А.А. Блок: обзор жизни и творчества. «Трагический тенор эпохи»

 1. Вступление

В ли­те­ра­тур­ной эпохе  конца XIX – на­ча­ла XX вв со­вре­мен­ни­ки счи­та­ли, что есть две клю­че­вые фи­гу­ры – это М. Горь­кий и А. Блок. Имен­но А. Блок вы­рвал­ся за пре­де­лы мо­дер­низ­ма и сде­лал мо­дер­низм до­ступ­ным  не толь­ко эс­те­там и ин­тел­лек­ту­а­лам, но и  обыч­ным чи­та­те­лям. Имен­но в твор­че­стве Блока очень мно­гие слы­ша­ли тот самый дух со­вре­мен­но­сти и голос вре­ме­ни, о ко­то­рых го­во­ри­лось на преды­ду­щих уро­ках. Имен­но Блок (в 1918 году) нашел тот ритм и ин­то­на­цию, ко­то­рая вы­ра­зи­ла му­зы­ку ре­во­лю­ции.

Про­из­ве­де­ния Блока труд­ны для вос­при­я­тия. Всю ли­ри­ку Блок со­брал в три тома.

Ро­дил­ся Блок в Пе­тер­бур­ге в дво­рян­ской семье (Отец его, А.Л. Блок, был юри­стом, про­фес­со­ром Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та; мать, А.А. Бе­ке­то­ва, дочь уче­но­го-бо­та­ни­ка А.Н. Бе­ке­то­ва, рек­то­ра Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та). Вос­пи­ты­вал­ся в семье ма­те­ри. Ро­ди­те­ли Блока разо­шлись еще до рож­де­ния сына.

Алек­сандр Блок

Рис. 1. Алек­сандр Блок

Пи­сать стихи Блок начал рано. В своей ав­то­био­гра­фии поэт упо­ми­нал о том, что с ран­не­го дет­ства пе­ре­жи­вал по­сто­ян­ные при­ли­вы "ли­ри­че­ских волн". Юный Блок "из­да­вал" в дет­ские и от­ро­че­ские годы ру­ко­пис­ные жур­на­лы, где про­бо­вал свои силы в самых раз­ных жан­рах - от пу­те­вых за­ме­ток и фе­лье­то­нов до пе­ре­во­дов, па­ро­дий и сти­хов. Од­на­ко "се­рьез­ное пи­са­ние" на­ча­лось лишь в сем­на­дцать лет, после окон­ча­ния Пе­тер­бург­ской Вве­ден­ской гим­на­зии.

Пер­вый пе­ри­од твор­че­ства (1898-1900 гг.) был пе­ри­о­дом на­коп­ле­ния опыта и по­э­ти­че­ско­го са­мо­опре­де­ле­ния поэта. В 1898 году Блок по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. Он се­рьёз­но увлёк­ся те­ат­ром и даже го­то­вил­ся стать ак­те­ром и неко­то­рое время вхо­дил в со­став труп­пы Пе­тер­бург­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го круж­ка. В 1897 г. на немец­ком ку­рор­те Бад-На­ухайм он по­зна­ко­мил­ся с Ксе­ни­ей Ми­хай­лов­ной Са­дов­ской. Роман их длил­ся несколь­ко лет. Он от­ра­зил­ся в страст­но-сум­бур­ных юно­ше­ских пись­мах к Са­дов­ской, а также во мно­гих сти­хах: ран­них и позд­ней­ших (цикл "Через две­на­дцать лет", 1909). Летом 1898 года про­изо­шла встре­ча Блока с его бу­ду­щей неве­стой и женой - Л.Д. Мен­де­ле­е­вой (до­че­рью Д.И. Мен­де­ле­е­ва).

А. Блок на сцене

Рис. 2. А. Блок на сцене

 2. Ранняя лирика Блока

Пе­ри­од ран­ней ли­ри­ки (1898-1900) для Блока стал пе­ри­о­дом смут­ных на­дежд, юно­ше­ских меч­та­ний, по­ис­ков Иде­а­ла, "неве­до­мо­го Бога", ду­хов­ных основ жизни, блуж­да­ний в "пред­рас­свет­ных су­мер­ках". В со­зна­нии поэта по­сте­пен­но сло­жи­лась его необыч­ная по­э­ти­че­ская ми­фо­ло­гия, свя­зан­ная с об­ра­зом-сим­во­лом Веч­ной Жен­ствен­но­сти, Пре­крас­ной Дамы, с иде­я­ми пре­об­ра­же­ния мира.

В на­ча­ле по­э­ти­че­ско­го пути наи­бо­лее близ­ким ему ока­зал­ся ми­сти­че­ский ро­ман­тизм В.А. Жу­ков­ско­го. Певец при­ро­ды, как на­зы­ва­ли Жу­ков­ско­го, учил чи­сто­те и воз­вы­шен­но­сти чувств, по­сти­же­нию кра­со­ты окру­жа­ю­ще­го мира, со­при­кос­но­ве­нию с тай­ной бога, вере в воз­мож­ность про­ник­но­ве­ния за пре­де­лы жи­во­го.

В это время Блок жил в ожи­да­нии ка­ких-то неви­дан­ных гря­ду­щих пе­ре­мен. Порой у него по­яв­ля­ют­ся апо­ка­лип­си­че­ские на­стро­е­ния. Он часто ис­пы­ты­ва­ет ощу­ще­ние со­при­част­но­сти та­ин­ствам мира. Блок уси­лен­но за­ни­ма­ет­ся древ­ней иде­а­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фи­ей, увле­ка­ет­ся уче­ни­ем Пла­то­на о ду­хов­ной сущ­но­сти ми­ро­зда­ния. Поэт верит в су­ще­ство­ва­ние "иных миров", где со­вер­ша­ет­ся ис­тин­ное бытие.

Одним из клю­че­вых со­бы­тий в жизни Блока стало зна­ком­ство в 1901 г. с твор­че­ством фи­ло­со­фа и поэта В. Со­ло­вье­ва. Поэту от­кры­лись ис­то­ки его смут­ных пе­ре­жи­ва­ний, стала по­нят­ней "ми­сти­ка, ко­то­рой был на­сы­щен воз­дух по­след­них лет ста­ро­го и пер­вых лет но­во­го века". Под вли­я­ни­ем Со­ло­вье­ва Блока все силь­нее за­хва­ты­ва­ла мысль о во­пло­ще­нии Иде­а­ла в зем­ной дей­стви­тель­но­сти. Он уве­ро­вал в воз­мож­ность со­при­кос­но­ве­ния иде­аль­но­го ("иного") и ре­аль­но­го миров. Все то, что про­ис­хо­дит "здесь", на земле,- это, по сло­вам Со­ло­вье­ва, "толь­ко от­блеск, толь­ко тени от незри­мо­го очами".

Блок жил верой в то, что есть уже на земле оли­це­тво­рен­ный образ Веч­ной Жен­ствен­но­сти, о ко­то­ром меч­тал В. Со­ло­вьев. Под­ра­зу­ме­вая Л. Д. Мен­де­ле­е­ву, Блок писал: "Я встре­тил ее здесь, и ее зем­ной образ, со­вер­шен­но ничем не дис­гар­мо­ни­ру­ю­щий с незем­ным, вы­звал во мне (...) бурю тор­же­ства...". Блок вос­при­ни­ма­ет свою лю­бовь к ней как воз­вы­шен­ный "ми­сти­че­ский роман", как важ­ное дей­ство все­лен­ской ми­сте­рии об­нов­ле­ния. На мно­гих сти­хо­тво­ре­ни­ях Блока 1901-1902 гг. лежит от­свет об­ра­за Пре­крас­ной Дамы.

Между тем роман поэта и Л.Д. Мен­де­ле­е­вой про­те­кал до­воль­но дра­ма­тич­но: с от­чуж­де­ни­ем и непо­ни­ма­ни­ем с её сто­ро­ны, с его от­ча­я­ни­ем, мыс­ля­ми о са­мо­убий­стве, с му­ка­ми несбы­ва­ю­щих­ся на­дежд, тре­во­га­ми, ре­аль­ной и ми­сти­че­ской рев­но­стью. На­ко­нец 7 но­яб­ря 1902 г. Лю­бовь Дмит­ри­ев­на со­гла­си­лась стать его женой. Сразу же после этого со­бы­тия было на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние "Я их хра­нил в при­де­ле Иоан­на...", от­крыв­шее новую главу "ли­ри­че­ско­го днев­ни­ка" (цикл "Рас­пу­тья").

В 1901 г. Блок пе­ре­шел с юри­ди­че­ско­го на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та. С на­ча­ла 1900-х гг. по­сте­пен­но рас­ши­ря­ет­ся круг бло­ков­ско­го об­ще­ния. В ян­ва­ре 1903 г. он всту­па­ет в пе­ре­пис­ку с Ан­дре­ем Белым, с ко­то­рым его сбли­жа­ли сход­ная ми­сти­че­ская на­стро­ен­ность, род­ство ду­хов­ных по­ис­ков, вер­ность со­ло­вьев­ским за­ве­там. В ян­ва­ре 1904 г. Блок с женой (бра­ко­со­че­та­ние со­сто­я­лось в ав­гу­сте 1903 г.) со­вер­шил по­езд­ку в Моск­ву, где встре­тил­ся с Ан­дре­ем Белым, В. Брю­со­вым, К. Баль­мон­том.

Ран­ние стихи Блока со­ста­ви­ли первую книгу, вы­шед­шую в ок­тяб­ре 1904 года, - "Стихи о Пре­крас­ной Даме". Сразу же после вы­хо­да "Сти­хов о Пре­крас­ной Даме" Блок занял едва ли не цен­траль­ное место в рядах сим­во­ли­стов.

По­э­ти­че­ский дебют Блока при­шел­ся на годы ка­ну­на пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции 1905-1907 гг. Из­ме­ни­лось на­стро­е­ние ли­те­ра­ту­ры этого пе­ри­о­да. Ото­звал­ся на ре­во­лю­цию и Блок, про­явив при­су­щее ему важ­ное ка­че­ство ху­дож­ни­ка - со­ци­аль­ную чут­кость.

Вто­рая его книга, "Неча­ян­ная ра­дость", сде­ла­ла по­пу­ляр­ным имя поэта уже в ши­ро­ких пи­са­тель­ских кру­гах. В этот сбор­ник вошли стихи 1904-1906 годов (среди них "Незна­ком­ка", "Де­вуш­ка пела в цер­ков­ном хоре", "Осен­няя волна"). Зву­ко­вая магия сти­хов за­во­ра­жи­ва­ла слу­ша­те­лей. По силе воз­дей­ствия на чи­та­те­ля в то время Блок был одним из самых зна­чи­тель­ных по­этов.

Блок ищет новую ин­то­на­цию, чтобы от­ра­зить  же­сто­кое время.

Герой Блока ста­но­вит­ся оби­та­те­лем шум­ных го­род­ских улиц, жадно вгля­ды­ва­ю­щим­ся в жизнь. А сти­хо­тво­ре­ние "Осен­няя волна" стало пер­вым во­пло­ще­ни­ем темы ро­ди­ны в твор­че­стве Блока, ко­то­рой он в даль­ней­шем по­свя­тит всю жизнь. В сти­хах по­яв­ля­ют­ся некра­сов­ские ин­то­на­ции - лю­бовь к ро­дине - лю­бовь-спа­се­ние, по­ни­ма­ние того, что свою судь­бу невоз­мож­но пред­ста­вить в от­ры­ве от нее.

1906-1907 годы стали пе­ре­лом­ны­ми для Блока, это время пе­ре­оцен­ки цен­но­стей. Поэт об­ра­ща­ет­ся к дра­ма­тур­гии. Когда Блок по­чув­ство­вал же­ла­ние и необ­хо­ди­мость ска­зать новое слово, жанр те­ат­раль­но­го дей­ства стал есте­ствен­ной фор­мой. В 1906 году Бло­ком были на­пи­са­ны три ли­ри­че­ские драмы - "Незна­ком­ка", "Ко­роль на пло­ща­ди", "Ба­ла­ган­чик".

По­яв­ля­ют­ся новые ге­ро­и­ни: незна­ком­ка, снеж­ная страст­ная ге­ро­и­ня. Со­бы­тия ре­во­лю­ций от­ра­жа­ет­ся ин­то­на­ци­ей смя­те­ния. В этот смут­ный пе­ри­од («неча­ян­ная ра­дость») Блок чув­ству­ет, что этот страш­ный мир, по­гиб­нув, но воз­ро­дить­ся в дру­гом ка­че­стве. Он  кри­ти­че­ски от­но­сить­ся к ран­ней своей ли­ри­ке. В его твор­че­стве по­яв­ля­ет­ся новое на­прав­ле­ние – это дра­ма­тур­гия. Блок разыг­ры­ва­ет ми­сти­че­ские стра­сти иро­ни­че­ски.

 3. Творчество. Личная драма

По­ра­же­ние пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции ска­за­лось не толь­ко на судь­бе по­э­ти­че­ской школы сим­во­лиз­ма, но и на лич­ной судь­бе каж­до­го из его при­вер­жен­цев. Укреп­ле­ние в Блоке граж­дан­ско­го него­до­ва­ния и про­те­ста при­ве­ли его к ослаб­ле­нию свя­зей с быв­ши­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. В своем днев­ни­ке Блок за­пи­сал: "Ни­ка­ких сим­во­лиз­мов боль­ше: я не маль­чик, сам от­ве­чаю за все". Не имея воз­мож­но­сти ор­га­ни­зо­вать из­да­ние соб­ствен­но­го жур­на­ла, Блок ак­тив­но вклю­ча­ет­ся в ли­те­ра­тур­ную борь­бу. Вто­рая по­ло­ви­на 900 годов ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­яв­ле­ни­ем боль­шо­го числа его ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ских, кри­ти­че­ских и пуб­ли­ци­сти­че­ских работ.

И все-та­ки эти годы (1906-1908) были в целом кри­зис­ны­ми для Блока. Он пе­ре­жи­вал их как пе­ри­од "без­вре­ме­нья" (в 1906 г. Блок на­пи­сал ста­тью под таким на­зва­ни­ем), когда по­мерк­ли иде­а­лы, под­сту­пи­ли опу­сто­шен­ность и от­ча­я­ние, когда сме­ша­лись в со­зна­нии греш­ная "земля" и свет­лое "небо". Сыг­ра­ли здесь свою роль и спад не оправ­дав­шей ожи­да­ний ре­во­лю­ции, и дра­ма­ти­че­ские пе­ри­пе­тии лич­ной жизни Блок (раз­лад в семье, кон­фликт с Ан­дре­ем Белым). Все чаще воз­ни­ка­ют в твор­че­стве поэта мо­ти­вы горь­кой иро­нии и скеп­си­са. В этой си­ту­а­ции Блок по­гру­зил­ся в "ди­о­ни­сий­скую" сти­хию за­бве­ния и вос­тор­га. Он жаж­дал той без­гра­нич­ной пол­но­ты бытия и упо­е­ния ис­кус­ством, ко­то­рые за­тми­ли бы несо­вер­шен­ство мира, при­ту­пи­ли боль от несбы­ва­ю­щих­ся на­дежд.

Куль­ми­на­ци­ей того бур­но­го вре­ме­ни стало страст­ное и без­от­вет­ное увле­че­ние поэта пе­тер­бург­ской ак­три­сой Н.Н. Во­ло­хо­вой. Ей по­свя­щен цикл сти­хов "Снеж­ная маска", на­пи­сан­ный зимой 1907 г., а также цикл "Фаина", во­шед­ший во вто­рую книгу ли­ри­че­ской три­ло­гии.

Лич­ная жизнь у блока  в этот пе­ри­од су­ме­реч­на. У  его жены  и Блока на сто­роне ро­ма­ны.

Ко­мис­сар­жев­ская В. Ф. (воз­люб­лен­ная Блока)

Рис. 3. Ко­мис­сар­жев­ская В. Ф. (воз­люб­лен­ная Блока)

Смя­те­ние души Блока от­ра­жа­ет­ся в его сти­хо­тво­ре­ни­ях. В этот пе­ри­од он об­ра­ща­ет­ся к на­сле­дию Некра­со­ва. Блок пы­та­ет­ся найти ин­то­на­ции, чтобы от­ра­зить ме­ло­дию того мира, ко­то­рый лежит перед ним.

Блок вы­сту­па­ет с лек­ци­ей, где го­во­рит о том, что ин­тел­ли­ген­ция да­ле­ка от на­ро­да. Его осу­ди­ли («Союз 17 ок­тяб­ря»), ему объ­яс­ни­ли, что он не прав.

Илья Репин. 17 ок­тяб­ря 1905 года

Рис. 4.  Илья Репин. 17 ок­тяб­ря 1905 года

Но Блок по­сто­ян­но об­ра­ща­ет­ся к этой теме: народ не хочет жить такой жиз­нью, на­зре­ва­ет бунт, ин­тел­ли­ген­ция долж­на в этом бунте по­гиб­нуть (1908)

Блок ищет новый голос, ко­то­рый по­мо­жет ему ото­рвать­ся от ми­сти­ки.

 4. Цикл "На поле Куликовом". « Ночные часы»

Цикл "На поле Ку­ли­ко­вом" (1908) - этап­ное про­из­ве­де­ние поэта. Мно­го­зна­чи­тель­но при­ме­ча­ние ав­то­ра к этому циклу: "Ку­ли­ков­ская битва при­над­ле­жит к сим­во­ли­че­ским со­бы­ти­ям рус­ской ис­то­рии. Таким со­бы­ти­ям суж­де­но воз­вра­ще­ние. Раз­гад­ка их еще впе­ре­ди".

Ос­нов­ной темой сво­е­го твор­че­ства Блок счи­та­ет тему Ро­ди­ны. С пер­вых сти­хо­тво­ре­нии о Рос­сии ("Осен­няя волна", "Осен­няя лю­бовь", "Рос­сия") воз­ни­ка­ет дву­ли­кий образ стра­ны - нищей, бо­го­моль­ной и од­но­вре­мен­но воль­ной, дикой, раз­бой­ной:

Рос­сия, нищая Рос­сия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни вет­ро­вые

Как слезы пер­вые любви!

"Рос­сия"

Для Блока одной из важ­ней­ших про­блем в эти годы было еди­не­ние ин­тел­ли­ген­ции и на­ро­да, и то, что герой его про­из­ве­де­ний на­хо­дит свое место среди рус­ских во­и­нов в битве за спа­се­ние оте­че­ства, го­во­рит о вере ав­то­ра в воз­мож­ность та­ко­го един­ства.

Лич­ная жизнь проще не ста­но­вить­ся. Рож­да­ет­ся ре­бе­нок, ко­то­рый уми­ра­ет.

По­езд­ка в Ита­лию в ап­ре­ле 1909 г. стала для Блока по­во­рот­ной. Впе­чат­ле­ния, вы­не­сен­ные им из этого пу­те­ше­ствия, во­пло­ти­лись в цикле "Ита­льян­ские стихи". С одной сто­ро­ны, он почти враж­деб­но вос­при­нял ат­мо­сфе­ру ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции, но с дру­гой - ощу­тил веч­ность, нетлен­ность вы­со­ко­го духа, под­лин­но­го твор­че­ства, по­беж­да­ю­ще­го смерть и время. В этих сти­хо­тво­ре­ни­ях Блок оста­ет­ся тон­чай­шим ли­ри­ком, вос­пе­ва­ю­щим кра­со­ту и лю­бовь.

В конце но­яб­ря 1909 г. Блок, по­лу­чив из­ве­стие о без­на­деж­ной бо­лез­ни отца, едет в Вар­ша­ву, но не успе­ва­ет за­стать его в живых. Вар­шав­ские впе­чат­ле­ния, раз­ду­мья о судь­бе отца, семьи спо­соб­ство­ва­ли воз­ник­но­ве­нию за­мыс­ла об­шир­ной поэмы "Воз­мез­дие", над ко­то­рой Блок ра­бо­тал до конца жизни и ко­то­рая так и оста­лась неза­вер­шен­ной. Блок на­ме­ре­вал­ся по­ка­зать в ней на ши­ро­ком фоне рус­ской дей­стви­тель­но­сти вто­рой по­ло­ви­ны XIX в. ис­то­рию од­но­го дво­рян­ско­го рода, "ис­пы­тав­ше­го на себе воз­мез­дие ис­то­рии, среды, эпохи...". Это за­мы­сел поэмы об отцах и детях, о двух по­ко­ле­ни­ях.

В это время об­ста­нов­ка глу­хой ре­ак­ции (все­об­щая по­до­зри­тель­ность, смер­ти зна­ме­ни­тых людей:  Сто­лы­пи­на,  Вру­бе­ля, Ко­мис­сар­жев­ской, Тол­сто­го).

М. А. Вру­бель

Рис. 5. М. А. Вру­бель

На ру­бе­же 1900-1910-х гг. Блок все ост­рее ощу­щал необ­хо­ди­мость внут­рен­не­го син­те­за сво­е­го ми­ро­со­зер­ца­ния. Уста­лость и по­кор­ность по­рож­да­ет вся безыс­ход­ная по­все­днев­ность "страш­но­го мира", к "по­дви­гу му­же­ствен­но­сти" взы­ва­ет вера в Рос­сию, в ис­кус­ство, в бу­ду­щее. Тра­ги­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти у Блока с го­да­ми не толь­ко не осла­бе­ва­ло, но на­рас­та­ло. Об этом сви­де­тель­ство­вал чет­вер­тый сбор­ник сти­хов  "Ноч­ные часы" (1911). Ощу­щая гра­ни­цу двух пер­вых де­ся­ти­ле­тий века как за­вер­ше­ние неко­е­го этапа раз­ви­тия, Блок чув­ство­вал необ­хо­ди­мость осмыс­лить прой­ден­ный им путь.

А. Блок пишет, что в  10-е годы  было рас­про­стра­не­на вер­сия о столк­но­ве­нии Ко­ме­ты Гал­лея с Зем­лей (ощу­ще­ние конца света)

Ко­ме­та  Гал­лея

Рис. 6. Ко­ме­та  Гал­лея

Имен­но с таких обоб­ща­ю­щих по­зи­ций была на­пи­са­на имев­шая про­грамм­ный ха­рак­тер ста­тья "О со­вре­мен­ном со­сто­я­нии рус­ско­го сим­во­лиз­ма" (1910), в ко­то­рой он не толь­ко из­ло­жил свое по­ни­ма­ние сим­во­лист­ско­го ис­кус­ства, но и оха­рак­те­ри­зо­вал суть соб­ствен­ных ху­до­же­ствен­ных по­ис­ков, обос­но­вав неиз­беж­ность кри­зи­са, на­ме­тив воз­мож­но­сти вы­хо­да из него. Тогда же у Блока воз­ник за­мы­сел объ­еди­нить наи­бо­лее важ­ные ли­ри­че­ские про­из­ве­де­ния 1898-1910 гг. в еди­ное целое, в по­э­ти­че­скую три­ло­гию, ко­то­рую он на­звал "три­ло­ги­ей во­че­ло­ве­че­ния".

Этот за­мы­сел был осу­ществ­лен в 1911-1912 гг., когда в мос­ков­ском из­да­тель­стве "Му­са­гет" вышли три тома "Со­бра­ния сти­хо­тво­ре­ний", каж­дый из ко­то­рых имел сим­во­ли­че­ски зна­чи­мое за­гла­вие:

I - "Стихи о Пре­крас­ной Даме",

II - "Неча­ян­ная Ра­дость",

III - "Снеж­ная ночь"

В 1913 г. Блок за­кан­чи­ва­ет пьесу "Роза и Крест", ма­те­ри­а­лом для ко­то­рой по­слу­жи­ли сред­не­ве­ко­вые про­из­ве­де­ния. Глав­ной в этой драме стала тема "Ра­до­сти - Стра­да­нья", му­же­ствен­но­го при­я­тия жизни с ее го­ре­стя­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, взле­та­ми и па­де­ни­я­ми. Свои самые за­вет­ные мысли и чув­ства Блок во­пло­тил в ро­ман­ти­че­ском об­ра­зе Бер­тра­на, неудач­ни­ка с вы­со­кою душой вер­но­го ры­ца­ря. С ним были свя­за­ны бло­ков­ские пред­став­ле­ния о под­лин­ном че­ло­ве­ке.

Блок по­сте­пен­но вы­хо­дит из ощу­ще­ния ночи, на­хо­дит новые звуки.

Блок зна­ко­мит­ся  с опер­ной пе­ви­цей Л. Ан­дре­евой-Дель­мас.

Л. Ан­дре­евой-Дель­мас

Рис. 7. Л. Ан­дре­евой-Дель­мас

Конец 1913 г. озна­ме­но­вал­ся для поэта за­рож­де­ни­ем но­во­го все­по­гло­ща­ю­ще­го чув­ства: на пред­став­ле­нии оперы Ж. Визе "Кар­мен" в Те­ат­ре му­зы­каль­ной драмы он уви­дел Лю­бовь Алек­сан­дров­ну Дель­мас, ис­пол­няв­шую глав­ную роль. "О да, лю­бовь воль­на, как птица..."- вос­кли­цал он в одном из сти­хо­тво­ре­ний цикла "Кар­мен" (1914), по­свя­щен­но­го Л. А. Дель­мас. С нею свя­за­ны также неко­то­рые стихи из цикла "Арфы и скрип­ки", во­шед­ше­го в "тре­тью книгу" три­ло­гии, и поэма "Со­ло­вьи­ный сад" (1915).

 5. Война  и Блок

А. Блок на фрон­те

Рис. 8. А. Блок на фрон­те

На­ча­ло войны. Блок не может стать че­ло­ве­ком, ко­то­рый будет уби­вать. Блок слу­жит.

Алек­сей Тол­стой

Рис. 9. Алек­сей Тол­стой

А. Тол­стой (в то время был кор­ре­спон­ден­том) встре­ча­ет­ся с Бло­ком на фрон­те, был за­ве­ду­ю­щим окоп­ных работ. Блок ему рас­ска­зы­вал о том, как он до­слу­жил­ся до за­ве­ду­ю­ще­го, чем он занят. Блок ни­че­го в это время не пишет.

В 1917 году воз­вра­ща­ет­ся  с войны,  ста­но­вит­ся ре­дак­то­ром сте­но­гра­фи­че­ских от­че­тов в Чрез­вы­чай­ной  след­ствен­ной ко­мис­сии (ЧСК) Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, где он ре­дак­ти­ро­вал до­ку­мен­ты.

 6. Революция и Блок

Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию поэт вос­при­нял с во­оду­шев­ле­ни­ем, она вы­зва­ла новый ду­хов­ный взлет поэта и граж­дан­скую ак­тив­ность. В ян­ва­ре 1918 года Блок пишет пуб­ли­ци­сти­че­скую ста­тью "Ин­тел­ли­ген­ция и ре­во­лю­ция", в ко­то­рой вы­сту­па­ет с при­зы­вом при­нять ре­во­лю­цию: "Всем телом, всем серд­цем, всем со­зна­ни­ем - слу­шай­те Ре­во­лю­цию!" Ему ка­за­лось, что сам он улав­ли­ва­ет в гро­хо­те со­бы­тий ее гроз­ную, но ве­ли­ча­вую "му­зы­ку".

Куль­ми­на­ци­ей этих бло­ков­ских на­стро­е­ний ста­но­вит­ся поэма "Две­на­дцать" (1918 г.). Блок счи­та­ет, что ре­во­лю­ция ведет к неве­до­мым, но пре­крас­ным целям. Поэма "Две­на­дцать" ре­во­лю­ци­он­на не толь­ко по духу, но и по своей ху­до­же­ствен­ной струк­ту­ре. В ней кон­траст­но про­ти­во­по­став­ле­ны са­ти­ра на ста­рый мир и тра­ги­че­ский и ге­ро­и­че­ский апо­фе­оз ре­во­лю­ци­он­ной "бури". Две­на­дцать крас­но­гвар­дей­цев сим­во­ли­зи­ро­ва­ли дви­жу­щую силу ре­во­лю­ции. "Рос­сия - буря,- писал Блок в ста­тье "Ин­тел­ли­ген­ция и ре­во­лю­ция". - Де­мо­кра­тия при­хо­дит, "опо­я­сан­ная бурей"". Этот образ ан­глий­ско­го ис­то­ри­ка и фи­ло­со­фа Т. Кар­лей­ля ока­зал­ся очень бли­зок поэту. "Буря" - это и то тем­ное, без­удерж­ное, бес­по­щад­ное, что несет с собой ре­во­лю­ция. Для Блока глав­ное со­сто­я­ло в том, чтобы мир на­ко­нец "взо­рвал­ся", чтобы люди про­бу­ди­лись от "спяч­ки", чтобы в "по­жа­ре", раз­ду­ва­е­мом рус­ской ре­во­лю­ци­ей, по­гиб­ло все, что ис­ка­жа­ет, уро­ду­ет жизнь. В фи­на­ле поэмы воз­ни­ка­ет сим­во­ли­че­ский образ Спа­си­те­ля, име­нем и ликом ко­то­ро­го освя­ща­ет­ся разыг­рав­ша­я­ся "буря". Во­круг поэмы раз­го­ре­лись страст­ные споры: одни вос­тор­жен­но при­вет­ство­ва­ли ее, дру­гие с него­до­ва­ни­ем от­вер­га­ли (среди про­тив­ни­ков - неко­гда близ­кие Блоку люди: С. М. Со­ло­вьев, 3. И. Гип­пи­ус, Д. С. Ме­реж­ков­ский, В. Пяст).

Поэма "Две­на­дцать" и сти­хо­тво­ре­ние "Скифы" (1918) стали за­клю­чи­тель­ным ак­кор­дом по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства Блока. Жизнь в го­лод­ном Пе­тер­бур­ге, оби­лие ме­ша­ю­щих твор­че­ству за­се­да­ний, на­пря­жен­ные от­но­ше­ния в семье и вос­при­я­тие конца Граж­дан­ской войны и на­ча­ла нэпа как спада "ре­во­лю­ци­он­ной волны" при­во­дят к твор­че­ско­му кри­зи­су, ко­то­рый Блок не смог пре­одо­леть: после ян­ва­ря 1918 года он почти не пишет ли­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний. 1920-1921 годы про­ни­за­ны на­стро­е­ни­я­ми глу­бо­кой де­прес­сии, нераз­ре­ши­мым тра­гиз­мом ми­ро­ощу­ще­ния, пе­ре­жи­ва­ни­ем остро­го раз­ла­да с дей­стви­тель­но­стью.

Блок чув­ству­ет  себя хуже. У него за­ту­ха­ет на­деж­да на то, что новый мир будет лучше, чем ста­рый. Он по­ни­ма­ет, что   мир со­вре­мен­но­сти  ста­но­вить­ся страш­нее и хуже.

Од­на­ко, в это время он ра­бо­та­ет в ко­мис­сии по из­да­нию клас­си­ков рус­ской ли­те­ра­ту­ры, ста­но­вит­ся (летом 1920 г.) пред­се­да­те­лем Пет­ро­град­ско­го от­де­ле­ния Все­рос­сий­ско­го Союза по­этов. А в 1920-1921 годах несколь­ко раз вы­сту­па­ет с чте­ни­ем своих сти­хов в Москве. «Он был уже тя­же­ло болен, но, думаю,  что не в одной бо­лез­ни было дело…Не хва­та­ло воз­ду­ха..»- писал  о блоке пи­са­тель Б. Зай­цев.

Б. Зай­цев

Рис. 10. Б. Зай­цев

С точки зре­ния Блока, поэт – это голос вре­ме­ни, быть его вы­ра­зи­те­лем, ко­то­рый чув­ству­ет дух вре­ме­ни, ко­то­рый от­кры­ва­ет глаза на со­вре­мен­ность.

По­след­ним про­из­ве­де­ни­ем, из­дан­ным при жизни поэта, была его пьеса "Рам­зес" (1921).

 7. Последние годы жизни

В 1920 г. у Блока по­яви­лись пер­вые явные при­зна­ки ду­шев­ной де­прес­сии

Со­вре­мен­ник поэта, Ге­ор­гий Ива­нов, пишет, что врачи, ле­чив­шие Блока, "так и не могли опре­де­лить, чем он, соб­ствен­но, был болен. Сна­ча­ла они ста­ра­лись под­кре­пить его быст­ро па­дав­шие без явной при­чи­ны силы, потом, когда он стал, неиз­вест­но от чего, невы­но­си­мо стра­дать, ему стали впрыс­ки­вать мор­фий..."

"Поэт уми­ра­ет, по­то­му что ды­шать ему боль­ше нечем". Эти слова, ска­зан­ные Бло­ком на пуш­кин­ском ве­че­ре, неза­дол­го до смер­ти, быть может, един­ствен­но пра­виль­ный ди­а­гноз его бо­лез­ни.

В ап­ре­ле 1921 г. он ощу­тил при­сту­пы вос­па­ле­ния сер­деч­ных кла­па­нов. В мае его со­сто­я­ние резко ухуд­ши­лось, и 7 ав­гу­ста он скон­чал­ся.

 

Вопросы к конспектам

Со­ста­вить кон­спект.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 15:01