Эпоха просвещения

Предыс­то­рия

Эпо­хой Про­све­ще­ния в ис­то­рии на­зы­ва­ют XVIII век, также для обо­зна­че­ния дан­но­го пе­ри­о­да часто ис­поль­зу­ют­ся вре­мен­ной про­ме­жу­ток от на­ча­ла Ан­глий­ской ре­во­лю­ции (1640) до окон­ча­ния Фран­цуз­ской (1799).

Предыс­то­рия эпохи Про­све­ще­ния ухо­дит кор­ня­ми в дру­гую эпоху – Воз­рож­де­ние, когда по­сте­пен­но после Сред­них веков, про­ник­ну­тых ре­ли­ги­оз­ным духом, ев­ро­пей­цев всё боль­ше на­чи­на­ет ин­те­ре­со­вать от­кры­тие тайн ми­ро­зда­ния, стрем­ле­ние на­блю­дать окру­жа­ю­щий мир бес­при­страст­но, а не через приз­му цер­ков­но­го уче­ния.

Так ска­зать, ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми стали Ни­ко­лай Ко­пер­ник, Га­ли­лео Га­ли­лей, Исаак Нью­тон. Они стали пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми но­во­го взгля­да на ос­но­вы ми­ро­зда­ния.

С от­кры­тий Иса­а­ка Нью­то­на за­рож­да­ют­ся ос­но­вы ме­ха­ни­сти­че­ской кар­ти­ны мира, то есть вера в то, что Все­лен­ная – огром­ный ме­ха­низм, дей­ству­ю­щий по опре­де­лён­ным за­ко­нам.

 

Со­бы­тия

Клю­че­вые от­кры­тия есте­ствен­ных на­у­ках

Им­ма­ну­ил Кант опуб­ли­ко­вал кон­цеп­цию воз­ник­но­ве­ния Все­лен­ной из кос­ми­че­ской ту­ман­но­сти. Эта ги­по­те­за не по­те­ря­ла ак­ту­аль­но­сти по сей день.

От­кры­тие Ви­лья­мом Гер­ше­лем пла­не­ты Уран, позже – спут­ни­ков Са­тур­на и Урана.

Пьер Ла­плас фор­му­ли­ру­ет ос­но­вы «Небес­ной ме­ха­ни­ки» на ос­но­ве за­ко­на все­мир­но­го тя­го­те­ния и соб­ствен­ных ис­сле­до­ва­ний в этой об­ла­сти. Ла­плас пол­но­стью ис­клю­чил Бога из своей кар­ти­ны ми­ро­зда­ния.

Ан­то­ни ван Ле­вен­гук скон­стру­и­ро­вал мик­ро­скоп, ис­сле­до­вал и опи­сал мно­же­ство мик­ро­ор­га­низ­мов.

Карл Лин­ней пред­ло­жил еди­ную клас­си­фи­ка­цию бо­та­ни­ки и зоо­ло­гии. Раз­де­лил рас­ти­тель­ный и жи­вот­ный мир на виды, роды, от­ря­ды и клас­сы.

 

Клю­че­вые тен­ден­ции в об­ще­ствен­ных на­у­ках

Джон Локк сфор­му­ли­ро­вал тео­рию об­ще­ствен­но­го до­го­во­ра, объ­яс­ня­ю­щую про­ис­хож­де­ние го­су­дар­ства. Го­су­дар­ство и право – ре­зуль­тат со­гла­ше­ния между лю­дь­ми, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го люди пе­ре­да­ют го­су­дар­ству часть своих прав ради под­держ­ки об­ще­ствен­но­го бла­го­по­лу­чия.

Шарль Мон­те­с­кьё сфор­му­ли­ро­вал тео­рию кон­сти­ту­ци­о­на­лиз­ма: власть мо­нар­ха огра­ни­чи­ва­ет­ся кон­сти­ту­ци­ей, су­ще­ству­ет раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную. Раз­де­ле­ние вла­стей со­зда­ёт си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов, бла­го­да­ря ко­то­рой ни­ка­кая из вет­вей не может узур­пи­ро­вать власть.

Эко­но­мист Адам Смит издал труд о бо­гат­стве на­ро­дов, ко­то­рое воз­мож­но бла­го­да­ря раз­де­ле­нию труда и то­вар­но-де­неж­ным от­но­ше­ни­ям. Смит по­ка­зал, что пре­сле­до­ва­ние свое­ко­рыст­но­го ин­те­ре­са по­рож­да­ет об­ще­ствен­ную поль­зу. Это яв­ле­ние он на­звал «неви­ди­мой рукой рынка».

1751 г. – на­ча­ло из­да­ния «Эн­цик­ло­пе­дии» Дени Дидро. Это круп­ней­шее спра­воч­ное из­да­ние XVIII века, со­дер­жав­шее ста­тьи по ма­те­ма­ти­ке, есте­ствен­ным и об­ще­ствен­ным на­у­кам.

Со­труд­ни­ка­ми и ав­то­ра­ми «Эн­цик­ло­пе­дии» были вы­да­ю­щи­е­ся учё­ные и мыс­ли­те­ли того вре­ме­ни: П. Голь­бах, Ж.Ж. Руссо, Воль­тер, А.Р.Ж. Тюрго, Ш.Л. Мон­те­с­кьё.

 

Участ­ни­ки

Ви­льям Гер­шель – ан­глий­ский аст­ро­ном.

Пьер Ла­плас – фран­цуз­ский учё­ный.

Им­ма­ну­ил Кант – немец­кий фи­ло­соф.

Ан­то­ни ван Ле­вен­гук – гол­ланд­ский био­лог.

Карл Лин­ней – швед­ский есте­ство­ис­пы­та­тель.

Воль­тер – фран­цуз­ский мыс­ли­тель.

Джон Локк – ан­глий­ский фи­ло­соф.

Шарль Мон­те­с­кьё – фран­цуз­ский мыс­ли­тель.

Адам Смит – шот­ланд­ский эко­но­мист.

Дени Дидро – фран­цуз­ский фи­ло­соф-про­све­ти­тель.

Жан-Жак Руссо – фран­цуз­ский фи­ло­соф-про­све­ти­тель.

За­клю­че­ние

Учё­ные XVIII века, изу­чав­шие окру­жа­ю­щий мир с по­мо­щью из­ме­ре­ний и экс­пе­ри­мен­тов, окон­ча­тель­но разо­шлись с ре­ли­ги­оз­ной кар­ти­ной мира. Наука за­ме­ни­ла мыс­ли­те­лям XVIII века ре­ли­гию. Про­све­ти­те­ли ве­ри­ли в воз­мож­ность со­зда­ния иде­аль­но­го об­ще­ства за счёт силы ра­зу­ма че­ло­ве­ка.

Есте­ствен­но-на­уч­ные от­кры­тия обо­зна­чи­ли пе­ре­ход к ма­те­ри­а­ли­сти­че­ской кар­тине мира. Этот под­ход при­зна­ёт пер­вич­ность ма­те­рии и от­ри­ца­ет всё сверхъ­есте­ствен­ное.

На ос­но­ве идей Джона Локка и Шарля Мон­те­с­кьё фор­ми­ру­ют­ся иде­а­лы пра­во­во­го го­су­дар­ства и граж­дан­ско­го об­ще­ства.

Наи­выс­ше­го рас­цве­та эпоха Про­све­ще­ния до­стиг­ла во Фран­ции и за­вер­ши­лась Фран­цуз­ской ре­во­лю­ци­ей.

Па­рал­ле­ли

Эпоха Про­све­ще­ния, наи­бо­лее ярко про­явив­ша­я­ся во Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии, была по­пу­ляр­на и в дру­гих стра­нах.

В Рос­сии с эпо­хой Про­све­ще­ния свя­за­но прав­ле­ние Ека­те­ри­ны II. Ека­те­ри­на пе­ре­пи­сы­ва­лась с фран­цуз­ским про­све­ти­те­лем Воль­те­ром. Из тру­дов про­све­ти­те­лей им­пе­ра­три­ца по­черп­ну­ла идеи об­ще­го блага, за­бо­ты го­су­дар­ства о нуж­дах под­дан­ных. В своей по­ли­ти­ке, осо­бен­но в на­ча­ле прав­ле­ния, Ека­те­ри­на II была верна иде­а­лам про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма: огра­ни­че­нию роли церк­ви в го­су­дар­стве, раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния, науки, по­ощ­ре­нию про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 15:07