Город в Западной Европе

 В пер­вые сто­ле­тия Сред­не­ве­ко­вья в Ев­ро­пе было мало го­ро­дов, но с X–XI веков их число стало расти. С воз­ник­но­ве­ни­ем и ро­стом сред­невековых го­ро­дов свя­за­ны важ­ней­шие изме­нения в жизни и куль­ту­ре ев­ро­пей­ских на­ро­дов во вре­ме­на рас­цве­та Сред­не­ве­ко­вья.

С XI века, с ро­стом на­се­ле­ния, со­кра­ти­лись про­стран­ства, за­ня­тые ле­са­ми и бо­ло­та­ми. У кре­стьян по­яви­лось боль­ше ору­дий труда, сде­лан­ных хотя бы ча­стич­но из же­ле­за. Шире при­ме­нял­ся тя­же­лый колес­ный плуг с боль­ши­ми ле­ме­ха­ми, ко­то­рый глуб­же вспа­хи­вал почву. Про­дук­ты зем­ле­де­лия ста­но­ви­лись разнооб­разнее; уро­жаи вы­рос­ли более чем вдвое. По­яви­лось много мель­ниц, сна­ча­ла во­дя­ных, а позже вет­ря­ных. В хо­зяй­ствах воз­рос­ло число скота. С XII века, после изоб­ре­те­ния удоб­но­го хо­му­та, ло­ша­дей ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко в во­енном деле, но и для пе­ре­воз­ки гру­зов. Вошли в упо­треб­ле­ние под­ко­вы, сбе­ре­гав­шие ко­пы­та от по­вре­жде­ний. Ло­ша­дей стали впря­гать в плуги – это уско­ри­ло вспаш­ку земли (рис. 1).

Ко­лес­ный плуг

Рис. 1. Ко­лес­ный плуг

Для из­го­тов­ле­ния пред­ме­тов из же­ле­за тре­бовалось много ме­тал­ла. В Ев­ро­пе по­яви­лись шахты. Воз­рос­ла до­бы­ча же­лез­ной руды, усо­вершенствовалась плав­ка и об­ра­бот­ка метал­лов. Боль­ше де­ла­ли те­перь тка­ней из шер­сти.

По­на­ча­лу кре­стьяне сами ма­сте­ри­ли нуж­ные для них и гос­под вещи. Но для изготовле­ния ко­лес­но­го плуга или вы­дел­ки сукна требо­вались слож­ные при­спо­соб­ле­ния, осо­бые зна­ния и на­вы­ки. В де­ревне вы­де­ля­лись «умель­цы» – зна­то­ки ре­мес­ла, ко­то­рое ста­но­ви­лось их глав­ным за­ня­ти­ем. Те­перь кре­стья­нин мог об­ме­нять часть про­дуктов на из­де­лия ре­мес­лен­ни­ков. Ремеслен­ник мог про­кор­мить­ся своим ре­меслом.

Мно­гие ре­месленники убе­га­ли из де­ре­вень, спа­са­ясь от своих гос­под, или пе­ре­хо­ди­ли с места на место в по­ис­ках ра­бо­ты. По­се­ле­ния ре­мес­лен­ни­ков воз­ни­ка­ли на пе­ре­крест­ках дорог, у реч­ных пе­ре­прав, вб­ли­зи удоб­ных мор­ских га­ва­ней, у стен боль­ших мо­на­сты­рей и зам­ков фе­о­да­лов, около ре­зи­ден­ций ко­ро­ля, епи­ско­па, правите­ля об­ла­сти. Сюда час­то при­ез­жа­ли и по­се­ля­лись купцы. Из ближай­ших де­ре­вень при­хо­ди­ли кре­стьяне, чтобы про­дать про­дук­ты сель­ско­го хо­зяй­ства и ку­пить нуж­ные вещи или со­брать день­ги в упла­ту гос­по­ди­ну. В этих ме­стах ре­мес­лен­ни­ки могли про­дать свои из­де­лия и ку­пить сырье, тор­гов­цы – сбыть при­ве­зен­ный и при­об­ре­сти новый товар. Так по­явил­ся новый слой обще­ства – го­ро­жане и новый вид по­се­ле­ния – город (рис. 2).

Сред­не­ве­ко­вая яр­мар­ка

Рис. 2. Сред­не­ве­ко­вая яр­мар­ка

Для за­щи­ты от на­па­де­ний го­ро­жане огора­живали свой по­се­лок рвом, валом и ча­сто­ко­лом на­вер­ху. Эти укреп­ле­ния позже за­ме­ня­ли ка­менными сте­на­ми. Войти в город можно было толь­ко по подъ­ем­но­му мосту через мас­сив­ные во­ро­та, все­гда зорко охра­няв­ши­е­ся стра­жей. Лишь боль­шо­му вой­ску, имев­ше­му осад­ные ору­дия, было под силу штур­мо­вать го­род­ские укреп­ле­ния.

Рань­ше всего, уже в IX веке, воз­ро­ди­лись древ­ние и возник­ли новые го­ро­да в Ита­лии и на юге Фран­ции. Воз­ник­ло много го­ро­дов по бе­ре­гам боль­ших су­доходных рек Рейна и Дуная. В X–XI веках по­яви­лись горо­да и в дру­гих стра­нах Запад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы.

Где бы ни воз­ни­кал город, он ока­зы­вал­ся на земле ко­ро­ля или дру­го­го фе­о­да­ла, мо­на­сты­ря. Замок се­ньо­ра, где раз­ме­щал­ся его двор с вас­са­ла­ми и слу­га­ми, воз­вы­шал­ся над го­ро­дом. Под вла­стью этого се­ньо­ра как госпо­дина ока­зы­ва­лось и все город­ское на­се­ле­ние. Бы­ва­ло, что ко­роль жа­ло­вал вас­са­лу за служ­бу или мо­на­сты­рю часть го­ро­да, рас­по­ло­жен­но­го на его земле. Сна­ча­ла се­ньо­ры покрови­тельствовали «своим» го­ро­дам: в пер­вые годы осво­бож­да­ли пе­реселенцев от пла­те­жей и дава­ли ры­ноч­ные при­ви­ле­гии. Осо­бенно по­кро­ви­тель­ство­ва­ли го­родам ко­ро­ли, видя в них источ­ники на­лич­ных денег. По мере того как го­ро­да рос­ли и бо­га­те­ли, се­ньо­ры стара­лись по­лу­чить от них боль­ше до­хо­дов. Они су­ди­ли го­ро­жан, взи­ма­ли с них по­шли­ны, судеб­ные штра­фы, об­ро­ки ре­мес­лен­ны­ми из­де­ли­я­ми, день­га­ми и то­ва­ра­ми. В XII–XIII веках борь­ба го­ро­дов с се­ньо­ра­ми про­ис­хо­ди­ла во всех стра­нах За­падной Ев­ро­пы. Одни го­ро­да до­би­ва­лись неза­висимости в ре­зуль­та­те вос­ста­ний и дол­гих войн, дру­гие от­ку­па­лись от се­ньо­ра, ограничи­вали их права. Но мно­же­ство мел­ких го­ро­дов так и оста­лось под вла­стью фе­о­да­лов. Го­ро­да, осво­бо­див­ши­е­ся от вла­сти се­ньо­ров, во Фран­ции и в Се­вер­ной Ита­лии на­зы­ва­лись ком­му­на­ми (от ла­тин­ско­го слова «ком­му­нис» – общий). За­во­е­вав неза­ви­си­мость, го­ро­жане со­здавали са­мо­управ­ле­ние – вы­бор­ный городс­кой совет. Если кре­стья­ни­ну, убе­жавшему от сво­е­го гос­по­ди­на, уда­ва­лось про­жить в го­ро­де «год и день», он ста­но­вил­ся сво­бодным че­ло­ве­ком. Неда­ром в Сред­ние века сло­жи­лась по­го­вор­ка: «Го­род­ской воз­дух де­ла­ет сво­бод­ным». Лич­ная сво­бо­да при­вле­ка­ла в го­ро­да людей из де­рев­ни. Мно­гие кре­стьяне по­лу­чи­ли в го­ро­дах новые про­фес­сии и свобод­ное по­ло­же­ние.

Го­род­ские ре­мес­лен­ни­ки про­из­во­ди­ли свои из­де­лия в ма­леньких ма­стер­ских, обыч­но в своем же доме. Все де­ла­лось вруч­ную, с по­мо­щью самых про­стых при­спо­соб­ле­ний, и очень тща­тель­но: ина­че ма­стер терял кли­ен­тов. Спе­ци­аль­ность отца и сек­ре­ты ма­стер­ства обыч­но на­сле­до­вал сын. Сред­не­ве­ко­вые ре­мес­лен­ни­ки гор­ди­лись свои­ми из­де­ли­я­ми: они были для них делом чести. Хо­зя­и­ном и глав­ным ра­бот­ни­ком в мастер­ской был ма­стер; он же при­ни­мал за­ка­зы по­купателей, позд­нее сбы­вал свой товар на рын­ке. Ему по­мо­га­ли уче­ни­ки и под­ма­сте­рья. Чтобы овла­деть ма­стер­ством, нужно было учить­ся от двух до вось­ми лет. От­давая сына в обу­че­ние, отец остав­лял его на мно­гие годы в доме ма­сте­ра, где уче­ник выпол­нял и под­соб­ные ра­бо­ты (рис. 3). Под­ма­сте­рье – ра­бот­ник, уже изу­чив­ший ре­мес­ло, – за свой труд по­лу­чал за­ра­бот­ную плату. На­ко­пив необ­хо­ди­мую сумму денег, либо же­нив­шись на хо­зяй­ской до­че­ри или вдо­ве, под­ма­сте­рье мог от­крыть свою ма­стер­скую и стать ма­сте­ром. Но он дол­жен был вы­дер­жать труд­ный эк­за­мен: на соб­ствен­ные сред­ства из­готовить ше­девр – луч­ший об­ра­зец из­де­лия.

У ремес­ленников было много общих ин­те­ре­сов: повы­сить свою ре­пу­та­цию на рынке, огра­дить себя от со­пер­ни­че­ства сель­ских и дру­гих при­ез­жих ре­мес­лен­ни­ков, бо­роть­ся за при­ви­ле­гии и за уча­стие в управ­ле­нии го­ро­дом. Неред­ко они се­лились рядом, со­зда­вая свои улицы. Ма­сте­ра-ре­мес­лен­ни­ки одной спе­ци­аль­но­сти, проживав­шие в одном го­ро­де, часто объ­еди­ня­лись в со­юзы – цехи (хотя да­ле­ко не во всех го­ро­дах). На общем со­бра­нии ма­сте­ра при­ни­ма­ли ус­тав – пра­ви­ла, обя­за­тель­ные для всех чле­нов цеха: де­лать вещи по еди­но­му об­раз­цу, иметь не более доз­во­лен­но­го числа стан­ков, уче­ни­ков и под­ма­сте­рьев, не пе­ре­ма­ни­вать друг у друга по­ку­па­те­лей, уче­ни­ков и под­ма­сте­рьев. Устав за­пре­щал ра­бо­ту в празд­ни­ки и «при све­чах». Цех пред­пи­сы­вал про­даж­ную цену из­де­лий и за­ра­бот­ную плату для под­ма­сте­рьев, неред­ко за­ку­пал сырьё и рас­пре­де­лял его между масте­рами по оди­на­ко­вой цене. Цех забо­тился, чтобы из­де­лия были вы­со­ко­го ка­че­ства. Из­би­ра­е­мые ма­сте­ра­ми стар­ши­ны сле­ди­ли за со­блю­де­ни­ем уста­ва и на­ка­зы­ва­ли наруши­телей. Если лон­дон­ский пе­карь про­да­вал булку непол­но­го веса, его во­зи­ли по го­ро­ду в клет­ке на все­об­щее осме­я­ние. В Па­ри­же и мно­гих дру­гих го­ро­дах из­де­лия низ­ко­го ка­че­ства вы­ставляли у по­зор­но­го стол­ба на ры­ноч­ной пло­щади. Члены цеха устра­и­ва­ли сов­мест­ные празд­ни­ки (само слово «цех» сна­ча­ла озна­ча­ло «пи­руш­ка»), участво­вали в сва­деб­ных тор­же­ствах ма­сте­ра, присут­ствовали при кре­ще­нии его детей, про­во­жа­ли чле­нов семьи ма­сте­ра в по­след­ний путь, со­об­ща ту­ши­ли по­жа­ры. Цех по­мо­гал боль­ным, впав­шим в нужду ре­мес­лен­ни­кам, оси­ро­тев­шим се­мьям ма­сте­ров.

Ма­стер­ская ре­мес­лен­ни­ка

Рис. 3. Ма­стер­ская ре­мес­лен­ни­ка

Купцы также объ­еди­ня­лись в тор­го­вые союзы – гиль­дии (от гер­ман­ско­го слова «гилле» – пир). На со­бра­ни­ях члены гиль­дии вы­би­ра­ли руко­водителей, на­ни­ма­ли охра­ну, из общей казны по­мо­га­ли друг другу. Члены гиль­дии устраива­ли между собой то­ва­ри­ще­ства, где станови­лись ком­па­ньо­на­ми для со­вер­ше­ния одной или несколь­ких тор­го­вых опе­ра­ций. Торгов­ля в Сред­ние века была вы­год­ным, но очень труд­ным и опас­ным делом. За про­езд через вла­де­ния фе­о­да­лов, за поль­зование мо­ста­ми и пе­ре­пра­ва­ми при­хо­ди­лось много раз пла­тить по­шли­ны.

Город стал цен­тром тор­го­во­го об­ме­на не толь­ко с окружав­шей его мест­но­стью, но и с дру­ги­ми го­ро­да­ми, от­дель­ны­ми зем­ля­ми, с дру­ги­ми стра­на­ми. На­ту­раль­ное хо­зяй­ство в Ев­ро­пе сохраня­лось. Но по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось и то­вар­ное хо­зяй­ство, при ко­то­ром из­де­лия производи­лись для про­да­жи на рынке и об­ме­ни­ва­лись, в том числе при по­сред­стве денег.

Вы­год­ны­ми тор­го­вы­ми пу­тя­ми на Во­сток (к пор­там Сирии и Егип­та, Крыма и Кав­ка­за) ов­ладели купцы ита­льян­ских го­ро­дов – Ве­не­ции и Генуи. Эти го­ро­да сто­ле­ти­я­ми со­пер­ни­ча­ли и во­е­ва­ли с Ви­зан­ти­ей и друг с дру­гом. Ве­не­ция и Генуя были са­мо­сто­я­тель­ны­ми городами-рес­публиками, в ко­то­рых власть при­над­ле­жа­ла бо­га­тым куп­цам, вла­дев­шим фло­ти­ли­я­ми ко­раблей, де­сят­ка­ми домов, скла­да­ми и магази­нами. На Во­сто­ке купцы при­об­ре­та­ли при­быль­ные пред­ме­ты рос­ко­ши и пря­но­сти для бо­га­тых ев­ро­пей­цев. Пря­но­сти взве­ши­ва­ли на аптекар­ских весах и про­да­ва­ли неболь­ши­ми пор­ци­я­ми. Неда­ром в Сред­ние века очень бо­га­то­го челове­ка в на­смеш­ку на­зы­ва­ли «меш­ком перца».

Важ­ные тор­го­вые пути про­хо­ди­ли по Север­ному и Бал­тий­ско­му морям – к Во­сточ­ной Ев­ро­пе. Здесь пре­об­ла­да­ли дру­гие то­ва­ры: соль, меха, шерсть, воск, лес, же­ле­зо. Этой тор­гов­лей были за­ня­ты купцы го­ро­дов и стран Се­вер­ной Ев­ро­пы – от Нов­го­ро­да на Руси до Лон­до­на. Цен­тром се­вер­ной тор­гов­ли был город Брюг­ге с его огром­ной меж­ду­на­род­ной яр­мар­кой. В XIV веке купцы более 70 немец­ких горо­дов объ­еди­ни­лись в Ганзу («союз», «товарище­ство») для за­щи­ты сво­е­го иму­ще­ства и вытес­нения со­пер­ни­ков (рис. 4). Ганза со­сто­я­ла из несколь­ких фи­ли­а­лов. В Нов­го­ро­де, Брюг­ге, Лон­доне и дру­гих го­родах ган­зей­ские купцы имели хо­ро­шо укреп­ленные тор­го­вые дворы – фак­то­рии. В таком дворе воз­во­ди­ли жилые и слу­жеб­ные помеще­ния, ам­ба­ры, скла­ды, цер­ковь. Рас­по­ла­гая боль­шим фло­том, Ганза часто силой ору­жия до­би­ва­лась вы­год­ных усло­вий тор­гов­ли в сосед­них стра­нах, по­дав­ля­ла пи­ра­тов, и до конца XV века Се­вер­ная Ганза фак­ти­че­ски господ­ствовала в Бал­тий­ском тор­го­вом ре­ги­оне как эко­но­ми­че­ски, так и по­ли­ти­че­ски.

Ганза

Рис. 4. Ганза

Са­мы­ми ожив­лен­ны­ми ме­ста­ми тор­гов­ли в Ев­ро­пе были яр­мар­ки, в ко­то­рых при­ни­ма­ли уча­стие сотни круп­ных куп­цов из раз­ных стран. До конца XIII века наи­бо­лее из­вест­ны­ми были яр­мар­ки в граф­стве Шам­пань на се­ве­ро-во­сто­ке Фран­ции. Они про­дол­жа­лись почти круг­лый год. Затем их сме­ни­ла яр­мар­ка в Брюг­ге. На меж­ду­на­род­ных яр­мар­ках тор­го­ва­ли то­ва­ра­ми как со всей Ев­ро­пы, так и с Во­сто­ка.

Между ря­да­ми ку­пе­че­ских лавок сто­я­ли столи­ки менял – спе­ци­а­ли­стов по де­неж­ным делам: ведь в каж­дой стране были в ходу мо­не­ты раз­личного веса и че­кан­ки (рис. 5). Ме­ня­лы также да­ва­ли день­ги в долг под вы­со­кий про­цент. Так меня­лы ста­но­ви­лись ро­стов­щи­ка­ми (у них день­ги как бы «росли»). Из менял и ро­стов­щи­ков уже в XIV–XV веках вышли пер­вые вла­дель­цы бан­ков. В руках куп­цов и бан­ки­ров на­кап­ли­ва­лись боль­шие бо­гат­ства. Неред­ко они да­ва­ли круп­ные суммы в долг ко­ро­лям и фе­о­да­лам. Самые пер­вые банки воз­ник­ли в Се­вер­ной Ита­лии, в Лом­бар­дии (от­ку­да пошло слово «лом­бард»).

Ме­ня­лы

Рис. 5. Ме­ня­лы

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:09