Город в Западной Европе
В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X–XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом средневековых городов связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.
С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колесный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву. Продукты земледелия становились разнообразнее; урожаи выросли более чем вдвое. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута, лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги – это ускорило вспашку земли (рис. 1).
Рис. 1. Колесный плуг
Для изготовления предметов из железа требовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усовершенствовалась плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти.
Поначалу крестьяне сами мастерили нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колесного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умельцы» – знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием. Теперь крестьянин мог обменять часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом.
Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Сюда часто приезжали и поселялись купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в уплату господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы – сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой общества – горожане и новый вид поселения – город (рис. 2).
Рис. 2. Средневековая ярмарка
Для защиты от нападений горожане огораживали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли каменными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.
Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших судоходных рек Рейна и Дуная. В X–XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.
Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как господина оказывалось и все городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле. Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: в первые годы освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег. По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами. В XII–XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов. Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» – общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление – выборный городской совет. Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свободное положение.
Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно: иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын. Средневековые ремесленники гордились своими изделиями: они были для них делом чести. Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы (рис. 3). Подмастерье – работник, уже изучивший ремесло, – за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.
У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы – цехи (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между мастерами по одинаковой цене. Цех заботился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.
Рис. 3. Мастерская ремесленника
Купцы также объединялись в торговые союзы – гильдии (от германского слова «гилле» – пир). На собраниях члены гильдии выбирали руководителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу. Члены гильдии устраивали между собой товарищества, где становились компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций. Торговля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. За проезд через владения феодалов, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины.
Город стал центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами. Натуральное хозяйство в Европе сохранялось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производились для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.
Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) овладели купцы итальянских городов – Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-республиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями кораблей, десятками домов, складами и магазинами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекарских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого человека в насмешку называли «мешком перца».
Важные торговые пути проходили по Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы – от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой. В XIV веке купцы более 70 немецких городов объединились в Ганзу («союз», «товарищество») для защиты своего имущества и вытеснения соперников (рис. 4). Ганза состояла из нескольких филиалов. В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других городах ганзейские купцы имели хорошо укрепленные торговые дворы – фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помещения, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в соседних странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.
Рис. 4. Ганза
Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран. До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюгге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.
Между рядами купеческих лавок стояли столики менял – специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты различного веса и чеканки (рис. 5). Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так менялы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»). Из менял и ростовщиков уже в XIV–XV веках вышли первые владельцы банков. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).
Рис. 5. Менялы