Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

Предыс­то­рия

В XVIII веке един­ствен­ным сред­ством по­лу­че­ния про­пи­та­ния и сырья счи­та­лась земля. Глав­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми энер­гии были де­ре­во и уголь.

Несмот­ря на рас­про­стра­не­ние идей Про­све­ще­ния, на раз­ви­тие науки и тех­ни­ки, про­дол­жи­тель­ность жизни была низ­кой. Сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни в Ев­ро­пе в се­ре­дине XVIII века со­став­ля­ла 37 лет. Часты были эпи­де­мии чумы, тифа, хо­ле­ры, кори. Цен­тра­ми бо­лез­ней были го­ро­да.

Ве­ли­кие гео­гра­фи­че­ские от­кры­тия и раз­ви­тие ми­ро­вой тор­гов­ли от­кры­ли ев­ро­пей­цам новые про­дук­ты: кар­то­фель, кофе, чай, шо­ко­лад, табак.

В конце XVIII века на­чи­на­ю­щий­ся про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот часто встре­чал со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны на­се­ле­ния. До­сти­же­ния тех­ни­че­ско­го про­грес­са ещё не были так оче­вид­ны, а ма­ши­ны и стан­ки вы­зы­ва­ли суе­вер­ный страх.

Со­бы­тия

Транс­порт

1826 г. – за­пуск ом­ни­бус­ной линии во Фран­ции. Ом­ни­бус (кон­ный мно­го­мест­ный пас­са­жир­ский эки­паж) – пер­вый об­ще­ствен­ный транс­порт. Позже был за­ме­нён кон­ным трам­ва­ем.

1880-е гг. – по­яви­лись трам­ваи на элек­три­че­ской тяге.

1863 г. – от­кры­тие в Лон­доне пер­вой линии метро (под­зем­ной же­лез­ной до­ро­ги).

 

Быт

Дома обо­ру­ду­ют­ся осве­ще­ни­ем, отоп­ле­ни­ем, во­до­про­во­дом и ка­на­ли­за­ци­ей. Воз­ник­ли усло­вия для под­дер­жа­ния лич­ной ги­ги­е­ны, что уве­ли­чи­ло про­дол­жи­тель­ность жизни.

1850 г. – Айзек Зин­гер со­здал усо­вер­шен­ство­ван­ную мо­дель швей­ной ма­ши­ны, быст­ро став­шую по­пу­ляр­ной. По­яви­лась воз­мож­ность шить одеж­ду на дому. Одеж­да стала более удоб­ной и раз­но­об­раз­ной.

 

Сред­ства связи

От­кры­тие тех­но­ло­гии про­из­вод­ства де­шё­вой бу­ма­ги сде­ла­ло до­ступ­ным для на­се­ле­ния книги, га­зе­ты и жур­на­лы. Ти­ра­жи пе­чат­ной про­дук­ции уве­ли­чи­ва­ют­ся, всё боль­ше места в пе­ри­о­ди­че­ских из­да­ни­ях за­ни­ма­ет ре­кла­ма.

1840 г. – поч­то­вая ре­фор­ма в Бри­та­нии. Вве­дён еди­ный тариф опла­ты поч­то­вых от­прав­ле­ний. По­яви­лись пер­вые поч­то­вые марки.

1844 г. – про­ло­же­на пер­вая те­ле­граф­ная линия между Ва­шинг­то­ном и Бал­ти­мо­ром (США).

1876 г. – в США за­па­тен­то­ван те­ле­фон Алек­сандра Белла.

1895 г. – изоб­ре­те­ние ра­дио­свя­зи.

Те­ле­граф, те­ле­фон и радио сде­ла­ли воз­мож­ным мол­ние­нос­ную пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции на боль­шие рас­сто­я­ния.

1867 г. – за­па­тен­то­ва­на пи­шу­щая ма­шин­ка. Это изоб­ре­те­ние поз­во­ли­ла го­раз­до быст­рее на­би­рать, вос­про­из­во­дить и ко­пи­ро­вать тек­сты.

 

Досуг

XIX век внёс раз­но­об­ра­зие в увле­че­ния и досуг: по­явил­ся грам­мо­фон для про­слу­ши­ва­ния му­зы­ки, от­кры­ва­ют­ся новые уни­вер­саль­ные ма­га­зи­ны, кафе, ре­сто­ра­ны и ка­ба­ре, те­ат­ры, про­мыш­лен­ные вы­став­ки и ху­до­же­ствен­ные га­ле­реи. В моду вошло ка­та­ние на ве­ло­си­пе­дах.

1839 г. – Луи Да­герр изоб­рёл пер­вый спо­соб фо­то­гра­фи­ро­ва­ния.

1896 г. – про­ве­де­ны пер­вые со­вре­мен­ные Олим­пий­ские игры по ини­ци­а­ти­ве Пьера де Ку­бер­те­на.

 

Участ­ни­ки

Луи Да­герр – фран­цуз­ский ху­дож­ник, химик. Изоб­ре­та­тель фо­то­гра­фии.

Кри­сто­фер Шоулс – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­здал первую се­рий­ную пе­чат­ную ма­шин­ку.

Ро­уленд Хилл – ан­глий­ский учи­тель и ре­фор­ма­тор поч­то­во­го дела. Изоб­рёл поч­то­вые марки.

Томас Эди­сон – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, со­зда­тель элек­три­че­ской лампы.

Пьер де Ку­бер­тен – фран­цуз­ский об­ще­ствен­ный де­я­тель, ини­ци­а­тор воз­рож­де­ния Олим­пий­ских игр.

Айзек Зин­гер – аме­ри­кан­ский изоб­ре­та­тель, ос­но­ва­тель ком­па­нии по про­из­вод­ству швей­ных машин «Зин­гер».

Алек­сандр Белл – аме­ри­кан­ский учё­ный, один из изоб­ре­та­те­лей те­ле­фо­на.

 

За­клю­че­ние

Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли, тех­ни­че­ский про­гресс, ре­а­ли­за­ция пред­при­ни­ма­тель­ских та­лан­тов из­ме­ни­ли по­все­днев­ную жизнь раз­ви­тых стран Ев­ро­пы и Аме­ри­ки до неузна­ва­е­мо­сти.

Ре­во­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния в сфере транс­пор­та и связи сде­ла­ли жизнь ди­на­мич­ной.

Про­из­вод­ство за­ра­бо­та­ло быст­рее, за счёт чего то­ва­ры стали до­ступ­нее, а их ас­сор­ти­мент – раз­но­об­раз­нее. Жизнь стала ком­форт­нее.

 

Па­рал­ле­ли

Стра­ны Во­сто­ка, в XIX веке со­хра­нив­шие тра­ди­ци­он­ный уклад, ис­пы­та­ли вли­я­ние ве­ду­щих стран За­па­да. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к стра­нам, на­хо­див­шим­ся в ко­ло­ни­аль­ной за­ви­си­мо­сти от ев­ро­пей­ских дер­жав, а к концу XIX века почти весь мир был пе­ре­де­лен между стра­на­ми-ко­ло­ни­за­то­ра­ми. Ко­ло­ни­аль­ные за­хва­ты про­мыш­лен­но­го ка­пи­та­лиз­ма сде­ла­ли эти стра­ны ис­точ­ни­ка­ми де­шё­во­го сырья, на­ру­шив мест­ный тра­ди­ци­он­ный уклад и лишив мест­ных ре­мес­лен­ни­ков средств к су­ще­ство­ва­нию. Эта си­ту­а­ция схожа с аг­рар­ной ре­во­лю­ци­ей в Ан­глии, когда мел­кие соб­ствен­ни­ки земли ли­ша­лись средств к су­ще­ство­ва­нию и вы­нуж­де­ны были ста­но­вить­ся на­ём­ны­ми ра­бо­чи­ми. Но есть и раз­ни­ца: в Ан­глии про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот шёл есте­ствен­ным путём и раз­ви­тие фаб­рич­но­го про­из­вод­ства ничем не сдер­жи­ва­лось, тогда как в ко­ло­ни­ях раз­ви­тие про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства было невы­год­но ко­ло­ни­за­то­рам (они нуж­да­лись пре­иму­ще­ствен­но в ис­точ­ни­ках сырья) и на­ме­рен­но тор­мо­зи­лось.

Последнее изменение: Пятница, 4 Май 2018, 17:05