Декаданс, модернизм, авангард: основные определения

 1. Вступление

Новые те­че­ния в ли­те­ра­ту­ре на­зы­ва­лись по-раз­но­му: де­ка­данс, мо­дер­низм, аван­гард.

2. Декаданс

Де­ка­данс - куль­тур­ный упа­док в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве конца XIX— на­ча­ла XX века, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся фор­ма­лиз­мом, ин­ди­ви­ду­а­лиз­мом.

В это время стали на­зы­вать в ис­кус­стве упа­док вкуса, когда раз­го­ре­лась дис­кус­сия о ста­ром и новом: о ли­те­ра­ту­ре, о пи­са­те­лях. Споры шли о том, что лучше ан­тич­ная ли­те­ра­ту­ра (об­раз­цо­вая) или со­вре­мен­ная (от­ве­ча­ю­щая духу со­вре­мен­но­сти). Имен­но в этот пе­ри­од в Ев­ро­пе и упо­треб­ля­ет­ся слово де­ка­данс.

Это слово также упо­треб­ля­ет­ся в се­ре­дине XIX века. На­ча­ли пе­ре­но­сить ис­сле­до­ва­ния Дар­ви­на и дру­гих фи­зио­ло­гов на ли­те­ра­ту­ру, об­ще­ство, ис­кус­ство, за­го­во­ри­ли о вы­рож­де­нии че­ло­ве­че­ско­го био­ло­ги­че­ско­го вида и конце че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ции. Эти идеи по­лу­чи­ли на­зва­ние «со­ци­ал-дар­ви­низ­ма».

Э. Золя в своей ста­тье «Что я нена­ви­жу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хо­ти­те, ис­пор­чен. Я люблю че­ре­с­чур острое ли­те­ра­тур­ное рагу: про­из­ве­де­ния де­ка­дан­са, для ко­то­рых свой­ствен­на бо­лез­нен­ная чув­стви­тель­ность, а не креп­кое здо­ро­вье клас­си­че­ских эпох. Я при­над­ле­жу сво­е­му вре­ме­ни.»

Фран­цуз­ский поэт Т. Готье из­даст сбор­ни­ки сти­хов Бод­ле­ра («Цветы зла»), ко­то­рые во мно­гом опре­де­лят идео­ло­гию и пси­хо­ло­гию де­ка­дан­са.

Пьер Жюль Тео­филь­Го­тье .

Рис. 1. Пьер Жюль Тео­филь­Го­тье .

Шарль Пьер Бод­лер .

Рис. 2. Шарль Пьер Бод­лер .

Ил­лю­стра­ция к из­да­нию «Цветы зла» (1900) .

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к из­да­нию «Цветы зла» (1900) .

«Со­чи­ни­тель «Цве­тов зла» то, что на­зы­ва­ют де­ка­ден­ским сти­лем, есть ис­кус­ство, ко­то­рое дошло до такой сте­пе­ни зре­ло­сти, ко­то­рой до­сти­га­ют на за­ка­те со­ста­рев­шей­ся ци­ви­ли­за­ции,» - го­во­рит Т. Готье в своем пре­ди­сло­вии к сбор­ни­ку.

Де­ка­данст – это ста­рость, закат ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции, т.е. - зре­лость и муд­рость. Ху­дож­ни­ки слова вы­ра­жа­ют это время. К концу века эти на­стро­е­ния упад­ка, близ­ко­го конца ци­ви­ли­за­ции уси­ли­лись. Ка­за­лось, что очень важ­ное про­зой­дет, и твор­че­ство пи­са­те­лей, у ко­то­рых до­ми­ни­ро­ва­ли на­стро­е­ния упад­ка, ощу­щу­ния близ­кой смер­ти и стали на­зы­вать де­ка­ден­ски­ми.

Ле­конт де Лиль .

Рис. 4. Ле­конт де Лиль .

Ле­конт де Лиль счи­тал, что го­род­ская ци­ви­ли­за­ция сой­дет на нет (образ травы, про­рас­та­ю­щей сквозь ас­фальт), на месте го­ро­дов будут расти леса, а затем вся пла­не­та по­гиб­нет в кос­ми­че­ской вспыш­ке.

Эс­ха­то­ло­гия (от греч. eschatos по­след­ний, ко­неч­ный и logos – уче­ние) – уче­ние о по­след­них вещах: о конце мира, о вос­кре­се­нии мерт­вых, о Страш­ном суде, о цар­стве Бо­жи­ем на земле. Раз­ли­ча­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ная эс­ха­то­ло­гия, т.е. уче­ние о за­гроб­ной жизни еди­нич­ной­че­ло­ве­че­ской души, и все­мир­ная – уче­ние о цели кос­мо­са и ис­то­рии и их конце.

Ста­но­вить­ся по­пу­ляр­ная тема упад­ка рим­ско­цй им­пе­рии( образ Юли­а­на От­ступ­ни­ка). Эту куль­ту­ру, по мне­нию дру­гих, могут и по­гу­бить вар­ва­ры. Внеш­ние и внут­рен­ние вар­ва­ры угро­жа­ли ци­ви­ли­за­ции. Со­бы­тия Па­риж­ской ком­му­ны (об­ру­ше­ние Ван­дом­ской ко­лон­ны, под­жог Лувра).

Гю­став Фло­бер .

Рис. 5. Гю­став Фло­бер .

Г. Фло­бер пишет Тур­ге­не­ву: « Меня угне­та­ет со­сто­я­ние об­ще­ства... Я чув­ствую, как под­ни­ма­ет­ся от­ку­да-то  снизу неодо­ли­мое вар­вар­ство. Я все­гда пы­тал­ся  жить в башне из сло­но­вой кости, но окру­жа­ю­щее ее море дерь­ма под­ни­ма­ет­ся все выше, волны  бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рух­нет». Речь здесь идет не о по­ли­ти­ке, а об ум­ствен­ном со­сто­я­нии Фран­ции.

Рос­сия в кругу ев­ро­пей­ских го­су­дарств  могла счи­тать себя до­ста­точ­но мо­ло­дой  ци­ви­ли­за­ци­ей. Рус­ские поэты чув­ству­ют что-то по­хо­жее.

Вла­ди­мир Со­ло­вьев .

Рис. 6. Вла­ди­мир Со­ло­вьев .

Поэт и фи­ло­соф Вла­ди­мир Со­ло­вьев ги­бель ци­ви­ли­за­ции видит не в при­ше­ствии рус­ско­го бунта, а в агрес­сив­ном дви­же­нии с Во­сто­ка. В своем сти­хо­тво­ре­нии «Пан­мон­го­лизм» он пишет:

Пан­мон­го­лизм! Хоть слово дико,

Но мне лас­ка­ет слух оно,

Как бы пред­ве­сти­ем ве­ли­кой

Судь­би­ны бо­жи­ей полно.

Когда в рас­тлен­ной Ви­зан­тии

Остыл бо­же­ствен­ный ал­тарь

И от­рек­ли­ся от Мес­сии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он под­нял от Во­сто­ка

Народ без­вест­ный и чужой,

И под ору­дьем тяж­ким рока

Во прах скло­нил­ся Рим вто­рой.

Судь­бою пав­шей Ви­зан­тии

Мы на­учить­ся не хотим,

И всё твер­дят льсте­цы Рос­сии:

Ты - тре­тий Рим, ты - тре­тий Рим.

Ре­во­лю­ция близ­ка.

Ме­реж­ков­ский Дмит­рий Сер­ге­е­вич .

Рис. 7. Ме­реж­ков­ский Дмит­рий Сер­ге­е­вич .

Ме­реж­ков­ский – ро­до­на­чаль­ник рус­ско­го сим­во­лиз­ма - на­зо­вет но­во­го героя «гря­ду­щим хамом».

Для рус­ских пред­ста­ви­те­лей де­ка­дан­са не су­ще­ству­ет истин и мо­раль­ных обя­за­тельств.  Истин много, зна­чит, и мо­ра­ли много.  Де­ка­дан­сы – это люди, ко­то­рые счи­та­ют, что раз­де­ле­ние добра и зла не су­ще­ству­ет (Ницше «По ту сто­ро­ну добра»).

Эс­те­тизм, им­мо­ра­лизм, пес­си­мизм, ин­ди­ви­ду­а­лизм со­став­ля­ют фи­ло­со­фию и пси­хо­ло­гию  де­ка­дан­са. Для ис­кус­ства этот пе­ри­од слов­но взлет. Де­ка­данс – это упа­док об­ще­ствен­но­го со­зна­ния, но не ис­кус­ства.

Освальд Шпен­глер .

Рис. 8. Освальд Шпен­глер .

Немец­кий фи­ло­соф О. Шпен­глер  в книге «Закат Ев­ро­пы» на­хо­дит­ся на витке ги­бе­ли.   

 3. Модернизм

В этот пе­ри­од воз­ни­ка­ет новый тер­мин «дух со­вре­мен­но­сти». Мир ме­ня­ет­ся, и нужно об­ра­тить­ся со­вре­мен­но­сти. В своей ста­тье «Поэт (ху­дож­ник) со­вре­мен­ной жизни», ко­то­рая по­свя­ще­на ху­дож­ни­ку Кон­стан­тен Ги, Шарль Бод­лер пишет: «Со­вре­мен­ный ху­дож­ник дол­жен найти кра­со­ту не в неких иде­аль­ных об­раз­цах, а в об­раз­цах со­вре­мен­но­сти… Он ищет нечто, что можно на­звать духом со­вре­мен­но­сти, ко­то­рая лучше бы вы­ра­зи­ла нашу мысль. Он стре­мить­ся вы­де­лить в из­мен­чи­вом лике по­все­днев­но­сти скры­тую в нем по­э­зию, ста­ра­ет­ся из­влечь из этого эле­мен­ты веч­но­го..»

Кон­стан­тен Ги (Гис) .

Рис. 9. Кон­стан­тен Ги (Гис) .

Кра­со­та – это из­мен­чи­вое по­ня­тие. Каж­дая ис­то­ри­че­ская эпоха вы­дви­га­ет свое пред­став­ле­ние о кра­со­те.

Впе­чат­ли­тель­ность и та­лант – важ­ные со­став­ля­ю­щие ис­кус­ства этого вре­ме­ни.

От этого  вы­ра­же­ния «дух со­вре­мен­но­сти» по­яви­лось слово « мо­дер­низм».

Жизнь в это время быст­ро ме­ня­ет­ся. Ме­ня­ет­ся гео­гра­фия мира: идет битва за Аф­ри­ку, Рос­сия про­дви­га­ет идею ко­ло­ни­за­ции на Во­сток, эпоха  Мэйд­зи (от­кры­тие гра­ниц Япо­нии). Ев­ро­па по­чув­ство­ва­ла себя дрях­лой, по­то­му что от­кры­лись новые куль­ту­ры, новые на­уч­ные от­кры­тия. Люди не все­гда по­ни­ма­ли, что с этим де­лать. По­яви­лись новые тео­рии: тео­рия от­но­си­тель­но­сти Эйн­штей­на, идея  на­уч­но­го вос­кре­ше­ния пред­ков (Н. Фе­до­ров), идея по­ле­та в кос­мос (К. Циол­ков­ский). Кар­ти­на мира не со­всем по­нят­на. Разум по­ни­ма­ет, что что-то не по­ни­ма­ет. И воз­ни­ка­ет по­зи­ция, что разум не глав­ное. Ате­изм и ма­те­ри­а­лизм гос­под­ству­ют в это время, усту­па­ют место но­во­му. Разум те­ря­ет веру в себя (по­ис­ки по ту сто­ро­ну).

Со­вре­мен­ность ме­ня­ет­ся. Кар­тин мира много. Разум под­вер­га­ет­ся со­мне­нию. Ху­дож­ни­ки ищут ис­ти­ну в по­ту­сто­рон­нем мире. Мо­дер­низм по кругу идей похож на ро­ман­тизм: тот же бунт про­тив тра­ди­ций, поиск са­мо­вы­ра­же­ния, вни­ма­тель­ное от­но­ше­ние к ин­ди­ви­ду­аль­но­сти каж­до­го ху­дож­ни­ка. Каж­дый поэт, му­зы­кант или  ху­дож­ник стре­мить­ся от­крыть свое на­прав­ле­ние, при­ду­мать  новый язык, новую кар­ти­ну мира.

ИЗМы  рас­тут как грибы: ате­изм, сим­во­лизм, ку­бизм, фу­ту­ризм, фо­визм и дру­гие.

Ис­кус­ство в этот мо­мент об­ра­ща­ет­ся на себя. Часто те­ма­ми ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния ста­но­вят­ся так на­зы­ва­е­мые ре­флек­сии. Раз­мыш­ле­ни­ем над тем, что такое ис­кус­ство. Со­вре­мен­ная тео­рия ис­кус­ства опи­ра­ет­ся на  на­блю­де­ния, ко­то­рые были со­зда­ны в этот пе­ри­од.

 4. Авангард

Де­ка­данс и мо­дер­низм – это не ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние, это круг опре­де­лен­ных идей, по­ня­тий, кар­ти­на мира.

Одной из вет­вей мо­дер­низ­ма при­ня­то счи­тать аван­гард, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «пе­ре­до­вой отряд».Пред­ста­ви­те­ли пы­та­ют­ся стро­ить новую бу­ду­щую ци­ви­ли­за­цию из об­лом­ков ста­рой. Их твор­че­ство боль­ше свя­за­но с эпа­та­жем(шо­ки­ру­ю­щее по­ве­де­ние с целью при­вле­че­ния вни­ма­ния).

Боль­ше этот тер­мин при­жил­ся в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве, мень­ше - в ли­те­ра­ту­ре.

В ли­те­ра­ту­ре аван­гар­ди­ста­ми чаще всего на­зы­ва­ют фу­ту­ри­стов. Для них глав­ное по­ско­рее уви­деть бу­ду­щее.

 

5. Заключение

Де­ка­данс, мо­дер­низм и аван­гард не яв­ля­ют­ся ху­до­же­ствен­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми, по­то­му что  не имеют общей сти­ли­сти­че­ской  идеи. Их опре­де­ля­ет  точка зре­ния, кар­ти­на мира, фи­ло­со­фия, ощу­ще­ние вре­ме­ни, в ко­то­ром они живут. Они пе­ре­се­ка­ют­ся, их объ­еди­ня­ет общее ощу­ще­ние того, что ху­дож­ни­ки живут на сломе веков и счи­та­ют своей глав­ной за­да­чей от­ра­зить это время.

 

В. Со­ло­вьев. Пан­мон­го­лизм.

Пан­мон­го­лизм! Хоть слово дико,

Но мне лас­ка­ет слух оно,

Как бы пред­ве­сти­ем ве­ли­кой

Судь­би­ны бо­жи­ей полно.

Когда в рас­тлен­ной Ви­зан­тии

Остыл бо­же­ствен­ный ал­тарь

И от­рек­ли­ся от Мес­сии

Иерей и князь, народ и царь,-

Тогда он под­нял от Во­сто­ка

Народ без­вест­ный и чужой,

И под ору­дьем тяж­ким рока

Во прах скло­нил­ся Рим вто­рой.

Судь­бою пав­шей Ви­зан­тии

Мы на­учить­ся не хотим,

И всё твер­дят льсте­цы Рос­сии:

Ты - тре­тий Рим, ты - тре­тий Рим.

Пусть так! Ору­дий бо­жьей кары

Запас еще не ис­то­щен.

Го­то­вит новые удары

Рой про­бу­див­ших­ся пле­мен.

От вод ма­лай­ских до Алтая

Вожди с во­сточ­ных ост­ро­вов

У стен по­ник­ше­го Китая

Со­бра­ли тьмы своих пол­ков.

Как са­ран­ча, неис­чис­ли­мы

И нена­сыт­ны, как она,

Нездеш­ней силою хра­ни­мы,

Идут на север пле­ме­на.

О Русь! за­будь былую славу:

Орел двух­гла­вый со­кру­шен,

И жел­тым детям на за­ба­ву

Даны клоч­ки твоих зна­мен.

Сми­рит­ся в тре­пе­те и стра­хе,

Кто мог завет любви за­быть...

И Тре­тий Рим лежит во прахе,

А уж чет­вер­то­му не быть.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 21:32