но рож­де­ние ре­бен­ка

От­де­ле­ние и выход пла­цен­ты

4. Постэмбриональное развитие

Наи­бо­лее ин­тен­сив­ный рост про­ис­хо­дит в пер­вый год жизни и в пе­ри­од по­ло­во­го со­зре­ва­ния. Ос­нов­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия – воз­ник­но­ве­ние речи, мыш­ле­ния, дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти, ко­то­рая тесно свя­за­на с тру­до­вой де­я­тель­но­стью.

Для раз­ви­тия этих функ­ций очень важен пе­ри­од с 2 до 4 лет. Окон­ча­тель­но фор­ми­ро­ва­ние дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти про­ис­хо­дит к 18 годам.

Зре­лость – наи­бо­лее дли­тель­ный пе­ри­од жизни че­ло­ве­ка. Все функ­ции пре­бы­ва­ют в оп­ти­маль­ном со­сто­я­нии раз­ви­тия.

Ста­рость – пе­ри­од уга­са­ния мно­гих функ­ций.

Аборт – ис­кус­ствен­ное пре­ры­ва­ние бе­ре­мен­но­сти. Воз­мо­жен до 28 недель су­ще­ство­ва­ния за­ро­ды­ша.

Вопросы к конспектам

Ко­ле­сов Д.В., Маш Р.Д., Бе­ля­ев И.Н. Био­ло­гия, 8. – М.: Дрофа – с. 317, за­да­ния и во­про­сы 3, 4.

Что такое эм­брио­ло­гия?

Опи­ши­те этапы родов.

* Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние о ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии эм­брио­ло­гии.

Последнее изменение: Четверг, 29 Март 2018, 11:33