Искусство в поисках новой картины мира

Предыс­то­рия

Ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра Про­све­ще­ния уна­сле­до­ва­ла иде­а­лы эпохи Воз­рож­де­ния и раз­ви­ва­ла их в со­от­вет­ствии с цен­но­стя­ми Но­во­го вре­ме­ни.

В пер­вой по­ло­вине XVIII века в жи­во­пи­си про­цве­та­ло при­двор­ное ис­кус­ство, от­ра­жав­шее вкусы и эс­те­ти­ку ари­сто­кра­тии. С се­ре­ди­ны века рас­про­стра­ня­ют­ся «певцы тре­тье­го со­сло­вия», от­ра­жав­шие в жи­во­пи­си быт и нравы сред­не­го клас­са. Тор­же­ство ра­зу­ма от­ра­жа­ет­ся и в жи­во­пи­си: на кар­ти­нах изоб­ра­жа­ют из­вест­ных мыс­ли­те­лей, сцены труда и на­уч­ных опы­тов.

Клас­си­цизм

Ран­няя жи­во­пись XIX века про­ник­ну­та духом клас­си­циз­ма, уна­сле­до­ван­но­го от преды­ду­ще­го века Про­све­ще­ния и от эпохи Воз­рож­де­ния. Клас­си­цизм во­пло­ща­ет эти­че­ские и эс­те­ти­че­ские иде­а­лы ан­тич­но­сти.

В му­зы­ке ярким пред­ста­ви­те­лем клас­си­че­ской школы яв­ля­ет­ся немец­кий ком­по­зи­тор Лю­двиг ван Бет­хо­вен.

 

Ро­ман­тизм

Ро­ман­тизм вос­пе­ва­ет чув­ства и на­стро­е­ния, страсть, ду­хов­ность. Сю­же­ты кар­тин охва­ты­ва­ют все мно­го­об­ра­зие – от сцен без­мя­теж­ной кра­со­ты до ре­во­лю­ци­он­ных ба­та­лий.

В жи­во­пи­си яр­ки­ми об­раз­ца­ми ро­ман­тиз­ма яв­ля­ют­ся кар­ти­ны «Плот “Ме­ду­зы”» Тео­до­ра Же­ри­ко, «Сво­бо­да, ве­ду­щая народ» Эжена Де­ла­круа, пей­за­жи Жана Ба­ти­ста Ка­ми­ля Коро, Уи­лья­ма Тёр­не­ра.

В му­зы­ке ро­ман­тизм от­ра­зил­ся в твор­че­стве Фран­ца Шу­бер­та, Фре­де­ри­ка Шо­пе­на.

 

Ре­а­лизм

Те­че­ние ре­а­лиз­ма на­бра­ло силу ко вто­рой по­ло­вине XIX века, для него ха­рак­тер­но объ­ек­тив­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти, сю­же­ты из по­все­днев­ной жизни про­стых людей, вни­ма­ние к ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и ха­рак­те­рам ге­ро­ев.

К при­ме­рам жи­во­пи­си ре­а­лиз­ма от­но­сят­ся «Со­би­ра­тель­ни­цы ко­ло­сьев» Жана Милле, «Дро­биль­щи­ки кам­ней» Гю­ста­ва Курбе, «Вагон тре­тье­го клас­са» Оноре Домье.

 

Им­прес­си­о­низм

Те­че­ние по­след­ней трети XIX века, за­ро­див­ше­е­ся во Фран­ции, от­вер­га­ю­щее ака­де­ми­че­ские ка­но­ны и раз­ра­бо­тав­шее новые при­ё­мы жи­во­пи­си. Цель им­прес­си­о­ни­стов – за­пе­чат­леть из­мен­чи­вый, по­движ­ный мир, со­здать эф­фект ми­мо­лёт­но­го впе­чат­ле­ния. Им­прес­си­о­ни­сты пред­по­чи­та­ли пи­сать кар­ти­ны на пле­нэ­ре. Клю­че­вые фи­гу­ры им­прес­си­о­низ­ма – Клод Моне, Ка­миль Пис­сар­ро, Эдгар Дега, Огюст Ре­ну­ар.

Им­прес­си­о­низм про­явил­ся не толь­ко в жи­во­пи­си. Фран­цуз­ский ком­по­зи­тор Клод Де­бюс­си пы­тал­ся вы­ра­зить из­мен­чи­вость при­ро­ды в му­зы­ке.

 

Пост­им­прес­си­о­низм

С се­ре­ди­ны 80-х гг. XIX века ху­дож­ни­ки им­прес­си­о­нист­ско­го круга ищут новые изоб­ра­зи­тель­ные сред­ства. Их целью было пе­ре­дать не от­дель­ное мгно­ве­ние, а более дли­тель­ное со­сто­я­ние. Яркие пред­ста­ви­те­ли пост­им­прес­си­о­низ­ма – Поль Гоген, Поль Се­занн, Вин­сент ван Гог.

 

Кино

1895 г. – фран­цуз­ские изоб­ре­та­те­ли Огюст и Луи Лю­мье­ры со­зда­ли ки­но­ап­па­рат. С их филь­ма «При­бы­тие по­ез­да» на­чи­на­ет­ся эпоха ки­не­ма­то­гра­фа, эпоха со­зда­ния «по­движ­ных кар­тин» жизни.

 

Участ­ни­ки

Жан Огюст До­ми­ник Энгр – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец, пред­ста­ви­тель клас­си­ци­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния.

Фран­сис­ко Гойя – ис­пан­ский жи­во­пи­сец-ро­ман­тик, в своём твор­че­стве от­ра­зил со­бы­тия войны в Ис­па­нии 1808–1814 гг.

Тео­дор Же­ри­ко – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ро­ман­тик, автор зна­ко­во­го дра­ма­ти­че­ско­го по­лот­на «Плот Ме­ду­зы».

Эжен Де­ла­круа – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ро­ман­тик, автор по­лот­на «Сво­бо­да, ве­ду­щая народ», на­зван­но­го со­вре­мен­ни­ка­ми «Мар­се­лье­зой фран­цуз­ской жи­во­пи­си».

Жан Ба­тист Ка­миль Коро – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ро­ман­тик, ма­стер пей­за­жа.

Уи­льям Тёр­нер – бри­тан­ский жи­во­пи­сец-ро­ман­тик, ма­ри­нист.

Оноре Домье – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ре­а­лист, вы­сме­и­вал и об­ли­чал со­вре­мен­ное ему об­ще­ство.

Гю­став Курбе – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ре­а­лист, автор вы­ска­зы­ва­ния: «Надо ому­жи­чить ис­кус­ство!»

Жан Милле – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-ре­а­лист.

Эду­ард Мане – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец, пред­ше­ствен­ник им­прес­си­о­низ­ма.

Клод Моне – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-им­прес­си­о­нист, автор кар­ти­ны «Впе­чат­ле­ние. Вос­ход солн­ца», став­шей сим­во­лом им­прес­си­о­низ­ма и дав­шей на­зва­ние те­че­нию (от франц. impression – «впе­чат­ле­ние»).

Ка­миль Пис­сар­ро – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-им­прес­си­о­нист, автор мно­го­чис­лен­ных кар­тин о по­все­днев­ной жизни па­риж­ских улиц.

Огюст Ре­ну­ар – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-им­прес­си­о­нист, вос­пел в своих по­лот­нах жен­скую кра­со­ту.

Поль Се­занн – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-пост­им­прес­си­о­нист, ма­стер на­тюр­мор­та.

Поль Гоген – фран­цуз­ский жи­во­пи­сец-пост­им­прес­си­о­нист, автор серии жи­во­пис­ных работ о жизни на ост­ро­ве Таити.

Вин­сент Ван Гог – ни­дер­ланд­ский жи­во­пи­сец-пост­им­прес­си­о­нист, автор но­ва­тор­ской жи­во­пис­ной тех­ни­ки.

Лю­двиг ван Бет­хо­вен – немец­кий ком­по­зи­тор, его про­из­ве­де­ния по-преж­не­му яв­ля­ют­ся од­ни­ми из самых по­пу­ляр­ных в мире.

Франц Шу­берт – ав­стрий­ский ком­по­зи­тор-ро­ман­тик.

Фре­де­рик Шопен – поль­ский ком­по­зи­тор, ко­роль ма­зур­ки.

Джу­зеп­пе Верди – ита­льян­ский ком­по­зи­тор, при­внёс дух ре­а­лиз­ма в опер­ное ис­кус­ство.

Жорж Бизе – фран­цуз­ский ком­по­зи­тор, автор оперы «Кар­мен», став­шей одной из самых по­пу­ляр­ных опер в мире.

Клод Де­бюс­си – фран­цуз­ский ком­по­зи­тор, стре­мил­ся вос­со­здать из­мен­чи­вый облик при­ро­ды.

 

За­клю­че­ние

Ис­кус­ство XIX века от­ра­жа­ет всю про­ти­во­ре­чи­вость этого пе­ри­о­да ис­то­рии, на­пол­нен­но­го со­мне­ни­я­ми, осмыс­ле­ни­ем стре­ми­тель­ных пе­ре­мен в жизни об­ще­ства. Для ис­кус­ства XIX века (осо­бен­но вто­рой его по­ло­ви­ны) ха­рак­тер­но на­ру­ше­ние об­ще­при­знан­ных ка­но­нов, поиск новых форм и новых смыс­лов в ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ре.

 

Па­рал­ле­ли

Жи­во­пись им­прес­си­о­низ­ма на­чи­на­лась с непри­я­тия и на­сме­шек со сто­ро­ны фран­цуз­ской Ака­де­мии ху­до­жеств. Да­ле­ко не сразу, через несколь­ко де­сят­ков лет, жи­во­пис­цы круж­ка им­прес­си­о­ни­стов, сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся во­круг Эду­ар­да Мане, по­лу­чат ми­ро­вое при­зна­ние. По­хо­жая судь­ба у рус­ско­го ху­до­же­ствен­но­го то­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ни­ков, офор­мив­ше­го­ся в 1870 г. в про­ти­во­вес ака­де­ми­че­ской жи­во­пи­си, тре­бо­вав­шей со­блю­де­ния ка­но­нов, обя­за­тель­но­го ис­поль­зо­ва­ния ми­фо­ло­ги­че­ских или биб­лей­ских сю­же­тов. Идей­ным вдох­но­ви­те­лем пе­ре­движ­ни­ков был И.Н. Крам­ской. В от­ли­чие от им­прес­си­о­низ­ма, в ко­то­ром сюжет не иг­ра­ет роли, но ак­цен­ти­ру­ет­ся свет, цвет, воз­душ­ность жи­во­пи­си, слом ка­но­нов у пе­ре­движ­ни­ков боль­ше был свя­зан имен­но с сю­же­том их работ. Пе­ре­движ­ни­ки от­ра­жа­ли в своих кар­ти­нах бес­прав­ное по­ло­же­ние низов об­ще­ства, по­все­днев­ную жизнь про­стых людей, род­ную при­ро­ду, ис­то­рию рус­ско­го на­ро­да. Что при­ме­ча­тель­но, мно­гие из пе­ре­движ­ни­ков (на­при­мер, И.И. Ле­ви­тан, А.И. Ку­ин­джи) сле­до­ва­ли в своём твор­че­стве ве­я­ни­ям им­прес­си­о­низ­ма.

Последнее изменение: Пятница, 4 Май 2018, 17:19