Промышленный переворот в странах Европы и Северной Америки
Предыстория
XVIII век – век Просвещения – привнёс в европейское общество обмирщение сознания, дух предпринимательства, веру в безграничные возможности разума и мысли человека.
В Англии раньше всех из европейских стран сложились условия для промышленного переворота. Именно в Англии рано появилась свобода экономической деятельности, неприкосновенность собственности, сложился свободный рынок. Благодаря аграрной революции повысилась эффективность сельского хозяйства, это вызвало рост благосостояния и увеличение спроса на промтовары. Накопление капиталов в деревне привело к возможности вложить их в промышленность.
В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд. Речь идет о таких устройствах, как летучий челнок, механическая прялка «Дженни», прядильная машина с гидравлическим прессом, паровая машина.
Изобретения позволили экономить рабочую силу и повышать производительность труда.
Появление машин повысило спрос на металл, и в 1784 г. Генри Корт изобрёл новый более эффективный способ выплавки железа (пудлингование).
События
Развиваются судостроение, добыча каменного угля, текстильное производство, химическая промышленность, фермерское хозяйство с прогрессивными способами земледелия, железные дороги, машиностроение, сталелитейная промышленность.
Особенности промышленной революции в разных регионах
Благоприятные условия, кроме Англии, сложились и в других странах Европы и Северной Америке. Появление условий для промышленного переворота неразрывно связано с буржуазными революциями и реформами.
В первой половине XIX века в них также начались промышленные революции, имеющие свою специфику.
В странах Западной Европы промышленной революции не предшествовала аграрная революция, сохранялось распространение мелкого крестьянского хозяйства.
В Восточной Европе условия к промышленному перевороту сложились только к середине века, после отмены личной зависимости крестьян от помещика. Капитал на вложение в промышленность предприниматели не могли получить за счёт сельского хозяйства, т.к. труд был не настолько эффективен, поэтому нужна была помощь государства (протекционистские меры).
В США и Латинской Америке довольно быстро, уже в XVII–XVIII веке, возникли крупные хозяйства (плантации и латифундии). Собственники-фермеры зарабатывали капиталы на экспорте товаров.
Транспорт
1803 г. – в Америке пущен первый автомобиль с паровым двигателем.
1807 г. – спуск на воду парохода Фултона «Клермонт». Начало эпохи паровых судов. Увеличивается скорость, грузоподъёмность, снижается себестоимость перевозки.
1825 г. – первая железная дорога. Построена англичанином Джорджем Стефенсоном. Дорога соединила Стоктон и Дарлингтон. Предназначалась для перевозки угля. Стала началом эры железнодорожного транспорта.
1869 г. – открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан.
Тяжёлая промышленность
Появляется завод – новый тип предприятия. Завод характеризуется централизованным производством с применением машин, высокой энергообеспеченностью производства, большими затратами капитала.
Источниками привлечения дополнительного капитала стали акционерные общества. С середины XIX в. почти все крупные предприятия стали акционерными обществами.
1800 г. – британский изобретатель Генри Модсли создал первый металлорежущий станок. Он позволил использовать болты и гайки стандартного размера.
1864 г. – французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской.
Рынок
В связи с расширением оборота крупного капитала оживился фондовый рынок. С середины XIX в. фондовый рынок стал «барометром» экономики.
Появляются банки, кредитующие промышленность.
Развивается рынок финансовых услуг.
Расширяется оптовая торговля.
Участники
Джордж Стефенсон – английский инженер, изобретатель паровоза.
Генри Модсли – английский механик, изобретатель токарно-винторезного станка.
Жозеф Мари Жаккар – французский изобретатель, автор конструкции станка для создания узорчатых тканей.
Эрнст Вернер фон Сименс – немецкий инженер, изобретатель динамо-машины.
Роберт Фултон – американский инженер, создатель первых пароходов.
Оливер Эванс (США), Ричард Тревитик (Англия) – создатели первых паровых автомобилей.
Карл Бенц – немецкий инженер, создатель первого автомобиля с бензиновым двигателем.
Отто Лилиенталь – немецкий инженер, пионер авиации.
Фердинанд фон Цеппелин – немецкий изобретатель, строитель первых дирижаблей.
Павел Яблочков – русский инженер, создатель электродуговой лампы.
Томас Эдисон – американский изобретатель, создатель электрической лампы.
Сэмюэл Морзе – американский изобретатель, создатель телеграфа.
Александр Попов (Россия), Гульермо Маркони (Италия) – изобретатели радиосвязи.
Александр Белл – американский учёный, один из изобретателей телефона.
Заключение
Произошли перемены в технике и технологиях производства, в средствах связи, транспортных коммуникациях. В связи с резким технологическим скачком появились новые формы организации производства, торговли, кредита. Сформировалась новая структура общества. В ведущих странах к середине XIX века в текстильной, металлургической и машиностроительной промышленности машины решительно потеснили ручной труд.
Параллели
В большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америке промышленная революция не развернулась, т.к. отсутствовали предпосылки для этого. В основном развитию техники и технологий, повышению уровня производства в этих странах способствовали иностранные инвесторы.